Как аукнется бизнесу кризис в маркетинг-образовании

Кому достанется Грааль маркетинга

Те, кто сейчас стоит у руля управления брендами и другими активами компании, с недоумением смотрят на молодых коллег, вчерашних выпускников. Между поколениями большая дистанция не только в скорости интернет-серфинга. Разница в ответственности и усилиях к получению нового опыта.

Пока их встречи больше напоминают диалог «что такое хорошо и что такое плохо». Неофиты ожидают от маркетинга ярких креативных проектов, движухи по организации мероприятий. Мало кто из них начинает работу с правильных вопросов о методах получения прибыли. Им не хватает понимания мотивов покупательского поведения и аргументации бизнесу на языке денег.

Вчерашние выпускники слишком много доверяют цифровому анализу, но искусственный интеллект до сих пор не может рассчитать поведение людей. Декларируемое и реальное покупательское поведение — это сравнение дня и ночи. Примером тому — проигрыш на выборах Хилари Клинтон, которая большую часть предвыборных средств пустила на моделирование поведения электората.

Поэтому в маркетинге важна интуиция, выработанная исследованиями и годами анализа. Очень важно научить будущих маркетологов анализировать причинно-следственные связи процессов. Основная проблема качества кадров в маркетинге — в дистанции бизнеса от системы образования. Кроме этого, есть ряд других аспектов.

Чему учат вузы

Университеты борются за рейтинги между собой, заигрывая со студентами простыми программами обучения в интересной форме и высокими оценками для красивых дипломов. Университеты не дают необходимый минимум для выпускников, чтобы те стали ценными специалистами-практиками. Думаю, что после выпуска мало, кто отслеживает профессиональный путь своих бывших студентов, что происходит с выпускниками с красивыми дипломами. Некоторые пробелы незаметны для вуза.

1. Слабая база современных практиков и устаревшая теория. Основное требование к преподавателю в вузе — наличие научной степени. Но теория, по которой получали степени, строится на теории 70-х годов. Именно в то время писались основные труды, которые перевели потом на русский язык. О чем была эта теория, о какой модели формирования источника прибыли, почему она неактуальна сейчас? Преимущество на рынке 70-х в Америке формировало телевидение. Высокая стоимость ТВ-рекламы, ведущего канала коммуникаций, была барьером входа в обойму лидерства. Чем сильнее становилась марка, тем больше она помогала крепнуть и ТВ-каналу своими бюджетами. Так они растили доли друга — телевидение и бренд-лидер. В ту пору было больше типичного семейного потребления. Поэтому роль маркетолога была более пассивна в предвидении покупательского поведения, чем сейчас. Где эти скорости рынка, когда мамочки Kellogg’s воспитывали несколько поколений? А сейчас скорость развития заставляет маркетолога не только сутками на форумах изучать своих потребителей в поиске инсайтов, но и постоянно учиться. Все это не накладывается на теорию прежнего спокойного маркетинга. Поэтому проекция теории 70-х и диссертации на базе этой теории непригодны для нашей реальности бизнеса. Теория уважаемых мною преподавателей должна, как минимум, чередоваться с дозами успешной практики.

Решение: нужна стыковка вуза и бизнеса. Именно бизнес должен делать заявку на квалификацию выпускников. Предоставлять практиков по специализации. Бизнес обязан давать заказ на качество студентов и обеспечивать вузы шаблонами и вопросами, которые будут решать их студенты. Растить с первого курса свои кадры, как делают это сейчас в хлебной отрасли, которая до этого не задумывалась и осталась без технологов по причине безучастности бизнеса в формировании запроса вузам.

2. Студенты разучились добывать знания, после школы им нужно все разжевывать. В университете мне жалуются, что уровень образования в школе снижается от года к году, система образования проигрывает интернет-вовлеченности детей. Студенты отторгают новую информацию, где нужно включать усилия, чтобы понять; принимают только то, что им нравится как процесс. Чтобы удержать аудиторию студентов вузам приходится прогибаться под требования «упрощения» сознания абитуриентов. Так уровень образования катится вниз с каждым годом все быстрее.

