Зачем Microsoft покупает LinkedIn за $26 млрд?

Microsoft наносит ответный удар

Корпорация Microsoft решила совершить крупнейшую сделку в своей истории, и за $26 млрд приобрести социальную сеть для деловых контактов LinkedIn, в которой более 430 млн зарегистрированных пользователей. Для тех, кто с ней незнаком, можно, пожалуй, представить, что это версия идеальной синергии Headhunter.ru и социальной сети VK.

concept linkedin redesign

Страница пользователя в LinkedIn

На покупку LinkedIn корпорация Билла Гейтса, по данным The Wall Street Journal, потратит около 37% своих наличных средств (более $100 млрд). И никаких кричащих заголовков в прессе из серии «Сделка века». Никаких поисков подводных камней или скрытого смысла в покупке. Предмет сделки Microsoft не вызвал ажиотажа в западной прессе: как будто это очередная крупная интернет-покупка, к которым мир уже успел привыкнуть. Чаще всего с недоумением обсуждается высокая цена сделки (в начале 2016 года капитализация LinkedIn упала с $25 млрд до $14 млрд) и звучат ироничные высказывания, связанные с тем, что завести друзей в LinkedIn теперь станет возможно, только если у вас стоит новая Windows 10.

Так зачем Microsoft понадобилась эта социальная сеть, когда в 2008 году корпорация могла получить Yahoo! за $45 млрд, а в 2015 – разработчика SalesForce за $50 млрд? Сумма в $26 млрд – примерно столько же корпорация потратила на все свои предыдущие слияния с другими крупными игроками рынка IT (рисунок 1).

Возможные объяснения: «Microsoft решила вернуться в игру, из которой выпала в последние несколько лет, и громко о себе заявляет». «Участники LinkedIn – это бизнес-пользователи, то есть ключевая аудитория Microsoft. Логично связать их в одну экосистему». Руководитель Microsoft Сатья Наделла заявил, что будет интегрировать LinkedIn со своим продуктом, Office 365. «Мы объединим главную профессиональную соцсеть с самым популярным облачным деловым пакетом», – сказал он. LinkedIn поможет расширить портфолио продуктов Microsoft и, по данным компании, объем потенциального рынка услуг корпорации увеличится в полтора раза – до $320 млрд.

Крупнейшие сделки Microsoft с 1999 по 2016 год

Рисунок 1. Источник: The New York Times

Специалисты вспоминают, что после покупки Microsoft финской Nokia современный мир перестал пользоваться телефонами данного бренда. «Более молодое поколение считает, что сотовые телефоны Nokia были рождены и погребены еще в эпоху пейджеров, CD-дисков и кассетных плееров», – это только один из комментариев на Reddit. А покупка Skype, как потенциального убийцы всех набирающих популярность мессенджеров, так и не изменила деловой мир: Whatsapp, Telegramm и Imo продолжают набирать клиентскую базу. «Skype стало отличать только то, что теперь его нельзя закрыть, просто нажав на крестик в верхнем правом углу – нужно нажать «Выйти из Skype». Типичный Microsoft», – вот еще один хлесткий отзыв.

И Сатья Наделла и Джефф Вейнер из LinkedIn с восхищением объясняют, что социальная сеть будет сердцем Microsoft, имея в виду так называемый проект «Повсеместный профиль профессионала». На деле это может превратиться в раздражающе стойкие предложения, поступающие во время работы в Microsoft Office из LinkedIn от совершенно незнакомых нам людей. И в этот момент обозреватели The New York Times с волнением вспоминают анимационную скрепку Clippy от Microsoft – непрошеного гостя в программах Microsoft Office, который с упрямством, достойным иного применения, давал бесконечные советы: «Вы пишете письмо?», «Вы хотите нажать эту кнопку?», «А знаете ли вы…?». Неслучайно в 2010 году журнал Time включил Clippy в 50 худших изобретений всех времен.

comedy tech windows microsoft fallonmono

Clippy: назойливый советчик от Microsoft

Вполне возможно, что покупка LinkedIn с ее $400 млн чистой прибыли в год – попытка оседлать волну Facebook. В Силиконовой долине любят вспоминать, что Microsoft могла купить Facebook в самом начале развития социальной сети за куда меньшие деньги, и поэтому ко всем новым гиперрастущим интернет-проектам компания сегодня относится куда более внимательно. На сегодняшний день рыночная капитализация Facebook составляет около $320 млрд. Не скажешь, что соцсети далеко до Microsoft с ее $394 млрд. Но если Microsoft и не может купить Facebook, то она вполне может купить другого крупного игрока на рынке «виртуальной социализации человека».

