Почему российский бизнес не хочет выходить из тени?

Государству очень хотелось бы, чтобы бизнес вышел из тени. Однако в реальности своими действиями государство загоняет бизнес в тень. Такие выводы можно сделать по результатам опроса экспертов. Редакция Executive.ru задала специалистам вопросы:

  • Каков объем теневого сектора экономики в РФ в 2018 году?
  • Какие сектора в большей степени находятся в тени?
  • Какое воздействие на теневой сектор окажет тотальная цифровизация экономики?
  • Какова реакция теневого сектора на рост НДС до 20%?
  • Каков прогноз на 2019 год?

Андрей АндреевЗаконодательные инициативы должны быть разумными

Андрей Андреев, управляющий партнер юридического бюро «U&Partners»

Несмотря на то, что действующим законодательством за ведение теневого бизнеса предусмотрены довольно жесткие санкции, объем теневой экономики в России остается достаточно большим. Так, согласно данным Федеральной службы по финансовому мониторингу, в 2018 году доля теневого сектора российской экономики составила около 20% от ВВП, что в свою очередь равно примерно 20 трлн руб.

Контролировать теневой сектор экономики сложно из-за его больших объемов и направлений, основными из которых являются зарплаты «в конвертах», нелегально ввезенные в страну товары, незаконная торговля наркотическими веществами, контрафактной продукцией и оружием, скрытый доход юридических лиц, а также киберпреступность.

Но сложно – не значит невозможно. Государство должно комплексно помогать выходить бизнесу из тени. И здесь все разумные законодательные инициативы хороши. Например, больше уделять внимания контролю над финансовыми операциями. Это поможет исключить любую возможность отмывания денежных средств.

Еще одно актуальное направление – вывод финансовых активов за границу. Как с этим бороться? Держать руку на пульсе, постоянно улучшая условия для бизнеса внутри страны. Потенциальный инвестор должен быть уверен, что, например, инвестирование в какой-нибудь мясной комбинат в Бурятии будет для него более выгодно в налоговом плане, чем в аналогичный объект за рубежом.

Стоит продолжить работу в направлении снижения налоговой нагрузки для малого и среднего бизнеса, а также сокращать количество различных контролирующих органов. Что-то уже делается, что-то находится только на уровне законодательных инициатив. Впрочем, во всей этой, казалось бы, положительной динамике не обойтись без ложки дегтя. В первую очередь это относится к развитию субсидиарной ответственности учредителей и гендиректоров, а также к увеличению НДС.

Делать какие-то положительные прогнозы в отношении дальнейшего снижения процента теневой экономики сложно. Потому что, с одной стороны, законодатель создает условия для выхода бизнеса с черного рынка, например, закрепляя на государственном уровне специальный льготный налоговый режим для самозанятых граждан. А с другой стороны, к примеру, Государственная дума принимает закон, запрещающий использовать жилые помещения в многоквартирных домах в качестве хостелов.

Ирина СтанковскаяБизнес будет использовать «серые» схемы для выживания

Ирина Станковская, ведущий преподаватель Школы бизнеса МИРБИС, кандидат экономических наук

Достоверно оценить масштабы теневой экономики представляется крайне затруднительным. Традиционно к теневой или ненаблюдаемой экономике относят:

  • Криминальное производство, проституцию, нелегальную торговлю наркотиками и оружием…
  • Скрытую («серую») экономику: производство, разрешенное законом, но осуществляемое без необходимых административных процедур и, как следствие, без уплаты налогов, например, использование при строительстве нелегальных рабочих.
  • Неформальное, «гаражное», производство – например, частные ремонтные работы, разрешенные законом, но осуществляемые без регистрации данного вида деятельности.
  • Производство для собственного потребления.
  • Производство, неучтенное из-за слабости статистического инструментария.

Оценку по первым двум пунктам можно найти на сайте Росфинмониторинга. Согласно данным, опубликованным в начале 2019 года, суммарный объем криминального и скрытого производства в России снизился с 28% ВВП (23 трлн руб.) в 2015 году до 20% ВВП (20,7 трлн руб.) в 2018 году. Наибольшая доля серых сделок наблюдается в строительстве, в производстве алкогольной продукции, в торговле лекарственными препаратами и парфюмерно-косметическими изделиями.

Согласно данным Минпромторга, опубликованным в 2018 году, масштабы незаконного оборота только на рынке легкой промышленности составляют 1,4 трлн руб., в том числе 50-60% – это серые поставки из стран дальнего зарубежья, 25-30% импортируется из стран Евразийского экономического союза и около 15% – неучтенное российское производство.

Росстат оценивает теневую экономику как сумму скрытого и неформального производства, не учитывая криминальное производство. В своих расчетах эксперты Росстата основываются на расхождениях в системе национальных счетов, на анализе потребления электроэнергии и других не слишком точных методиках. По данным на 2017 год, данный сегмент ненаблюдаемой экономики составлял около 16% ВВП или 17,3 трлн руб.

