Нет самооценки - нет ответственности, или Как воспитать сотрудников мечты?

Для многих руководителей и специалистов HR стоит важный вопрос – как повысить уровень ответственности сотрудников компании?

Есть несколько эффективных проверенных способов, которыми наверняка уже пользовались и те, и другие специалисты. И я уверен, что на первых порах результаты их радовали, но потом происходило ухудшение ситуации и возврат к прежней тактике – желание снять с себя ответственность и переложить ее на плечи обстоятельств. Почему же так происходит раз за разом? Почему эти методы не столь эффективны, как нам бы хотелось?

Дело в том, что все известные методы, описанные и разработанные специалистами в области психиатрии, психологии и менеджмента, работают с сознательными проявлениями низкого уровня ответственности и не учитывают его бессознательного источника. Если посмотреть внимательно на источник возникновения и роста безответственности, то можно заметить, что он на прямую связан с некоторыми страхами, такими как страх совершить ошибку, страх наказания, страх потерять лицо, страх неудачи, страх действовать и возможно, с некоторыми другими.

Как вы понимаете, страхи относятся к бессознательной сфере и поэтому с ними можно работать в большей степени на этом уровне. Победить страхи людей, это большая и многолетняя цель для многих ученых и специалистов, работающих в области психологии, психиатрии и менеджмента. Для этого используются многие методы от простых до самых сложных, от логических объяснений вплоть до гипноза, виртуальной реальности и магнитной стимуляции мозга. Иногда даже прописывают таблетки (химические средства) для того, чтобы снизить уровень тревожности, страха.

Если бы все эти методы эффективно работали, то на предприятиях работали бы ответственные сотрудники. В семьях были бы ответственные родители и дети. Но как мы видим из практики и из жизни – все совершенно не так!

В чем же проблема?

Предлагаю разобраться вначале с источником возникновения страха. Источником возникновения страха служит эмоция, которые возникает на бессознательном уровне. Эта эмоция – боль. Не важно, большая боль, которая может закончиться смертью или малая, которая может оставить вас без сладкого. Для того чтобы защитить свое сознание от боли, мозг выбирает для себя защиту в виде страхов – совершить ошибку, ответственности, действия, наказания, потерять лицо и др.

Исходя их вышесказанного, основная задача состоит в том, чтобы уменьшить или избежать чувства боли, которое и включает механизм защиты в виде страхов.

Как же впервые создается эта ассоциативная связь между страхом и болью?

Да, вы правы, эта связь создается и инициируется в раннем детстве. А затем подкрепляется и стабилизируется в течение многих лет. Ощущение недостаточности возникает у ребенка уже в возрасте нескольких месяцев. Это те моменты, когда у него что-то не получается сделать самостоятельно и за него или для него делает мама. Ощущение недостаточности (неполноценности) присуще каждому индивиду и в процессе взросления может усиливаться или становиться меньше. На эти процессы оказывает влияние в первую очередь эмоциональная реакция родителей на поведение детей.

Чаще всего эмоциональная реакция родителей на поведение ребенка выражает беспокойство, недовольство, жалость, раздражение, ну, и, конечно, с проблесками любви, нежности, принятия, радости.

В зависимости от процентного соотношения негативных и позитивных чувств формируется самооценка у ребенка. И, как вы понимаете, она может быть разной. Конечно, на самооценку влияют еще некоторые факторы, но этот – главный, основной. Память ребенка фиксирует события как опасные (болезненные), и как безопасные (приятные).

