Каким будет предпринимательство в России через 15 лет?

Решение сформировать концепцию действий, чтобы вывести на новый уровень самые массовые сегменты отечественного бизнеса, было принято в апреле 2015 года на заседании Госсовета страны. Стратегия, разработанная правительством по итогам этого высокого совещания, представляет собой документ стратегического планирования в сфере развития малого и среднего предпринимательства, в котором определены ориентиры и задачи для всех отраслей экономики. После принятия на федеральном уровне эта стратегия станет основой для принятия новых законов, общенациональных и региональных программ в области предпринимательства.

Что представляет собой сегодня малый и средний бизнес России? Это 5,6 млн хозяйствующих субъектов или 95% от количества всех коммерческих предприятий страны. Такими компаниями создается одна пятая национального ВВП. Но в последние годы доля малых и средних предприятий в экономике снижается. По данным Минэкономразвития, производительность труда на них в среднем около 0,9 млн руб. на человека. Тогда как в странах Евросоюза этот показатель достигает в сопоставимых ценах 2,2 млн руб., а в США – 3,4 млн руб. Снижается инвестиционный потенциал средних компаний. С 2008 года в целом по стране они сократили инвестиции в основной капитал на 50%.

Разработав стратегию действий, правительство продекларировало намерение изменить ситуацию. Поставлена цель в 2030 году увеличить оборот субъектов малого и среднего бизнеса в 2,5 раза, а оборот на одного сотрудника – в два раза (по сравнению и в ценах 2014 года). Планируется стимулировать выпуск МСБ высокотехнологичной, промышленной и экспортной продукции. Целевые индикаторы, рассчитанные для двух последних сфер бизнеса, тоже близки к удвоению.

Но отвечает ли реальным потребностям бизнеса разработанный правительством план? И даст ли он нужные результаты? Executive.ru совместно с Общероссийской общественной организацией «ОПОРА России» приглашает участников Сообщества принять участие в обсуждении Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2030 года. Всем, кого волнует эта тема, и кто не понаслышке знает сферу малого и среднего бизнеса, мы предлагаем задуматься над следующими вопросами.

1) Нужна ли России Стратегия развития малого и среднего предпринимательства?

2) Какой должна быть Стратегия?

3) Согласны ли вы с той оценкой современного состояния предпринимательства в России и его проблем, которая дана в проекте Стратегии?

4) Правильно ли определены миссия, цель, задачи, принципы, этапы реализации Стратегии?

5) Как вы оцениваете раздел «Механизмы реализации Стратегии»? Согласны ли вы с предлагаемыми механизмами?

6) Правильно ли определены целевые индикаторы реализации Стратегии?

7) Начнется ли в России бурный рост малого и среднего бизнеса после того, как законодательство страны будет изменено в соответствии со Стратегией?

8) Какой станет Россия в 2030 году, если предлагаемая Стратегия будет реализована в полной мере?

Безусловно, вы можете поставить и другие вопросы, которые сами считаете важными. Высказывайте свои мысли на форуме портала. Свои подробные письма направляйте с пометкой «Стратегия-2030» по электронному адресу content@e-xecutive.ru. Ваши замечания и предложения будут обобщены и использованы при подготовке конференции «ОПОРЫ России», которая запланирована на январь 2016 года с участием президента Владимира Путина.

С полным текстом Стратегии развития малого и среднего предпринимательства на период до 2003 года вы можете познакомиться здесь: Стратегия-2030

