Кризис – это навсегда. Какими должны быть бизнес-школы в условиях вечного шторма?

«Бизнес-школы: являются ли они источниками изменений и стимуляторами инноваций» – так называлась тема доклада, с которым в Российской академии народного хозяйства и государственной службы при Президенте РФ выступил старший вице-президент ассоциации управленческого образования AACSB International (Association to Advance Collegiate Schools of Business) Тимоти Мескон. Организатором встречи выступил Институт бизнеса и делового администрирования РАНХиГС. Executive.ru публикует тезисы выступления.

Текущая ситуация в экономике задает несколько серьезных вызовов бизнес-образованию. В течение последнего десятилетия мы наблюдаем, как многие индустрии устаревают и исчезают. Газетная индустрия, книготорговля, телефонные и брокерские компании, туристические агентства, ритейл вынуждены меняться до неузнаваемости. Компании, которые не успевают сделать это, переживают банкротства. Это серьезный вызов для бизнес-школ во всем мире. Они должны научиться готовить лидеров, которые смогут ориентироваться в новой реальности.

Возможности бизнес-школ еще никогда не были столь велики. Турбулентность и нестабильность стали постоянными характеристиками бизнеса и экономики во всем мире. Кризис – не нечто временное, это навсегда. Только сильные лидеры могут управлять изменениями. Бизнес-школам придется на ходу адаптироваться к новой реальности и обновлять свои учебные планы. Самая правильная стратегия сегодня — гибкость.

Несколько ключевых тенденций в бизнес-образовании

1. Бизнес-школы выходят за рамки национальной специфики и начинают работу в глобальном масштабе. Для этого создаются партнерства, альянсы и совместные программы. Интересную инициативу предложил Йельский университет. На его базе 25 ведущих мировых бизнес-школ создали партнерскую сеть с возможностью для обмена ресурсами и изучения практик ведения бизнеса в любом уголке земного шара: от стран Латинской Америки до Сингапура.

2. Бизнес-образование сталкивается с серьезной конкуренцией со стороны корпораций. Некоторые компании создают корпоративные университеты с собственными сильными программами обучения (IE, IMD, Porto, Said). Другие работают с выпускниками университетов в формате стажировок. В GE ежегодно стажируется 3200 практикантов; 70-80% из них получают постоянную работу в компании.

3. В программах колледжей появляются курсы, которых не было раньше. Например, аналитика больших данных. Imperial College London запустил совместную программу с Data Science Institute «Когнитивный маркетинг». Нечто похожее практикуется в Rotterdam School of Management (Erasmus University), а также BI, IE, NC State, Judge.

4. Внедряются новые принципы обучения. Изучаются не только истории успеха, но и провалы. В помощь ученикам аудиторные занятия, онлайн-обучение и комбинированные формы.

5. Форматы обучения меняются в соответствии с запросом рынка.

  • Растет популярность дистанционных программ;
  • Меняется соотношение обязательных и необязательных курсов («шесть стигм» и «бережливое производство» становятся частью обязательной программы);
  • Бизнес-курсы дополняются академическими и наоборот;
  • Все большее распространение магистерской степени в бизнес-образовании, а также докторской степени для топ-менеджеров.

6. Управленческое образование связано со всеми отраслями промышленности и экономики. Поэтому оно целиком подвержено трансформациям. Сегодня речь не идет об «обычной» переориентации на развивающиеся рынки. Процесс трансформации индустрий, а вместе с ним и управления индустриями, будет происходить бесконечно. Отсюда следует необходимость тесного сотрудничества бизнес-школ и консалтинговых компаний.

7. Серьезный вызов для бизнес-образования представляет большой массив данных, распространяемых в интернете. Так называемые MOOCs (massively open online courses), бесплатные или условно бесплатные курсы, которые привлекают сотни тысяч учеников.

8. Персонализация знаний. Распространение онлайн-материалов означает, что появится когорта студентов, для которых, с одной стороны, непосильна высокая плата за обучение в топовых колледжах. С другой стороны, имеющихся материалов им будет достаточно для решения текущих рабочих задач. Возможно, эти студенты будут заинтересованы не столько в MBA, сколько в актуальном для них профессиональном развитии.

9. Образование в любое время в любом месте. Бизнес-школам придется адаптировать свои программы для восприятия «на ходу», сделать их мобильными. По данным Business Insider, в 2016 году будет продано 450 млн планшетов. Skillsoft сообщает, что 83% американцев пользуются смартфонами. Эти люди захотят иметь возможность получать образование в том месте, где они находятся в данный момент: от прослушивания аудиокниги по дороге на работу до прохождения дистанционного курса на планшете во время отпуска или командировки.

10. Растет значение этики. В последние несколько лет мы стали свидетелями шокирующих корпоративных скандалов, подоплекой которых были этические вопросы. Например, «афера века» в Enron, которая привела к банкротству компании. Все еще на слуху бизнес-проступки топ-менеджеров, которые спровоцировали кризис 2008 года. Теперь бизнес-школы задаются вопросом, кто научил этому руководителей? Ряд колледжей включили в свои программы дисциплины, связанные с этикой в бизнесе, корпоративной ответственностью и устойчивостью компаний.

