5 лайфхаков: как эффективно учиться бизнесу и предпринимательству

Согласно данным аналитического центра НАФИ, около 25 млн россиян хотят попробовать себя в предпринимательстве. Причем большинство из них негативно относятся к бизнесу — понимая под ним обогащение любой ценой, эксплуатацию, злобный оскал империализма. 

То ли дело благородное предпринимательство! Это инновации, новаторство, а также маленькая команда, почти дружеские или даже семейные взаимоотношения участников. Идиллия.

Любопытны также причины, по которым люди хотят открыть собственное дело. Рост доходов называют основной целью 62% опрошенных. При этом 55% надеются с помощью своей компании разгрузить рабочий график, сделать его более комфортным. А 24% и вовсе стремятся к самореализации и развитию. 

По другую сторону классификации все серьезно и прагматично. Например, программы MBA точно ориентированы на бизнес, достижение количественно измеримых результатов и особенно финансовых. Возможно, только не надо забывать о том, что результаты выпускников MBA измеряются карьерным ростом, а не объемом привлеченных инвестиций или ROI. Потому что там готовят менеджеров, а не бизнесменов. 

Давайте попробуем разобраться в возможных вариантах обучения, и кому какие подходят.

Программы MBA

Высшее бизнес-образование. Как правило, на MBA идут серьезные люди с опытом ведения собственных проектов, часто владельцы бизнесов. И большое количество менеджеров разного уровня — как раз в поисках развития карьеры. Кроме того, все надеются на расширение деловых знакомств и связей. 

Основные проблемы в ожиданиях:

  • MBA – не парадный вход в бизнес, и не выход из операционки. Это набор регламентов для тех, кто уже в бизнесе и хочет научиться закручивать гайки потуже. Новичкам программа тоже может быть полезна, потому что дает возможность сразу строить компанию без грубых ошибок. Нюанс в том, что главное преимущество стартапа – в гибкости. Если высекать каждую гипотезу в граните, никаких ресурсов не хватит
  • Если вы отправляете менеджера на MBA повысить квалификацию — возможно, это как раз то, чего ему не хватало, чтобы уволиться и открыть, наконец, конкурирующую контору. 
  • Нетворкинг хорошо работает на очных программах MBA, причем качество знакомств зависит от уровня школы. Чем ниже ранг учебного заведения, тем чаще формат обучения полузаочный или полностью дистанционный. В таком случае, нормального общения будет мало, да и шансы подружиться с будущим олигархом или министром – как выиграть в спортлото.

Магистратура

Многие вузы конкурируют с MBA, предлагая «бизнесовые» специализации, иногда целые факультеты. Такое образование позиционируется как второе высшее или в качестве «билета в профессию». 

Проблема в том, что нет профессии «предприниматель». Это набор талантов и психологических отклонений, благодаря которым небольшой процент населения способен маниакально пахать, годами рискуя далеко за пределами разумного — а потом благодаря «ошибке выжившего» мир узнает о новой истории успеха. Всему этому очень сложно научить в пыльных академических аудиториях, тем более что основной преподавательский состав редко занимается проектами сложнее выпуска новых методичек на основе старых. 

Создать компанию диплом не поможет. Трудоустроиться — возможно. Такое обучение скорее похоже на прикладное хобби. Если рассматривать его в таком ракурсе, оно выглядит гораздо лучше, потому что по крайней мере набор дисциплин задает хороший вектор. 

Курсы и тренинги

Глаза разбегаются, как их много. В поисковиках «идеальный шторм» на пересечении модных трендов и ухищрений SEO-шников. Очень много желающих заработать на тех, кто ищет как заработать. 