Комментарии
Генеральный директор, Хабаровск

Мои личные «концептуальные» мысли относительно Стратегии МСП:
1. В первую очередь, требуется четко определить роль и значение для России самозанятости граждан нашего государства, малого и среднего предпринимательства. А это далеко не только экономика и бизнес, но и обширная социальная сфера. В этой связи дискуссионным вопросом остается отнесение к малому и среднему предпринимательству НКО, СО НКО, оказывающих платные услуги.
2. Во-вторых, необходимо изменить отношение к предпринимательству со стороны всех ветвей власти и контролирующих предпринимательство органов. Выделить средства на популяризацию и пропаганду самозанятости граждан и предпринимательства, на создание художественных фильмов, телепрограмм, авторских программ, радиопрограмм, интернет-порталов, циклов публикаций в журналах, газетах, на проведение конкурсов, смотров, ярких акций. Ввести государственные награды и знаки.
3. В-третьих, уделить самое серьезное внимание предложению о повышении роли всероссийских и отраслевых объединений предпринимателей, финансированию их становления как ключевых субъектов Инфраструктур МСП, регулирующих организаций, закрытию доступа к грантам, субсидиям, льготным кредитам тем предпринимателям, малым и средним предприятиям, которые не входят в объединения. Это позволило бы вести Реестр предпринимателей, проводить исследования, формировать отраслевые (цеховые) правила, своевременно решать иные проблемы и вопросы
4. Чтобы правильно определить Стратегию, необходимо сначала провести глубокие и комплексные исследования состояния МСП. Только на основании таких исследований можно будет поставить правильный диагноз. И только на основе правильных исследований и правильного диагноза можно составить правильную Стратегию, сформулировать правильные цели, задачи, показатели и пр. При ином варианте непременно будут ошибки, как это произошло с обсуждаемым проектом.
5. При разработке Стратегии надо четко представлять, какие полномочия законом предоставлены органам местного самоуправления, а какие полномочия определены для государственных органов власти (федеральных и региональных). Иначе вновь произойдет рассогласованность.
6. Важно понимать, что вся экономика России основана на территориально-отраслевом подходе и что МСП действует не в безвоздушном пространстве, а на отраслевых и межотраслевых рынках. Поэтому в Стратегии должны быть указаны стратегические решения на каждом рынке и на каждой территории. Определить, какие территории России включены в список приоритетных для развития МСП. Сделать то же самое относительно отраслей, то есть определить, какие отрасли являются приоритетными. И то же самое сделать по тем социально-экономическим проектам, которые выделены государством в качестве приоритетных. И здесь важен системный подход, а не разрозненные, отрывочные, бессистемные подходы, как в проекте Стратегии.
7. Создание интернет-площадок по отраслевым и межотраслевым рынкам – важный элемент Стратегии МСП.
8. Одной из главных целей Стратегии является создание Инфраструктуры, которая бы реально поддерживала предпринимателей, учила их, проверяла, развивала, помогала, финансировала, направляла. Без создания такой Инфраструктуры никакая Стратегия действовать не будет. Представляется, что Инфраструктур должно быть несколько: федеральная, региональные, городские и районные, а также отраслевые.
9. Информационная поддержка предпринимательства (маркетинговая, социологическая, аналитическая и иная) должна включать в себя проведение исследований рынков, товаров, услуг (мировых, российских, региональных) за счет бюджета, ибо такая работа не по силам ни одному объединению предпринимателей и ни одной корпорации. То есть ставится задача организации экономической разведки, системного и комплексного сбора информации о всех изобретениях, технологиях будущего, товарах, которые позволили бы сделать инновационный рывок на всех российских и мировых рынках.
10. Особое внимание должно быть уделено бизнес-образованию, в том числе в части начального уровня системы образования, предусматривающей массовые программы обучения самозанятости и предпринимательству. Передача программы «Ты- предприниматель» из Минэкономики в Росмолодежь ничего не даст. Из доклада к заседанию Госсовета следует, что из 700 тысяч человек, прошедших через эту программу, только 10 тысяч начали свое дело. Эффективность 1,43%. При этом никто не считал, сколько предпринимателей продолжили деятельность по истечению одного года.
