Как подготовиться к TOEFL для MBA

Для поступления на программу MBA за рубежом необходимо подтвердить свое владение английским языком на должном уровне. К пакету документов должен прилагаться сертификат TOEFL (либо, как вариант, IELTS) с высоким баллом. Престижные бизнес-школы обычно требуют результаты от 100 баллов и выше: для поступления в Stanford требуется набрать как минимум 100 баллов, в Chicago Booth – 104, в Harvard – 109. У абитуриентов Northwestern University (Kellogg) средний балл равен 109, в Pennsylvania (Wharton) – 110. Максимальное же количество баллов, которое в принципе можно набрать в TOEFL, составляет 120 (по 30 за каждый из четырех разделов теста).

TOEFL проводится с 1964 года, и с тех пор сдать его успели больше 30 миллионов человек со всего мира. Сертификат о сдаче пригождается не только для поступления на MBA за рубежом – его принимают во внимание и при зачислении на иные образовательные программы (бакалавриат, магистратура), и при выдаче виз, и при присуждении стипендий и грантов. Сдавать TOEFL можно не каждый день, а только в определенные даты (более 50 в год), и только через интернет. Если с первой попытки результат оказался неутешительным, попробовать второй раз можно практически сразу – через 12 дней. Пересдавать можно так часто, как захочется – пока не будет набран желаемый балл. Во время испытания проверяются навыки абитуриента в таких сферах, как устная речь, понимание речи на слух, чтение и письмо. Стоимость сдачи экзамена на территории Российской Федерации составляет $255, результаты приходят на электронную почту через 10 дней, а бумажный сертификат высылается через 14 дней. Сертификат теста TOEFL остается действительным в течение двух лет после сдачи.

Чтобы не тратить зря ни время, ни финансы, важно встать на верный путь с самого начала – с выбора места и способа подготовки к тесту.

Самостоятельная подготовка или курс в учебном центре?

Этому вопросу иногда предшествует другой: а надо ли готовиться вообще? Многие менеджеры и владельцы бизнеса, планирующие учиться на MBA за рубежом, могут сказать: «Я раньше учился в английской спецшколе, сейчас успешно веду деловую переписку с иностранными партнерами. Я и так все знаю и с первого раза сдам». Такая логика – верный путь к провалу. Во-первых, иностранный партнер вряд ли будет править российскому коллеге ошибки в тексте переписки, сколько бы их там ни было – из-за чего может возникнуть иллюзия безупречного владения языком. Во-вторых, перед сдачей теста надо как следует ознакомиться со всей его спецификой: на каких заданиях чаще всего проваливаются абитуриенты, какие ловушки любят устраивать составители заданий, как проходит сама процедура сдачи, как подготовиться к ней психологически.

Дмитрий Бондарь, руководитель компании MBA Strategy так формулирует преимущества занятий с профессиональными преподавателями по сравнению с самоподготовкой: «Вполне реально подготовиться в одиночку к перцептивным частям теста (Reading, Listening) – можно самостоятельно себя проверить, определить проблемные задачи и, руководствуясь советами из учебников, постараться их проработать. Однако к продуктивным секциям (Speaking, Writing) практически невозможно качественно подготовиться без помощи преподавателя, который быстро выявит ошибки, посоветует подходящие структуры, подскажет эффективный алгоритм поиска ответов на вопросы и, в конце концов, повысит уверенность студента перед сдачей теста».

Ольга Бабкова, директор по развитию бизнеса в MBA Consult, добавляет: «К безусловным плюсам подготовки в специализированном центре можно отнести пробный тест TOEFL в конце курса – он дает возможность проверить себя, прочувствовать темп тестирования и понять, над чем еще нужно поработать. Еще важно то, что профессиональный преподаватель TOEFL безусловно сам сдавал тест, а значит, сможет поделиться с вами опытом сдачи и тонкостями экзамена, на которых учебные пособия обычно не заостряют внимание».

Обычный языковой центр или центр подготовки к MBA?

По содержанию, структуре и организационному процессу тест един для всех – и тех, кто нацелился на деловое образование, и тех, кто мечтает об обычной магистратуре. Но у подготовки в центре, ориентированном на поступление на MBA за рубежом, есть свои преимущества.

Ольга Бабкова отмечает, что основная разница заключается в мотивации слушателей: «Большинство поступающих в бизнес-школу, понимают, что если они хотят стать счастливыми студентами хорошей программы, то есть два раунда, к которым нужно подать результаты тестов и пакет документов. У таких людей подготовка к тесту, как правило, проходит в достаточно интенсивном режиме, поскольку от этого зависит успех операции «поступить в бизнес-школу».