С самого раннего детства у ребенка есть ощущение недостаточности и оно подкрепляется негативной эмоциональной реакцией родителей на какую-либо неспособность (одеться, взять ложку, умыться и т. д.) ребенка и таким образом возникает нейроассоциативная связь. В этот момент формируются установки, убеждения, которые будут искать своего подтверждения в будущем. Так формируется личная логика и стиль жизни личности. Например, если ребенок сделал что-нибудь неправильно и на это получил негативную эмоцию от родителей, то он испытывает чувство боли (большой или совсем маленькой), что вызывает в нем чувство страха делать что-то похожее в следующий раз. А если при этом он еще был и физически наказан, то чувство боли интенсифицируется и закрепляется в его памяти. Как следствие, возникает чувство боли у ребенка каждый раз, когда его морально или физически наказывают. И так как это происходит часто в процессе взросления, то нейроассоциативная память включает защитный механизм от возникновения боли – соответствующие страхи, которые помогают личности избежать большой боли. Закономерности и схемы, по которым в мозге человека формируется страх помогают создать более эффективные методы борьбы с ним. При этом человеку не придется проходить через неприятные процедуры, (а именно такие методы использует большинство существующих подходов), которые раньше применялись для того, чтобы избавиться от тех или иных страхов

Как видите для того, чтобы разрушить такой алгоритм возникновения боли и страхов, необходимо изменить способы подкрепления чувств и соответственно убеждений.

Для этого нужно научиться управлять мозговой деятельностью особым образом – в обход сознания личности. Это воздействие на бессознательное будет более продуктивным и полезным для человека.

Сознание – это способность личности мыслить, рассуждать и отдавать себе отчет о своих действиях. В то же время, бессознательное – это совокупность многих процессов и явлений, не входящих в деятельность сознания и не контролируемых им. Так как эмоции зарождаются на бессознательном уровне, то и нужно с ними работать там, а не на уровне сознания.

И так, чтобы у человека (сотрудника, ребенка, родителя и т. д.) изменилась нейроассоциация необходимо позитивное, положительное подкрепление! Например, сотрудник опоздал и вместо выговора или штрафа он получает задушевную беседу, премию или выходной день!

В этом случае происходит разрыв привычной схемы, нейроассоциативной связи между ошибкой и болью. Ошибка есть, а боли нет. А что есть? А есть позитивное чувство и мысль – со мной все в порядке. В этот момент самооценка человека растет и соответственно растет его уровень ответственности, влияние страхов снижается. Человек восстанавливает веру в себя и начинает мыслить по-взрослому.

Нет возможности у личности стать ответственным руководителем или исполнителем, если он живет в эмоциональном болоте. Так же как сложно и трудозатратно построить дом на болоте, так же тяжело сделать ответственным человека, с низкой самооценкой. Многие современные организации тратят большие деньги на то, чтобы воспитать в сотрудниках ответственность, результативность, креативность и дисциплину. Но эти усилия похожи на те, как если бы вы воду из речки ситом носили. Затрат и усилий много, а результат маленький. Поэтому главная задача любой организации создать команду из работников с высокой самооценкой. Если у сотрудников будет высокая самооценка, то они смогут быть ответственными, креативными и результативными. Только так. Сначала самооценка и затем ответственность.

При низкой самооценке сотрудники часто испытывают:

  1. чувство вины и стыда;
  2. чувство несправедливости, недовольства;
  3. обиду, ревность и зависть;
  4. страх совершить ошибку, страх признать ошибку, страх принятия решений, страх действий, страх ответственности.

Поведение, характеризующее низкую самооценку:

  1. споры, критика, поиск причин и обстоятельств;
  2. стремление к превосходству;
  3. соперничество, борьба за власть;
  4. низкая производительность и результативность, отсутствие личных целей и жизненной позиции.

При высокой самооценке сотрудники ощущают:

  • радость, счастье, любовь;
  • чувство долга, ответственности;
  • взаимопонимание, уважение.

Поведение, характеризующее высокую самооценку:

  • поддержка лидера;
  • ответственность за результат, держат слово;
  • «ты можешь на меня положиться»;
  • высокая стрессоустойчивость;
  • согласованность личных целей с целями организации;
  • взаимовыручка, поддержка, сотрудничество;
  • целеустремленность.

С чего начать? В первую очередь избавиться от чувства вины и стыда. Эти два чувства существенно влияют на самооценку личности. Как это сделать?

