Как внедрить онлайн-обучение с нуля за год в промышленной компании

Компания «Современные горные технологии» на рынке уже более 10 лет, и в компании не было централизованной системы обучения. Коллектив изначально был небольшой, компетенции сотрудников не вызывали у руководства сомнений. В последние несколько лет мы сильно выросли: начали сотрудничать с крупнейшими горными компаниями России: «РМК», «ЯкутУголь», «Петропавловск» и другими, открыли новые подразделения, набрали сотрудников.

Одна из главных потребностей любого быстрорастущего бизнеса — передать знания и актуальную экспертизу новым сотрудникам. С 2018 года каждый месяц штат компании стабильно увеличивается на 180-200 новых сотрудников. Например,  в 2014 году в одном производственном подразделении компании могли трудиться чуть более 100 сотрудников, в 2017 году эта цифра возросла до 450. Сегодня количество сотрудников в некоторых подразделениях превышает 1 000 человек. За период с 2015 года по настоящее время штат компании вырос в семь раз. 

В условиях такого экстремального роста необходимо было подобрать решение, которое эффективно и в сжатые сроки масштабирует экспертизу на всех сотрудников, при том, что география деятельности компании «Современные горные технологии» охватывает регионы от Южного Урала до Якутии, а разные часовые пояса ограничивают полноценный рабочий день.

Поиск решения

Мы быстро поняли, что невозможно силами одного учебного центра в очном формате закрыть потребность в качественном обучении сотрудников. Хотя в самом начале, когда задумались о разработке собственной программы обучения, предприняли несколько таких попыток. Так наша компания сотрудничает с ведущими горными институтами Екатеринбурга и Кузбасса. Совместно с ведущими отраслевыми вузами мы разработали программу повышения квалификации лиц горного надзора и программу стажировок по обмену управленческим опытом  в организации ведения горных работ.

«Современные горные технологии» на рынке уже более 10 лет, и в компании не было централизованной системы обучения. Коллектив изначально был небольшой, компетенции сотрудников не вызывали у руководства сомнений. В последние несколько лет мы сильно выросли: начали сотрудничать с крупнейшими горными компаниями России: «РМК», «ЯкутУголь», «Петропавловск» и другими, открыли новые подразделения, набрали сотрудников. Одна из главных потребностей любого быстрорастущего бизнеса — передать знания и актуальную экспертизу новым сотрудникам. С 2018 года каждый месяц штат компании стабильно увеличивается на 180-200 новых сотрудников. Например,  в 2014 году в одном производственном подразделении компании могли трудиться чуть более 100 сотрудников, в 2017 году эта цифра возросла до 450. Сегодня количество сотрудников в некоторых подразделениях превышает 1000 человек. За период с 2015 года по настоящее время штат компании вырос в 7 раз.  В условиях такого экстремального роста необходимо было подобрать решение, которое эффективно и в сжатые сроки масштабирует экспертизу на всех сотрудников, при том, что география деятельности компании «Современные горные технологии» охватывает регионы от Южного Урала до Якутии, а разные часовые пояса ограничивают полноценный рабочий день.  Поиск решения Мы быстро поняли, что невозможно силами одного учебного центра в очном формате закрыть потребность в качественном обучении сотрудников. Хотя в самом начале, когда задумались о разработке собственной программы обучения, предприняли несколько таких попыток. Так наша компания сотрудничает с ведущими горными институтами Екатеринбурга и Кузбасса. Совместно с ведущими отраслевыми вузами мы разработали программу повышения квалификации лиц горного надзора и программу стажировок по обмену управленческим опытом  в организации ведения горных работ.

Эти программы были рассчитаны на руководящий состав и ведущих специалистов компании. Оставался неохваченным целый пласт рабочего персонала, стратегически значимого для развития бизнеса. От того, кто сядет за рычаги горного оборудования зависит не только его правильная эксплуатация, но и производительность труда. Ошибки в нашем бизнесе действительно дорого обходятся: стоимость одной единицы техники начинается от $1 млн, а в случае серьезной поломки это еще и не компенсируемый простой и срыв рабочего плана.

К идее дистанционного обучения пришли в декабре 2018 года. Искали решение для нашей ситуации и увидели, что другие компании активно используют онлайн-обучение. Спустя месяц наняли на работу сотрудника учебного центра, которая должна была воплотить в жизнь нашу новую систему обучения. В начале февраля 2019 года приобрели платформу, о которой неоднократно встречали хорошие отзывы. 

Мы изучали другие платформы СДО (система дистанционного обучения), выбрали по простоте эксплуатации и с возможностью масштабирования под наши потребности. Важно наличие мобильного приложения и курсов: можно проходить обучение с телефона — это актуально для работников на межвахте.

Первые шаги в онлайн

Мы разработали план-график запуска проекта и согласовали бюджет. А дальше? Дальше мы столкнулись с нехваткой методической информации по эксплуатации горной техники, которую пришлось буквально собирать по крупицам. Необходимо было выявить пул экспертов, которые могли бы оперативно править обучающий контент и делать акценты на приоритетных в работе моментах. Например, для нас важно было донести до сотрудников такую информацию, как правильно выбрать режим работы техники для экономного расхода дизельного топлива, как проводить ежедневный технический осмотр по чек-листу, какие существуют требования к давлению в шинах и многое другое.

В качестве экспертов мы привлекли главных и старших механиков проектов, напрямую работающих с конкретными видами техники, главного инженера предприятия, директора по ремонтам и эксплуатации горного оборудования, директора по производству, заместителя генерального директора по ОТ и ТБ. Они, помимо своей основной работы, в срочном режиме ночами, где-то в пути читали и согласовывали проекты учебных курсов.

