Как создать крутой онлайн-курс и не поругаться с коллегами

В 2020 году у корпоративного онлайн-обучения стало еще больше последователей. Компании, которые уже внедрили формат e-learning, в период пандемии оказались в более выигрышной ситуации. Остальные организации начали экстренно разрабатывать контент для интернет-курсов. Чаще всего специалистам, отвечающим за обучение сотрудников, приходится осваивать навыки разработки таких курсов самостоятельно. Согласно данным исследования просветительского интернет-ресурса Theory&Practice, 62% российских компаний обучают персонал собственными силами.

Эксперты по организации корпоративного обучения поделились тонкостями, как быстро разработать электронный курс, получить от него максимум пользы и в процессе не перессориться с коллегами.

Олег Пашукевич

Создайте принципы и стандарты для курсов, чтобы избежать вкусовщины

Олег Пашукевич, руководитель корпоративного университета ГК «220 Вольт»

Нам регулярно приходит большое количество запросов на разработку курсов от разных подразделений компаний. В экспертном пуле нашего корпоративного университета собраны специалисты из всех направлений бизнеса. Курсы разрабатываем своими силами, нет необходимости обращаться за внешней экспертизой. Зачастую заказчиками курсов выступают руководители отделов, а в качестве экспертов привлекаем линейных сотрудников.

Стандартного брифа на разработку курса, на мой взгляд, не существует. Если проект новый, в брифе придется учесть все дополнительные параметры. Если речь идет о типовых курсах, например по продуктовой линейке, то составление брифа сводится к заполнению стандартного шаблона. В случае с курсами по soft skills бриф точно будет меняться. И здесь, к сожалению, неизбежна вкусовщина в оценке материалов. Помогут описанные принципы и стандарты, на которые все должны опираться в разработке курсов. Они могут содержать рекомендации по стилистике, оформлению, верстке, длительности курса и.т.д.

Александр ЦветковРазработчик должен быть модератором в споре между заказчиком и экспертом

Александр Цветков, руководитель группы обучения Яндекс.Такси, направления B2B

Разработка курса начинается с того, что исполнитель должен «снять» запрос у заказчика. В нашем случае заказчиками чаще всего выступают руководители коммерческих направлений и продуктовая команда, реже – смежные отделы. Дальше разработчик составляет бриф, его оценивает вся команда (заказчик, эксперт, методолог и разработчик) и при необходимости дорабатывает. Потом разработчик совместно с экспертом создает макет курса, эксперт и заказчик оценивают. Разработчик собирает курс, и все участники команды проходят его. После того, как разработчик ликвидирует все выявленные баги, курс «обкатывается» на небольшой фокус-группе. Если курс успешно прошел проверку фокус-группы, его можно запускать на всю целевую аудиторию.

Чтобы в процессе между заказчиком, экспертом и разработчиком не возникало непонимание и противоречия, необходимо всегда держать в фокусе цели курса. Это поможет команде успешно решить спорные вопросы в работе над контентом. Например, заказчики из продаж чаще всего просят обучить основным sales points: то, что поможет решить определенный кейс или улучшить бизнес-показатели. Если материал получается слишком объемным, команде нужно вернуться к брифу и свериться с целями и задачами курса. Разработчик курсов должен выступить модератором в данном «споре» и найти компромисс между экспертом и основным заказчиком. Взять именно то, что дает конкретный бизнес-результат.

Галина КидяеваИзбегайте повторов: проверьте, раскрывается ли эта же тема в других курсах

Галина Кидяева, ведущий специалист по дистанционному обучению, «Новэкс»

Перед началом курса кроме беседы с заказчиком и составления брифа обязательно нужно посмотреть, раскрывается ли эта тема в других курсах и в какой степени. Это позволит в нужных местах сделать отсылку на другие курсы и избежать повторов. Ознакомьтесь с материалами, которые планируют использовать в курсе: оцените, достаточно ли их, насколько они качественны и актуальны. Это во многом повлияет на сроки разработки. Бывает, что контента много, но он не совсем актуальный, тогда необходимо обновить информацию для нового курса. А если материалов нет, то придется проводить несколько расширенных интервью с экспертом.

Обратная связь с экспертами должна быть максимально полной: с одной стороны, всегда можно найти, за что похвалить курс, с другой – необходимо отразить все недочеты, фактические, логические и методические ошибки. Чтобы не обидеть коллег и не демотивировать их критикой, мы на всех этапах создания курса открыто подчеркиваем общую цель проекта. Кроме того, я стараюсь брать на себя ответственность за наши взаимоотношения с экспертом и всегда помню, что помимо его роли в проекте есть и моя «обучаторская» экспертность. В тех случаях, когда специалист усложняет материал и дает больше контента, чем от него требуется, я могу корректно на это указать.

Получать обратную связь своевременно не сложно, если регулярно информировать участников о текущих задачах. Когда кто-то затягивает с ответом, мы напоминаем о рисках, к которым может привести задержка. Обычно этого достаточно.

Фото в анонсе: shutterstock.com

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
SuperJob назвал вузы с самыми высокооплачиваемыми выпускниками в сфере IT

Лидер рейтинга — МФТИ, средний заработок выпускников которого – 250 тыс. руб. в месяц.

VEB Ventures вложит 520 млн рублей в платформу для профориентации школьников и студентов

Сервис поможет определить запросы детей и их уровень готовности к профессиональному выбору.

Высшая школа бизнеса НИУ ВШЭ объявила результаты первого Кадрового акселератора

Представители ведущих российских компаний успешно прошли отбор в «Кадровый акселератор» ВШБ.

Школа бизнеса МИРБИС проведет презентацию МВА и мастер-класс

Программы бизнес-школы ориентированы на предпринимателей, менеджеров высшего звена и собственников бизнеса, стремящихся актуализировать управленческие знания.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: представления о различиях поколений преувеличены

Выяснилось, что для успешной работы с «зумерами», скорее, нужна не отдельная система мотивации, а корректировка ее некоторых элементов.

Компания Ventra приобретает бизнес Kelly в России

В настоящее время команда российского подразделения Kelly продолжает работать в штатном режиме.

Опубликован рейтинг самых стрессовых профессий

Профессия учителя возглавила список самых стрессовых, по мнению россиян.

По каким причинам россияне используют не все дни отпуска

Только половина россиян использует все дни отпуска в течение года.