«Яндекс» vs «Сбер»: борьба экосистем или начало эры суперприложений?

Совсем недавно «Сбер» показал свои намерения не ограничиваться статусом финансового гиганта, и взял вектор на увеличение области предоставляемых услуг. Болезненное расставание «Сбера» и «Яндекса», в ходе которого поисковик выкупил у банка «Маркет», а банк у поисковика «Яндекс.Деньги», дало понять, что обе компании преследуют глобальные цели и не собираются быть на вторых ролях. Чтобы увеличить свою значимость в области финансов, «Яндекс» планирует купить банк «Тинькофф» за $5,48 млрд (уточнение редакции – на момент 16 октября 2020 года сделка сорвалась). Журналисты сразу же нарекли эту покупку «сделкой века». К чему же все движется?

Желтый гигант

По сути, сейчас «Яндекс» представляет собой огромную платформу для развертывания на ней мини-приложений самого разного назначения – от аренды автомобилей до доставки продуктов. «Яндекс» настолько нам привычен, что у подавляющего большинства пользователей смартфонов в меню найдется парочка приложений от поисковика. А раньше их могло быть гораздо больше, ведь совсем недавно популярное «Яндекс.Такси» обновилось до «Яндекс Go», где собрались все необходимые и привычные пользователю функции и сервисы.

Понятно, что после покупки банка «Тинькофф», «Яндекс» может не только заменить себе проданные «Яндекс.Деньги», но и хорошенько изучит накопленную банком Big Data, которая позволит еще лучше проанализировать повадки пользователя и закономерности в его поведении, после чего можно будет изменять функционал действующих сервисов в лучшую сторону и добавлять новые мини-приложения.

В области развития искусственного интеллекта у «Яндекса» тоже все в порядке. Все уже знают про сложенные воедино нейросети и алгоритмы, названные «Алисой» – голосовым помощником, призванным помогать человеку в решении бытовых задач. Начав с внедрения «Алисы» в смартфоны, «Яндекс» сделал отдельную умную станцию, способную предоставлять различную информацию из других сервисов поисковика.

В общем, «Яндекс» вошел в каждую сферу жизни и поджидает нас на каждом шагу. Плюс к этому, количество сфер, покорившихся «Яндексу», только увеличивается.

Ответный удар

А вот «Сбер» действительно удивил на своей сентябрьской презентации, хоть она и была довольно сумбурной. Идея презентации понятна – звезды разных лет представляют нам новые сервисы, якобы показывая, что новый «Сбер» ориентируется на несколько поколений, а не бьет в одну конкретную возрастную группу. Было много забавных и сумбурных вещей, типа хромакея на фоне действующих лиц, или актерской игры Кристины Асмус, но если закрыть глаза на обертку и взглянуть на презентованные нам вещи и сервисы, то можно проследить целую революцию.

Чего стоит только один терминал «Сбера», распознающий владельца карты по лицу и голосу и позволяющий заказывать такси, еду и билеты на мероприятия. Офисы «Сбера» отныне будут представлять «городские пространства, где граждане смогут решить любой назревший вопрос». По сути, их офис – приложение в физическом обличии, в которое можно войти и воспользоваться его функциями. По словам организаторов презентации, в офисе «Сбера» можно будет сделать практически что угодно, что ставит «Сбер» как экосистему в один ряд с «Яндексом».

Общественность восприняла эту трансформацию неоднозначно. Одна половина задумалась: как же организация, которая весь свой срок существования занималась хранением и распределением денежных средств, будет теперь заниматься кучей сервисов без потери качества в основной для себя сфере деятельности? Не станет ли сложнее пользоваться «Сбером» именно как банком? Наверное, не станет. Да и «Сбер», скорее всего, даже не задумывается о таких вещах.

Если «Яндекс» заселил наши смартфоны, то отделение «Сбера» есть буквально почти в каждом населенном пункте. Свои деньги (читать «жизни») зеленому банку доверяет около 100 млн физических лиц, 50 млн из них пользуются их мобильным приложением, которое считается одним из самых современных в своем виде.

«Сбер» уже давно балует своих клиентов такими крупными проектами, как «Окко», «Ситимобил», «Delivery Club» и т. д., поэтому, стоит полагать, многие пользователи будут заинтересованы в новых сервисах банка и не побоятся их опробовать. А там уж все будет зависеть от функционала и удобства, исходя из которых станет ясно, чем люди будут пользоваться дальше.

