Как малому бизнесу пригодятся программы господдержки

По разным оценкам, в Российской Федерации действует свыше 600 государственных программ поддержки малого и среднего предпринимательства. На эти программы выделяются большие средства и задействованы огромные ресурсы. Игнорировать их бессмысленно. Важно узнавать, пробовать и давать обратную связь и только благодаря обратной связи от бизнеса можно сделать эти программы по-настоящему эффективными и максимально полезными.

В каждом регионе созданы инфраструктуры поддержки предпринимательства, общественных организаций и профессиональных сообществ. Чтобы разобраться в этом, придется потратить немало времени и сил. Чтобы не утомлять вас, я подобрал только шесть причин – шесть направлений государственной поддержки, которые могут быть полезны максимально широкому числу предпринимателей, и практические рекомендации – как и с чего начать.

1. Льготные займы, лизинг, субсидии и помощь в кредитовании

Почти в каждом регионе действуют специальные государственные микрофинансовые организации, которые выдают займы для бизнеса по ставкам значительно ниже рыночных – от 3 до 7% годовых. Даже если вам не нужны деньги и никогда не кредитовались, это хороший способ проверить свой бизнес на кредитоспособность, а также узнать про свои слабые стороны, о которых вы можете не догадываться.

Кроме государственных МФО есть Фонды развития промышленности, которые помогут профинансировать до 50% от вашего проекта модернизации предприятия суммами от 20 млн рублей и ставкам 1-5% годовых. А если вам нужен кредит, то есть гарантийные организации, которые могут предоставить поручительство, позволяющее покрыть до 70% от требуемого банком залога, или помочь найти кредитующий банк с лучшими рыночными ставками.

Субсидии – это самая известная и востребованная мера поддержки. Каждый регион предоставляет свой набор субсидий, и чтобы их получить, не нужно заводить знакомства с органами власти. Но есть другой момент. Бывает, что на получение субсидий поступило недостаточно заявок и тогда включается система оповещения предпринимателей. Вот где может пригодиться знакомство. Про вас быстрее вспомнят, и если вы подходите по профилю, отправят вам адресное приглашение поучаствовать в конкурсе.

Как видите, участие в финансовых программах для предпринимателей поможет снизить финансовую нагрузку на бизнес.

2. Бизнес-акселераторы и бесплатное обучение

Каждый год для предпринимателей проводят огромное количество образовательных мероприятий. Мастер-классы, тренинги, лекции, стратегические сессии и бизнес-акселераторы. Все они либо бесплатные, либо государство покрывает от 80 до 95% расходов. Например, в Ленинградской области в 2019 году программу бизнес-акселерации (по сути, мини MBA) проводила бизнес-школа «Сколково», а стоимость программы не превышала 12500 рублей. Важно, что они проходят не постоянно, а в определенное время.

Чем полезно? Можно бесплатно или за скромную плату прокачать свои компетенции, получить новые, передовые знания. Образовательные мероприятия проводят не только для владельцев бизнеса, но и для сотрудников, что также поможет сократить расходы.

3. Бесплатные консультации

Бывает, что нужна консультация юриста, или специалиста по персоналу, по бережливому производству, или поиск зарубежных контрагентов. Хорошая новость в том, что в каждом регионе вы можете получить широкий спектр консультаций у профильных специалистов совершенно бесплатно. Перечень консультаций может отличаться в разных регионах. Полный список доступных консультаций можно узнать в центрах «Мой бизнес» или в Центрах и Фондах поддержки предпринимательства.

В качестве примера – список консультаций для предпринимателей Санкт-Петербурга:

  • Специальные программы государственной поддержки (субсидии).
  • Правовые вопросы в части открытия собственного дела (консультация юриста).
  • Бухгалтерский и налоговый учет.
  • Финансовая и инфраструктурная поддержка.
  • Производственная кооперация.
  • Координация и поддержка экспортно-ориентированных организаций.
  • Поддержка начинающих предпринимателей.
  • Поддержка предпринимателей в сфере ремесленничества.
  • Поддержка легкой промышленности и индустрии моды.
  • Онлайн-продвижение и интернет-маркетинг.
  • Программы АО «МСП Банк».
  • Программы Фонда содействия кредитования МСБ.
  • Консультация уполномоченного по защите прав предпринимателей.
  • Вопросы брендинга.
  • Юридические консультации.
  • Бухучет и кадровые вопросы.
  • Финансово-правовые консультации.
  • Услуги «Опоры России» и «Деловой России».
  • Программы Комитета по труду и занятости населения Санкт-Петербурга.
  • Программы Фонда развития МСП в Санкт-Петербурге.
  • Услуги Регионального интегрированного центра.
  • Финансовые программы Фонда «АГАТ».