Решение: оно опять связано с живым бизнесом. Из студентов можно «сколачивать» хорошие бригады для исследований, если нужно собрать идеи или факты без глубинных выводов. Молодежь также незаменима для новых идей в коммуникациях и совместных мозговых штурмов. Сотрудничество выгодно и для бизнеса, и для вуза. Для студентов это замечательная практика, возможность показать себя работодателю и понимание своей конкурентоспособности на рынке труда. Вот вам и эмпирический метод познания (через практику), наиболее успешный в обучении. Если учесть, что для нового поколения наиболее привлекательная постановка задачи без указания алгоритма решения, живая практика под крылом бизнеса может быть реально работающим выходом из ситуации. Вместо того, чтобы переучивать после вуза сырые кадры и тратить на это время своих экспертов, нужно проводить конкурсы с первого курса университета и расширять альтернативу выбора лучших. А для вуза сотрудничество с работодателем — огромное преимущество для привлечения думающих абитуриентов.

3. Рейтинги вузов не гарантируют конкурентоспособности выпускников на рынке труда. Методика оценки вузов должна измениться.

Решение: вузы должны вводить не рейтинг формы обучения в виде игр или среднего балла выпускников. Они должны гарантировать качество современного образования, конкурентоспособность выпускников и их уровня заработной платы. Рейтинги вузов должны иметь эквиваленты заработной платы выпускников вуза после года и 3 лет после выпуска. Будет ли это в рейтингах должности и крутизны самих компаний или другой метод. Это будет честно прежде всего по отношению к студентам и их родителям. В конце концов, инвестиции в образование — это и есть бизнес-проект, который должен окупаться.

«Бизнес-гуру» повреждают голову будущих маркетологов

На слово «гуру» у меня стала появляться аллергия. Внушая молодежи, что они должны жить и работать только в удовольствие, они создают «касту» будущих безработных. Залетные гуру внушают особенность креативной касты. Молодые специалисты профессионально повреждены и на этих дрожжах создают дистанцию с другими отделами, постоянно ищут «легкого хлеба».

Идея бизнес-гуру как продавать и ценить себя, ничего не стоя самому, глубоко укоренилась в голове свежих кадров. Умение сделать самопрезентацию и приступом взять job offer не заменит видимой эффективности на практике потом.

Решение:

  1. Рекомендации студентам конкретных экспертов с успешной практикой.
  2. Анонсировать самим практикам из среды бизнеса-заказчика следующие постулаты труда в маркетинге:
  • Хотите креативить — научитесь исследовать предпосылки, научитесь терпению. Бюджетов на то, чтобы агентство разжевало тебе суть исследований, уже нет у многих. Нужно, чтобы маркетологи сами начинали осваивать азы аналитики, работы с массивами данных.
  • Хочешь работающий инсайт — научись организовывать мозговой штурм и мотивировать людей на новые идеи.
  • Хочешь качество продукта — научись разговаривать с производством и учитывать, что поколение на производстве всегда старше тебя. Они не знают пректного управления, английского и т. д. Но они знают, как сделать продукт, если ты им объяснишь цель на их языке без своего сленга.
  • Хочешь роста продаж, от которого зависит твоя заработная плата, — научись находить УТП и презентовать идею отделу продаж.
  • Хочешь роста карьеры — научись видеть ключевые факторы влияния на результаты прибыли. Научись понимать влияние отделов на каждом уровне бизнес-модели.
  • Хочешь стать маркетологом — готовься к пожизненному обучению.

Это честно, хоть и не столь привлекательно, как обещают «гуру».

На помощь вузам

Позитивный факт для меня — онлайн-образование по конкретным маркетинговым специальностям, где можно подтянуть навыки самим, подсказать коллегам и сотрудникам. Это самые необходимые сейчас направления: навыки интернет-маркетолога, рекламиста, бренд-менеджера. Оценка эффективности и тяга с рынка у них приходит быстрее. Если курс не интересен и не дает практической пользы, то он быстро закрывается. Студенты курсов — те ребята, кто попробовал на зуб рынок труда. Они понимают пробелы образования и понимают, что конкретно им нужно для роста карьеры или эффективности.

