Лифт в будущее. Немотивированные «игреки» и «зеты»

«Я решил провести эксперимент, и на время устроился работать учителем в обычную московскую районную школу, - рассказал Григорий Тарасевич, редактор отдела науки журнала «Русский репортер», руководитель Летней школы журналистики, на конференции «Социальные лифты для талантливой молодежи – лучший российский опыт», прошедшей в июне 2012 года. - Самая главная негативная эмоция – очень низкий уровень мотивации в потребности высшего образования. В моей школе сейчас идет трагедия: любимый девятый класс на две третьи уходит в ПТУ. Потому, что они считают, что высшее образование им не нужно. Перед ними стоят модели родителей: водителей, парикмахеров, поваров… Как пятнадцать лет назад, так и сейчас это достаточно престижная и хорошо оплачиваемая работа. В Москве парикмахер пока зарабатывает больше доцента. А теперь давайте зайдем в салон красоты, где стригут за 2 тыс. руб., и парикмахерскую эконом класса, где стригут за 200 руб. Уровень и качество работы – одинаковые, потому что мы имеем приток мигрантов, которые стригут не хуже москвичей, и готовы делать это дешево. И я уверен, что через десять лет дети столкнутся с ситуацией, когда парикмахер не будет ровней доценту по престижности и размеру зарплаты, как сейчас, а намного-намного ниже. Очень тяжело делать профессиональный выбор, отталкиваясь от семейных моделей в нестабильных социальных условиях. Еще тяжелее его делать, когда в школьной программе курс по профориентации никак не утвержден государством. Он где-то декларирован на уровне стандарта, и то поверхностно. И иногда школам приходится идти на нелегальный, с точки зрения контролирующих органов, ввод курса профориентации».

«А все бегут, бегут, бегут…»

В России образовался жуткий дефицит ценных кадров для инновационной, научно-технической деятельности. «Мы проводили опрос среди старшеклассников и выпускников пяти московских школ для творческих и одаренных детей, а также среди их родителей, и попытались проанализировать, каким образом они выбирали школу, профессию и другие наиболее важные аспекты своей жизни»,- говорит Игорь Задорин, генеральный директор исследовательской группы ЦИРКОН. Он обозначил одним из наиболее тревожных аспектов, который был обнаружен в рамках исследования, - вопрос эмиграции. Отъезд за границу является одним из наиболее важных элементов в представлении образа своего будущего подрастающим поколением. Среди молодежи по России количество желающих уехать – 39%, а среди талантливой молодежи – 53%. Среди их родителей желающих, чтобы их дети поехали учиться и/или работать за рубеж, даже больше, чем самих старшеклассников. На такой показатель влияет несколько факторов:

- за последние годы облегчился сам процесс миграции (незнание языка, возможность реэмиграции и т.д.);

- существование широко распространенных стереотипов о полном развале российской науки и производства, что в России негде приложить свои таланты и способности.

При этом наиболее распространенными мотивационными факторами являются: социальный комфорт – наличие необходимой среды; возможность работать на престижной должности с известными высококвалифицированными специалистами; творческая реализация; осознание некоторой миссии и вхождения в историю – возможность приобщения к суперпроектам. На одном из последних мест стоит материальный достаток.

«Лифт в будущее»

Однако не может не радовать тот факт, что молодежь опять начинает верить пропаганде и движению уставшего от дефицита кадров бизнеса, считает Дан Медовников, заместитель директора Института менеджмента инноваций НИУ ВШЭ. Информационно-коммуникационные технологии, медицина и биотехнологии, химия и материаловедение, инженерное дело, космические технологии и астрономия, венчурное и молодежное предпринимательство – в наибольшей степени находятся сегодня под пристальным взглядом бизнеса в рамках программы «Социальный лифт». Своей главной задачей он видит повышение престижа этих направлений в глазах подрастающего поколения. Это движение вверх посредством приобретения нового статуса, знаний, диплома, профессии. Это объяснение на реальных примерах и практике, что обладание фундаментальными знаниями дает востребованность, признание и материальный достаток не только за рубежом, но и в России.

