Как малому бизнесу пригодятся программы господдержки

По разным оценкам, в Российской Федерации действует свыше 600 государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. На эти программы выделяются большие средства и задействованы огромные ресурсы. Игнорировать их бессмысленно. Важно узнавать, пробовать и давать обратную связь и только благодаря обратной связи от бизнеса можно сделать эти программы по-настоящему эффективными и максимально полезными.

В каждом регионе созданы инфраструктуры поддержки предпринимательства, общественных организаций и профессиональных сообществ. Чтобы разобраться в этом, придется потратить немало времени и сил. Чтобы не утомлять вас, я подобрал только шесть причин – шесть направлений государственной поддержки, которые могут быть полезны максимально широкому числу предпринимателей, и практические рекомендации – как и с чего начать.

1. Льготные займы, лизинг, субсидии и помощь в кредитовании

Почти в каждом регионе действуют специальные государственные микрофинансовые организации, которые выдают займы для бизнеса по ставкам значительно ниже рыночных – от 3 до 7% годовых. Даже если вам не нужны деньги и никогда не кредитовались, это хороший способ проверить свой бизнес на кредитоспособность, а также узнать про свои слабые стороны, о которых вы можете не догадываться.

Кроме государственных МФО есть Фонды развития промышленности, которые помогут профинансировать до 50% от вашего проекта модернизации предприятия суммами от 20 млн рублей и ставкам 1-5% годовых. А если вам нужен кредит, то есть гарантийные организации, которые могут предоставить поручительство, позволяющее покрыть до 70% от требуемого банком залога, или помочь найти кредитующий банк с лучшими рыночными ставками.

Субсидии – это самая известная и востребованная мера поддержки. Каждый регион предоставляет свой набор субсидий, и чтобы их получить, не нужно заводить знакомства с органами власти. Но есть другой момент. Бывает, что на получение субсидий поступило недостаточно заявок и тогда включается система оповещения предпринимателей. Вот где может пригодиться знакомство. Про вас быстрее вспомнят, и если вы подходите по профилю, отправят вам адресное приглашение поучаствовать в конкурсе.

Как видите, участие в финансовых программах для предпринимателей поможет снизить финансовую нагрузку на бизнес.

2. Бизнес-акселераторы и бесплатное обучение

Каждый год для предпринимателей проводят огромное количество образовательных мероприятий. Мастер-классы, тренинги, лекции, стратегические сессии и бизнес-акселераторы. Все они либо бесплатные, либо государство покрывает от 80 до 95% расходов. Например, в Ленинградской области в 2019 году программу бизнес-акселерации (по сути, мини MBA) проводила бизнес-школа «Сколково», а стоимость программы не превышала 12500 рублей. Важно, что они проходят не постоянно, а в определенное время.

Чем полезно? Можно бесплатно или за скромную плату прокачать свои компетенции, получить новые, передовые знания. Образовательные мероприятия проводят не только для владельцев бизнеса, но и для сотрудников, что также поможет сократить расходы.

3. Бесплатные консультации

Бывает, что нужна консультация юриста, или специалиста по персоналу, по бережливому производству, или поиск зарубежных контрагентов. Хорошая новость в том, что в каждом регионе вы можете получить широкий спектр консультаций у профильных специалистов совершенно бесплатно. Перечень консультаций может отличаться в разных регионах. Полный список доступных консультаций можно узнать в центрах «Мой бизнес» или в Центрах и Фондах поддержки предпринимательства.

В качестве примера – список консультаций для предпринимателей Санкт-Петербурга:

  • Специальные программы государственной поддержки (субсидии).
  • Правовые вопросы в части открытия собственного дела (консультация юриста).
  • Бухгалтерский и налоговый учет.
  • Финансовая и инфраструктурная поддержка.
  • Производственная кооперация.
  • Координация и поддержка экспортно-ориентированных организаций.
  • Поддержка начинающих предпринимателей.
  • Поддержка предпринимателей в сфере ремесленничества.
  • Поддержка легкой промышленности и индустрии моды.
  • Онлайн-продвижение и интернет-маркетинг.
  • Программы АО «МСП Банк».
  • Программы Фонда содействия кредитования МСБ.
  • Консультация уполномоченного по защите прав предпринимателей.
  • Вопросы брендинга.
  • Юридические консультации.
  • Бухучет и кадровые вопросы.
  • Финансово-правовые консультации.
  • Услуги «Опоры России» и «Деловой России».
  • Программы Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.
  • Программы Фонда развития МСП в Санкт-Петербурге.
  • Услуги Регионального интегрированного центра.
  • Финансовые программы Фонда «АГАТ».