Если бизнес и дальше будет дистанцироваться от системы образования и выжидать, когда к нему «нахлынут» готовые спецы, тогда ему придется много потеть с новоиспеченными маркетологами и рисковать своими бюджетами, пока они научатся отвечать за них на практике. В форматах конкурсов, форумов, мозговых штурмов нужно хватать активистов у парты и делать из них своих соратников и партнеров. Бизнес должен понять, что он в одной связке с вузами. И его HR брендинг все ближе простирается к порогу вуза.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Цитата - "Университеты не дают необходимый минимум для выпускников, чтобы те стали ценными специалистами-практиками. ... Некоторые пробелы незаметны для вуза.

1. ... Основное требование к преподавателю в вузе — наличие научной степени. Но теория, по которой получали степени, строится на теории 70-х годов".

У меня иная точка зрения:

1. Университет должен дать только одно знания (на примере одной специальности) - умение работать с книгой. Дальше выпускник должен одолеть профессию сам (даже по специальности - чему учат  - здорово отличается от того, что делают, притом, что  по специальности работают единицы). 

2. Тоже касается и научной степени - она всего лишь показатель, что ее владелец может хорошо систематизировать материал, предлагать  и обосновывать свои новые идеи. Потому степень не устаревает. 

Потому я не удивился, когда со степенью кандидата технических наук меня взяли преподавать  менеджмент не ассистентом, а сразу старшим преподавателем,  потом доцентом. Никакой специальной переподготовки я не проходил (кроме случайной для себя, а не для вуза). 

Консультант, Москва

Знать и мочь не одно и тоже. Эта ошибка почти всех преподавателей. Они все знают, но ничего в жизни сами не сделали. Поэтому, когда я читаю  маркетинг - я не читаю  чужие книжки, а рассказываю как делается бизнес на своих примерах - которые можно посмотреть в любом магазине страны. Книжки они могут почитать и сами. Контрольные вопросы  - Почему разорилась Нокия? - домашнее задание. Какова стратегия бизнеса Тинькова  - по пельменям, пиву, банку? - 30 мин на ответ + возможность пользоваться интернетом. В чем ошибка рекламы компании Мироторг? - 10мин на ответ + возможность пользоваться интернетом. И т.д.

Руководитель группы, Москва
Владимир Токарев пишет:
Тоже касается и научной степени - она всего лишь показатель, что ее владелец может хорошо систематизировать материал, предлагать и обосновывать свои новые идеи.

По-моему, наличие ученой степени показывает, что владелец хотя бы одну тему в своей профессии точно знает хорошо)

Генеральный директор, Нижний Новгород
Елена Аронова пишет:
может хорошо систематизировать материал, предлагать и обосновывать свои новые идеи. По-моему, наличие ученой степени показывает, что владелец хотя бы одну тему в своей профессии точно знает хорошо)

Противоречи нет - как можно уметь систематизировать и пр. , не выполняя это практически на какой-то теме? Вопрос риторический. 

Цитата (из публкации) -

Теория уважаемых мною преподавателей должна, как минимум, чередоваться с дозами успешной практики. Решение: нужна стыковка вуза и бизнеса. Именно бизнес должен делать заявку на квалификацию выпускников. Предоставлять практиков по специализации.

Вот что отмечает "преподаватель" - 

Игорь Одинов пишет:
когда я читаю  маркетинг - я не читаю  чужие книжки, а рассказываю как делается бизнес на своих примерах - которые можно посмотреть в любом магазине страны.

То есть, нормальный преподаватель это уже делает, Если нет - это не преподаватель, а тот, кто себя за него выдает. Если же преподает консультант (по маркетингу), то в момент преподавания - он не консультант, а преподаватель. 

Что касается практиков - если они не собираются качественно преподавать, то толку от них мало - уметь делать и обучать уметь делать других - разные профессии. 

Цитата - Растить с первого курса свои кадры, как делают это сейчас в хлебной отрасли, которая до этого не задумывалась и осталась без технологов по причине безучастности бизнеса в формировании запроса вузам.