Если допустить, что криминальное и скрытое производство составляют примерно по 10% ВВП, а производство, не учтенное из-за слабости статистического инструментария, не превышает 3-4%, то в тени в настоящее время находится примерно 30% российской экономики. Примерно такой же показатель (33,7% ВВП на 2015 год, более свежих данных не приводится) дан в докладе МВФ от 24 января 2018 года, в котором анализируется динамика теневой экономики по 158 странам мира за 20 лет.

На вопрос – как изменится российская теневая экономика в 2019-2020 годах, однозначного ответа нет. С одной стороны, в последние годы мы наблюдаем активизацию правоохранительных органов, усиление надзора за бизнесом в самых различных сферах. В сочетании с применением информационных технологий в том числе, в банковской сфере и в сфере торговли, это может сократить масштабы ненаблюдаемой экономики.

С другой стороны, изменения в налоговом законодательстве 2018 года (введение до 20% НДС, рост обязательных платежей, акцизных сборов и пошлин на широкую группу зарубежных товаров) неизбежно приведут к росту инфляции, еще большему падению реальных доходов населения и сокращению платежеспособного спроса. Для сохранения конкурентоспособности и выживания ряд фирм будет вынужден применять «серые» схемы. Можно сделать вывод, что если теневая экономика России и сократится, то вряд ли это сокращение будет достаточно большим, и вряд ли мы сможем его точно подсчитать.

Вера СтародубцеваПо объему теневой экономики Россия – один из чемпионов в мире

Вера Стародубцева, глава ACCA в России

 

Исследование, проведенное АССА (Association of Chartered Certified Accountants) показывает, что объем теневой экономики в России составляет 33,5 трлн рублей и вплоть до 2025 года останется на текущем уровне.

В 2016 году на теневой сектор пришлось 39,07%, а в 2017 – 39,29% ВВП. Аналогичный рост прогнозируется и далее: к 2020 году объем теневого сектора в экономике достигнет 39,37%. По объему сегмент теневой экономики в России – один из самых высоких в мире.

Сложно оценивать, какой конкретно будет реакция теневого сектора на изменения в налоговом законодательстве. Безусловно, те части «теневого» сектора, которые не включены в цепочки НДС, будут чувствовать себя несколько хуже, поскольку они частично потеряют свою конкурентоспособность по сравнению с легальным бизнесом. Но поскольку повышение ставки НДС и подоходного налога – одна из причин возникновения сектора теневой экономики, не исключено, что данная реформа спровоцирует рост теневого бизнеса.

Иван РыковТеневая экономика будет расти из-за увеличения НДС

Иван Рыков, генеральный директор ГК «Рыков групп»

Объем теневой экономики в России оценивает Росфинмониторинг. Сейчас эта оценка составляет 20 трлн руб. Сумма колоссальная. И, к сожалению, нет предпосылок к улучшению в этом вопросе. Скорее стоит ждать увеличения объемов теневой экономики, особенно в связи с ростом НДС. Надежда на карательные методы, в совершенстве освоенные налоговиками, позволяет законодателям идти на подобные шаги. Получается, что налоговая инспекция превращается из сервиса в очередной карательный орган.

Многие думают, что применение цифровых методов в учете приведет к увеличению прозрачности экономики. На мой взгляд, тут есть некое лукавство. Да, цифровизация может повысить прозрачность. Однако даже государственные органы относятся к цифровизации формально. Например, служба судебных приставов и в целом государственная система принудительного взыскания долгов не хотят открывать онлайн-доступ к материалам. Возможно, боятся, что на них посыпятся жалобы. Под разными предлогами цифровизация в этом ведомстве сводится к пустым словам.

Владимир ТуровЧем сильнее давит государство, тем глубже бизнес уходит в тень

Владимир Туров, владелец «Школы бизнеса Владимира Турова»

Исследования показывают, что примерно 39% ВВП РФ находится в тени. 39% – это очень много. Они также утверждают в части, касающейся налога на добавленную стоимость, что в тени находится примерно 30%, а в некоторых отраслях эта цифра достигает 50%.

По моему мнению, эти цифры очень занижены. Когда мы говорим о теневом секторе с точки зрения налогообложения, это не означает, что производство компании в тени, что компания не делает проводки, продавая свою продукцию. Просто эта компания использует дополнительные методы оптимизации, в том числе с использованием фирм-однодневок, чтобы недоплачивать налог на прибыль, а часть обналиченных денег направляет на конвертную заработную плату.

Налоговая составляющая теневой экономики включает в себя два крупных элемента. Первый – это непосредственно теневая экономика, которая не платит никакие налоги. Второй – это экономика, которая внешне работает прозрачно, но в тень попадает налогооблагаемая база, и налоги недоплачиваются в силу незаконных методов оптимизации налогов. По моему скромному мнению, налог на добавленную стоимость в тени более чем на 60%, налог на прибыль – аналогично. Страховые взносы и, соответственно, налог на доходы физических лиц, если мы говорим об обычном бизнесе, тоже больше чем на 60% находится в тени...