4. Доступ к закупкам

В 2018 году распоряжением правительства РФ был расширен список крупных заказчиков, включая компании нефтегазовой отрасли и топливо-энергетического комплекса, обязанных привлекать к закупкам малый и средний бизнес. Эти компании обязаны закупать не менее 15% доли своего заказа у представителей малого и среднего бизнеса. Сейчас перечень включает в себя 1050 компаний. Кроме федерального списка, региональные власти часто договариваются и с другими крупными компаниями региона о расширении закупок у МСБ.

Каждый из регионов постоянно проводит закупочные сессии, куда приглашаются представители крупных заказчиков и малого и среднего бизнеса. Это хорошая возможность узнать требования, задать вопросы, наладить рабочий контакт с представителями крупных компаний.

Не думайте, что это фикция. Когда я работал в Агентстве поддержки предпринимательства Ленинградской области, ко мне обращался руководитель крупной компании, который был откровенно заинтересован, чтобы в закупках участвовали представители малого бизнеса нашего региона. По его словам, большинство заявок от малого бизнеса отклоняются по техническим причинам из-за неправильно оформленной заявки. Тогда он предложил выделить в отделе закупок человека, который будет подробнейшим образом консультировать поставщиков, как правильно сформировать пакет документов для участия в закупках.

5. Участие в выставках и ярмарках

Крупные сети выделяют полки в магазинах для фермерских продуктов. Региональные и муниципальные власти организуют новогодние и другие праздничные ярмарки, и ярмарки выходного дня. Компания может приехать со своей продукцией. Обычно места для участия предоставляются бесплатно, но есть организационные сборы, которые, тем не менее, не сравнятся с коммерческими ставками.

Не менее важный момент – региональные делегации в другие города и страны, а также участие на стендах региона на профильных выставках и мероприятиях типа Санкт-Петербургского экономического форума. Представители региона берут на себя либо всю, либо большую часть затрат, а у вас появляется отличный шанс представить свою продукцию новой аудитории.

6. Поддержка экспорта

Для этих целей создан Российский экспортный центр, а во многих регионах действуют региональные центры поддержки экспорта. Бесплатно предоставляется широкий спектр услуг: бесплатные бизнес-аккаунты на торговых площадках типа Alibaba, EBay, поиск контрагентов, участие в международных выставках, создание специальных экспортных акселераторов и посредничество на уровне правительств по улаживанию вопросов сертификации и ввозных пошлин. Акселераторов становится все больше как на региональном уровне (пример: акселератор от Splat в Татарстане), так и федеральных (Сколково, KPMG), где помогают выстроить весь процесс работы с экспортом. Важно, что на участие в акселераторе можно получить субсидию от местных властей или Экспортного центра. Субсидия покрывает до 95% от стоимости обучения. Так стоимость программы обучения в экспортном акселераторе «Сколково» с учетом субсидии РЭЦ составила 140 тыс. руб. Стоимость региональных программ редко превышает 25 тыс. руб.

Как начать работать с мерами господдержки?

Первое, с чего стоит начать, это познакомиться с председателем профильного комитета или министерства, курирующего вопросы малого и среднего бизнеса. Это позволит вам решить несколько важных задач и значительно сэкономить время на собственные поиски информации.

Главная задача – это обозначить себя и рассказать, чем вы собираетесь заниматься. Не думайте, что это глупости. Бывает, что организуются какие-то тематические мероприятия с губернатором или федеральными чиновниками, на которых нужно присутствие бизнеса из какой-то отрасли, или формируется делегация в другой регион/страну и тогда все начинают напряженно искать компании соответствующего профиля. И то, что вы отметились и рассказали о себе, может сыграть вам на пользу – как минимум, можно встретиться с главой региона, задать ему вопросы или поделиться своими соображениями, или бесплатно прорекламировать свой товар и посетить другой регион/страну.

Как познакомиться? Самый простой вариант – это найти на сайте органа исполнительной власти телефон и через приемную записаться на личный прием.

Договорились о встрече? Отлично! Следующий шаг – это задать вопрос о том, на какую поддержку вы можете рассчитывать. Рекомендую заранее сформулировать список потребностей, который бы мог помочь вашему бизнесу: получить или изменить условия действующего кредита, субсидии, купить оборудование, найти новых клиентов, поставщиков или рынки сбыта, найти торговое или производственное помещение, арендовать какое-то конкретное помещение, получить консультацию или пройти обучение. Помните, что перечень программ поддержки и услуг достаточно широк, но у каждого есть свои ограничения и специальные требования. Председатель комитета расскажет о существующих возможностях и свяжет с руководителями необходимых подразделений, которые расскажут вам детали и помогут подать заявку на тот или иной вид поддержки. Так за несколько встреч вы узнаете про основные меры поддержки в регионе и познакомитесь с ключевыми людьми в этой сфере.