У «Яндекса» есть «Алиса»? «Сбер» отвечает аж тремя голосовыми помощниками, составляющих систему «Салют». Их зовут «Сбер», «Афина» и «Джой», они отличаются друг от друга стилем общения и сферой вопросов, в которых они компетентны. Музыкальные сервисы, ТВ-приставки, новые веб-пространства – все это теперь есть и у «Сбера». Количества Big Data зеленому банку не занимать. Одно только мобильное приложение «Сбербанк Онлайн» может предоставить огромное количество данных об интересах пользователей, согласно которым можно разрабатывать новые стратегии внедрения сервисов и мини-приложений.

Конечная цель

Сложно угадать, о чем грезят Аркадий Волож и Герман Греф, когда ложатся в постель. Может быть, они хотят свою долю в каждой существующей сфере, а может быть они и вообще хотят стать монополистами всего и вся. Как бы ни было, сейчас экосистемы «Сбера» и «Яндекса» представляют собой мультиприложения. Может быть сервисы поисковика выглядят чуть целостнее, но в том, что эту целостность приобретут и мини-приложения «Сбера», сомневаться не приходится. Возрастание роли таких приложение в совокупности с их ростом приведет к появлению «суперприложения», на базе которого будут миллионы разных сервисов.

Самым большим суперприложением в мире является китайский WeChat. Азия настолько зависит от этого приложения, что готова отказаться от AppStore и Google Play, нежели от своего супер-мессенджера, ведь в нем граждане азиатских стран буквально содержат свои жизни, ведь только в июне 2020 года на платформе WeChat зарегистрировались 3,2 млн приложений! Исходя из этого, можно заключить, что WeChat – это операционная система поверх операционной системы.

В китайском суперприложении есть свой социальный рейтинг от 0 до 1000. Если рейтинг гражданина больше 600, то он сможет без особых усилий взять большой кредит в банке. Обладатель рейтинга около 300 не сможет купить даже билет на поезд.

Приложение WeChat сопоставляет ваш номер телефона, в результате чего получается полноценное удостоверение личности, по которому можно оформить социальные выплаты, получить предпринимательскую лицензию и многое другое. WeChat сделал доступным для китайцев то, для чего раньше требовался многоэтажный офис, полный инстанций и сотрудников, ведь данные приложения WeChat признаются государством.

То, до чего наших крупным игрокам рынка приложений еще далеко, для китайцев уже обыденность. На данную минуту кажется, что «Сбер» хоть и далеко, но все равно чуть ближе к WeChat. «Яндекс» способен сделать мощный рывок и нагнать конкурента. Им в спину дышит «ВКонтакте», который тоже встраивает новые сервисы в свое приложение, и уже разработал платежную систему «VKpay».

Кто первым достигнет звания «суперприложение» предсказать сложно, но битва все равно неизбежна. И пусть себе дерутся, если от этого выигрывает обычный пользователь.

Фото в анонсе: ТАСС

Читайте также:

Комментарии
Директор по продажам, Санкт-Петербург

Может и борьба суперпредложений?...однако, говнояндекс, как сказал Олег Тиньков,  открыто совсем недавно, разместил объявление о приёме и регистрации в том же Яндекс.такси уже всех подряд азиатов и иже с ними. С правами любого государства бывших азиатских республик.  Это подготовка к удишевлению стоимости, через понижение тарифов на перевозки, т.е. ценовая война. Ни о каких супер предложениях на уровне земли речи нет. О качестве сервиса речь само собой утихает. Просто откровенный дисконт. Задавить ценой. Яша не получил доступ к интересующему его банку, но и Тиньков не зашёл в развитую экосистему. Думаю, что для Тинькова это не критично. Для Яши, не знаю, со Сбером-то они разбежались. А, Сбер идёт хорошо. С этим согласен.

CIO, Рязань

Манагеры сбера открыто заявляют, что банк не идет к суперприложению. Яндекс судя по его продуктовой политике тоже. Идут туда mail.ru и тинькофф, но качество продуктов там такое, что это без разницы. В общем, печально.

Суперприложение - это ведь что. Это когда не только клиентоориентированность, но и разделение на, собственно, клиентоцентричные B2C-компании и С2B-приложение для оркестрации первых. Клепать экосистему из СВОИХ сервисов не сложно. Сложно сделать так что бы ДРУГИЕ жили и конкурировали у тебя в проложении. Тут то китайцы и преуспели.

Был момент в истрии российских ИТ, когда мы были близки к superapp. В 2013-ом Яндекс запустил "Острова", и вот это было очень круто. Но в том же году умер Илья Сегалович и они сдулись. У Воложа беда с стратегией и он это признавал.

НИКАКИХ перспектив у нас пока не проглядывается. Лидеры идут в тупик.

