Принципы мужского и женского лидерства: объединять нельзя разделять

В России до революции никакая карьера для женщин была невозможна. Мало кто из них добивался каких-либо заметных успехов в политике, предпринимательстве. Крупные бизнес-активы они получали чаще всего по наследству. Известны факты, когда Аврора Демидова после смерти мужа успешно управляла доставшимися ей заводами, Варвара Морозова, овдовев, встала во главе Тверской мануфактуры хлопчатобумажных тканей. Но эти примеры скорее исключение из правил, по которым уделом женщин в те годы было лишь рождение и воспитание детей, обустройство дома, обслуживание мужчин, «хозяев» жизни.

Такое положение дел устраивало далеко не всех, и с развитием капитализма в Европе началось движение женщин за свои права, против дискриминации во всех сферах жизни. Они устали терпеть несправедливое отношение к себе как к низшему классу. В конце XIX – начале XX века суфражистки выходили на митинги с лозунгами о равенстве мужчин и женщин, стремились к лидерским позициям в науке, политике, бизнесе.  

Традиционные модели лидерства

Лидер – это человек, способный взять на себя ответственность и вести за собой группу людей к достижению общей цели. Идеи лидера становятся приоритетными для многих. Традиционные модели лидерства опираются на иерархию в отношениях. Система строится таким образом, что силу и власть выявляет статус. 

Лидер находится на вершине иерархической лестницы и принимает ключевые решения. Они спускаются вниз, где от человека требуется беспрекословное исполнение установленных наверху правил, железная дисциплина. Такие модели лидерства больше характерны для мужчин, когда культивируются идеи о том, что «результат оправдывает средства» и «победителей не судят». Однако такой подход хорош лишь в некоторых случаях, например, в кризисных ситуациях, когда нужно быстро принимать решения, или когда поступают указания от более высокого руководителя.

Женский и мужской типы лидерства

Лет 50 назад бытовало мнение, что женщина не может быть хорошим руководителем. Однако в XXI веке общественное мнение начало поворачиваться в сторону гендерного равенства, а в руководстве различных компаний стали появляться женщины-лидеры. Двенадцать из двухсот крупнейших частных компаний России возглавляют женщины. Это, например, всем известные «Рольф» и Wildberries. Даже владельцы крупных международных корпораций пересмотрели свое отношение к этому вопросу.

Обсуждая женский и мужской потенциал лидерства ученые различных специальностей согласились, что у женщины меньше шансов стать лидером в какой-либо сфере. Такая ситуация складывается, в основном, под влиянием стереотипов о роли женщины в обществе. Хотя исследования психологов доказывают больший лидерский потенциал именно у женщин.

В 2011 году Джеком Зенгером и Джозефом Фолкманом, специалистами по вопросам развития бизнеса были проведены исследования, которые показали, что у женщин, действительно, есть отличные лидерские навыки. Это не только традиционно «женские» качества: способность выстроить здоровые продуктивные отношения, умение замотивировать сотрудников, нацеленность на удовлетворение запросов клиентов. К удивлению исследователей, женщины оказались сильнее мужчин нацелены на результат и готовы к проявлению инициативы. Раньше эти качества традиционно приписывали мужчинам. Они же опередили женщин только в умении выстраивать стратегию развития.

Можно сделать вывод, что женщины способны быть хорошими управленцами, так как могут более эффективно влиять на результат.

Женский и мужской стили управления отличаются друг от друга тем, что первый больше ориентирован на взаимоотношения между людьми, а второй – на выполнение конкретной задачи. Можно сказать, что мужчина «создает команду» и управляет ею, то есть он – менеджер. Женщина же «строит семью», и заботится о том, чтобы в ней каждому было комфортно. Так действует лидер. Это, как правило, выстраивание долгосрочных отношений и более детальный подход при решении бизнес-задач.

