«Управлять бизнес-школой нужно так же, как бизнесом!»

На правах рекламы.

Бизнес-школыне самые эффективные организации с точки зрения управления бизнесом и издержками, полагает ректор ИМИСП Сергей Мордовин. Именно поэтому в апреле 2015 года заниматься оперативным управлением в ИМИСП стал человек с практическим опытом в бизнесе.

Андрей Федоров имеет экономическое и управленческое образование, является аттестованным тьютором одного из международных образовательных консорциумов, имеет опыт работы финансовым директором ряда компаний, а также руководителем проектов по оптимизации затрат в «Ростелеком» и «ВНИИРА». Executive.ru побеседовал с исполнительным директором ИМИСП и узнал, какие главные задачи стоят перед ним в плане развития школы на ближайшие годы, что значит управлять бизнес-школой как бизнесом и какие привилегии открывает ИМИСП перед своими слушателями.

Executive.ru: Как бы вы охарактеризовали сегодняшнее состояние рынка бизнес-образования в России? Как кризис сказался на потоке новых слушателей? На их запросах?

Андрей Федоров: Безусловно, кризис дал о себе знать. Происходит передел рынка: одни игроки уходят, другие подстраиваются под изменения. Часть людей, желающая получить бизнес-образование, но не уверенная в стабильности компании работодателя и своего финансового положения, отложила эту мысль до лучших времен. Не очень хорошая, но абсолютно понятная реакция. Мы в ИМИСП это тоже ощущаем, хоть и не сильно.

Запросы физлиц, по сути, не изменились. Они продолжают рассматривать MBA как инвестиции в себя. Это долгосрочные интересы, которые будут важны всегда. Люди понимают, что кризис сегодня есть, а завтра – нет. И, может быть, уже завтра придет время пожинать «плоды» работы над собой – того, какой будет ваша ценность на посткризисном рынке труда.

У корпоративных заказчиков запросы сдвигаются в сторону коротких проблемно-ориентированных программ. Компаниям важно как можно быстрее получить отдачу от вложенных в обучение сотрудника средств, поэтому одно-двухгодичное обучение, которое ближе к долгосрочным интересам, становится менее актуальным. Портфель коротких программ мы обновляем регулярно – в зависимости от того, что важно для заказчика в данный момент. Например, сейчас большую актуальность приобрели программы типа «Повышение операционной эффективности бизнеса». Тем не менее, какие-то базовые элементы, являющиеся стержнем всех образовательных программ, остаются неизменными.

Executive.ru: Должность исполнительного директора необычна для отрасли бизнес-образования в России. Почему в ИМИСП решили ее создать?

А.Ф.: Я согласен с ректором ИМИСП Сергеем Мордовиным, что подход к управлению бизнес-школой должен быть таким же, как подход к управлению бизнесом. И поэтому тут должна быть такая должность. Традиционно в отрасли эту роль всегда берет на себя ректор. То есть, скорее, человек образования, нежели бизнеса. В ИМИСП пришли к мысли, что текущим управлением должен заниматься человек из бизнеса.

Executive.ru: В чем заключается ваша основная деятельность? Как разграничиваются сферы ответственности ваша и ректора?

А.Ф.: Планирование, контроль, реализация бюджета… Если брать мои текущие задачи, то, наверное, они ничем не отличаются от задач директоров компаний из необразовательных сфер. Отличие в работе – только специфика рынка, работа со сложным, высокоинтеллектуальным продуктом, специфичной аудиторией.

Ректор взял на себя стратегическое управление, я – операционный менеджмент. Хотя очень часто мы советуемся друг с другом в решении важных вопросов.

Executive.ru: Почему вы откликнулись на предложение? Чем вас привлекла работа в сфере бизнес-образования?

А.Ф.: Я сам MBA выпускник одной из российских бизнес-школ. Я видел кухню школы изнутри, мне интересен подход к управлению этим бизнесом. Эта работа оказалась интересным совмещением интереса и профессии.

В дополнение к своим основным обязанностям я веду мастер-классы, выступая как практик. Темы различные, в основном – на стыке нескольких дисциплин. Например, один из последних – «Интеграция аспектов деятельности».

