Трансформация лидерства: изменения, вызовы и тренды современного мира

Успешному бизнес-лидеру необходимо понимать, какая трансформация бизнеса произошла на стыке XX и XXI века, насколько она носит глубокий и фундаментальный характер.

Глобальные изменения в обществе на рубеже веков

  • Информация. Информация из инструмента, используемого при принятии управленческих решений, превратилась в один из главных внутренних элементов бизнес-модели, определяющих конкурентоспособность компании, и внешних – определяющих капитализацию и репутацию компании.
  • Конкуренция. Конкуренция и бизнес в результате тотальной информационной прозрачности из множества локально-ориентированных концепций превратились в одну глобальную.
  • Человеческий капитал. Люди, работники, персонал – превратились из придатка к технологическим процессам в ключевой фактор качества реализации управленческих стратегий, зачастую играющий решающую роль в достижении конкурентного преимущества.
  • Общественная мораль. Изменения в содержании общественной морали и информационной прозрачности привели к переносу оценки личности лидера и его моральных качеств на бренд компании и последствия принимаемых управленческих решений.

Для успешной реализации своей миссии бизнес-лидеру необходимо учитывать эти изменения, не только при оценке последствий принимаемых решений, но и при выстраивании карьерной траектории.

Современные вызовы в бизнесе

Трансформация парадигмы конкуренции. Технологическая и информационная революции привели к тому, что большинство бизнесов получили возможность масштабировать деятельность до глобальных масштабов. Это дало лидерам, с одной стороны, возможность выхода на глобальные рынки, а с другой – привело к необходимости проектировать изменения таким образом, чтобы компания была готова на каждом этапе развития выиграть в борьбе с неограниченным числом конкурентов.

Из этого вытекает первое требование к бизнес-лидеру: миссия компании, которая не предусматривает стремления к глобальному лидерству, не приведет к успеху. Поэтому в основе проектирования изменений должна лежать цель достижения глобального лидерства.

Влияние информации. Рост влияния информации на конечный результат деятельности компании предъявляет новые требования к подходу в управлении информационными потоками. Во внутреннем контуре качество обработки и анализа информации позволяет резко повысить эффективность бизнес-процессов. Во внешнем контуре дает возможность управлять репутацией компании, что, в свою очередь, влияет на условия взаимоотношений с партнерами и коммерческие преференции новых контрактов.

Второе требование к бизнес-лидеру: максимально интегрировать всю имеющуюся информацию в бизнес-процессы и на регулярной основе раскрывать существенную информацию для стейкхолдеров, чтобы прогнозировать будущие рыночные позиции и капитализацию компании.

Человеческий фактор. В XXI веке изменился подход к управлению персоналом из категории «управление ресурсами» к категории «вовлечение и управление развитием потенциала». Это произошло вследствие перехода технологических решений на такой уровень, когда стало возможно не только сопровождение, но и оперативное управление технологическими процессами с целью повышения их эффективности. Кроме того, количество факторов, которые необходимо учитывать при принятии решений и скорость их изменений, делают физически невозможным их обработку одним человеком, сколь выдающимися бы не были его интеллектуальные способности.

Третье требование к бизнес-лидеру заключается в том, что только при формировании активно думающей и активно действующей команды, имеющей достаточную степень свободы в проектировании действий и выборе стратегии, а также создании условий для раскрытия потенциала каждого из членов команды, возможен выход на прорывные решения, выводящие бизнес на новый уровень.

Общественная мораль. Изменение общественной морали отражает социальные изменения в обществе и, применительно к рассматриваемому вопросу – ситуацию, когда условная «стеклянная» стена, разделявшая «внутреннюю кухню» компании и внешний мир, рухнула.

Общество рассматривает любой бизнес, от локального до глобального, как неотъемлемую часть себя. И проецирует на компанию свои моральные критерии. На руководителя, как первое лицо компании, направлено все внимание, все повышенные требования и претензии социума к бизнесу. Таким образом, лидер берет на себя тяжелое бремя: быть вдохновителем и идеологом в дни побед, но быть громоотводом и в некотором смысле жертвой в моменты кризиса.

Четвертое требование к бизнес-лидеру: перед принятием решения о лидерстве любому руководителю необходимо понимать и принимать последствия. Это оферта, которую невозможно отозвать.

