Как выпускники оценивают результаты учебы в российских бизнес-школах

«Учиться или не учиться в бизнес-школе?» – этот «гамлетовский» вопрос является одним из лейтмотивов в дискуссиях под публикациями Executive.ru на тему бизнес-образования.

«Как вы оцениваете результаты своей учебы в бизнес-школе?» – такой вопрос редакция Executive.ru задала участникам Сообщества менеджеров на исходе 2017 года. Вопрос был задан на сайте и в письме, которое мы отправили по email выпускникам российских бизнес-школ. Ответить на вопрос пожелали около 200 человек. После отбраковки неполных анкет число респондентов сократилось до 165 человек.

Редакция не считает этот опрос репрезентативным для российского менеджмента в целом: это – опрос Сообщества менеджеров, который показывает суждения участников Executive.ru, имеющих степень MBA, Executive MBA или DBA. Именно в таком качестве был задуман опрос, и, публикуя его результаты, мы не берем на себя ответственность экстраполировать их на весь российский бизнес. Мы знаем, что в бизнес-среде есть разные точки зрения на MBA, и что в критике MBA, по меткому замечанию президента Российской ассоциации бизнес-образования, профессора Сергея Мясоедова, особенно усердствуют те, «у кого нет диплома MBA».

А что думают о бизнес-образовании те, у кого диплом есть?

  • Участники Сообщества оценивают результаты обучения в бизнес-школе как полезные (53,6% ответивших) или очень полезные (40,4%).
  • В 64% случаев респонденты безоговорочно рекомендовали бы друзьям и коллегам поступить в бизнес-школу, в 32% случаев рекомендовали бы поступить, но с определенными оговорками.
  • Обучение в школе повлияло на карьерную траекторию: 29,5% выпускников сменили компанию, 15,7% – перешли на более высокую позицию, 14,5% сменили отрасль, 13,9% – открыли собственный бизнес.
  • 25,3% участников опроса являются владельцами или совладельцами бизнеса, 34,3% – топ-менеджерами, 29,5% – руководителями подразделения.

Обращают на себя внимание следующие данные, полученные в ходе опроса.

1. Группа собственников и партнеров ожидаемо оказалась старше, чем группа специалистов или линейных менеджеров: среди собственников и партнеров около 80% людей старше 40 лет.

2. Среди владельцев бизнеса и топ-менеджеров гораздо меньше женщин, чем среди участников опроса в целом. В группе собственников и партнеров их всего 13%, в группе топ-менеджеров – 16%, тогда как в целом среди участников опроса – 21,7%.

3. Максимальный показатель удовлетворенности результатами учебы в бизнес-школе («очень полезно») наблюдается среди владельцев бизнеса (55%). Среди топ-менеджеров – 45%, в целом среди участников опроса – 40,4%.

4. Группа владельцев бизнеса резко выделяется среди других в плане предпринимательской активности: 25% собственников и партнеров, участвовавших в опросе, после окончания учебы открыли собственный бизнес. В целом среди участников опроса этот показатель составляет 13,9%.

5. Другой показатель, по которому собственники бизнеса выделяются среди других групп – рост доходов. После окончания учебы доход вырос на 50% и более у 43% собственников и партнеров, тогда как в целом среди участников опроса этот показатель составил 21,7%.

6. Максимальную отраслевую мобильность демонстрируют топ-менеджеры: 32% топ-менеджеров – участников опроса – после окончания школы сменили отрасль, тогда как в целом среди участников опроса этот показатель составляет 14,5%.

7. Около 30% собственников окончили программы EMBA, тогда как в целом среди участников опроса этот показатель составил 18,7%. При этом 65% собственников окончили программы MBA.

8. Аудиторию программ DBA, как и следовало ожидать, поделили почти поровну собственники и топ-менеджеры.

9. В отношении времени окончания школы самыми «урожайными» оказались 2010, 2012 и 2015 годы (смотрите инфографику), самым «неурожайным» – 2014 год.

10. Опрос не показал наличие корреляции между школой, которую окончил респондент, и его экономической успешностью: чтобы понять, какие школы работают более эффективно, нужны более тонкие инструменты, применить которые желательно к более представительной выборке.