MBA в России

С группой слушателей МВА ИМИСП (МВА-38). Андрей Федоров – в центре, с бейджем.

Executive.ru: На сайте ИМИСП указано, что одной из ваших главных задач является перевод организации на гибкую комбинированную модель бизнеса: опора на штатный персонал с широким использованием аутсорсинговых возможностей. Что под этим подразумевается?

А.Ф.: Подразумевается отношение школы с преподавателями – нашим основным и самым ценным ресурсом, как и в любой компании с ее сотрудниками. Это постоянные преподаватели, которые с нами давно сотрудничают и составляют основу наших программ, а также преподаватели с рынка – практики и топ-менеджеры компаний реального сектора, готовые и имеющие мотив к выходу в аудиторию. В работе с первыми моя задача – организация развития преподавателей (обучение, продвижение), а со вторыми – организация поиска, подбора наиболее эффективных.

Executive.ru: Обучение преподавателей включает стажировку за рубежом?

А.Ф.: Мы стараемся быть открытой системой и использовать любой опыт, который нам может пригодиться. Раньше мы действительно сильно ориентировались на зарубежные школы (обучение, обмен опытом), но сейчас больше концентрируемся на внутренний рынок. Это связано с тем, что, как на отечественном производстве, так и в российских бизнес-школах, уже сформировались актуальные кейсы, разбор которых очень значим для процесса обучения.

Также наши преподаватели продолжают участвовать в многочисленных международных конференциях, выезжать преподавать к нашим школам-партнерам в ближнее зарубежье.

Executive.ru: Что было самым сложным, когда вы входили в новую для себя роль?

А.Ф.: Внутренняя корпоративная культура школы. Традиции, обычаи, специфика подхода к клиенту, продукт, - все это зашито в культуре бизнеса. Это нельзя кому-то пересказать в двух словах. Это можно только прочувствовать и принять. То же самое испытывает любой менеджер, который приходит в новую компанию с богатой многолетней историей, а у школы она действительно богатая. ИМИСП – независимая российская бизнес-школа, первая по времени основания в Санкт-Петербурге и одна из первых на территории бывшего СССР (школа была основана в 1989 году).

Executive.ru: Человек приходит в новую организацию вместе со своим предыдущим опытом. У него – другой ракурс взгляда, другие стереотипы восприятия и т.д. Что из вашего предыдущего опыта вы хотели бы привнести в организационную культуру и бизнес-практику ИМИСП?

А.Ф.: Я считаю, что самое главное в ответе на этот вопрос – это привнесение свежего взгляда человека с управленческим опытом в других отраслях бизнеса.

Executive.ru: Какие задачи стоят перед вами в 2015 году, какие – в среднесрочной перспективе?

А.Ф.: Ближайшие на этот год – выполнение плана продаж. Если говорить про среднесрочные, то это создание новых и обновление существующих продуктов, выход на новые региональные рынки, туда, где нас прежде не было. В этом плане на кризис мы не оглядываемся: если есть возможность, то упускать ее нельзя, иначе это сделает кто-то другой.

Первые числа сентября управленческая и преподавательская команда ИМИСП провела в Holiday Club Saimaa, раскинувшемся на берегу одного из озер системы Сайма в Финляндии. Мероприятие позиционировалось как «Творческая мастерская» и проводилось не в первый раз. Мы привезли порядка 20 плакатов по поводу того, как и куда нам двигаться дальше.

MBA в России

Преподавательская команда ИМИСП в Holiday Club Saimaa. Андрей Федоров – в центре, с фотоаппаратом.

Executive.ru: В интервью одному из петербургских СМИ вы сказали, что из всех областей менеджмента вам лично близки стратегия и культура организации, что они неразрывно связано между собой. Прокомментируйте, пожалуйста, эту мысль?