Как это работает?

Расскажу несколько примеров моих знакомых предпринимателей. Первый – наш клиент из небольшого города Ленинградской области, занимающийся производством осветительного оборудования. Когда запустили производство, сначала он познакомился с районной администрацией, рассказал, чем занимается, и спросил, на что может рассчитывать. Через некоторое время администрация стала закупать у него уличное освещение. Через администрацию он познакомился с председателем Комитета по малому бизнесу, которая рассказала ему про субсидии, микрозаймы, обучение и закупки крупным бизнесом. С тех пор он регулярно участвует в программе по получению субсидий. Получил несколько микрозаймов по льготным ставкам, прошел обучение в бизнес-акселераторе «Сколково». Сейчас рассматривает возможность получения займа от Фонда развития промышленности.

Другой пример – о торговле пирогами. У предпринимателя был заключен договор аренды места на Сенной площади. Там он поставил автолавку. Как-то был рейд, приехали ДПС с эвакуаторами и все автолавки увезли, так как они стояли на тротуаре. Что делать предпринимателю в такой ситуации? Он с коллегами обратился к председателю Комитета, и именно она выступила от лица бизнеса и вступила в переговоры со структурами МВД. Благодаря этому получилось добиться консенсуса и вернуть автолавки на место до момента истечения договора. Смог ли предприниматель самостоятельно добиться этого? Возможно да, но для простого человека это было бы значительно сложнее и хлопотнее.

А что, если ничего не получилось? На встречу не попали, или попали, но никаких подходящих для вашего бизнеса предложений не оказалось? Есть механизм обратной связи. Вы, как налогоплательщик и гражданин своей страны, имеете право высказать свое недовольство. Напишите письмо на имя руководителя региона или страны. Только пишите конструктивно. Если вас не устраивают текущие субсидии, напишите в письме, какие субсидии вам были бы интересны. Не просто критикуйте, а предлагайте реальные варианты улучшений. Такая обратная связь будет крайне полезной и ее часто не хватает.

Повторю: программы поддержки бизнеса игнорировать бессмысленно и даже вредно. Нужно пробовать, оценивать и давать обратную связь, ведь только благодаря обратной связи можно улучшить то, что работает недостаточно хорошо, и поддержать то, что действительно важно.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

наверное, лучше бы поддержкой было бы:

1. прозрачность требований со стороны государства

2. логичность этих требований

3. стабильность требований на длительном промежутке времени... 

Не то, что бы в этом направлении нечего не делается, - вполне себе делается, не так быстро как хотелось бы.. 

Еще, навреное, добавлю - открытость и зание потенциальных получателей таких программ о их наличии.. Чему, безусловно, способствует данная статья.. 

 

Генеральный директор, Екатеринбург

600 Программ – это конечно круто, но лучше одна Программа, но чётко направленная, проработанная, не для галочки. И деньги сэкономили бы на тех, кто за эти Программы отвечает, получает бюджетные деньги и ими рулит. А то всё размазали по тарелки, а результатов поддержки не видно.

Опыт китайских товарищей показывает, что государство берёт на себя продвижение стартапа, особенно, если он перспективный и на рынке IT, и продвигает его. А если продукт пошёл на местном рынке продвигает его на внешнем. У государства ресурсы есть, поэтому выигрывают все, а в казну идёт валюта.

Таким образом китайцы закрыли у себя Гугл, и сделали свои заменители всех сайтов и мессенджеров.

Вот это реальная помощь! И это реальная Программа импортозамещения!

Генеральный директор, Санкт-Петербург
Валерий Меркулов пишет:

600 Программ – это конечно круто, но лучше одна Программа, но чётко направленная, проработанная, не для галочки. И деньги сэкономили бы на тех, кто за эти Программы отвечает, получает бюджетные деньги и ими рулит. А то всё размазали по тарелки, а результатов поддержки не видно.

Опыт китайских товарищей показывает, что государство берёт на себя продвижение стартапа, особенно, если он перспективный и на рынке IT, и продвигает его. А если продукт пошёл на местном рынке продвигает его на внешнем. У государства ресурсы есть, поэтому выигрывают все, а в казну идёт валюта.

Таким образом китайцы закрыли у себя Гугл, и сделали свои заменители всех сайтов и мессенджеров.