4. Доступ к закупкам

В 2018 году распоряжением правительства РФ был расширен список крупных заказчиков, включая компании нефтегазовой отрасли и топливо-энергетического комплекса, обязанных привлекать к закупкам малый и средний бизнес. Эти компании обязаны закупать не менее 15% доли своего заказа у представителей малого и среднего бизнеса. Сейчас перечень включает в себя 1050 компаний. Кроме федерального списка, региональные власти часто договариваются и с другими крупными компаниями региона о расширении закупок у МСБ.

Каждый из регионов постоянно проводит закупочные сессии, куда приглашаются представители крупных заказчиков и малого и среднего бизнеса. Это хорошая возможность узнать требования, задать вопросы, наладить рабочий контакт с представителями крупных компаний.

Не думайте, что это фикция. Когда я работал в Агентстве поддержки предпринимательства Ленинградской области, ко мне обращался руководитель крупной компании, который был откровенно заинтересован, чтобы в закупках участвовали представители малого бизнеса нашего региона. По его словам, большинство заявок от малого бизнеса отклоняются по техническим причинам из-за неправильно оформленной заявки. Тогда он предложил выделить в отделе закупок человека, который будет подробнейшим образом консультировать поставщиков, как правильно сформировать пакет документов для участия в закупках.

5. Участие в выставках и ярмарках

Крупные сети выделяют полки в магазинах для фермерских продуктов. Региональные и муниципальные власти организуют новогодние и другие праздничные ярмарки, и ярмарки выходного дня. Компания может приехать со своей продукцией. Обычно места для участия предоставляются бесплатно, но есть организационные сборы, которые, тем не менее, не сравнятся с коммерческими ставками.

Не менее важный момент – региональные делегации в другие города и страны, а также участие на стендах региона на профильных выставках и мероприятиях типа Санкт-Петербургского экономического форума. Представители региона берут на себя либо всю, либо большую часть затрат, а у вас появляется отличный шанс представить свою продукцию новой аудитории.

6. Поддержка экспорта

Для этих целей создан Российский экспортный центр, а во многих регионах действуют региональные центры поддержки экспорта. Бесплатно предоставляется широкий спектр услуг: бесплатные бизнес-аккаунты на торговых площадках типа Alibaba, EBay, поиск контрагентов, участие в международных выставках, создание специальных экспортных акселераторов и посредничество на уровне правительств по улаживанию вопросов сертификации и ввозных пошлин. Акселераторов становится все больше как на региональном уровне (пример: акселератор от Splat в Татарстане), так и федеральных (Сколково, KPMG), где помогают выстроить весь процесс работы с экспортом. Важно, что на участие в акселераторе можно получить субсидию от местных властей или Экспортного центра. Субсидия покрывает до 95% от стоимости обучения. Так стоимость программы обучения в экспортном акселераторе «Сколково» с учетом субсидии РЭЦ составила 140 тыс. руб. Стоимость региональных программ редко превышает 25 тыс. руб.

Как начать работать с мерами господдержки?

Первое, с чего стоит начать, это познакомиться с председателем профильного комитета или министерства, курирующего вопросы малого и среднего бизнеса. Это позволит вам решить несколько важных задач и значительно сэкономить время на собственные поиски информации.

Главная задача – это обозначить себя и рассказать, чем вы собираетесь заниматься. Не думайте, что это глупости. Бывает, что организуются какие-то тематические мероприятия с губернатором или федеральными чиновниками, на которых нужно присутствие бизнеса из какой-то отрасли, или формируется делегация в другой регион/страну и тогда все начинают напряженно искать компании соответствующего профиля. И то, что вы отметились и рассказали о себе, может сыграть вам на пользу – как минимум, можно встретиться с главой региона, задать ему вопросы или поделиться своими соображениями, или бесплатно прорекламировать свой товар и посетить другой регион/страну.

Как познакомиться? Самый простой вариант – это найти на сайте органа исполнительной власти телефон и через приемную записаться на личный прием.

Договорились о встрече? Отлично! Следующий шаг – это задать вопрос о том, на какую поддержку вы можете рассчитывать. Рекомендую заранее сформулировать список потребностей, который бы мог помочь вашему бизнесу: получить или изменить условия действующего кредита, субсидии, купить оборудование, найти новых клиентов, поставщиков или рынки сбыта, найти торговое или производственное помещение, арендовать какое-то конкретное помещение, получить консультацию или пройти обучение. Помните, что перечень программ поддержки и услуг достаточно широк, но у каждого есть свои ограничения и специальные требования. Председатель комитета расскажет о существующих возможностях и свяжет с руководителями необходимых подразделений, которые расскажут вам детали и помогут подать заявку на тот или иной вид поддержки. Так за несколько встреч вы узнаете про основные меры поддержки в регионе и познакомитесь с ключевыми людьми в этой сфере.