MBA в России

В опросе приняли участие выпускники:

  • Бизнес-школы ИМИСП,
  • Бизнес-школы Московского государственного технического университета им. Н.Баумана,
  • Высшей школы бизнеса Московского государственного университета им. М. Ломоносова,
  • Высшей школы бизнеса Казанского федерального университета,
  • Высшей школы корпоративного управления РАНХИГС,
  • Высшей школы международного бизнеса РАНХИГС,
  • Высшей школы менеджмента НИУ «Высшей школы экономики»,
  • Высшей школы менеджмента Санкт-Петербургского государственного университета,
  • Института бизнеса и делового администрирования РАНХИГС,
  • Института бизнеса Московского университета экономики статистики и информатики,
  • Калининградской школы международного бизнеса,
  • Международного института менеджмента «Линк»,
  • Международной школы бизнеса Финансового университета,
  • Московской международной высшей школы бизнеса МИРБИС,
  • Московской школы управления СКОЛКОВО,
  • Центра программ MBA Томского политехнического университета,
  • Школы бизнеса «Синергия»,
  • City Business School.

Школы приведены по алфавиту.

Также мы включили в обзор анкеты, присланные выпускниками Стокгольмской школы экономики и Vlerick Leuven Gent Management School, поскольку эти школы работали в России и являлись участниками российской системы бизнес-образования.

Фото: pixabay.com

Комментарии
IT-менеджер, Мурманск

А есть опрос/статистика среди тех кто не учился? Насколько им помешало, что они не учились? ну и любой опрос от лиц проводящих обучение - ну как-то всегда результаты завышены ;-) все мы учились и заполняли по результатам анкеты ...

прим: я из тех " что в критике MBA, по меткому замечанию президента Российской ассоциации бизнес-образования, профессора Сергея Мясоедова, особенно усердствуют те, «у кого нет диплома MBA»."
хотя вообще-то считаю что любое повышение квалификации это гуд ...


Главный редактор, Москва
Сергей Зайков пишет:
А есть опрос/статистика среди тех кто не учился? Насколько им помешало, что они не учились?

Редакция готовит к публикации результаты другого опроса - "Чему хотят учиться российские менеджеры?"

В анкете второго опроса нет пункта "Насколько вам помешало, что вы не учились?" Там есть другие вопросы: "Почему вы хотите учиться?" и "В каком формате?". Результаты второго опроса будут опубликованы в феврале 2018 г. Второй опрос также зафиксировал заметный интерес к MBA среди респондентов - участников Сообщества.

Партнер, Москва

ну то есть учеба в даже российской бизнес-школе с высокой степенью вероятности дает очень положительный эффект, что и понятно - это не просто учеба, а определенная ступень в преодолении своих проблем

Менеджер интернет-проекта, Крым

Интересно, насколько различается качество диплома MBA в зависимости от регионов/школ? Другими словами, чтобы получить право выдавать диплом MBA, насколько серьезную аккредитацию проходит школа? Например, у нас в регионе отзывы учившихся в организациях, предоставляющих обучение mini MBA и MBA, в основном сводятся к "хотят срубить денег".

Руководитель управления, Казань

Здравствуйте коллеги!

Я участвовал в этом опросе, закончил программу МВА в 2011г. Рамки опроса естественно ограничивают в выборе ответов, ведь за каждым участником стоит собственная судьба...

Для себя я безусловно получил полезные знания и дополнительный опыт, по другому посмотрел на происходящие бизнес-процессы в компании. Получил ли я повышение? - Нет, моя должность в компании была ТОП, выше только генеральный директор, он же собственник. Вырос ли доход в связи с окончанием программы? - скорее нет, во всяком случае не кардинально.

В нашей группе учились и наемные менеджеры и собственники 50/50, оплачивали учебу 40% - за счет компаний, 60% - сами.


Руководитель, Москва
Александр Бриллер пишет:
Интересно, насколько различается качество диплома MBA в зависимости от регионов/школ? Другими словами, чтобы получить право выдавать диплом MBA, насколько серьезную аккредитацию проходит школа? Например, у нас в регионе отзывы учившихся в организациях, предоставляющих обучение mini MBA и MBA, в основном сводятся к "хотят срубить денег".