В целом мы получаем достаточно интересную картину: чем больше государство давит, не создавая при этом должных условий для работы предпринимательского сообщества, тем больше и глубже бизнесмены уходят в тень. В 2018 году наметилась определенная тенденция – я бы назвал это элементами военного коммунизма, – когда к экономике применяются меры военно-административного характера. Они, по сути, ломают хребет экономики, ведь есть более эффективные способы управления экономикой. Тем не менее, ломая хребет части экономически активного населения и части предпринимателей, эти военно-полицейские меры дают результат в плане легализации той части бизнеса, которой просто деваться некуда...

Фото в анонсе: pixabay.com

Как вы полагаете, что государству удается лучше:
Loading...
Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Тольятти

Аккуратные консультанты обошли стороной коррупцию, которую оценивают минимум в 10% от объема госзакупок.

А как можно дать взятку, не отмыв бабло? Вот одна из основных причин работы по серым схемам - на взятки нужен источник неучтённых денег.

То есть коррумпированные чиновники из органов власти кровно заинтересованы в серой экономике, поэтому всерьёз с ней и не борятся.

Специалист, Москва

Абсолютно согласен!

Начинать нужно с чиновников! Топ-менеджеров ГОСКОРПОРАЦИЙ! Воротил нефте и газового комплекса. Оторвались они от ЖИЗНИ НАРОДА. И ДОСТОЯНИЕ ВСЕГО НАРОДА почему-то считают СОБСТВЕННЫМ!

Президент ОБЯЗАН им это напомнить!!!!

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина
/// Юрий Полозов пишет:
коррумпированные чиновники из органов власти кровно заинтересованы в серой экономике, поэтому всерьёз с ней и не борятся. ///

Об этом весьма убедительно написано в книге Восленского "Номенклатура".

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Проблема не только в чиновниках, которым, безусловно, в мутной воде ловить рыбу лучше. Проблема в государственной налоговой системе. Она никак не стимулирует самозанятость, не стимулирует развитие предпринимательства. Она закрыта не показывает налогоплательщикам, куда и на что идут налоги. Она не дает налогоплательщикам возможности самим выбрать те проекты, на которые они хотели бы направить часть своих доходов в виде налогов (качественное питание людей, здоровый образ жизни, экология, образование, наука, новые технологии, дороги, культура, спорт, поддержка инвалидов и стариков, детских домов, ЖКХ, армия и флот, космос и пр.). Но нельзя сбрасывать со счетов и уровень культуры россиян, уровень сознательности. Это комплекс проблем, которые необходимо решать.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Владимир Зонзов пишет:
Об этом весьма убедительно написано в книге Восленского "Номенклатура"

Владимир Иванович, гораздо лучше вот тут http://lib.ru/HIST/BUNICH/zoloto.txt

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Александр Жириков пишет:

Проблема не только в чиновниках, которым, безусловно, в мутной воде ловить рыбу лучше. Проблема в государственной налоговой системе. Она никак не стимулирует самозанятость, не стимулирует развитие предпринимательства. Она закрыта не показывает налогоплательщикам, куда и на что идут налоги. Она не дает налогоплательщикам возможности самим выбрать те проекты, на которые они хотели бы направить часть своих доходов в виде налогов (качественное питание людей, здоровый образ жизни, экология, образование, наука, новые технологии, дороги, культура, спорт, поддержка инвалидов и стариков, детских домов, ЖКХ, армия и флот, космос и пр.). Но нельзя сбрасывать со счетов и уровень культуры россиян, уровень сознательности. Это комплекс проблем, которые необходимо решать.

Государство преследует определённые цели - и налоговой системой тоже. На детские сады и космос у него и так деньги есть.

Директор по развитию, Санкт-Петербург
Марат Бисенгалиев пишет:
На детские сады...

Марат, Вы, вероятно, "детские сады" написали не подумав? ))

А цели достаточно тривиальны, подготовить массы к полной управляемости и ресурсной полноте. Вопрос другой, к чему мы (человечество) движемся?
(прим. Это риторический вопрос.)

Генеральный директор, Тольятти
Александр Жириков пишет:
Она не дает налогоплательщикам возможности самим выбрать те проекты, на которые они хотели бы направить часть своих доходов в виде налогов

Уважаемый Александр,

Для решения подобных целевых локальных задач в нынешней налоговой системе, кстати, предусмотрена возможность - система самообложения в муниципалитетах.

Но сия проблема не решается только налоговой системой. Она решается совсем другими способами - политической конкуренцией, честными выборами, работающей по закону судебной системой и независимыми от органов власти всех уровней СМИ.

Директор по развитию, Санкт-Петербург
Юрий Полозов пишет:
решается совсем другими способами - политической конкуренцией, честными выборами, работающей по закону судебной системой

Это бы решило все, а в первую очередь суды, конечно. Но это утопия.

Генеральный директор, Тольятти
Олег Ковалев пишет:
это утопия

Уважаемый Олег,

само собой, что в стерильной чистоте это сугубо утопическая ситуация и отклонения от неё есть и будут. Однако на глазах масса примеров приближенных к такой ситуации разных государств, в которых держат свои активы и учат своих детей представители нашей властной элиты (КМБУ).

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.