Как это работает?

Расскажу несколько примеров моих знакомых предпринимателей. Первый – наш клиент из небольшого города Ленинградской области, занимающийся производством осветительного оборудования. Когда запустили производство, сначала он познакомился с районной администрацией, рассказал, чем занимается, и спросил, на что может рассчитывать. Через некоторое время администрация стала закупать у него уличное освещение. Через администрацию он познакомился с председателем Комитета по малому бизнесу, которая рассказала ему про субсидии, микрозаймы, обучение и закупки крупным бизнесом. С тех пор он регулярно участвует в программе по получению субсидий. Получил несколько микрозаймов по льготным ставкам, прошел обучение в бизнес-акселераторе «Сколково». Сейчас рассматривает возможность получения займа от Фонда развития промышленности.

Другой пример – о торговле пирогами. У предпринимателя был заключен договор аренды места на Сенной площади. Там он поставил автолавку. Как-то был рейд, приехали ДПС с эвакуаторами и все автолавки увезли, так как они стояли на тротуаре. Что делать предпринимателю в такой ситуации? Он с коллегами обратился к председателю Комитета, и именно она выступила от лица бизнеса и вступила в переговоры со структурами МВД. Благодаря этому получилось добиться консенсуса и вернуть автолавки на место до момента истечения договора. Смог ли предприниматель самостоятельно добиться этого? Возможно да, но для простого человека это было бы значительно сложнее и хлопотнее.

А что, если ничего не получилось? На встречу не попали, или попали, но никаких подходящих для вашего бизнеса предложений не оказалось? Есть механизм обратной связи. Вы, как налогоплательщик и гражданин своей страны, имеете право высказать свое недовольство. Напишите письмо на имя руководителя региона или страны. Только пишите конструктивно. Если вас не устраивают текущие субсидии, напишите в письме, какие субсидии вам были бы интересны. Не просто критикуйте, а предлагайте реальные варианты улучшений. Такая обратная связь будет крайне полезной и ее часто не хватает.

Повторю: программы поддержки бизнеса игнорировать бессмысленно и даже вредно. Нужно пробовать, оценивать и давать обратную связь, ведь только благодаря обратной связи можно улучшить то, что работает недостаточно хорошо, и поддержать то, что действительно важно.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

наверное, лучше бы поддержкой было бы:

1. прозрачность требований со стороны государства

2. логичность этих требований

3. стабильность требований на длительном промежутке времени... 

Не то, что бы в этом направлении нечего не делается, - вполне себе делается, не так быстро как хотелось бы.. 

Еще, навреное, добавлю - открытость и зание потенциальных получателей таких программ о их наличии.. Чему, безусловно, способствует данная статья.. 

 

Генеральный директор, Екатеринбург

600 Программ – это конечно круто, но лучше одна Программа, но чётко направленная, проработанная, не для галочки. И деньги сэкономили бы на тех, кто за эти Программы отвечает, получает бюджетные деньги и ими рулит. А то всё размазали по тарелки, а результатов поддержки не видно.

Опыт китайских товарищей показывает, что государство берёт на себя продвижение стартапа, особенно, если он перспективный и на рынке IT, и продвигает его. А если продукт пошёл на местном рынке продвигает его на внешнем. У государства ресурсы есть, поэтому выигрывают все, а в казну идёт валюта.

Таким образом китайцы закрыли у себя Гугл, и сделали свои заменители всех сайтов и мессенджеров.

Вот это реальная помощь! И это реальная Программа импортозамещения!

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Валерий Меркулов пишет:

600 Программ – это конечно круто, но лучше одна Программа, но чётко направленная, проработанная, не для галочки. И деньги сэкономили бы на тех, кто за эти Программы отвечает, получает бюджетные деньги и ими рулит. А то всё размазали по тарелки, а результатов поддержки не видно.

Опыт китайских товарищей показывает, что государство берёт на себя продвижение стартапа, особенно, если он перспективный и на рынке IT, и продвигает его. А если продукт пошёл на местном рынке продвигает его на внешнем. У государства ресурсы есть, поэтому выигрывают все, а в казну идёт валюта.

Таким образом китайцы закрыли у себя Гугл, и сделали свои заменители всех сайтов и мессенджеров.