Вот это реальная помощь! И это реальная Программа импортозамещения!

А у Китайцев это была одна программа? 

Генеральный директор, Тольятти

Автор пишет:

У предпринимателя был заключен договор аренды места на Сенной площади. Там он поставил автолавку. Как-то был рейд, приехали ДПС с эвакуаторами и все автолавки увезли, так как они стояли на тротуаре. 

-

Странный пример. Если в договоре было обозначено место размещения на тротуаре, то отчего увезли? Если место было другое, а поставили на тротуаре, то отчего вернули без штрафа?

Проблема всех этих программ в том, что время, затраченное на их исследование, отрывается от собственно бизнеса.

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Филипп, о чем Вы пишите? Разве в России есть инфраструктура, которая бы реально защищала предпринимателей от всех и всего; которая бы учила, наставляла, поправляла;  которая бы реально помогала выходить на новые рынки, использовать прорывные технологии,  развивала…?  Где у нас информационные ресурсы,  доступные маркетинговые и социологические исследования, прогнозы по рынкам, товарами услугам? Сколько у нас стартапов и как они поддерживаются? Сколько у нас  запатентованных технологий?

Если экономику России накрало облако неопределенности, то  что говорить о предпринимательстве?  Плюс вмешательство государства в экономику,  критический уровень коррупции и теневой экономики, повальные нарушения при муниципальных и государственных закупках, бесконечные проверки, нередко заканчивающиеся прекращением деятельности и уголовными делами,  штрафы, налоги и сборы…   52% бывших и действующих предпринимателей, опрошенные PwC и НАФИ, считают, что  сегодня вести бизнес в России  сложнее, чем в 1990-х годах.  

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Написано красиво. Просто и правильно. У автора есть релевантный опыт работы. А в жизни? Если с улицы? Простой смертный?

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

У нас другая оценка. И она сводится к тому, что огромные средства, которые государство выделяет на развитие предпринимательства, оседают во всякого рода фондах и агентствах. Посмотрите сайт Корпорации МСП (в народе - Корпорация Бравермана) https://corpmsp.ru/ и бизнес-навигатор, который она создала. Огромные деньги на содержание этой корпорации и бизнес-навигатор выброшены на ветер, что доказано проведенными исследованиями https://www.youtube.com/watch?v=VdG0FxU4Srg

Хотелось бы задать г-ну Браверману следующие вопросы:

  1. Согласны ли вы с тем, что маркетинговые исследования - основа для принятия решений об открытии, развитии или закрытии МСП? В каждом муниципальном образовании страны МСП должны их иметь и результаты их должны быть достоверные?
  2. 2. Тогда сколько муниципалитетов страны охватывает ваш Бизнес-навигатор? (По информации с сайта МСП там 160 или 171 город, что составляет 0,8 % от всех муниципалитетов страны). Что делать МСП в других муниципалитетах?
  3. 3. На какой информационной системе о уже существующих предприятиях базируются маркетинговые рекомендации вашего Бизнес-навигатора? (они пишут, что на 2ГИС). Насколько данные 2ГИС совпадают с реальностью? (установлено, что на 17%). Тогда чего стоят маркетинговые исследования Бизнес-навигатора даже для 0,8% страны?
  4. Это называется поддержкой предпринимательства?
Управляющий директор, Москва

Поддержать свой микро и малый бизнес можно создав реальную конкуренцию среди финансовых организаций. Не прикормленных, а с доступом к любым ресурсам, включая подешевевшие европейские деньги. Да и банки юго-восточной азии предлагают деньги на гораздо более интересных условиях.

И правильно уже написали, создать прозрачность государственного регулирования предпринимательской деятельности.

Ведь даже Путина просили прекратить вносить изменения в налоговый кодекс, а минфину изобретать свои письма. Чтобы законодательство менялось не раз в неделю, а раз в 5-10 лет. Людям нужна в этом плане стабильность.

Аналитик, Москва

Государство пробует создать рынок услуг для малого бизнеса. На мой взгляд, это хорошо. Что, на мой взгляд, пока не доработано?
У нас государственное упрвление реактивно. Простейший пример - дыра в асфальте. Ни одна структура даже не пошевелится, пока не будет жалобы или заявления от раждан. И в случае поддержки мне сложно представить, чтоб государственные фонды и структуры сами искали точки роста, перспективных предпринимателей и т.д. В Москве можно и бизнес-школу Сколково посетить. А что делать тысячам бедолга в городках и посёлках?

Директор по логистике, Уфа
Юрий Полозов пишет:
Если в договоре было обозначено место размещения на тротуаре, то отчего увезли?

Да просто не тем заплатили за место.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.