Система бизнес-образования в стране должна начинаться в общеобразовательной школе с курса Основы самозанятости и продолжаться на базе ПТУ, техникумов и ВУЗов.
11. Следует отметить, что в бизнесе нет и не может быть «женского», «молодежного» или иного предпринимательства. Предпринимательство строится только по отраслевому-территориальному принципу. Правильнее было ставить вопрос о вовлечение в предпринимательство молодежи и студентов, женщин, но также и военнослужащих, уволенных в запас, пенсионеров, государственных служащих, уволенных по сокращению, инвалидов и других категорий граждан. В проекте Стратегии этого нет.
12. В проекте Стратегии никак не отражена задача борьбы с нелегальным (теневым) бизнесом, а это задача весьма и весьма важная. К ней не готово ни государство с ее правоохранительными органами и судебной системой, ни само общество.
13. Если финансово-кредитная, налоговая, пенсионная и иные системы государства не способствуют самозанятости граждан, развитию малого и среднего предпринимательства, то они должны быть изменены. Иначе никакого развития России не будет!
14. Существующая практика выделения субсидий из федерального бюджета на поддержку региональных программ МСП препятствует развитию МСП. На что можно рассчитывать предпринимателям, если средства выделяются в ноябре, а отчет требуется уже к концу декабря?
15. Требует переосмысления сам статус структуры Правительства РФ, которая будет отвечать за самозанятость граждан, за малое и среднее предпринимательство. Эта структура должна стоять выше отраслевых министерств и федеральных служб, так как предприниматели действуют во всех экономических и социальных сферах: в науке, образовании, искусстве, медицине, туризме, спорте, промышленности, транспорте, связи, торговле и т.д. Эта структура должна иметь все полномочия, требующиеся ей для значительного увеличения самозанятых граждан, малого и среднего предпринимательства, координировать и контролировать органы местного самоуправления и органы власти. Такую структуру должен возглавлять заместитель Председателя Правительства
16. На месте нашего президента я бы с 2016 года освободил предпринимателей от бремени быть налоговым агентом и уплачивать налоги за работников. Такое решение можно было бы назвать стратегическим.
Во-первых, сами по себе исчезли черные кассы и серые конверты. Органы прокуратуры и трудовые инспекции не будут на это отвлекаться.
Во-вторых, повысилась бы гражданская ответственность всех граждан (работников), которые в соответствии с Конституцией России обязаны платить налоги.
В-третьих, если бы граждане сами платили налоги, то они были бы более требовательными к тому, куда и на что идут их налоги. Они бы начали сами вести гражданский контроль за состоянием дорог, домов, дворов, медицины, транспорта и всего остального. А это значит, что они наконец-то станут управлять своим районом, городом.
В-четвертых, гражданин, в отличие от юридического лица, которое может в любой момент ликвидироваться, никуда не уйдет от налоговых обязательств. Государство сможет взыскать с граждан не только налоги с доходов, но и штрафы, а они будут немалыми.
В-пятых, государство снимет с себя непомерное бремя социального обеспечения всего населения. Пусть каждый сам заботится о своем здоровье, о своей пенсии, о своем образовании и прочем.
В-шестых, у работодателя останется только одна обязанность - своевременно и объективно подавать в налоговые органы информацию обо всех выплатах работникам.
В-седьмых, из-за снижения ФОТ снизятся цены на товары и услуги
В-восьмых, между гражданами, работодателями и государством установятся честные отношения. Никто никого не будет ловить, никто никого не будет шантажировать и никто ни от кого не будет прятаться. Даже ради этого нужно принять такое решение.
В-девятых, граждане России начнут жить как во всех других передовых странах мира!
У государства может быть только одно опасение того, что увеличится нагрузка на налоговые органы. Но если продумать и эту проблему, то она имеет свои решения.