11. Роль развивающихся рынков возрастает. Исследование журнала Forbes в 2011 году показало, что многие новации в бизнес-образовании зарождаются в Индии. Harvard Business School предложила новую программу на кейсах индийских компаний. Скорее всего, кейсы из практики развивающихся рынков возьмут на вооружение и другие американские бизнес-школы.

12. Наконец, последний тренд в бизнес-образовании будет связан с будущим работы как таковой. По экспертным оценкам, в 2020 году 40% американцев будут работать на условиях фриланса или временного контракта. Все чаще такие формы сотрудничества выбирают лучшие специалисты. Harvard Business School называет это «Эрой супервременности». Будущие работники должны обладать колоссальной мотивацией, мышлением, нацеленным на рост и чутьем на успех. Бизнес-школы должны подготовить своих студентов к такому будущему.

Эти темы, идеи и вопросы определят ландшафт высшего и бизнес-образования в ближайшие годы. Успех ждет те учебные заведения, которые смогут предложить курсы, предполагающие получение ученой степени и возможность обучения без нее; смогут адаптировать учебные планы; вступать в партнерства и развивать сотрудничество с другими секторами экономики.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Партнер, Украина

"Смешались в кучу кони, люди ..."
Из приведенных тенденций понятно только то, что :
1) В мире образования происходят глобальные изменения
2) Бизнес-школы пытаются действовать как обычные корпорации (партнерства, расширение ассортимента), но это не сильно помогает
3) Отсутствие понимания, что делать компенсируется призывами типа "мы должны готовить лидеров белых и пушистых, этичных, развивающихся, .. готовых быть фрилансерами" ...

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Федор Нестеров пишет: "Смешались в кучу кони, люди ..."

Нет, это подтянули "тяжёлую артиллерию" :)

Можно понять автора так, что бизнес-школы - это единственные острова стабильности среди бушующего шторма. Причём строятся новые острова подобно тому как Китай создает искусственные острова на спорных морских просторах. ... Вряд ли стоит обманываться по поводу фразы:

Автор пишет: "Эти темы, идеи и вопросы определят ландшафт высшего и бизнес-образования в ближайшие годы".

Я лично не обманываюсь насчёт намерений. Высшую школу они будут пинать ещё больше ... Но предполагаю, что как раз она отбросит прежние границы и займёт место бизнес-школ. Правило "Иметь управленческий опыт" уже не работает :(, да и этот "управленческий опыт" уже фикция, т.к. его практический смысл теряется за несколько лет ...

Надо признать с сожалением, что "устарело.целое поколение". Слишком много времени требуется для того, чтобы сделать карьеру. Если раньше карьеру делали в 30 - 40 лет, то теперь "40 лет" - это уже поздно для карьеры ... , увы. Место займут молодые 25- 30 лет и времени у них меньше. Так что, Высшая школа скорее решит проблемы о которых пишет автор , чем бизнес-школы ...


Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Федор Нестеров пишет: 2) Бизнес-школы пытаются действовать как обычные корпорации (партнерства, расширение ассортимента), но это не сильно помогает

Вы не замечаете конкуренцию между ними? Ведь не забывают упомянуть, что есть ТОПовые БШ. Расширение ассортимента.? - Революция в образовании давно началась в Высшем образовании - этот рынок стал уже глобальным . Бизнес-школы только- только начинают, а раньше это была достаточно закрытая и часто элитарная система.

Федор Нестеров пишет: 3) Отсутствие понимания, что делать ...

Т.е они понимают что делают - - делают свой рынок глобальным.

Граница - "требуется управленческий опыт" - окончательно стёрта. и теперь будут доступны разные формы обучения типа БШ. и возможно произойдёт размывание самого понятия "бизнес-школа". Преимущество "элитарности обучения" с одной стороны вроде как исчезает, тем более, что одни и те же преподаватели работают в ВУЗах и БШ. Теперь любой консультант сможет объявить себя БШ нового образца :)

Но останутся ТОПовые БШ - они то признак элитарности вряд ли собираются терять ... Это Всё - не совсем обычные корпорации , как пишите.

Директор по рекламе, Москва

Наверно выпускники бизнес школ навсегда улетают к новым галактикам? Так нет же им путь в ту структуру бизнеса и воспроизводства, которая имеется в наличии. А масштабы мировых бизнесов высокого передела в пропорциях представительства стран можно посмотреть в табличках оборотов соответствующих кампаний, в их доле бюджетов скорее всего будут работать их же менеджеры, нашим останется та доля, которая имеется в наличии. Доля в пропорциях не самая большая, а людей у нас явно много, не будет ли у них некоторая толкучка и повышенная конкуренция за доступные места?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ представила программу GMP

«Бизнес-лидер будущего» — первая в России программа уровня GMP (General Management Program).

 
В МИРБИС прошел тренинг «Эффективный руководитель. Управление бизнес-процессами»

В нем приняли участие представители 16 компаний.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ продолжает программу ППК по кейс-методу

В ВШБ стартовал второй поток программы «Разработка учебных кейсов и использование кейс-метода в преподавании бизнес-дисциплин».

МИРБИС принял участие в форуме FMCG & Retail Trade Marketing 2024

Преподаватели МИРБИС выступили на VII Ежегодном Всероссийском форуме по торговому маркетингу в сфере товаров повседневного спроса.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.