Частью программы является проект по поиску и развитию талантливой молодежи «Лифт в будущее», разработанный компанией АФК «Система». Цель – оказание помощи талантливым школьникам и студентам в осознанном выборе профессии и организация карьерного роста с помощью создания сети социального партнерства представителей бизнеса, власти, науки и общества. В рамках проекта планируется создать первую всероссийскую молодежную сеть с системой кураторства. Задачей куратора станет помочь молодому человеку разработать индивидуальную траекторию дальнейшего обучения и социального развития. При этом кураторы не только ставят проблематику, они еще и дают участникам процесса знания, которые помогут решить поставленную задачу.

Как создать у молодежи мотивацию к познанию наук и технических дисциплин?

Сегодня страшно вызывать незнакомого электрика и идти к незнакомому врачу, потому что такое обращение может закончиться фатально. И когда мы говорим о тенденции движения вниз уровня качества наших специалистов, мы прекрасно понимаем причины: уничтожение промышленности; ситуация, когда науке дали понять, что она государству не нужна; реформа образования, которую перелицевали так, что «родная мать не узнает»; идея, которая внедряется повсеместно, что главная цель в жизни – это деньги, считает Любовь Стрельникова, главный редактор журнала «Химия и жизнь», член экспертного совета Политехнического музея. Государство в состоянии решить эти проблемы при условии, что ему действительно нужны инженеры, исследователи, нобелевские лауреаты. Нужно просто включить идеологическую пропагандистскую машину на полную мощь, как это делается в предвыборные периоды…. и все. Однако сложившаяся ситуация говорит о том, что, «на самом деле, государству не очень-то эти кадры нужны. Но они очень нужны нам, потому что мы в этой стране работаем и живем, и здесь живут наши дети и внуки. И для нас крайне важно, что будет с ними через 20 лет».

Абсолютно все дети талантливы. И задача социального лифта и образования состоит в том, чтобы они стали гениальными в своей профессии, - то есть помочь как можно раньше обнаружить в себе способности и не идти под давлением родителей в экономисты и юристы, с которыми в нашей стране уже перебор, а выбрать то направление, к которому они предназначены. Любовь называет три главные вещи, что нужно делать, чтобы у подрастающего поколения как можно раньше развивалась мотивация к этому. В первую очередь, это касается естественных наук:

- Опыт. Наука начинается с вопроса, который возникает в результате наблюдения за реальным миром. Поэтому наших детей всеми силами нужно вернуть в реальный физический мир. Потому что сегодня большую часть времени они проводят в мире виртуальном. В прежние времена первичный опыт наблюдения давала школа на уроках физики, химии, биологии. Дети ходили в походы, на байдарках, были различные тематические лагеря со всевозможными исследованиями «Что? Как? Почему?» Сейчас этого нет, но это решаемо. Как вариант, одно из направлений социального лифта – летние лагеря.

- Деятельность. Причем как руками, так и мозгами. Мы сейчас не говорим о том, когда ребенку поручают написать реферат, он залезает в интернет, скачивает все, что найдет, передает учителю и получает положительную оценку. Это трата времени, бумаги и самонеуважение. Когда мы говорим о деятельности, то имеем в виду, что нашим школьникам надо предлагать участвовать в решении глобальных человеческих проблем. Их у нас миллион: энергетический и ресурсный кризис, социологические проблемы и т.д. И в этих полях можно найти место детям, предложив работать сообща. Например, можно создавать в рамках социального лифта сеть менторских групп, которые позволят сформировать из школьников всероссийские команды, где мы сможем собирать идеи и решать проблемы. Ребенок должен понимать, что он занимается не абстрактной ерундой, а он работает для человечества.