Генеральный директор, Москва

Из п. 16 "На месте нашего президента..."
Вы уже следующего президента имеете в виду?

Директор по маркетингу, Москва

Уважаемый господин Жириков!
Ваш тщательный подход к вопросу вызывает очень большой интерес. Но я позволю себе в корне НЕ согласиться.

1. НЕ НУЖНА никакая "стратегия Правительства", если Предприниматель - НЕ жертва. Если Предприниматель может работать сам, так как Он - Предприниматель (на свой страх и риск).

2. Посудите сами - Правительство в этой "Стратегии..." Предпринимателя считает не за человека, но за - ... ОСЛА... Вот цитата - //Разработав стратегию действий, правительство продекларировало намерение изменить ситуацию. Поставлена цель в 2030 году увеличить оборот субъектов малого и среднего бизнеса в 2,5 раза, а оборот на одного сотрудника – в два раза (по сравнению и в ценах 2014 года). Планируется стимулировать выпуск МСБ высокотехнологичной, промышленной и экспортной продукции. Целевые индикаторы, рассчитанные для двух последних сфер бизнеса, тоже близки к удвоению. //

Это ЧТО??? Это - "повысить НАДОИ СКОТА". "Стричь больше шерсти"...

3. Еще древние греки говорили - "Человек есть мера всех вещей". Именно Человек, а не "надои скота". Кто такой Предприниматель социально, функционально и экономически? Кормилец общества - наряду, конечно, с гос.предприятиями, удачно :) УБИВШИМИ и зарезавшими всех частников в конце 1950-х годов, когда почти все артели и кооперативы (существовавшие даже в годы страшной войны) - были расформированы и "реформированы" в гос. предприятия.
Пока чинуши не поймут, что надо холить, лелеять и выращивать Предпринимателя,
беречь его как зеницу ока, помогать ему
- в каждой губернии, в каждом городе,
- до тех пор - Он, Предприниматель, будет - ЖЕРТВОЙ.

3.1 Уточнение. Вторая сторона тезиса, что "Человек есть мера всех вещей". За время 1970-2015 гг. я видел немало хорошего отношения и от гос.предприятий, и - от частников в разных странах мира, в России - также. Этим летом - в Сочи отдыхая в частном секторе - такой КАЙФ я видел только на Кипре.
То есть - Потребитель тоже человек, и именно Потребитель измеряет нужность Предпринимателя, но никакое не Министерство (Стратегий и НАДОЕВ).

3.2 Если разобраться внимательно, то и Путин - Предприниматель. Не сильно похож на среднего клерка, скорее - "пашет день и ночь, несёт огромную ношу ОТВЕТСТВЕННОСТИ". И Пушкин - предприниматель, и - Достоевский, и Менделеев, не только купцы.
По мне, так надо гражданский Статус давать Предпринимателю, льготный проезд на метро и ОХРАНУ от любых посягательств.

4. Главное - признать, что Предприниматели - Кормильцы и Носители Ответственности, а "министерство надоев со скота" - паразиты и Безответственные ... надзиратели.

5. Предприниматель, - если перестанет быть ЖЕРТВОЙ - вот это - Стратегия. Иначе - пустая болтовня.

Директор по рекламе, Москва

у Вас цель ужасно написана.
В этой "стратегии" 2030.
С таким описанием цели никакие стратегии не выживут. Поставьте нормальные цели в виде реалистичной картины будущего а не предполагаемых количественных показателей или процессов. Ваше описание цели позволяет выполнить цель на 15% например. Стратегии пишутся под реальные победы, другими словами на 100%, Представьте себе древних спартанцев, которые победили персов на 12,5% )))

Генеральный директор, Хабаровск

Леониду Никифорову.
см п. 2 "необходимо изменить отношение к предпринимательству со стороны всех ветвей власти и контролирующих предпринимательство органов. Выделить средства на популяризацию и пропаганду самозанятости граждан и предпринимательства, на создание художественных фильмов, телепрограмм, авторских программ, радиопрограмм, интернет-порталов, циклов публикаций в журналах, газетах, на проведение конкурсов, смотров, ярких акций. Ввести государственные награды и знаки".