В сегодняшнем бизнес-сообществе ценятся налаживание и поддержание связей с партнерами, умение искать точки соприкосновения и договариваться, принимать решения, учитывая все мнения и потребности других. В таких условиях женщина-руководитель действует более эффективно в силу своей гибкости, открытости, внимания к деталям.

В результате многолетнего преобладания в бизнесе лидеров-мужчин мы получили общество со множеством сложностей: от проблем с экологией до повышенного уровня стресса у людей. Можно ли вести бизнес, опираясь на эмпатию, доброту, креативность и взаимопомощь? Оказывается, да, если вместе с этими качествами руководитель будет обладать стратегическим мышлением, а в основе решений опираться на логику, а не на эмоции.

Этому посвящены многие работы современных исследователей и практиков, например, книга «Сила Шакти. Единение женской и мужской энергии в бизнесе». Авторы, маркетолог Раджендра Сисодиа и специалист по трансформационным методикам Нилима Бхат, объясняют, что в современном мире успешным станет бизнес, во главе которого стоит лидер, сочетающий в себе принципы мужского и женского лидерства.

Заключение

В жизни редко можно встретить руководителя, который гармонично несет в себе и мужские черты, такие как напористость, целеустремленность, активность, жесткость в отстаивании своих интересов, и женские – заботу о сотрудниках, быстрый гибкий ум, умение подстраиваться под изменившиеся условия, внимание к мелочам. Современному бизнесмену, особенно в условиях кризиса, стоит поработать над развитием качеств, которых ему не хватает. Тогда он сможет стать настоящим лидером и повести за собой.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

Лидер находится на вершине иерархической лестницы и принимает ключевые решения. Они спускаются вниз, где от человека требуется беспрекословное исполнение установленных наверху правил, железная дисциплина. Такие модели лидерства больше характерны для мужчин, когда культивируются идеи о том, что «результат оправдывает средства» и «победителей не судят». 

Такие модели характерны не для мужчин,а для иерархических организаций.

Преподаватель, Украина

Красиво построена статья, но не стоит "скатываться" к параллельной дискуссии о тяжелой роли женщины-руководителя в "мужском" мире (маленький штришек - в 2010 г. в тогдашнем Днепропетровске более 50% строительных фирм возглавляли женщины). Если речь и идет о типах лидерства, то оно зависит не от пола, а от типа культуры (как это демонстрировал в своих исследованиях Хофстед в показателе MA - masculinity), и на этом основываются все последующие исследования (на которые, частично ссылается автор). Но, есть одно "но" - практически все исследования носят статический характер (По Хофстеду Япония "мужская" культура, Россия, точнее, СССР - "женская"), а культура изменянтся с течением времени, особенно в современной среде

Воленс-ноленс, на протяжении 15 лет я проводил исследования по методике Хофстеда в Украине, и вот, что у меня получилось, в частности, в показателе МА:

                     1990     1996      2000      2004    2008     2010

professionals  40 L      56 M      57 M     54 M   68 H      74 H          (age 30-40 years)
students          40 L     54  M      52 M    62 H    71 H      72 H          (age 20-22 years)

Другие показатели культуры (дистанцирование от власти, избежание неопределенности, индивидуализм) также сильно модифицировались.

И здесь опять же проявляется (в иной форме) разрыв теории и практики: "Гладко было на бумаге, да забыли про овраги - а по ним ходить". 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Пандемия больше повлияла на занятость женщин, чем мужчин

В 24 странах сокращение занятости женщин достигло 3,4%.

Большинство профессионалов довольны работой с коучами

62% сотрудников прорабатывают с коучем личную эффективность, 30% решают карьерные вопросы.

Каждый пятый россиянин планирует стать айтишником в 2022 году

В топ-3 специалистов, которые к началу опроса прошли переобучение для работы в сфере IT, попали экономисты, менеджеры и аналитики. 

Завершился региональный этап Всероссийского конкурса молодых IT-предпринимателей

В общей сложности среди участников конкурса 833 команды из 212 образовательных организаций.