Но пока живые люди упражняются в сомнениях, Microsoft смотрит на свои сделки через призму создания искусственного интеллекта. И тут уже никто не смеется. Особенно, если привести примеры из бизнеса его конкурентов.

Проекты под Google и Facebook

В 2000 году Ларри Пейдж, один из основателей Google, объявил, что идеальной версией поисковика будет искусственный интеллект. Почему? Потому что текущий поиск – это поиск по команде, по ключевым словам. А что, если поисковая машина будет понимать, что именно вы ищете, еще и сама при случае спросит и предоставит человеку именно то, что он хочет?

Как заставить машину что-то понимать? В Google решили, что так же, как и человека. Через книги. В 2002 году Google запустила проект Google Books, начав сканировать книги и предоставляя в любой точке мира доступ к их электронным версиям. К июню 2016 года компания оцифровала уже более 20 млн книг. Весь мировой рынок литературы она оценивает в 130 млн экземпляров. И, кажется, сегодня стал значительно лучше и быстрее. Кроме того, из 140 компаний, приобретенных Google с 2001 года, большинство относятся к сфере искусственного интеллекта. Google набирает лучших профессоров и ученых в области нейронных сетей, покупает разработчиков роботов для армии США и приобрела Motorolla Mobility только ради того, чтобы завладеть ее патентами и затем перепродать (см таблицу).

Помимо этого Google планирует отойти от традиционных систем текстового ввода поисковых запросов и перейти к использованию голосовых помощников. В ближайшие пять-десять лет компания собирается построить полноценную среду для общения, которая будет поддерживать естественную речь и позволит пользователю вести диалог с поисковой системой по любым вопросам.

Facebook – главная виртуальная площадка западного человека. Около двух миллиардов активных посещений в месяц. И главный человек в компании, Марк Цукерберг, уже несколько раз заявлял, что каждый пользователь при каждом посещении сталкивается с искусственным интеллектом Facebook. То есть машина за вас определяет, что вам может быть интересно - и это вызывает определенную волну возмущений у пользователей. Сверхзадача, которую должна решить эта система, – понять поведение пользователей в процессе взаимодействия со всеми элементами социальной сети.

Крупнейшие приобретения конкурентов Microsoft

Покупатель

Купленная компания

Год

Сумма сделки

Facebook

Instagram

2012

$1 млрд

Whatsapp

2014

$19 млрд

Oculus Rift

2014

$2 млрд

Yahoo

Tumblr

2013

$1,1 млрд

Google

DNNresearch

2013

Нет данных

Viewdle

2013

$30 млн

DeepMind

2014

$400-450 млн

Boston Dynamics

2013

Нет данных

Motorola Mobility

2013

$12,5 млрд

Apple

Beats Electronics

2014

$3 млрд

Novauris Technologies

2014

Нет данных

BookLamp

2014

$10-15 млн

Конкуренты Microsoft с каждым годом усиливают консолидацию информации в своих руках, увеличивают свое влияние в мире и приближаются к созданию «искусственного интеллекта». Так почему Microsoft должна вести себя по-другому и не укрепиться на рынке с помощью покупки LinkedIn?

Товар лицом был впервые показан в начале весны 2016 года. Microsoft 23 марта запустила в Twitter свой «искусственный интеллект» – бота по имени Тэй, который общается со всеми желающими как девочка-подросток. Но что-то сразу пошло не так. «Microsoft приостановила работу Twitter-бота с искусственным интеллектом, который за сутки научился сквернословить, стал откровенно говорить о сексе и признался в симпатиях к Адольфу Гитлеру», – сообщило британское издание The Telegraph. Но аккаунт TayTweets существует и сейчас, на него подписаны около 190 тыс. пользователей.

А мы ждем, что следующей крупной сделкой станет покупка кем-то из крупных игроков компании Twitter и грядущего за ней пресс-релиза о том, что цифровой мир станет еще лучше и людям будет еще комфортнее жить в нем.

  • YouTube + Google.
  • Instagram + Facebook.
  • Tumblr +Yahoo.
  • LinkedIn + Microsoft.
  • Twitter + ?