Персональная оценка лидерства XXI века

Каждое управленческое решение – это всегда отыскание баланса интересов всех заинтересованных сторон. А таких сторон, с учетом взаимопроникновения бизнеса и общественных интересов, с каждым днем становится все больше. Такое большое число интересантов и соперников порождает огромную инерцию сопротивления каким-либо изменениям. Поэтому лидеру, чтобы добиваться необходимых изменений, необходимо:

  • Создавать сопоставимую критическую массу поддержки своих решений, при этом такая критическая масса появляется только при вовлечении в изменения всего человеческого капитала.
  • Формировать среду и способствовать полному раскрытию интеллектуального потенциала своей команды, давать возможность членам команды не только идти за собой, но и самим активно участвовать в определении маршрута изменений.
  • Вдохновлять команду реформ личным примером и демонстрировать способность возглавлять поход и принимать на себя главные удары на протяжении всего времени.
  • Вооружить команду реформ знанием самой современной информации, сделать эту информацию элементом бизнес-модели и превратить бизнес в платформу, открытую коммуникациям с неограниченным кругом пользователей.

Но и этого недостаточно. Ведь любое подобное управленческое решение на самом высоком уровне – это прежде всего моральный выбор. Невозможно принять такое решение, чтобы оно удовлетворило моральные запросы всех действующих лиц. Потому что в нынешних условиях все действующие лица – это, практически, все общество. Получается, лидер должен обладать глубокой внутренней убежденностью и четким пониманием внутренней черты, через которую нельзя переступать ни при каких обстоятельствах и ни за какое вознаграждение.

Последний тренд: взаиморазвитие общества и бизнеса

Способность чувствовать и находить баланс в отношениях бизнеса и общества оставляет для лидера и компании, которую он возглавляет, возможность сохранения потенциала роста. Но без развития общества этот рост всегда конечен. А способность находить решения, которые развивают не только компанию, но и улучшают общество, создает возможность практически безграничного развития компании.

На наших глазах развивается кейс Илона Маска, который не просто создает новый бизнес, дающий обществу новый импульс развития. Он создает новые миры не только для бизнеса, но и, в первую очередь, для общества. Потому что любой бизнес имеет смысл только тогда, когда есть общество, заинтересованное в его продукте.

Мы наблюдаем удивительную картину параллельного и взаимного развития общества и бизнеса, появления новых ниш и новых лидеров, которые, в свою очередь, двигают общество вперед.

Трансформация общества и лидерства, которая началась с приходом информационной революции, не останавливается и формирует очередное новое требование: лидерство должно быть не просто глобальным с точки зрения воздействия бизнеса на общество, оно должно способствовать глобальным изменениям в самом обществе.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Москва

В целом с визионерским видением и трендами можно согласиться.

Но при этом заметен забавный эффект. Представим себе пример локального бизнеса - палатка на рынке. Канонический пример, так сказать. Люди на земле и делают деньги.

Представим у них стратегию глобального лидерства, ИТ стратегию на основе AI, ML, BigData, стратегию использования талантов в традициях бирюзовых компаний, да ещё и моральное лидерство и пример взаимодействия с обществом в духе Илона Маска.

Отсмеявшись над получившейся картиной бизнес - детства очередного Чичваркина, замечу - всё-таки для подобных трендов и идей стоит более чётко определять контекст и сферу применения.

Не всем бизнесам нужны глобальные стратегии, продвинутое ИТ, работа с талантами и Social Relations как у крупных корпораций. Кому-то и работать таки надо. Пирожки печь, стирать, готовить, кормить нас, арбузы продавать...

Тут, мне кажется, важно эту грань найти. А то и правда сплошь и рядом наблюдаем визионеров в палатках на рынке (там где работать надо) и перекидывание угля лопатой как на рынке в офисах крупных корпораций - где как раз стоило бы подумать и проявить визионерство...

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Андрей, с Вами сложно не согласиться!

Мне представляется, что критерий прост - это параметры рынка присутствия. Если это рынок в прямом понимании (набор палаток и контейнеров), то глобальность понимается в пределах этой локации. Но вы должны оценивать ее всю, а не только свой ряд. Так вы сможете оценить все угрозы и возможности. И стать глобальным игроком на локальном рынке.

Все как в старой притче:

Открылась портновская мастерская в небольшом городке. Над ней появилась вывеска: "Лучший портной в этом городе". 

Вкоре рядом открылась еще одна. Над ней появилась вывеска "Лучший портной в мире".

Посмотрел на это старый мастер, который располагался поблизости. Подумал.. и написал у себя на вывеске: "Лучший портной на этой улице" :).