А.Ф.: Стратегия и культура организации – это сфера моих интересов как практика. Первое – это то, что мы делаем для того, чтобы достичь наших целей, а второе – это то, что определяет нашу стратегию и наш образ мышления. Иными словами, бизнесом можно управлять классически, а можно делать это более тонко, сложно – через культуру. Мне интересно, как компания выбирает свою стратегию, насколько этот выбор зависит от ее культуры – всего того, что связано с людьми. Это еще одна причина, по которой я решил работать в бизнес-школе: тут сложившаяся культура играет огромную роль.

Executive.ru: Можете представить «собирательный образ слушателя ИМИСП»?

А.Ф.: 28-40 лет. Амбициозные задачи профессионального и личностного роста. Наличие финансового и временного ресурса для обучения в ИМИСП. 80% аудитории – наемные менеджеры. Их цели можно разделить на краткосрочные и долгосрочные. Краткосрочные – это обучение ради карьерного роста. Долгосрочные – это саморазвитие. Современный менеджер меняет работу раз в 3-5 лет. В этом смысле для него нынешняя работа – одна из вех.

Executive.ru: Очень часто в бизнес-школу идут не только за знаниями, но и связями. Как в ИМИСП устроен нетворкинг? Помогает ли это слушателям изменить свой карьерный путь?

А.Ф.: В силу того, что слушателям во время обучения приходится много общаться и часто проводить время вместе в аудиториях и вне их – чтобы выполнить задания преподавателей – очень часто возникают партнерские и дружеские связи. Бывает, что по окончании школы выпускники открывают совместные бизнесы. Когда слушатель успешно справляется со своим дипломным проектом (проблема сторонней компании ложится в основу дипломного проекта, задача слушателя – найти пути ее решения), иногда компания делает ему job offer.

У нас более 25 тысяч выпускников. Мы поддерживаем отношения с ними самыми разнообразными способами: привлекаем их компании к дипломным проектам слушателей, открыты и приветствуем их мастер-класс для слушателей МВА и других программ, приглашаем их участию в качестве экспертов-практиков в кейс-сессиях и других проектах ИМИСП. При этом мы стараемся не навязывать им ничего, в частности, повторные покупки. Работает Центр карьеры – наш некоммерческий проект. Через него мы регулярно делаем рассылку свежих вакансий от наших выпускников и компаний-партнеров.

Executive.ru: Чем, на ваш взгляд, ИМИСП привлекает слушателей? Каковы основные преимущества школы?

А.Ф.: Изначально бизнес-школа была совместным проектом Санкт-Петербургского государственного университета и Коммерческого Университета Луиджи Боккони, но вскоре мы стали самостоятельным бизнесом. Я считаю самостоятельность школы и ее способность пережить не один кризис – большим плюсом. Также нельзя не отметить особую атмосферу в ИМИСП. В центре внимания для нас всегда стоит слушатель с его проблемами, заботами, целями, развитием. Еще раз отмечу сложившуюся в школе культуру: формирующиеся десятилетиями ценности, традиции, отношения с преподавателями. Общение слушателей с преподавателями не заканчивается в аудитории. Это дополнительные консультации, звонки, письма. Это взаимодействие с преподавателем после окончания обучения, что для нас абсолютно естественное явление: выпускники часто обращаются за советами, разъяснениями, консультациями в частном порядке. Когда выпускники сами организуют встречи, они часто зовут на них преподавателей.

Executive.ru: Что бы вы порекомендовали тем, кто еще не определился с выбором школы?

А.Ф.: Если вы уже точно решили, что вам нужно бизнес-образование, то я бы порекомендовал вам посетить бизнес-школы – чтобы понять, какая из них ваша. Очень важно почувствовать атмосферу, пообщаться с преподавателями, посетить мастер-классы. Последнее, кстати, сейчас многие практикуют. Например, на дне открытых дверей школы часто дают часть полноценного урока MBA. Либо, например, мы даем возможность тем, кто выбирает бизнес-школу и программу обучения, посетить занятие с одной из действующих групп. После этого уже действительно будет проще понять: нравится – не нравится.