Вот это реальная помощь! И это реальная Программа импортозамещения!

А у Китайцев это была одна программа? 

Генеральный директор, Тольятти

Автор пишет:

У предпринимателя был заключен договор аренды места на Сенной площади. Там он поставил автолавку. Как-то был рейд, приехали ДПС с эвакуаторами и все автолавки увезли, так как они стояли на тротуаре. 

-

Странный пример. Если в договоре было обозначено место размещения на тротуаре, то отчего увезли? Если место было другое, а поставили на тротуаре, то отчего вернули без штрафа?

Проблема всех этих программ в том, что время, затраченное на их исследование, отрывается от собственно бизнеса.

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Филипп, о чем Вы пишите? Разве в России есть инфраструктура, которая бы реально защищала предпринимателей от всех и всего; которая бы учила, наставляла, поправляла;  которая бы реально помогала выходить на новые рынки, использовать прорывные технологии,  развивала…?  Где у нас информационные ресурсы,  доступные маркетинговые и социологические исследования, прогнозы по рынкам, товарами услугам? Сколько у нас стартапов и как они поддерживаются? Сколько у нас  запатентованных технологий?

Если экономику России накрало облако неопределенности, то  что говорить о предпринимательстве?  Плюс вмешательство государства в экономику,  критический уровень коррупции и теневой экономики, повальные нарушения при муниципальных и государственных закупках, бесконечные проверки, нередко заканчивающиеся прекращением деятельности и уголовными делами,  штрафы, налоги и сборы…   52% бывших и действующих предпринимателей, опрошенные PwC и НАФИ, считают, что  сегодня вести бизнес в России  сложнее, чем в 1990-х годах.  

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Написано красиво. Просто и правильно. У автора есть релевантный опыт работы. А в жизни? Если с улицы? Простой смертный?

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

У нас другая оценка. И она сводится к тому, что огромные средства, которые государство выделяет на развитие предпринимательства, оседают во всякого рода фондах и агентствах. Посмотрите сайт Корпорации МСП (в народе - Корпорация Бравермана) https://corpmsp.ru/ и бизнес-навигатор, который она создала. Огромные деньги на содержание этой корпорации и бизнес-навигатор выброшены на ветер, что доказано проведенными исследованиями https://www.youtube.com/watch?v=VdG0FxU4Srg

Хотелось бы задать г-ну Браверману следующие вопросы:

  1. Согласны ли вы с тем, что маркетинговые исследования - основа для принятия решений об открытии, развитии или закрытии МСП? В каждом муниципальном образовании страны МСП должны их иметь и результаты их должны быть достоверные?
  2. 2. Тогда сколько муниципалитетов страны охватывает ваш Бизнес-навигатор? (По информации с сайта МСП там 160 или 171 город, что составляет 0,8 % от всех муниципалитетов страны). Что делать МСП в других муниципалитетах?
  3. 3. На какой информационной системе о уже существующих предприятиях базируются маркетинговые рекомендации вашего Бизнес-навигатора? (они пишут, что на 2ГИС). Насколько данные 2ГИС совпадают с реальностью? (установлено, что на 17%). Тогда чего стоят маркетинговые исследования Бизнес-навигатора даже для 0,8% страны?
  4. Это называется поддержкой предпринимательства?
Управляющий директор, Москва

Поддержать свой микро и малый бизнес можно создав реальную конкуренцию среди финансовых организаций. Не прикормленных, а с доступом к любым ресурсам, включая подешевевшие европейские деньги. Да и банки юго-восточной азии предлагают деньги на гораздо более интересных условиях.

И правильно уже написали, создать прозрачность государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Ведь даже Путина просили прекратить вносить изменения в налоговый кодекс, а минфину изобретать свои письма. Чтобы законодательство менялось не раз в неделю, а раз в 5-10 лет. Людям нужна в этом плане стабильность.

Аналитик, Москва

Государство пробует создать рынок услуг для малого бизнеса. На мой взгляд, это хорошо. Что, на мой взгляд, пока не доработано?
У нас государственное упрвление реактивно. Простейший пример - дыра в асфальте. Ни одна структура даже не пошевелится, пока не будет жалобы или заявления от раждан. И в случае поддержки мне сложно представить, чтоб государственные фонды и структуры сами искали точки роста, перспективных предпринимателей и т.д. В Москве можно и бизнес-школу Сколково посетить. А что делать тысячам бедолга в городках и посёлках?

Директор по логистике, Уфа
Юрий Полозов пишет:
Если в договоре было обозначено место размещения на тротуаре, то отчего увезли?

Да просто не тем заплатили за место.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.