Первое, пройти тренинг по развитию компетенций эмоционального интеллекта для того, чтобы осушить эмоциональное болото.

Второе, начать позитивное подкрепление ошибок и решений сотрудников

Третье, поддерживать высокую самооценку. Для этого необходимо научиться управлять своими чувствами и мыслями, усиливать черты характера, необходимые для сотрудничества и достижения целей.

Комментарии
Рук. службы допечатной подготовки, Москва

как-то странно... почему наличие высокой самооценки приводит к ответственности,? Бывает как раз по-другому. Например, человек с высокой самооцентой требует многого, а предоставляет ,лишком мало и у него ответственности нет. Или бывает, что человек «из-под плинтуса» проявляет сумасшкдшую ответственность и горы сворачивает. Неясна связь между высокой самооценкой и ответственностью.

Консультант, Саратов

Прочел. И получил впечатление, что автор создавал сию эпохалку под влиянием чего-то запрещенного.
НУ право! Автор предлагает нарушителю выдать премию и нежно с ним пообщаться. С искренней верой, что нарушителю станет стыдно. И он, честное слово, будет работать гораздо эффективней. И нарушать никогда не будет!
Автор! Перестаньте читать Кампанеллу и Томаса Мора!
Вечный принцип управления: Каждый труд должен быть оплачен, каждое нарушение должно быть наказуемо.

Но - не наоборот!


Консультант, Санкт-Петербург
Андрей Бровко пишет:

как-то странно... почему наличие высокой самооценки приводит к ответственности,? Бывает как раз по-другому. Например, человек с высокой самооцентой требует многого, а предоставляет ,лишком мало и у него ответственности нет. Или бывает, что человек «из-под плинтуса» проявляет сумасшкдшую ответственность и горы сворачивает. Неясна связь между высокой самооценкой и ответственностью.

Андрей, благодарю за коммент. Возможно, вы не четко видите разницу между личностью с высокой самооценкой и амбициозной личностью. Скромность, дружелюбие, уважение к другим- эти качества характера и поведение, которые, в первую очередь, проявляет человек с высокой самооценкой. Высокомерие, надменность, самоутверждение и неуважение к другим- эти качества характера и поведение, которые в первую очередь, проявляет человек амбициозный. Человек с высокой самооценкой меньше требует, а больше делает. У него всегда есть результаты, а не причины, почему результатов нет. Понаблюдайте, пожалуйста. Спасибо!

Консультант, Санкт-Петербург
Александр Горячесветов пишет:

Прочел. И получил впечатление, что автор создавал сию эпохалку под влиянием чего-то запрещенного.
НУ право! Автор предлагает нарушителю выдать премию и нежно с ним пообщаться. С искренней верой, что нарушителю станет стыдно. И он, честное слово, будет работать гораздо эффективней. И нарушать никогда не будет!
Автор! Перестаньте читать Кампанеллу и Томаса Мора!
Вечный принцип управления: Каждый труд должен быть оплачен, каждое нарушение должно быть наказуемо.

Но - не наоборот!


Александр, благодарю за коммент. Согласен с вами, что каждый труд должен быть оплачен. А по поводу не эффективности наказаний предлагаю вам прочесть труды А.Адлера, Р.Дрейкурса и, так же, мою книгу Сотрудничество вместо принуждения. И, затем, еще раз, сможем с вами обсудить мою статью. Спасибо!

Руководитель управления, Москва

Правильный подход. Прим ер с премией - это направление поиска решения. Конкретно нельзя делать только так, не изменив систему. Для людей с математическим складом ума и любящих алгоритмы, доказательства попробую привести обоснования вышеуказанного с помощью закона сохранения энергии.

Ераб - это энергия, затрачиваемая личностью на работу. Эта величина условно постоянна в определенный промежуток времени (например, при работе в стабильном коллективе).