Дмитрий Бондарь так описывает контингент своего образовательного заведения: «Можно выделить две основных категории студентов, часто встречающихся на наших занятиях. Первая – это деловой человек с богатым опытом работы, нередко в бизнес-сфере, и продуманным планом подготовки к поступлению на MBA за рубежом. В основном для таких студентов важен быстрый и качественный результат, поэтому они предпочитают интенсивные курсы подготовки, либо индивидуальные занятия с преподавателем. Второй наш постоянный клиент – студент последнего курса вуза, собирающийся продолжить обучение и желающий не только получить высокий балл по TOEFL, но и улучшить общий уровень английского языка. По статистике, в основном приходят студенты экономических специальностей, а также из IT-сферы, международных отношений, арт- и дизайн-направлений».

Групповые или индивидуальные занятия?

Для тех, кто сомневается, какой формат обучения будет для них оптимален, решающим фактором становится цена. Вполне логично, что индивидуальные занятия стоят дороже групповых, а Skype – дешевле очных встреч.

В Москве на занятия с русскоязычным преподавателем следует закладывать в среднем 1500 рублей, на групповые – от 600 рублей за час в группе до шести человек. В Санкт-Петербурге академический час с русскоязычным преподавателем можно взять за 1100 рублей, 3-3,5 месяца занятий в группе до четырех человек обойдутся в среднем в 33-39 тыс. рублей. Во многих школах предусмотрены скидки на обучение в «низкий сезон» (в частности, летом), и действуют временные акции, которые помогают сэкономить до 40% при условии подачи заявки в нужный срок.

Занятия по скайпу стоят примерно 500 рублей за час с русскоязычным преподавателем и на 50-100% дороже – с носителем языка. При этом первый пробный урок нередко бывает бесплатным, либо на него в качестве знака гостеприимства предусмотрена скидка.

Ольга Бабкова объясняет разницу между форматами индивидуального и коллективного обучения следующим образом: «Обычно индивидуально занимаются, если не вписываются в график групповых занятий или до теста осталось мало времени и нужна экспресс-подготовка. Свое преимущество есть и у групповых занятий – это взаимодействие на курсах с другими слушателями, что помогает увидеть свои сильные и слабые стороны».

Дмитрий Бондарь уточняет: «Занятия в группе помогают лучше отточить навыки языкового общения (Speaking), а также есть возможность проработать чужие ошибки прямо на уроке, что, как следствие, спасет вас от их совершения на экзамене. В нашем центре мы сейчас пересмотрели продуктовую линейку и ввели два новых формата подготовки. Они ориентированы именно на сжатые сроки (14-дневная подготовка к экзамену, BootCamp) и напряженный график работы (воркшопы, где можно проходить подготовку к тесту частями, в зависимости от того, когда у вас есть на это время)».

Еще один повод задуматься: TOEFL или IELTS?

Наряду с TOEFL, существуют и другие международные тесты, выявляющие способность абитуриента учиться на английском языке. Основным конкурентом TOEFL по традиции является тест IELTS. Ориентироваться надо прежде всего на тот экзамен, чьи результаты принимает выбранная для поступления школа. Однако случается и такое, что учебное заведение признает результаты не одного, а нескольких тестов.

Ольга Бабкова проводит разделительную линию таким образом: «Большинство ведущих бизнес-школ и магистерских программ принимают как TOEFL, так и IELTS. Однако принято считать, что поскольку TOEFL – это американский тест, то предпочтительнее сдавать именно его при поступлении в США. Тест IELTS обычно сдается в европейских университетах, Великобритании, Канаде и Австралии. Относительно того, что легче сдавать – тесты похожи, тестируются одни и те же навыки, но по-разному (компьютерный формат в TOEFL и бумажный в IELTS)».

Дмитрий Бондарь конкретизирует: «Все задания в TOEFL iBT (Internet Based Test) выполняются в специальной программе на компьютере. Таким образом, важно не только знать английский на высоком уровне, но и обладать дополнительными навыками: высокой скоростью набора текста, пониманием интерфейса программы, готовностью работать в наушниках и говорить в микрофон. При этом TOEFL не подразумевает общение с экзаменатором в секции Speaking, поэтому качество устного ответа целиком зависит от экзаменуемого, его понимания вопроса и, часто, заготовленного заранее алгоритма ответа. Что касается IELTS, то он больше подходит для тех, кто абсолютно уверен в своем уровне английского, готов к общению с экзаменатором в устной части и предпочитает пользоваться ручкой вместо клавиатуры компьютера».

Помимо двух ставших классическими тестов, в 2009 году был запущен PTE Academic, который оценивает не только умение экзаменуемого выбрать правильный артикль или поставить глагол в нужную форму, но и то, насколько абитуриент сможет интегрироваться в повседневную жизнь за рубежом – понимает ли он разные акценты, сможет ли приспособиться к распорядку дня в школе. Тест проводится онлайн в среднем 363 дня в году, занимает три часа, результаты становятся известны через пять рабочих дней максимум. Но вот досада: центры PTE расположены в 50 странах мира, а до России еще не дошли.

Использованы материалы сайтов magoosh.com, studyinternationalmag.com, ielts.org, ets.org

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Каких навыков не хватает выпускникам вузов: исследование ВШБ НИУ ВШЭ

Эксперты представили результаты масштабной работы, выполненной на данных всероссийского опроса выпускников вузов.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.