Фото: kinopoisk.ru, кадр из фильма Ex Machina

Комментарии
Управляющий директор, Москва

Сразу написано, что сумма сделки - 26 млрд, этим начинается первый абзац. Второй абзац начинается с того, что на покупку Microsoft потратит около 37% имеющегося кэша, которого более 100 млрд. Однако, 37% от "более 100 млрд" явно более 37 млрд. Итак, потратят более 37 млрд., но купят только за 26 млрд. Куда-то денутся не менее 11 млрд.

Поиски смысла в этой сделке я предлагаю отложить до нахождения этих самых 11 ярдов.

Управляющий директор, Эстония

{Зевая...} Старые люди помнят непрерывные разговоры про искусственный интеллект годов где-то с пятидесятых...

Майкрософт купил ЛинкедИн, чтоб побыстрее и понадёжнее пойти на дно. Гиря Нокия, гирька Скайп и другие гирьки помельче пока что не создали нужной тяги...

Генеральный директор, Чехия
Иван Бурмистров пишет:
{Зевая...} Старые люди помнят непрерывные разговоры про искусственный интеллект годов где-то с пятидесятых...

Они-то помнят, но тогда это было из разряда фантастики. Сейчас же искусственный интеллект - реальность, которую можно "потрогать". Google, Microsoft, Facebook, IBM показывают ощутимые результаты в этой области.

IBM Watson, на мой взгляд, одна из самых перспективных разработок в этом направлении.

Директор по развитию, Екатеринбург
Елена Шипилова пишет:
Они-то помнят, но тогда это было из разряда фантастики.

Да нет, тогда это был значимый раздел математики... в частности, распознавание образов, правда результаты многих исследований были засекречены... и использовались при шифровании, определении цели и прочее...

Елена Шипилова пишет:
Сейчас же искусственный интеллект - реальность, которую можно "потрогать".

А сейчас докатились и до гаджетов... появились игрушки, которые можно потрогать... только до достижений в области ИИ им еще очень далеко... даже до результатов полувековой давности...

Директор по развитию, Екатеринбург
Михаил Ободовский пишет:
Поиски смысла в этой сделке я предлагаю отложить до нахождения этих самых 11 ярдов.

Куда, куда? На откаты... бюрократы из DARPA тоже любят кэш...

CIO, Москва
Иван Бурмистров: Майкрософт купил ЛинкедИн, чтоб побыстрее и понадёжнее пойти на дно. Гиря Нокия, гирька Скайп и другие гирьки помельче пока что не создали нужной тяги...

А что делать? Умереть молча... :)

Гугл сделал цугцванг. :)

Руководитель проекта, Москва

Зачем? Потому что они дебилы конченные 20 лет тупо коробки отгружали и думали, что в DHL работают )

А теперь спохватились, начали элитных топ-менеджеров покупать, скупать интернет компании, а что толку? Надо же тренды понимать, а не тупо заливать рынок своими деньгами, которые рано или поздно закончатся.

CIO, Москва
Денис Родионов: Потому что они дебилы конченные 20 лет тупо коробки отгружали

Не могу ходить я мимо... :) Автоматом вспомнил анекдот, наберите в Гугле, пожалуйста: "Дурак не дурак, а шесть стаканов в день имею" или в Яндексе, что больше любите.

Теже 20, даже почти 25 лет назад сформировалась устойчивая фраза: "Виндовс маст дай!", а винде прикрепили ярлык "Масдаи" :)

Майкрософт(США) передаёт эстафету в Гугл(США), но ещё попьёт крови Мирской.

Кто дебил? Само напрашивается: "Rest of the World!".

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
280 тысяч человек зарегистрировались как самозанятые в 2019 году

Подключиться к новому налоговому режиму можно в мобильном приложении «Мой налог».

Эксперты: 4-дневная рабочая неделя приведет к снижению зарплат

Закон не препятствует пропорциональному снижению ФОТ при переходе на четырехдневную рабочую неделю.

75% россиян не верят в пенсии

Три четверти россиян не верят в пенсии, показал опрос Райффайзенбанка. А те кто верят, полагают, что она составит всего 10-20 тыс. руб.

Японцы доказали, что при четырехдневной рабочей неделе производительность растет. В Microsoft сообщили о росте на 40%

Японское подразделение Microsoft подвело положительные итоги месячного эксперимента по переходу на четырехдневную рабочую неделю.