У аккредитованных школ программы обучения одинаковы, поэтому защита может быть и в школах других странах с получением диплома зарубежной школы (как правило солидная школа предоставляет на выбор несколько стран). Мини курс - это просто обман тагже как и дистанционное обучение. В МВА главное - это разбор кейсов и работа в команде по проблемам конкретного бизнеса + транслирование изучаемых методологий на твой рынок/компанию (поэтому только очное обучение).

Руководитель управления, Казань
Сергей Зайков пишет:
хотя вообще-то считаю что любое повышение квалификации это гуд ...

Сергей, по моему мнению рассматривать обучение на программе МВА, просто как повышение квалификации (пополнение теории) не правильно. Считаю обязательным условием:

- наличие конкретной компании к деятельности которой вы будете применять полученные знания,

- ваша должность должна иметь вес в данной компании, для применения полученных знаний

- вас должны поддержать ваши руководители/собственники

Самый лучший результат получался у тех компаний, где обучение проходил ключевой ТОП-менеджмент во главе с собственником.

Консультант, Калининград
Сергей Зайков пишет:
А есть опрос/статистика среди тех кто не учился? Насколько им помешало, что они не учились?

Невозможно понять насколько помешало или помогло не делание чего-либо, чего ты не делал и раньше. Тем более в таком многофакторном процессе, как образование.
Можно спросить, почему вы считаете лишним дополнительное профобразование, если субъект опроса так считает.




Партнер, Москва

Всем участникам дискуссии поставил «+1». Кто активнее участвовал, у того получилось больше плюсиков. Вы все работаете на благое дело, и не теряю надежду, что благодаря дискуссиям, происходит улучшение качества развития управленцев на программах DBA и МВА.

Но я не увидел, чтобы серьезно обсуждалась проблема коренного изменения программ МВА. В 2012 году вышла статья Андрея Теслинова «К новому поколению МВА», которая в свободном доступе есть на его личном сайте (http://www.teslinov.ru/wp-content/uploads/2013/01/mba-pokolenie.pdf) и в которой прямо говорится Мастер делового администрирования (МВА) – бюрократ от бизнеса… умер. Да здравствует, Мастер Развития бизнеса (Master of Business Development)».

Во-вторых, много говориться о развитии Hard Skilss и о возрастающей значимости Soft Skills и, практически ничего не говорится о концептуальных компетенциях Concept Skills. В 1986 году Робер Л. Кац предложил модель, где компетенций руководителя можно структурировать на три главных блока(на моей личной страничке разместил рисунок с визуализацией модели Р. Каца (https://www.e-xecutive.ru/users/382272-urii-rodionov) :

  • Профессиональные компетенции (Hard Skilss)
  • Социально-коммуникативные (Soft Skills)
  • Концептуальные (Concept Skills)

Концептуальные навыки – Р. Л. Кац, определил, только, как способность видеть важные составляющие в любой ситуации, - это системное мышление – способность в сложном увидеть простое. Сегодня этого уже недостаточно. В 1998 году было издано знаменитое исследование стратегических школ Г. Минцберга и Ко «Стратегическое сафари» . «В масштабном исследовании Г. Минцберга, Б. Альстрэнда и Дж. Лэмрела «Школы» стратегий» сформулирован очень важный вывод, на который не было акцентировано внимание авторами исследования. Из их картограммы пространства формирования стратегий понятно, что при формировании стратегий надо опираться на эволюционные и институциональные законы». (Цитата из моей статьи опубликованной в рубрике «Журнал» https://www.e-xecutive.ru/community/magazine/1989509-evolutsionnye-i-institutsionalnye-zakony-dlya-strategicheskogo-mysletvorchestva).

«Деятельность», как диалектическое целое – это две полярности «стратегическая деятельность» и «операционная деятельность». Майкл Портер, в конце 80-х ХХ века сказал, очень четко: «Операционная эффективность – это не стратегия. Но, нет стратегий без операционной эффективности, как и нет операционной эффективности без стратегий»

Сегодня, а вернее, еще позавчера (с 60-х годов ХХ века) организации трансформируются в плоские структуры - проектные, матричные и интегральные сети или технологии Agile. Все больше руководителей среднего, операционного и проектного звена участвуют в стратегических процессах, но для этого нужны другие мозги, нужен новый уровень мышления – концептуальное мышление.

В своей статье «Эволюционные и институциональные законы для стратегического менеджмента», мной предложен ряд теорий, которые составляют основу для выращивания концептуальных компетенций:

  • Эволюция человека Пьер Тейяр де Шардена («Феномен человека»)
  • Законы диалектики
  • Теория «клеточки» и отношений К. Маркса.
  • Законы иерархичности мира, принципы холонов и холархий Артура Кестлера,
  • Законы структурной изменчивости из Китайской «Книги перемен».

В таблице 1 (https://www.e-xecutive.ru/community/magazine/1989509-evolutsionnye-i-institutsionalnye-zakony-dlya-strategicheskogo-mysletvorchestva) мной, структурированы определенные теории и авторы прошлых и новых знаний и теорий, без которых тяжело выстроить интегральное знание и подняться на уровень концептуального мышления, - и не возможен качественный стратегический процесс.

Во-вторых, возникает вопрос, если стратегические процессы охватывают все большее количество управленцев, то Concept Skills, становятся обязательными профессиональными компетенциями Hard Skilss. В трансформации Soft Skills -> Hard Skilss, я надеюсь, уже никого убеждать не надо, и это же происходит с концептуальными компетенциями. Не правда ли???

В-третьих, Concept Skills – это… осознавать Бытие – духовное развитие (стремление к Абсолюту), и без этого, ни какими тренингами Soft Skills не развить. Разве я не прав???

На DBA программах становится обязательной дисциплиной «Философия бизнеса» или «Философия развития бизнеса», но еще позавчера, это знание должно было опускаться на уровень МВА, ведь по стандартам МВА, окончательный зачет проводится после защиты бизнес-плана с формулировкой стратегий. Так это бизнес-планы или….???

Был бы очень благодарен тем, кто готов начать обсуждать структуру знаний, дидактику и образовательные технологии программы Мастер Развития бизнеса (Master of Business Development), на форуме моей статьи «Эволюционные и инволюционные законы для стратегического менеджмента». В статье есть достаточно смыслов для структурированной и конструктивной дискуссии, особенно . Во-вторых, мы можем обсуждать и материалы статьи А. Теслинова (http://www.teslinov.ru/wp-content/uploads/2013/01/mba-pokolenie.pdf) [1]. Понимаю, что программ MDB, нет в мире, и придется работать под старым названием МВА, но ведь задиристая задача быть первыми в мире.

«Компаниям пора вырваться из плоского пространства матриц и войти в объемное пространство эволюционных и институциональных законов. Но, это не возможно без изменения мышления собственников, менеджмента и программ ВУЗов, бизнес-школ, и корпоративных систем развития персонала. Мастер делового администрирования (МВА) – бюрократ от бизнеса… умер. Да здравствует, Мастер Развития бизнеса (Master of Business Development)».

[1]- на личном сайте А. Теслинова в рубрике «Публикации»/»Статьи» несколько статей о качественном развитии взрослых. Во-вторых, в рубрике «Публикации»/ «Книги» есть книга Теслинов А.Г., Протасова И. А. Образование по-взрослому. Дух андрагогики развития./ - М.: ФЛИНТА:иНаука, 2016. – 112 с. – (Развивающее образование для взрослых). Очень рекомендую не только профессионалам от образования взрослых, но и как набор знаний для управленцев – лидеров-наставников. Книга есть и на ozon.ru

Честь имею, Юрий Родионов.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Бизнес-школа СКОЛКОВО получила международную аккредитацию EQUIS EFMD

Аккредитация EQUIS является одной из самых престижных среди международных аккредитаций образовательных учреждений, на сегодняшний день ее имеют около 1% бизнес-школ в мире. 

WU Executive Academy разработала 4-дневную программу по нефтегазовой отрасли

Цель программы – объединить заинтересованные стороны из энергетической отрасли по всему миру для обсуждения и совместной разработки новых стратегий и решений.

МИРБИС проведет презентацию программы МВА 19 июня

Вы узнаете, как выбрать школу бизнеса, программу обучения, сделать эффективными вложения в МВА образование.

Зарубежные бизнес-школы поздравили ИБДА РАНХиГС с получением самой престижной мировой аккредитации

ИБДА стал первой бизнес-школой в России, получившей престижную мировую аккредитацию AACSB.

Дискуссии
Все дискуссии