Выделяется несколько основных направлений:

  • Мотиваторы. Спикеры и площадки, специализирующиеся на лозунгах. Поменяйте свою жизнь! — кричат они. — Увольте босса! Выйдите из зоны комфорта! Растите над собой! Будьте свободны! Расширяйте горизонты! У них все через восклицательный знак, «поднимите руки кто» и давайте громко крикнем: «Я! Буду! Миллионером!»  
  • Инфоцыгане. Цепкие, въедливые, доставучие. Бесконечные яркие лендинги, ежедневные последние распродажи, бесплатные вебинары про то как полезно купить платные, ворох отзывов и историй успеха (на поверку обычно фальшивых). Занятия про успешный успех ведут звезды реального бизнеса, которые нашли окошко между подписанием нового контракта в Абу-Даби и очередной встречей с подзадолбавшим уже Илоном Маском. Клиентов, застрявших в воронке продаж, проталкивают беспощадным ремаркетингом, омниканальным спамом, стерегут у подъездов. Продажи «пристав-стайл».
  • Учебные секты. Масонские кружки с иезуитски выверенными методами. У них своя паства с лояльностью 146%, а занятия напоминают встречи клуба анонимных алкоголиков. — Всем привет, меня зовут Василий, и я уже третий год хочу сделать решительный шаг в сторону личного бизнеса! — Похлопаем Васе.
  • Менторы и коучи. Это гуру с мудрым внимательным взглядом и МХАТовскими длинными паузами перед скупыми встречными вопросами. Часто люди с опытом в бизнесе, которые не торопятся рассказать целиком свою историю про «Сначала нашел одно грязное яблоко, помыл, продал, потом купил два грязных яблока…» 

Стартап-тусовки

Есть бизнес-инкубаторы, акселераторы, всевозможные конкурсы юных и не очень дарований, хакатоны. Все выглядят дерзко и независимо — но надеются подманить бизнес-ангела, чтобы забраться к нему под крыло и пережить долину смерти. Легенды гласят, что дальше все в шоколаде. То есть можно вырасти в единорога или продаться (вершина чаяний большинства инноваторов, декларирующих изменение мира). 

Здесь довольно тонкая грань между планами и фактами. Пригласить «на уровне идеи» могут разве что в несерьезную программу или с несерьезными (для вас) целями. Например, нужна массовка для освоения бюджетов, которые распределяются в основном за сценой — а участникам оплачивают представительские расходы. Или за вывеской инкубатора разминают плечи инфоцыгане в смокингах, которые решили масштабировать свою бизнес-модель на чужую территорию. 

Если все организовано по-настоящему, то обязательно будет жесткий конкурс. Причем первые вопросы отсекут тех, кто «думает, не заняться ли бизнесом» — потому что серьезные инкубаторы и акселераторы для тех кто уже подумал, придумал и занимается. 

Кто виноват понятно. Что делать? 5 лайфхаков

Итак, кругом одни мошенники, ничего хорошего, все пропало. Разве нет честных и полезных курсов, тренеров, учебных заведений? Определенно есть. Просто их так трудно находить, что пожалуй и не нужно. Слишком много спекуляций, связанных с обучением якобы бизнесу — а на самом деле бизнес заключается в продаже билетов на эти тренинги и мероприятия. 

Поэтому для контраста с глянцевой рекламой учебных программ приведем несколько лайфхаков по альтернативному подходу к этой теме. 

Первый лайфхак заключается во внимательном изучении оглавлений. Ирония в том, что тезисное содержание бывает даже полезнее полного тренинга или курса — потому что видна вся картина целиком, легко отсеять уже известное и погуглить недостающее. В рамках обучения не будет возможности выбирать. Разница как между экспрессом и «электричка идет со всеми остановками». 

Второй лайфхак еще менее этичен, но более эффективен. Вы можете подавать заявки на практически любые курсы обучения, от часовых вебинаров до многолетних вузовских программ. И в большинстве случаев после регистрации получите ворох стартовых материалов. До оплаты, то есть даром. Конечно, есть смысл прочитать оферту сайта. Но, как правило, здесь нет никакого подвоха, все легально.

Третий лайфхак — та же мысль по нарастающей. Записывайтесь на конкурсы без намерения победить или даже участвовать. От вас потребуют заполнить такое количество анкет, брифов, анонсов, описаний, планов, резюме и т.д. — что одно это существенно поможет разобраться в своей ситуации, найти пробелы и даже подсказки по их заполнению. 

Четвертый. Если вам в целом симпатична идея наставника — не выбирайте среди гуру, которые рекламируют такие услуги. У них слишком хорошо с упаковкой и непонятное содержание. Лучше самому обращаться к бизнесменам, которые не занимаются коучингом. Это более долгий и сложный путь, зато результаты могут превзойти ожидания. Ваш кейс станет событием и новым опытом для настоящего практика. Его советы будут действительно полезны и скорее всего, к ним добавятся знакомства, может даже инвестиции. Конечно, многое зависит от вас и ваших идей, включенности в работу. 