- Умение мечтать. Все прорывы, все гигантские свершения начинались с мечты. Даже покорение космоса. Изначально это была мечта не Константина Циолковского, а Николая Федорова, «Философия общего дела» которого заключалась в том, что наука поднимется на такую высоту, что сможет воскресить всех умерших. Но им где-то надо будет жить, - соответственно, надо осваивать иные планеты. Этой мечтой был вдохновлен Константин Циолковский, и так появилась его идея по освоению космического пространства и разработка первой ракеты. Сегодня мы отучили детей мечтать. Мы слишком прагматичны, наши мечты теперь только о деньгах. Но нужно эту ситуацию переломить. Мы должны придумать систему, которая будет поощрять безумные фантастические мечты наших детей, направленные в будущее и на благо цивилизации.

Y и Z абсолютно изменят культуру управления организацией через 5-9 лет

Есть очень важный аспект – культура управления людьми и их развития. В этом плане российские компании очень сильно отстают от некоторых западных аналогов, которые осознали проблему необходимости не только переманивания специалистов, но и взращивания собственных. Эти подходы обычно строятся на прямом участии менеджмента. Для бизнеса институт кураторства – это возможность дать лучшим менеджерам компании, у которых есть опыт, достижения, лидерский профиль и мотивация, попробовать себя в роли наставника, который развивает таланты из самых ярких студентов и школьников. Это может стать частью культуры в компании. Особенно, если учесть, что поколения Y и Z, о которых мы все так много сегодня говорим и которые сейчас заканчивают вузы и школы, абсолютно изменят культуру управления организацией через 5-9 лет с точки зрения человеческого капитала. Они будут в 4-5 раз больше времени уделять вопросам кадрового планирования и удержания лучших талантливых людей. «Лифт в будущее» – это также возможность научиться понимать их, их модели поведения, ожидания от будущего, карьеры, то, как нужно поменяться нынешним кадрам, чтобы оставаться конкурентоспособными.

Фото: freeimages.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск

Статья не решает проблему, а создает! Государство - решает проблему - создавая государственно-частные компании 50/50. АФК ''Система'' - точно не социальный лифт и точно - не решение проблемы.
Частный бизнес - не будет развивать за свой счет молодежь. Для этого нужны серьёзные изменения в самой системе - они будут, но после 2025 года.
Талантам надо набираться опыта и знаний за рубежом. Они вернуться в Россию, но это будет уже другая страна. Когда не будет уже тех, кто описывает проблему (пишет, болтает), а не решает её! :)

Директор по операциям, Москва

Послушайте, статистические люди, вы уже определитесь с вашими исследованиями! А то все больше становитесь похожими на ''британских ученых'' (с)
Одни говорят, что рабочих специальностей катастрофически не хватает, другие - что высшего образования.
Боюсь, что видя тенденцию, руководители средних ВУЗ-ов просто боятся уменьшения денежных потоков за получение высшего образования.
Как по мне - это здорово, когда молодые люди понимают, что с профессией в руках можно хорошо жить.
А вот качество нашего нынешнего высшего образования оставляет желать лучшего.
Хороших учебных заведений в стране наперечет и они всегда битком.
Объясните мне, зачем получать высшее образование в сомнительном учебном заведении и потом идти в бармены? Лучше создать систему отбора и давать высшее образование талантливым выпускникам школ. Да так, чтобы они подняли с колен науку, бизнес и производство.
Почему-то модельные агентства рыщут по всей стране в поисках красивых девушек для подиумов (сейчас не будем обсуждать другие агентства) и находят бриллианты типа Водяновой.
Почему же представители университетов не приезжают в школы и не отбирают талантливых детей?
На самом деле, приезжают и отбирают... обеспеченных. Потому, что у них на первом плане экономика предприятия, а только на втором и далее - качество и мотивация будущих инженеров, философов, математиков.