Но начать все же я рекомендую с осознания: а зачем вам нужно бизнес-образование? Зачем тратить крупную сумму денег? Чего вы хотите? Если вы недовольны своим нынешним положением, у вас есть чувство потолка, остановки в профессиональном развитии, если вы понимаете, что обладание дипломом MBA – это не просто перспектива повышения в будущей зарплате, - этого вполне достаточно. Это начало выхода на более глубокое понимание того, что сейчас происходит, куда и как вы хотите двигаться дальше. Уже хорошо, если вы просто осознаете свои барьеры и готовы выйти из зоны комфорта.

Пользуясь случаем, приглашаю петербургскую аудиторию Executive.ru и тех, кто окажется в Северной Столице вечером 14 октября 2015 года и не исключает для себя/рассматривает обучение по программе MBA, к участию в Презентации программы МВА ИМИСП и мастер-классах преподавателей

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Владимир Токарев, Анна Дочкина
Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - "Я согласен с ректором ИМИСП Сергеем Мордовиным, что подход к управлению бизнес-школой должен быть таким же, как подход к управлению бизнесом. ...
Ректор взял на себя стратегическое управление, я – операционный менеджмент. Хотя очень часто мы советуемся друг с другом в решении важных вопросов".
1. Согласен с автором тезиса - что образование - это бизнес. И лучше бизнесом пусть управляет профи.
2. Но почему стратегия осталась за ректором (не профи в сфере стратегического менеджмента) - это вопрос?

Руководитель проекта, Мурманск

Владимир, а почему вы считаете что ректор ИМИСП не профи в стратегическом менеджменте? И кто тогда профи?

Генеральный директор, Нижний Новгород

Из текста статьи.
Из нее следует, что исполнительный директор взялся за управление образованием как бизнесом. Более того, с прошлым положительным опытом управления и имеющим профильное образование.
А само образование оставили ректору.

Но на Ваш вопрос, Анна, можно ответить и иначе - в нашей стране я пока не встречал применение стратегического управления (занимаюсь этим вопросом как консультант 20 лет), а только долгосрочное планирование, которое не работает в нынешних условиях.
Даже в таких крупных компаниях, как Северсталь, МТС, Уралкалий и др. (мне приходится уже четвертый год знакомиться со стратегиями таких крупных компаний как члену жюри по номинации "Лучшая стратегия развития бизнеса".)
Ошибки по разработке стратегии пронизывают практически все стратегии - вот недавно по открытым источникам анализировал стратегию Чувашии. Там можно посмотреть пример типичных ошибок (по анализу стратегии этого региона опубликовал 2 статьи в журнале "Стратегический менеджмент", но уверен, что в других регионах не лучше).

Генеральный директор, Нижний Новгород

Посмотрел, Анна, профиль ректора на сайте вуза.
Допускаю, что он владеет вопросами стратегии даже лучше исполнительного директора.
Но в таком случае, если уж управлять вузом как бизнесом, я бы рекомендовал пригласить внешних консультантов по стратегии (в Питере их достаточно много), и тогда и ректор и исполнительный директор будут в проектной группе по разработке и реализации стратегии.
Правда, у нас в России обычно все наполовину: "Вам половину кузова кирпичей или полный кузов, но довезти только на пол дороги" (с) - из Чебурашки).

Генеральный директор, Нижний Новгород

А вот еще из текста публикации -
"А.Ф.: Стратегия и культура организации – это сфера моих интересов как практика. ...Мне интересно, как компания выбирает свою стратегию, насколько этот выбор зависит от ее культуры – всего того, что связано с людьми. "

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Студенты ВШЭ и «Яндекса» выиграли международную олимпиаду по программированию

Олимпиада ICPC – одно из крупнейших и наиболее престижных соревнований по программированию в мире.

Руководители «Грузовичкоф» обучались стресс-менеджменту в АМИ

Начинающие шефы транспортной компанией «Грузовичкоф» учились эмоциональному балансу у Анастасии Витковской.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ провела кейс-чемпионат

Пятидневный образовательный интенсив по операционной эффективности собрал более 20 участников из корпоративных команд.

ВШЭ и Skillbox стандартизируют оценку качества онлайн-образования в России

Модель оценки планируют разработать до конца 2024 года.

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.