Пятый. А зачем вообще учиться тому, что на самом деле надо делать? Самый эффективный способ обучения — целевой, ситуационный. Только так можно получить максимальную самомотивацию. Вы не пропустите урок, если от него зависит аренда магазина или сдача годовой отчетности. Выполните «домашку» как следует, чтобы действительно заключить нужный договор или продать товар. Дополнительное преимущество такого подхода в том, что вместо поиска абстрактных учителей можно обращаться к конкретным узким специалистам. То есть получать «минимум теории, максимум практики» — что обещают в основном теоретики, практикам некогда, они работают. 

Бонус циничного подхода к обучению бизнесу – в простых и наглядных ответах на смежные вопросы.

Например, философские дебаты про офлайн или онлайн. Это примерно как спорить о том, где лучше открывать магазин — на перекрестке или в Интернете. По ситуации, разумеется. В зависимости от специфики товаров, аудитории, процессов. Точно так же с обучением. Оперативная удаленная связь незаменима в одних случаях, личное присутствие в других. 

Полноценно «запихать в онлайн» нетворкинг ни у кого еще не получилось. При всем изобилии мессенджеров, чатов и видеоконференций — экран блокирует «химию» отношений, многое теряется. Не те ощущения. 

И наоборот, средневековый стиль «начитки» материала – настолько лютый анахронизм, что, конечно, все удобнее получать в виде файлов. Собственно, даже видео не требуется. Зачем разглядывать мешки под глазами спикера? Гораздо продуктивнее проштудировать текстовый файл с возможностью поиска, копирования цитат, контекстных комментариев. А сложные массивы информации нагляднее в виде инфографики. Не ждать полчаса, пока лектор играет в Пикассо — просто готовая картинка. 

В общем, ключевой момент в обучении бизнесу – это (неожиданно) бизнесовый подход:

  • Все лишнее сразу нафиг, вообще нет смысла рассматривать.
  • Все полезное отсортировать по своим (!) приоритетам.
  • Брать не как предлагают, а с удобной стороны.
  • Неважно, как оно «задумано». Возможно треть пойдет в ход, остальное в урну.

Только так, только хардкор.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Екатеринбург

Если вам в целом симпатична идея наставника — не выбирайте среди гуру, которые рекламируют такие услуги. У них слишком хорошо с упаковкой и непонятное содержание. Лучше самому обращаться к бизнесменам, которые не занимаются коучингом. Это более долгий и сложный путь, зато результаты могут превзойти ожидания.

"Теория — это когда все известно, но ничего не работает. Практика — это когда все работает, но никто не знает почему. Мы же объединяем теорию и практику: ничего не работает… и никто не знает почему!"

Альберт Эйнштейн

Генеральный директор, Екатеринбург

И в большинстве случаев после регистрации получите ворох стартовых материалов. До оплаты, то есть даром. 

Да, это здорово, наверное. Вышлют перечень того, что будут изучать на курсе. Например, основы маркетинга - 80 часов, высшая математика - 260 часов, социалогия... Но, как этот ворох бумаг поможет создать успешный бизнес? 

Можно в Яндексе набрать "Как создать бизнес с нуля" и читать и смотреть бесплатно. Там наверняка будут даны хоть какие-то решения.

Или накупить книг уже реальным миллиардеров. Что равносильно тому, что вышлют бесплатно "ворох стартовых материалов".  

Независимый директор, Москва
Согласно данным аналитического центра НАФИ, около 25 млн россиян хотят попробовать себя в предпринимательстве. Причем большинство из них негативно относятся к бизнесу — понимая под ним обогащение любой ценой, эксплуатацию, злобный оскал империализма. 

Хочется, но колется ! Ёжики, давились, плевались, но продолжали лезть на кактус... Романтика !

Генеральный директор, Москва

Проблема бизнес образования в том, что они не создают персональной инфо системы. Которую человек может использования в любом бизнесе. Необходимо создавать персональную wiki, crm, lifehacks. Для этого нужно иметь заранее созданную структуру, куда накапливать данные о контактах, о знаниях, о практике. 