Нач. отдела, зам. руководителя, Воронеж

баннер справа: ''...таланты не хотят жить в агрессивной среде. ...'' (http://www.e-xecutive.ru/knowledge/worldtoplist/1621383/). Это ответ на все вопросы статьи (в которой, кстати, социальный комфорт упомянут) и вердикт благим пожеланиям и намерениям Л. Стрельниковой и прочих прожектёров. Не то чтобы я отвергал стратегию малых дел, я даже перевёл дочерей в вальдорфскую школу, но никакие кружева не украсят комнату, где грязь, крысы и тараканы. У малых дел тоже должен быть нужный вектор.
''придумать систему, которая будет поощрять безумные фантастические мечты наших детей'' – посмотрите на портрет нашего монарха. Какие далёкие планеты? Разработки никеля в Воронежской области – вот это мечта! Каждый день снег другого цвета, как в Норильске!

Коммерческий директор, Омск

Для меня это просто откровение,что пол класса идут в ПТУ. У нас на производстве рабочих половина с высшим образованием(никаких, надо сказать). Видимо,Москве везет с кадрами, раз тут и парикмахеров и водителей - всего хватает. У нас не просто шеф-поваров - просто поваров с начальным образованием нет. Парикмахер-это вообще чудесно, самозанятость. Реплика про цены не из этой темы. Нарасхват электрики, сварщики, технологи, пекари (сама дефицитная специальность). Ну и кто будет печь хлеб? Зато все у нас с высшим образованием. Понятно. что тема немного не об этом. Но говорить о компаниях. у которых недостаточно культуры, для развития молодежи... Знаете. опять-таки, на примере своего города: компании в основном выживают -малый и средний бизнес. Речь не идет при этом о неэффективности бизнеса, и люди адекватные и делают, все, что могут, но никак вот не спрогнозируешь в нашем государстве непредвиденных расходов. Вроде зарплатных налогов - было 14, стало 30. И с чего их нужно взять? О каком развитии можно говорить? Вот и все лифты.Так что проблема не в том, что маленькие зарплаты в науке - проблема в государстве. Просто оно делает все для того, чтобы ничего не развивалось.
А искусственным путем развивать только науку или инновации - это нереально. Как можно развивать только голову, при том что руки-ноги не ходят, делать кто будет, то,что придумывает наука? Как будто проблема только в отсутствии лифтов..
Не знаю, может это у нас только так проблемно, может остальная страна живет не так....

Нач. отдела, зам. руководителя, Воронеж
Сергей Левашов пишет: Хороших учебных заведений в стране наперечет
Зато изобилие плохих. Я принимаю экзамены у продавцов, есть и юридические вопросы. Так вот, ни один выпускник юридического факультета не ответил нормально на эти вопросы. Заметно ниже среднего уровня именно по этому показателю. У меня каждый раз руки чешутся куда-нибудь об этом заявить. Но куда? Был бы единый ресурс оценки выпускников/качества образования, где и абитуриент мог бы посмотреть, куда поступает. и работодатель мог бы увидеть, кого берёт. Так ведь не нужен никому инструмент объективной оценки.
Редактор, Москва

Артем, к примеру, вы можете написать об этом статью на e-xe

Александр Жаманаков Александр Жаманаков Глава филиала, регион. директор, Новосибирск
Ольга Гирько пишет: Так что проблема не в том, что маленькие зарплаты в науке - проблема в государстве. Просто оно делает все для того, чтобы ничего не развивалось.
Государство ни при чем! Она и так дотирует и делает заказы для своих нужд, но не может содержать тех, чьи учения и работы - не нужны. Ученые ни в чем не виноваты, что не имеют предпринимательского мышления, но ни кто им не мешает найти и нанять такого человека! Ан нет, все сами и с усами. Бизнес и государство - должны сами решать и выделять бюджеты на разработку инноваций, только бизнес еще в большем объеме на это не созрел. Проще купить технологию на западе в готовом варианте со всеми разрешениями и лицензиями, чем в России. Но ценные проекты ученых - на расхват и в России!
Системный аналитик, Нижний Новгород

здравый вопрос - зачем заинтересовывать молодежь наукой? куда они ее денут?
вот мои сокурсники по физтеху:
1-й международный диплом по математике - занят в производстве ПО для торговли
1-й союзный по физике - директор по сервисному обслуживанию импортной техники
1-й международный по физике - торговля сантехникой
и так далее...
места не хватит, чтоб такие ''научные успехи'' описывать.
а ведь это лучшие из лучших.
так что не морочьте молодежи голову.