К разработке курсов присоединились также наши российские и зарубежные партнерские предприятия. Отдельно хотелось бы отметить работу экспертов компании «Майнинг Солюшнс» и сотрудников «Горно-Рудные технологии» (Казахстан).

В итоге во всем процессе внедрения онлайн-обучения самой большой удачей можно считать команду, которая собралась стихийно при разработке курсов. Наша рабочая группа буквально с нуля создавала нечто новое и особенное для горнодобывающего бизнеса: осваивала навык сторителлинга, верстки курсов, делала необходимые фотографии, училась управлять квадрокоптером и озвучивать курсы. И все это в условиях очень ограниченного времени.

Так выглядит мобильная версия учебного центра

Помимо создания курсов по правильной и безопасной эксплуатации горного оборудования, нам удалось привести к единому стандарту такие рабочие процессы, как оформление кадровой документации и ведение табельного учета при вахтовом методе работы.

Стартовый экран мобильного курса по кадровой документации

Всего мы разработали 16 курсов, из них пять прошли повторное редактирование на основе обратной связи производственников. Нас, в частности, просили сделать упор на безопасности, добавить слайды по поведению в экстренных ситуациях, например, что делать, если загорелся экскаватор. Для подобных случаев мы прописали в курсе четкий алгоритм действий работника.  

Наши курсы посвящены работе с конкретной маркой и моделью экскаватора или автосамосвала. В 2020 году добавим курсы по бульдозерам, грейдерам и буровым установкам.

Первые результаты

Сейчас прошел год с момента создания онлайн учебного центра и можно подвести предварительные итоги:

  • Разработано 16 онлайн-курсов по основным позициям горной техники (автосамосвалы и экскаваторный парк).
  • Обучение прошли 896 сотрудников — это 74,66% от утвержденного плана.
  • Уровень знаний с входной оценки в среднем с 82% повысился до 97% по результатам контрольной проверки.
  • По данным программы VHMS (Vehicle Health Monitoring System), в конце 2019 года в сравнении с его началом, при эксплуатации горного оборудования количество ошибок снизилось на 29,63%.
  • Внедрили входное тестирование для кандидатов при приеме на работу. Это позволило существенно повысить качество найма персонала.
  • Собрали в единую базу всю необходимую информацию в оптимальном для обучения формате. Например, руководство по эксплуатации гидравлического экскаватора Komatsu PC 1260 содержит более 600 страниц, методическое учебное пособие — 76 страниц, а продолжительность онлайн курса составляет всего 1,5 часа.

Конечно, не обошлось и без ошибок. Например, при проведении онлайн-тестирования был выявлен факт фальсификации результатов. Для компании недопустим подобный проступок, сотрудник, подделавший результаты теста, был уволен. Так мы стали проводить итоговое тестирование в присутствии сотрудника учебного центра и/или инженера по охране труда.

Руководители далеко не всегда обладают необходимым временем для реализации проектов по обучению. Чтобы стимулировать их к более активному участию, мы разработали программу мотивации ответственного за обучение сотрудника. При выполнении норматива по количеству обученных, а также после проведения проверки знаний, он получает дополнительную премию.

Интерфейс личного кабинета обучающегося при работе на ноутбуке или персональном компьютере.

Сейчас мы продолжаем совершенствовать существующие курсы. К примеру, в планах сделать ролик с правилами проведения ежедневного технического осмотра. В течение 2020 года мы хотим создать курсы по всей нашей горной технике, и привязать результаты обучения к системе мотивации сотрудников.

Читайте также:

Комментарии
HR-директор, Липецк

В целом, хорошая статья. Судя по интерфейсу, похоже на iSpring. Интересно только насколько объемные курсы были созданы...Сколько слайдов? использовали или интерактивности и т.п.

Редактор, Москва
Ирина Кузьмина пишет:

В целом, хорошая статья. Судя по интерфейсу, похоже на iSpring. Интересно только насколько объемные курсы были созданы...Сколько слайдов? использовали или интерактивности и т.п.

Ирина, это и есть iSpring. Компания на этой платформе все запустила. 

Технический директор, Ростов-на-Дону

Данная статья  - яркий пример глубокой вовлеченности в решение задачи с полным погружением в  узкую профессиональную сферу с уклоном на потребность временных сроков, требований безопасных условий труда и специфики производственной деятельности компании. 

Коммерческий директор, Новосибирск

Статья отличная. Да, сказать то что в горную отрасль надо вкладывать и обновлять, ничего не сказать! Надо совершенствовать её постоянно. Человек в отрасли сильно отстаёт от реальности, а конкретно от цифровизацию в ней. Упор на рабочий персонал и ИТР, и не боятся внедрят новые форматы обучения!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Бизнес-школа УрФУ в 10-й раз вошла в мировой рейтинг Eduniversal Top-1000

Бизнес-школа УрФУ занимает 3-е место среди российских бизнес-школ как школа с сильным региональным влиянием и имеет 2 пальмы (единицы измерения в данном рейтинге).

Школа бизнеса МИРБИС анонсировала майские презентации программ МВА и Executive MBA

Мероприятия ориентированы на руководителей среднего и высшего звена, собственников бизнеса, предпринимателей, выбирающих программы обучения для себя и сотрудников компании.

Пандемия спровоцировала рекордный спрос на Executive MBA со стороны IT-индустрии

Спрос с их стороны увеличился вдвое, по оценкам бизнес-школы СКОЛКОВО.

WU Executive Academy представляет новую профессиональную магистратуру в сфере управления социальными инновациями

Программа стартует в октябре 2021 года.

Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование Kelly Services: как изменился процесс трудоустройства после пандемии

Несмотря на пандемию, работодатели старались сделать процесс поиска работы и трудоустройства максимально комфортным и понятным.