Преподаватель, Санкт-Петербург

Мне лично очень нравится одна библейская мысль: "извлекать драгоценное из ничтожного". Любые знания, навыки, умения, как добыча золота. Нужно тонны породы намыть, чтобы получить крупицы драгоценного металла. Самое главное, чтобы затраты на добычу не оказались дороже добытого. 

Консультант, Украина

Как по мне - самый лучший учитель, это успешный бизнесмен со своим прибыльным бизнесом.

 

Трейдер, Санкт-Петербург
Андрей Роговский пишет:

Как по мне - самый лучший учитель, это успешный бизнесмен со своим прибыльным бизнесом.

 

Андрей, вряд ли он будет делиться кокретикой и "плодить" конкурентов. А вот историей своей жизни с удовольствием поделится))

Я провёл на этом ресурсе эксперимент. Поделился в разных ветках реальной своей историей неудачного стартапа. Получил кучу общих советов из брошюрки "как начать свой бизнес")) 

Как в анекдоте.

Если Вам совет, то он бесплатный. А консультация 1000 рублей.

Конечно совет.

Тогда мой Вам совет-купите Консультацию. 

Партнер, Красноярск

А можно подробнее, чем бизнес от предпринимательства отличается? Пока из текста понятно, что первое - это найм или владение крупняком, который "а за велосипед я уже отсидел", второе - те, кому это ещё предстоит )))

Мы, когда собирали методичку для повышения навыков управления, сразу разделили текст (открыто, бесплатно) от очных посиделок (недорого, но платно), именно исходя из того, что кому надо "по верхам" - и из методички всё нужное сможет взять, кому прочитанное обсудить и углУбить - идёт на семинар, кому реально помогать надо - тут только конкретный проект по контракту. А что, бывает по-другому? ))) Чтобы эффект от полученных знаний был, кроме знакомств и протёртых штанов?

Генеральный директор, Санкт-Петербург

Только практики могут научить практике, а теоретики - только теории....

Генеральный директор, Екатеринбург
Павел Кузовников пишет:

Только практики могут научить практике, а теоретики - только теории....

Практики могут напучить только, кто умеет учить. От общего к частному, от простого к сложному. 

Практика — это когда все работает, но никто не знает почему. 

Какая польза от того, что например кто-то послушать мотивационную историю миллионера или миллиардера, например Билла Гейтса? Что, снова 70-е, и рынка компьютеров не существует, потому что его просто нет? 

А сколько начинало в тоже в ремя, что и Билл Гейтс, что мы про них знаем? А сколько их было, сотни, тысячи? И где они сейчас?

Или взять наших олигарков? А вы хоть стрелять умеете, я дам вам парабеллум! Живыми мы им не сдатимся!

По-моему мнению, как раз самая большая теория, да ещё и далекая от реальности - это мотивационные рассказы миллионеров. Как они купили одно грязное яблоко, помыли - продали, купили два... а потом умер дядюшка в америке и оставил миллион.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
В России увеличат финансирование науки и высшего образования в 2025 году

Общий объем бюджетных ассигнований составит 1,5 трлн руб.: из них на науку — 658,5 млрд руб., на образование — 780,9 млрд руб.

В Высшей школе бизнеса ВШЭ прошло обучение по кейс-методу с компанией ORO

Сотрудничество ВШБ и бизнес-партнера продолжится новыми проектами в рамках создаваемой в бизнес-школе базовой кафедры ORO.

«Яндекс» обучит преподавателей ИИ-грамотности

Платформа запустила бесплатный онлайн-гайд, посвященный промтингу — формулированию запросов к нейросетям.

ВШБ НИУ ВШЭ представила исследование о производительности труда в крупнейших российских компаниях 

В выборку вошла 71 компания из списка крупнейших по выручке в RAEX-600.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
«Ашан» начал трудоустраивать людей с ментальными особенностями

Компания продолжает делать шаги в сторону поддержки инклюзивности и взяла на работу людей с аутизмом и другими нарушениями.

Каждый пятый россиянин не получал повышение уже более 5 лет

Для 20% опрошенных толчком для карьерного роста стало увольнение с прежнего места работы. 

70% россиян знают ценности своей компании

Женщины чаще, чем мужчины, отмечают, что знают о ценностях своей компании.