Генеральный директор, Москва

А способность находить решения, которые развивают не только компанию, но и улучшают общество, создает возможность практически безграничного развития компании.

Насколько можно понять, сам факт разговора о решении подразумевает наличие проблемы - явной или неявной. Проблемы есть и будут, решения для них будут предлагаться. Рынок в его текущей версии определит, кто и какие проблемы действительно решает - лучше или хуже.

Как это связано с улучшением общества? Кто может делать такие выводы? Что в практическом плане означает идея безграничного развития компании?

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Лидер от наличия или отсутствия мобильного телефона не меняется.

В чём разница ежду Илоном Маском и Генри Фордом?

Нач. отдела, зам. руководителя, Беларусь

Почему-то меня уже не удивляет, что любая статья о лидерстве состоит из бессмысленного набора лозунгов. 

Информация может быть элементом бизнес модели только если вы её торгуете. В остальном ничего не изменилось - на основе анализа информации руководители принимают управленческие решения. Ничего нового.

Про конкуренцию вообще не понятно. Где автор видел тотальную информационную прозрачность? Что это вообще значит?

Про людей сейчас модно говорить так: Мы автоматизируем этот процесс для того, чтобы исключить человеческий фактор.Что это как не превращение человека в придаток технологии?

И так далее. 

Чем больше читаю статей, которые пишут разные топы и CEO, тем страшнее жить. Кого вы пытаетесь обмануть вот этим всем набором слов?

Нач. отдела, зам. руководителя, Пенза

Насколько я поняла, рассмотрен пример трансформации конкурентного лидерства "американского" образца, который внедрёни в России (к счастью, не везде прижился).
А как же быть с английским, восточным, японския пониманием этого понятия? 

Вице-президент, зам. гендиректора, Москва
Андрей Федотов пишет:

В целом с визионерским видением и трендами можно согласиться.

Но при этом заметен забавный эффект. Представим себе пример локального бизнеса - палатка на рынке. Канонический пример, так сказать. Люди на земле и делают деньги.

Представим у них стратегию глобального лидерства, ИТ стратегию на основе AI, ML, BigData, стратегию использования талантов в традициях бирюзовых компаний, да ещё и моральное лидерство и пример взаимодействия с обществом в духе Илона Маска.

Отсмеявшись над получившейся картиной бизнес - детства очередного Чичваркина, замечу - всё-таки для подобных трендов и идей стоит более чётко определять контекст и сферу применения.

Не всем бизнесам нужны глобальные стратегии, продвинутое ИТ, работа с талантами и Social Relations как у крупных корпораций. Кому-то и работать таки надо. Пирожки печь, стирать, готовить, кормить нас, арбузы продавать...

Тут, мне кажется, важно эту грань найти. А то и правда сплошь и рядом наблюдаем визионеров в палатках на рынке (там где работать надо) и перекидывание угля лопатой как на рынке в офисах крупных корпораций - где как раз стоило бы подумать и проявить визионерство...

Таки палатка с шаурмой это не бизнес, сеть шаурмичных - да, причём ей уже все современные инструменты нужны. Посмотрите на Додо-пиццу или на Палыча - если есть амбиции, то маленькая лавка на окраине Вселенной превращается в Единорога, чего желаю и Палыча и Доло-пицце 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

"Общество рассматривает любой бизнес, от локального до глобального, как неотъемлемую часть себя." - шиш с маслом этому "обществу". пусть само что то создаёт - и уже это считает своей неотъемлемой частью. А то как что то делать - так никого, а кака считать своим - все

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Дмитрий Шуминский пишет:
Почему-то меня уже не удивляет, что любая статья о лидерстве состоит из бессмысленного набора лозунгов.  Информация может быть элементом бизнес модели только если вы её торгуете. В остальном ничего не изменилось - на основе анализа информации руководители принимают управленческие решения. Ничего нового. Про конкуренцию вообще не понятно. Где автор видел тотальную информационную прозрачность? Что это вообще значит?

Этот текст прекрасен своим современным подходом к бизннсу. Кто то когда то сказал что цель бизнеса - прибыль? Он безнадёжно устарел. Цель бизнеса - красота. Чтобы "общество" рукоплескало и восторгалось. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

 "лидер должен обладать глубокой внутренней убежденностью и четким пониманием внутренней черты, через которую нельзя переступать ни при каких обстоятельствах и ни за какое вознаграждение." - эта черта называется "действующее законодательство". И никак иначе

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.