Поскольку хороший хлеб (изредка бывает) - долго хорошим  не бывает  от одного хлебного завода,  толку от этой реформы ровно ноль.

Маркетинг и качество продукции - тесным образом связаны. Чем? - потребителем - именно он расскажет - что плохо. Поэтому всевозможные цифровые технологии - хорошо конечно, только толку от них никакого, пока не начнет решаться очевидная задача - по улучшению практики управления, а она начинается с маркетинга - с получения информации от потребителей. 

Да, полагаю, что никакого кризиса в маркетинг образовании нет (нет кризиса и в маркетинге, как может быть кризис в том, чего пока нет?). Есть проблема в управлении предприятиями. Я обычно наблюдаю, как обученного маркетолога на предприятии начинают просто использовать как затычку по разным вопросом, а не по назначению. Разве в этом виновато образование в вузах?

 

 

Генеральный директор, Великобритания
Игорь Одинов пишет:
. Поэтому, когда я читаю  маркетинг - я не читаю  чужие книжки, а рассказываю как делается бизнес на своих примерах - которые можно посмотреть в любом магазине страны.

Вот такие преподаватели как раз  и запоминаются. По крайней мере из своего обучения я помню именно тех людей, кто на собственных  примерах рассказывали о том чему учили.

Слушать теорию, которую можно самостоятельно прочитать,  тоже считаю тратой времени. Нет ничего ценнее чем разговоры с практиками.

Исполнительный директор, Омск

Нет социального и государственного заказа на маркетинговые знания. Очень много самовлюбленных профанов не только в образовании, но и в среде практиков. Если преподаватели не знают практики, то практики не знакомы часто с основами маркетинга. Котлера не читают. Маркетинг от менеджмента отличить не могут. Студенты идут за корочками.

Так что виноваты все. С другой стороны, знания имеют ценность только тогда, когда дают преимущества их владельцу. Знания, которыми владеют все, рыночной ценности не имеют. Внешняя среда определяет, внутренняя - реагирует. Пока не изменятся рыночные условия, все останется по-прежнему.

Вот только в корне не согласен с фразой "самые необходимые сейчас направления: навыки интернет-маркетолога, рекламиста, бренд-менеджера". Тут - у кого что болит, тот о том и говорит...

 

Руководитель группы, Германия
Владимир Токарев пишет:
У меня иная точка зрения: 1. Университет должен дать только одно знания (на примере одной специальности) - умение работать с книгой.

Я правильно понимаю, что используемый здесь термин "книга" - условный?

Я бы согласился, скажем, со следующим утверждением: "университет должен сформировать  умение самостоятельно работать с различными источниками информации".

Генеральный директор, Нижний Новгород
Андреас Штоль пишет:
Я правильно понимаю, что используемый здесь термин "книга" - условный?

Конечно. Речь идет о способности самостоятельно освоить иную профессию, но все начинается с книги вполне реальной. Она содержит в себе информацию в системном виде. 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Ирина Да Роза пишет:
Слушать теорию, которую можно самостоятельно прочитать,  тоже считаю тратой времени.

Вот именно. Тем более что та теория что в учебниках по маркетингу гвоздями приколочена,  сегодня к практическому применению для решения бизнес-задач не приспособена никак.

Михаил Калужский пишет:
практики не знакомы часто с основами маркетинга. Котлера не читают.

Ну я практик. И на заре моей маркетинговой юности мне надо было с 0 сформировать ассортиментную матрицу ЛВЗ. Причем не абы как, а спроектировать продукты, которые за счет своих потребительских харакетирстик будут востребованы рынком. Читала ли я Котлера? Да все издания какие были. Помогло ли? Нет от слова вообще. Так и пришлось голову включить и народ в поля отправить)

Сейчас к слову "маркетинг" вообще неплохо бы детализирующее уточнение добавлять. И с базовым-то маркетингом, то есть тем, который про продукт, до сих пор неразбериха. Так еще и интернет-маркетинг, который про продажи, с маркетингом путают.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.