Директор по развитию, Екатеринбург

А вот «Сбер» действительно удивил на своей сентябрьской презентации, хоть она и была довольно сумбурной.

Действительно удивил, так удивил! Отсёк сам себе 4 буквы, и выложил за этот креатив - $300 000 000.

Потом Председатель правления Сбера, забудьте про СБЕРБАНК, его уже нет, Герман Греф поделился прогнозами относительно развития ситуации в экономике и бизнесе в 2020 году: «Очевидно, что мы даже за год не восстановимся до уровня 2019 года, ни в одном сценарии».

Если господин Греф такой крутой аналитик и финансист, так как он мог задумать ребрэндинг, при такой экономической ситуации?

А если бы это был его личный банк, то стал бы Греф креативить на такую сумму?

Это так риторический вопрос, здесь и ежу понятно, наплевать ему на устойчивость национальной валюты, когда речь идёт о том, чтобы облегчить СБЕРБАНК на 4 буквы и $300 000 000!

Как говорилось в одной рекламе МММ:

– Неплохая добавка к пенсии!

IT-менеджер, Красноярск

В китайском суперприложении есть свой социальный рейтинг от 0 до 1000. Если рейтинг гражданина больше 600, то он сможет без особых усилий взять большой кредит в банке. Обладатель рейтинга около 300 не сможет купить даже билет на поезд.

Интересно, вот это вот никого не настораживает? 

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Валерий Меркулов пишет:
когда речь идёт о том, чтобы облегчить СБЕРБАНК на 4 буквы и $300 000 000!

Из презентации..."Вау! Моё суперпредложение превращает нашу приложуху в суперприложение! ))."....ваш суперменеджер Греф.

Руководитель управления, Москва
Антон Французов пишет:

В китайском суперприложении есть свой социальный рейтинг от 0 до 1000. Если рейтинг гражданина больше 600, то он сможет без особых усилий взять большой кредит в банке. Обладатель рейтинга около 300 не сможет купить даже билет на поезд.

Интересно, вот это вот никого не настораживает? 

Настораживает то, что не мы первые это предложили. А потом, надо иметь в виду, что "гражданин ниже 300" не может купить билет в вичате, а в офлайн кассе - пожалуйста.

Директор по маркетингу, Москва

Я скептически воспринял эту инициативу. Еще не ясно, каковы будут для Яндекса последствия распыления усилий? Они зря занялись доставкой еды. Они свой бренд доверили множеству людей, которые неизвестно как себя ведут на дорогах и как выглядят. Шагнули в тот сегмент, где риск повреждения имиджа максимальный. И могут потерять в поиске. Видимо уже теряют. И тогда им конец. Вся империя Яндекса обрушится, если Яндекс потеряет поиск.

Тооже самое со Сбером. Им банковская деятельность надоела? Почему? Может быть у них проблемы с основным видом деятельности? Если они уходят в доставку еды, то точно это не будет способствовать решению проблем. 

Консультант, Санкт-Петербург

Яндекс Навигатор - единственно действительно полезное приложение Яндекс. И, собственно, всё...

Руководитель управления, Москва
Виктор Москалев пишет:
Они зря занялись доставкой еды. Они свой бренд доверили множеству людей, которые неизвестно как себя ведут
Виктор Москалев пишет:
Тооже самое со Сбером. Им банковская деятельность надоела

Сегодня выигрывают те, кто разобрался, что такое управление. Эти немногие поняли, что управление банком, доставкой по сути ничем не отличается.

Почему то я не сталкивался с некачественной доставко йили с отмороженными таксистами из яндекса. Хотя как будто никто не мешал им сорвать на мне злобу )) Вот вичат всем Китаем управляет и вподе получается.

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Виктор Москалев пишет:
Они свой бренд доверили множеству людей, которые неизвестно как себя ведут на дорогах и как выглядят.
Виктор Москалев пишет:
Им банковская деятельность надоела

В точку,  что с яшей,  что со сбером. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
43% работодателей планируют сократить число рабочих мест

По оценкам компаний, в течение следующих пяти лет 40% работников будут вынуждены пройти переквалификацию.

Исследование: сколько россиян готовы проработать на одном месте всю жизнь

Чем моложе респондент, тем меньшее количество лет он готов в среднем проработать на одного работодателя.

В Германии узаконят право человека на удаленную работу

Если законопроект примут, Германия станет местом проведения масштабного социального эксперимента.

С какими проблемами обращались к юристам сотрудники российских компаний

На сегодняшний день юридические консультации в рамках программы поддержки сотрудников уступают по популярности только консультациям с психологами.