Плюс мое интервью Предпринимателям и чиновникам нужно изменить психологию мышления http://www.mega-mir.com/news/section5451/element847451/?sphrase_id=2628

Директор по рекламе, Москва

Уважаемый Александр, психологию мышления изменить невозможно, психическая культура людей это их собственная личность, формируемая в течении всей жизни, теперь представьте толпы очень уважаемых людей, не побоюсь этого слова - элиты общества все из которых мыслят по разному (иногда очень занятно а иногда еще более занятно).

Как то объединить в обычное действие всех может только очень простая четко написанная цель, к которой все и пойдут продолжая искрить каждый собственной очень занятной иногда поистине неожиданной психологией мышления.

Нет четкой цели, пожалуйста изучайте "психологию мышления" каждого из элиты и работайте с каждым над ее разворотом. Но на это время движение остановится.
Что и как бы наблюдаем.

Что можно отнести к понятным простым целям - например четко описанная по результату модернизация или например какая нибудь война или большое событие, к таким понятным целям присоединяются все элиты не смотря на то что их психология мышления может быть очень разнообразной. Методологически это так, или попробуйте иначе если не получится вернитесь через какое то пусть и длительное время к методологическим основам.

Генеральный директор, Хабаровск

Дмитрий, предлагаю вернуться к обсуждению проекта Стратегии, который разработан Правительством РФ. Вы смотрели этот проект?

Директор по маркетингу, Москва

2 Александру Жирикову.
Уважаемый господин Жириков! Мне кажется более главным Ваш п.№1. =
//1. В первую очередь, требуется четко определить роль и значение для России самозанятости граждан нашего государства, малого и среднего предпринимательства. А это далеко не только экономика и бизнес, но и обширная социальная сфера.//

Если принять, что государство дает Предпринимателю статус,
то
1) Предприниматель будет иметь права,
2) а Государство - обязанности, так?

А если этого не признать, - получаем любопытную вещь -

ну, выполнили чиновники свой план "по надоям"? :) = так им тогда дополнительные "надои" и не нужны? Значит - и дополнительные "Предприниматели" не нужны?

Директор по маркетингу, Москва

И вот точный ответ на вопрос №7 =
//7) Начнется ли в России бурный рост малого и среднего бизнеса после того, как законодательство страны будет изменено в соответствии со Стратегией? //

конечно, нет. Бурный рост не начнется. Потому что, чтобы поверили - нужно время...

Директор по рекламе, Москва

Уважаемый Александр, да смотрел.

1. Цель определена катастрофически расплывчато - целью является процесс и далее даются параметры этого процесса как контрольные показатели. То есть стратегия достигает чего? - трех процессов "развитие как одного из факторов" "улучшение" "обеспечение", причем формулировка с нескольких сторон (как так достигнуть процессов с нескольких сторон, это их начать окружать что ли?) при этом очевидно что любой процесс может быть измеряемым а может и не быть не смотря на благие пожелания.

2. Судя по формулировкам миссия и цель просто метафоры успеха, годные для выступления по телевидению, обще ободряющие лозунги.

3. Цели ясной и понятной нет.
В научных работах про плановую экономику выделялось три типа планов
- план с ясной (научно обоснованной) целью с высоким уровнем напряженности выполнения - результативный
- план нарисованный для реализации целей самих планировщиков, с низким уровнем напряженности выполнения и не разделяемой исполнителями целью, низко результативный
- план нарисованный с целью демонстрации как будто деятельности совсем без напряженности при выполнении нужный для декларации как будто движения

пока цель не описана четко и ясно всем
чтобы к ней можно было всем присоединяться (так же ясно и просто как например к войне) этот документ не полезен

нужно написать цель четко и ясно и всем понятно, ну вероятно пока у разработчиков стадия "интеллектуальной неготовности"
похоже на планы второго и третьего типа
все эти типы я повидал в министерствах когда начинал свою трудовую карьеру, в этом документе очень много от тех планов образца 1992 года

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии