MBA из будущего: главные тренды на рынке бизнес-образования

По прогнозам экспертов, в 2020-2021 году программы MBA будут пользоваться рекордным спросом. Еще в мае прошлого года на этот тренд обратили внимание консалтинговые агентства в сфере бизнес-образования, а также ведущие бизнес-школы — как в США, так и в Европе.

На популярность MBA влияет несколько факторов: в первую очередь, кризис на фоне пандемии и колебания на рынке труда. Так, многие топ-менеджеры, которые прежде задумывались о смене работы, предпочитают посвятить время учебе. Спрос на MBA растет и благодаря стимулирующим программам: бизнес-школы запускают новые направления обучения, вводят льготные системы оплаты или продлевают прием заявок.

Впрочем, трансформация бизнес-образования началась задолго до 2020-х — школы давно начали тестировать новые методики и технологии обучения, включать дополнительные модули с фокусом на digital и экспериментировать с образовательными моделями. Например, все чаще учебные заведения запускают короткие гибридные программы. Сегодня студентам MBA уже не приходится ежедневно посещать кампус и выделять на обучение несколько лет. Многие совмещают учебу с работой и часть занятий посещают дистанционно. В целом, бизнес-образование становится более гибким и адаптивным — учебные модули постоянно обновляются, а школы тестируют новые бизнес-модели, например, позволяют студентам оплачивать обучение после трудоустройства.

Разберем три главных тенденции в сфере бизнес-образования, которые уже трансформируют отрасль.

Новые форматы и программы обучения

Традиционный формат MBA с фокусом на офлайн-занятиях отходит на второй план. Большинство крупных школ за последние 5-7 лет внедрили гибридные программы, которые соединяют в себе офлайн- и онлайн-модули. Например, мы одними из первых начали тестировать методологию blended learning — смешанного обучения, которое соединяет интерактивные онлайн-занятия с классическими лекциями и семинарами на территории кампуса. Постепенно бизнес-школа модифицировала формат и ввела систему liquid learning, при которой студент самостоятельно определяет предпочтительный формат занятий.

Так, учащиеся могут участвовать в асинхронных дискуссиях на форуме: профессор определяет тему для диалога и модерирует беседу, присоединиться к которой можно в любой момент. Онлайн-дискуссии и прямые трансляции соединяются с офлайн-занятиями, причем часто они проходят в разных городах — например, в Мадриде, Лондоне, Сингапуре или Лос-Анджелесе и Шанхае. Модель liquid learning позволяет топ-менеджерам совмещать работу с обучением, но при этом заниматься офлайн-нетворкингом — а именно живого общения не хватает студентам онлайн-MBA.

Интересный формат обучения предлагает и Олинская бизнес-школа — в 2019 году она отправила группу студентов в экспериментальную командировку продолжительностью 38 дней. За это время учащиеся посетили несколько городов и стран, познакомились с особенностями предпринимательства в США, Европе и Азии, и погрузились в местную культуру. Такая практика развивает не только бизнес-навыки, но и soft skills — будущие топ-менеджеры учатся работать в мультикультурной среде, быстрее отслеживать тренды и адаптироваться к реалиям нового рынка. Из-за пандемии развитие таких проектов приостановилось, но в будущем школы все чаще будут включать в программу выездную практику и буткэмпы. 

Как отмечает президент IE University Сантьяго Иньигез, большим спросом на рынке пользуются и «двойные степени» — гибридные MBA, которые соединяют в себе бизнес-администрирование с дата-аналитикой, юриспруденцией, дизайном и медициной, цифровые знания. Многие европейские бизнес-школы вводят так называемый принцип «расчески» (T-shaped learning) — в этом случае учебная программа включает комбинацию несколько направлений, а в образовательный процесс включены эксперты из различных школ и университетов. 

Школы тоже интегрируют актуальную повестку в образовательный контекст — например, запускают модули по устойчивому развитию и экологии, включают занятия по антикризисному менеджменту в основную программу. В целом на разработку новых направлений и курсов уходит довольно много времени. Так, Уортонская школа бизнеса в марте 2020-го оперативно ввела курс о влиянии пандемии на бизнес — на него в первый же месяц записалось 2400 человек. Помимо этого, учебные заведения запускают новые форматы практических занятий — в 2020 году студенты помогали небольшим предприятиям адаптироваться в условиях кризиса: строили стратегии, проводили брейнштормы, составляли бизнес-планы.

Инновационные модели MBA

Бизнес-школы экспериментируют не только с содержанием бизнес-программ, но и с методами набора. Так, в 2020 году многие упростили условия поступления — например, Школа бизнеса Дарден расширила линейку вступительных тестов, которые будут рассматриваться комиссией. А соискатели с выдающимися профессиональными достижениями могут поступить только на основании своего портфолио и результатов собеседования. Эксперимент ввели прошлой весной, но школа использует такой формат до сих пор.

Хотя качественные MBA-программы обычно требуют вложений, линейка доступных вариантов расширяется. Бизнес-школа Иллинойского университета еще в 2015 году ввела гибридный формат MBA стоимостью $22 тыс. — студенты обучаются онлайн, но могут регулярно встречаться с преподавателями и сокурсниками. Школы также запускают стипендиальные фонды для поддержки талантливых абитуриентов в условиях кризиса, а на рынке появляются специализированные сервисы для финансирования учебы. Например, лондонская фирма EdAid позволяет оплачивать учебу постфактум, после окончания бизнес-школы и выхода на определенный уровень дохода.

Технологии будущего

Голограммы, виртуальная реальность, машинное обучение — бизнес-школы заимствуют новые решения на рынке EdTech и органично встраивают их в образовательную программу. Одним из первых тестировать голограммы стал Имперский колледж Лондона — технология позволяет преподавателям удаленно вести лекции и семинары, виртуально присутствуя в аудитории. Виртуальная и дополненная реальность упрощает учебный процесс — с их помощью бизнес-школы создают цифровые пространства, в которых студенты могут отрабатывать различные навыки. 

AR и VR позволяет составлять детальные визуализации и симуляции. Кроме того, с помощью аватаров студенты могут удаленно посещать лекции, участвовать в дискуссиях и командной работе. Такая практика делает MBA-программы более инклюзивными — студенты с инвалидностью, которые обучаются онлайн, не чувствуют себя изолированными и могут виртуально присутствовать на практических занятиях, даже если те проходят в разных городах и странах.

Многие бизнес-школы инвестируют в создание удобных цифровых платформ для объединения разных каналов коммуникации с учащимися. Поскольку большинство студентов MBA — это миллениалы и зумеры, важно создать для них комфортную digital-среду. Классические MOOC-платформы в эту парадигму не вписываются, поскольку они не предполагают интерактивных модулей и недостаточно вовлекают студентов в учебный процесс. Учитывая эти требования, мы разработали интерактивную среду WOW Room, которая позволяет проводить занятия как онлайн, так и офлайн, используя различные цифровые инструменты, в том числе голограммы, робототехнику и технологии лайв-стриминга. WOW Room может распознавать эмоции — с его помощью можно оценивать вовлеченность студентов на занятиях и создавать персонализированный контент.

Бизнес-школы используют технологии не только для вовлечения студентов, но и для оценки эффективности обучающих программ. Алгоритмы на базе машинного обучения и инструменты для работы с big data упрощают процесс аналитики и помогают оперативно выявить слабые места и создавать персонализированный контент. 

Бизнес-школы за последние 5-10 лет совершили эволюционный скачок, однако рынок пока остается довольно консервативным. На внедрение нового уходят месяцы, а иногда и годы. Например, эксперимент с голограммами в Имперском колледже Лондона пока так и остался экспериментом, несмотря на растущую популярность EdTech-продуктов в условиях пандемии. Впрочем, в бизнес-образовании ключевую роль играют не столько хайтек-решения, сколько новые методы, практики и подходы,  кроме этого важна и адаптивность к текущим реалиям. И в этом плане школы MBA быстро подстраиваются под тренды.

В 2020-е мы увидим еще больше гибких, доступных и инклюзивных программ, которые охватывают более широкую аудиторию. Более того, учебные заведения делают все большую ставку на персонализацию и кастомизацию. Сегодня перед бизнес-школами не стоит задача создать одну идеальную MBA-программу, важно построить систему, которая поможет студентам получать нужный набор навыков и знаний, которые не утратят свою актуальность через пару лет. Поэтому учебным заведениям важно сфокусироваться не на hard skills или soft skills, а на метанавыках, таких как эмпатия, гибкость и креативность.

Читайте также:

Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Ректоры вузов Москвы предлагают пускать на очные занятия только привившихся студентов

Совет ректоров вузов считает, что для остальных следует организовать онлайн-занятия.

МИРБИС проведет открытые занятия на программе МВA

Участники смогут лучше познакомиться со Школой бизнеса МИРБИС, пообщаться с преподавателями и слушателями.

Декан WU Executive Academy рассказала, как осуществить перезагрузку онлайн-продаж

Кратко о самых важных фактах и советах, актуальных для этой области.

Декан WU Executive Academy рассказала о новой тенденции на рынке труда

Какой будет работа будущего, и во что превратятся офисы?

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
В Москве продлили антиковидные ограничения до 29 июня

В пятницу 18 июня в Москве было зафиксировано более 9 тыс. новых случаев заболевания COVID-19. Это максимальный прирост за все время пандемии.

Какие специальности для студентов востребованы на рынке труда

Работодатели готовы принять молодых соискателей и без опыта работы. Спрос на таких специалистов за год вырос в 3 раза.

В Москве начинается обязательная вакцинация работников сферы услуг

За два месяца должны будут привиться 60% работников торговли и сферы услуг.

Россияне рассказали сколько денег нужно, чтобы содержать семью

Больше всего ресурсов нужно на воспитание подростков от 15 лет, а меньше всего – на малышей от 6 до 9 лет.