Коммерческий директор, Омск
Александр Жаманаков пишет: Государство ни при чем! Она и так дотирует и делает заказы для своих нужд, но не может содержать тех, чьи учения и работы - не нужны. Ученые ни в чем не виноваты, что не имеют предпринимательского мышления, но ни кто им не мешает найти и нанять такого человека! Ан нет, все сами и с усами. Бизнес и государство - должны сами решать и выделять бюджеты на разработку инноваций, только бизнес еще в большем объеме на это не созрел. Проще купить технологию на западе в готовом варианте со всеми разрешениями и лицензиями, чем в России. Но ценные проекты ученых - на расхват и в России!
Может я неправильно выразилась, я имею в виду прикладную науку. Фундаментальную, конечно, должно поддерживать государство. Бизнес будет выделять на разработку инноваций, когда ему это будет выгодно, и он будет уверен, что ничего не изменится. А если планировать на ближайшие 5 лет проблематично, о каком развитии можно говорить? Теоретически я могу планировать на 5 лет, но практически - может мне завтра еще налогов подкинут, может электроэнергия снова подорожает до уровня невозможности ее оплачивать,или еще какая холера.. Кстати вопрос с электроэнергией стоит настолько остро, что вОт где необходимы инновации. К сожалению, все потуги людей - бизнесменов и ученых, которые пытаются ''сделать нам дешевле'', упираются как раз в нежелание государства (или энергетиков) позволить, чтобы кто-то платил меньше. Я просто хочу сказать, что все взаимосвязано в экономике. Не развивается бизнес(а он не развивается. ибо нет условий) - не развивается ничего. Поэтому демагогировать о мотивации молодежи - она что, в вакууме живет?
Старший консультант, Германия
Даниил Булычев пишет: куда они ее денут? вот мои сокурсники по физтеху: [COLOR=blue=blue]1-й международный диплом по математике [/COLOR]- занят в производстве ПО для торговли [COLOR=blue=blue]1-й союзный по физике [/COLOR]- директор по сервисному обслуживанию импортной техники [COLOR=blue=blue]1-й международный по физике [/COLOR]- торговля сантехникой и так далее... места не хватит, чтоб такие ''научные успехи'' описывать.
[COLOR=red=red]В России образовался жуткий дефицит ценных кадров для инновационной, научно-технической деятельности.[/COLOR] /из обсуждаемой статьи/ /задумчиво: возьмет ли Анна Солдатова интервью у Вас? /
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Завершился второй поток корпоративной программы ВШБ ВШЭ «Академия CFO»

Более половины содержания программы было посвящено практической работе, в том числе рассмотрению реальных кейсов «Газпром нефти».

74% работодателей направят руководителей на бизнес-обучение в ближайшие годы

Рост промышленного производства и повышение предпринимательской уверенности могут увеличить спрос на программы обучения руководителей.

СПбГУ присоединится к бакалавриату для создателей ИИ

В новом учебном году набор на программу увеличится в пяти вузах-партнерах: ИТМО, НИУ ВШЭ, МФТИ, Иннополис и СПбГУ.

Руководители IT-компаний из 10 регионов прошли скейларатор Корпорации МСП и НИУ ВШЭ

Отдельный блок программы был посвящен инструментам развития малых технологических компаний.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В России начнут борьбу с неофициальной занятостью

По оценке Минтруда, нелегально в России работают 9,6 млн человек.

Число вакансий с медстраховкой выросло на 70%

В 2025 году российские работодатели стали в разы активнее предлагать дополнительные бонусы потенциальным сотрудникам.

80% желающих уволиться, остаются после контроффера

Самым эффективным и важным финансовым инструментом удержания, по мнению работников, является конкурентоспособная зарплата.

Половина россиян планируют работать в майские праздники

Среди тех, кто реже всего планируют работу на майских, вошли сотрудники образования, юристы и IT-специалисты.