Такие чувства, как:

  1. чувство вины и стыда;
  2. чувство несправедливости, недовольства;
  3. обиду, ревность и зависть;
  4. страх совершить ошибку, страх признать ошибку, страх принятия решений, страх действий, страх ответственности

являются потребителями энергии. то есть на их "обслуживание" затрачивается энергия. Назовем поглощаемую энергию Енс (низкой самооценки)

Такие чувства, как:

  • радость, счастье, любовь;
  • чувство долга, ответственности;
  • взаимопонимание, уважение

являются генераторами энергии. Назовем их Евс.

Получаем ЗСЭ для конечной энергии, вкладываемой в реальную работу:

Ереал раб = Ераб + Евс - Енс

Анализируем: реальная сила труда может существенно изменяться в зависимости от внутреннего состояния сотрудника, его настроения и переживаемых чувств. Я уверен, что это очевидно всем.

Эмпирическая формула энергии в нашем случае такова:

Е = F*t = m * a * t, где

F - это движущая сила, состоящая из m - опыта (масса) и а - ответственности (ускорения), а t - это время работы.

Наличие комплекса поглощающих энергию эмоций автор оценивает, как низкая самооценка.

Наличие комплекса генерирующих энергию эмоций автор оценивает, как высокую самооценку. Это связывает физические и психологические понятия. Автор прав, просто его систему чувств можно упростить донельзя.

1. Высокая самооценка = наличие Любви. Речь идет не о влюбленности в секретаршу, а о наполненности человеком Любовью в изначальном смысле этого слова, включая семью, детей, животных, окружающих и мира в целом. Это называется внутренний свет, его всегда чувствуешь, когда он есть. У таких людей автоматически присутствует и радость, и счастье, чувство долга и ответственности и т.д.

2. Низкая самооценка - это отсутствие Любви. Вина и страх, ненависть и соперничество, ревность и обида - все это стандартный набор "грешника", который перечислен в любой религии и вере, начиная с язычества и заканчивая коммунизмом. Человек с таким настроем не способен создать что-то надежное. Он может сделать кому-то что-то назло и это может совпасть с вектором компании, не более того.

Желаю всем Любви в сердце - и все получится!

Консультант, Санкт-Петербург

Благодарю вас, Дмитрий! Мне нравится ваша идея использовать закон сохранения энергии для того, чтобы объяснить данный феномен. С вашего разрешения буду использовать вашу идею в будущем, для объяснения влияния компетенций эмоционального интеллекта на деятельность человека на работе, в семье и обществе.

Директор по производству, Украина

А надо ли читать эту статью, если она начинается с вопроса "С чего начать – повышать самооценку сотрудников или ответственность?"

  • В давние, безусловно отсталые времена, доминировало чувство ответственности.
  • Ныне высокая самооценка стала врождённым качеством. :)
Консультант, Санкт-Петербург

Благодарю вас, Владимир за коммент.

Я надеюсь, что вы пошутили.

Высокая самооценка-не была и не будет (очень долго) врожденным качеством. Характер воспитывается. Ученые-психологи выявили основные факторы, которые влияют на развитие характера: порядок рождения, детское соперничество, родительская реакция на поведение, социальное окружение, болезни, трагедии в семье, семейные ценности, физические недостатки, вероисповедание

Как вы пишите,"В давние, безусловно отсталые времена, доминировало чувство ответственности"- вероятно вы имеете ввиду чувство долга. Чувство долга -одно из составляющих высокой самооценки. Это необходимое условие, но не достаточное.

Директор по производству, Украина

Да, насчет читать или не читать Вашу статью, конечно пошутил. Хотя, прошу извинения, Вашу статью не читал. Потому что, отрицательно отношусь к воспитанию персонала предприятия. На работу приходят люди, в порядке выполнения трудового договора. И этот договор не предусматривает воспитание.

А вот то, что у многих из нынешней молодежи (особенно городской!) высокая самооценка является "врождённым" качеством -- совсем не пошутил.

Консультант, Санкт-Петербург

Владимир, возможно вы не видите разницы между амбициозностью и высокой самооценкой.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии