Как получить глубокие управленческие знания

Актуальность задачи улучшения практики управления на предприятиях в нашей стране несомненна. Мы продолжаем оставаться для внешнего мира в большей степени страной, более известной поставками на экспорт сырьевых ресурсов. Качество — как один из показателей практики управления, хромает по большинству производимых отечественных продуктов (товаров и услуг).

К сожалению, образовательные программы по подготовке управленцев в нашей стране пока мало отразились на практике управления. Я уже писал об этом не раз — знания теории менеджмента, столкнувшись с менеджментом личных проб и ошибок конкретного руководителя, не выдерживают такого испытания. В этом, по моему мнению, и состоит единственная специфика «русского менеджмента» сегодня.

Ну, а образовательные структуры, (включая бизнес-школы по программам МВА), — это пока отличный бизнес в сфере образования и только. На качестве практики управления он не отразился. По крайне мере, мне не повезло увидеть это отражение.

Задача состоит в поиске новых методов обучения менеджменту, которые бы сказались в конечном итоге на улучшении качества производимых продуктов и значительном росте производительности труда предприятий, по которым мы, по оценкам экспертов, серьезно отстаем в большом числе отраслей.

Одна история

В начале 90-х мне пришлось сменить сферу деятельности (ушел из прикладной физики полупроводниковых структур) — я стал преподавателем управленческих дисциплин на кафедре экономики иняза. А после года преподавания при поддержке декана физического факультета, который я сам окончил, организовал бизнес-курсы для студентов старшего курса на физфаке. В то время найти работу по специальности для физика было не просто, и дополнительная экономическая подготовка, полагали мы, ребятам не помешает.

Но были проблемы с финансированием такой программы. Курс по английскому языку смогли оплатить сами слушатели. Декан физфака, заинтересованный в трудоустройстве выпускников своего факультета, смог найти какие-то профсоюзные деньги, которых хватило на лекторов. А вот на оплату семинарских занятий, (которые обычно проводили ассистенты), денег не хватило.

В мое активное комсомольское прошлое я организовал в своем НИИ «Школу НОТ», где мы обучали собственными силами желающих по короткой экспресс-программе персональному менеджменту (предварительно потренировавшись обучать друг друга). Вспоминаю, как один из новоиспеченных преподавателей (скорочтения) радиофизик Василий сказал после тех курсов: «Купил новую книгу по скорочтению. Ничего нового для себя там не нашел, я бы написал книгу лучше». Вот этот опыт я и решил использовать, тем более, что свою профессию преподавателя управленческих дисциплин я осваивал, по сути, точно также — в ходе обучения других.

Припомнив свое комсомольское прошлое, я предложил практические занятия по всем экономическим дисциплинам проводить самим студентам 5 курса физфака. Все (и лекторы, и сами студенты) согласились с такой формой обучения, правда студенты с одним условием: «Страшновато одному вести занятия в роли преподавателя, можно по двое на один предмет?» На том и порешили.

Программа дополнительного бизнес-образования длилась чуть более года. По окончании мне было интересно узнать оценку качества обучения. Все высказались одинаково.

Будучи в роли учеников они отметили: «Хорошо, что не стали искать дополнительные деньги на проведение семинарских занятий. Качество преподавания нас устраивало полностью. И если бы практику вели сами лекторы или приглашенные ассистенты, лучше бы не было».

Но особенно интересным оказался ответ этих же студентов, выступающих по своему предмету в роли преподавателей. «Как вы оцениваете знания своих коллег, кого вам пришлось обучать?» — спросил я их. Все ответили одинаково — «Они мало что поняли…».

Преподаватели знают практику управления

Менеджмент — это, как известно, и наука, и искусство управления. Потому одной теорией ограничиваться, конечно нельзя.

Часто приходится встречаться с мнением, что лучшие преподаватели — это не обычные профессора, которые работают только в вузе и не работают на конкретных предприятиях, а реальные практики. Не могу согласиться с этой точкой зрения.

Дело в том, что менеджмент пронизывает работу практически любого специалиста, и преподаватель не является исключением. Дело лишь за тем, чтобы преподаватель менеджмента увидел возможности применения научного управления в своей повседневной работе.

Ниже представлена таблица, где я перечисляю функции управления и иллюстрирую как эти функции проявляются в работе любого преподавателя менеджмента (и не только):

Функции управления

В работе преподавателя

Примечания

1. Коммуникация

Это главный инструмент преподавателя.

Преподаватель может повышать качество коммуникации, активно используя знания, например, о подпроцессах запоминания и слушания.

2. Планирование

Преподаватель ставит цели обучения, планирует последовательность освоения разделов менеджмента.

Главной целью преподавателя управленческих дисциплин должна стать задача кардинального улучшения практики управления, где будут работать выпускники.

3. Организация

Организация проведения занятий, использование различных форм обучения.

Преподаватель может делегировать проведение части занятия своим слушателям.

4. Контроль

Эта функция управления проявляется на экзаменах, зачетах, при защите выпускной работы

Результаты контроля преподаватель должен использовать для улучшения своей программы подготовки.

5. Мотивация

Без мотивации передать знания невозможно.

В процессе обучения (производства знаний) участвуют обе стороны — и студент, и преподаватель.

6. Принятие решений

Принятие решений, как и другие функции управления, пронизывают все функции управления.

Например, для преодоления существующего разрыва в теории и практики управления преподаватель может использовать АРИЗ – алгоритм решения изобретательских задач

Пояснения к таблице:

К п. 2 — Для улучшения практики управления на предприятиях слушатели должны, в первую очередь, овладеть инструментарием проведения изменений (преодоления сопротивления изменениям).

К п. 3. — При делегировании проведения занятия или его части одному из слушателей, преподаватель сам может взять на себя роль любознательного студента, задающего новоиспеченному преподавателю каверзные вопросы.

К.п.5. — Преподаватель в ходе такой мотивации может и сам практически освоить новые модели мотивации.

Уточню разбираемую проблему

Традиционные методы обучения менеджменту за 20 с лишним лет рыночных реформ не смогли решить проблему улучшения практики управления, позволяющей создать конкурентоспособную экономику. Редкие исключения (успехи отдельных предприятий) требуют тщательного анализа, (зачастую встречающиеся успехи объясняются накопленным потенциалом еще в советское время).

Решение проблемы

Сегодня имеется не только достаточный, но, по моему мнению, даже избыточный инструментарий по изменению практики управления к ее кардинальному улучшению. Это не только получение глубоких знаний через обучение других, но и использование профильных соцсетей и другие методы, которые позволят активно дополнить традиционные методы преподавания.

Рекомендации

Бесплатный проект «Открытое образование», содержащий большое количество управленческих дисциплин от лучших вузов страны, позволяет сегодня любой организации, при желании, открыть свой корпоративный университет своими силами.

Кого пригласить в качестве преподавателей-консультантов? Никого не нужно, такими преподавателями-консультантами должны стать сами руководители предприятия всех уровней управления.

Комментарии
Генеральный директор, Нижний Новгород

Большое спасибо редакции  за подготовку статьи. 

Приятного  и полезного чтения участникам Е-хе. 

Генеральный директор, Москва

Российские МВА страдают одной родовой травмой, их организовывают при вузах и ведут преподаватели вуза, забывая, что слушатели МВА не дети, а Взрослые люди, которые пришли не узнать Новое, а проанализировать свой опыт. И поэтому обучение должно быть в формате модерации и групповых работ, а не лекции)) 

Ваш вариант Владимир, когда сами студенты вели занятия, это отличная идея, такое вовлечение участников процесс! 

Я сам полностью перешёл на режим модерации групповых работ, как в рамках МВА, так и в рамках корпоративных обучений.

И хотя я веду только управленческие тренинги, но недавно, для старого клиента проводил комплексное обучение всех 9 филиалов, так там я и управление для руководства и продажи для сотрудников провел именно в такой форме, хотя продажи считаются hardskills, но и там такая форма модерации отлично работает.

Поэтому бизнес обучение только в формате Взрослый-Взрослый. 

Генеральный директор, Хабаровск

Автор статьи Владимир Токарев поставил вопрос «Как получить глубокие управленческие знания?» и сам же ответил на него так «такими преподавателями-консультантами должны стать сами руководители предприятия всех уровней управления». В таком случае предлагаю рассмотреть список наших олигархов и тех, кто смог заработать более миллиарда рублей. Только научат ли они нас? И чему?

Генеральный директор, Хабаровск

Функции управления и очередность их изложения указаны неверно.(1. Коммуникация 2. Планирование 3.Организация 4. Контроль 5. Мотивация 6. Принятие решений).    

Управленческий цикл всегда начинается со сбора информации, ее накопления, анализа, оценки и прогнозирования. Решение принимается исключительно на их основе с постановкой целей и задач. Затем производится планирование. После этого осуществляется организация исполнения плана, включая мероприятия по мотивации, с использованием необходимых каналов коммуникации. Определяются конечные и промежуточные сроки контроля. Оцениваются результаты, вносятся коррективы  и весь цикл начинается сначала

Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Жириков пишет:  Токарев поставил вопрос «Как получить глубокие управленческие знания?» и сам же ответил на него
В таком случае предлагаю рассмотреть список наших олигархов и тех, кто смог заработать более миллиарда рублей. Только научат ли они нас? И чему?

Большое спасибо, Александр, за начало обсуждения по столь важному вопросу, как существующий разрыв теории и практики управления. 

1. В названии статьи нет вопросительного знака - то есть, я планировал в самой статье рассказать, как вижу один из лучших инструментов получения глубоких знаний в менеджменте. 

2. Суть идеи публикации - глубокие знания получает не тот, кого обучают, а тот, кто обучает.

И,  разумеется, если наши олигархи возьмутся кого-то обучать менеджменту - для них это будет лучшим методом самообразования. 

В мире недавно появился новый молодой президент, бывший актер. И многие говорили, что на президента нигде не учат. Это не верно - президент также занимается управлением, как и руководитель небольшо компании. Учат "на президента"  - на любом управленческом факультете, но метод себя не оправдал в специфических условиях России. И пототому, кроме олигархов, я бы рекомендовал  и министрам нашей страны (не только олигархам) начать обучать менеджменту других, чтобы  ... научиться самим. 

 

 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Жириков пишет:
Функции управления и очередность их изложения указаны неверно

Ну вот, Александр, перечеркнули все мои труды, представленные в этой статье,  - я же как минимум 15 лет обучал других менеджменту (12 лет в нижегородском инязе - 9 лет на кафедре кономики и затем  3 года будучи руководителем бизнес-курсов  УИЦ НГЛУ по подготовке консультантов по управлению, а последние 3 года  в институте перепоготовки АПК управленцев  самого разного уровня и направления (чиновников, руководителей агрофирм  и госучреждений и пр. из нашей области).

И так и не запомнил главный материал из менеджмента  -  функции управления. промашка вышла. :)

Давайте подождем еще хотя б одно мнение на тему, после чего я выскажу свое иное мнение на обсуждаемый вопрос. 

Генеральный директор, Хабаровск

Владимир, лично я уважаю Вас. Но я другого мнения относительно управления. Науки управления и практики управления. Хочу отметить, что многие госслужащие до настоящего времени слабо представляюят методику программно-целевого планирования и управления.

Руководитель, Беларусь
Александр Жириков пишет:

Функции управления и очередность их изложения указаны неверно.(1. Коммуникация 2. Планирование 3.Организация 4. Контроль 5. Мотивация 6. Принятие решений).    

Управленческий цикл всегда начинается со сбора информации, ее накопления, анализа, оценки и прогнозирования. Решение принимается исключительно на их основе с постановкой целей и задач. Затем производится планирование. После этого осуществляется организация исполнения плана, включая мероприятия по мотивации, с использованием необходимых каналов коммуникации. Определяются конечные и промежуточные сроки контроля. Оцениваются результаты, вносятся коррективы  и весь цикл начинается сначала

Я с вами согласна. У нас не принято тратить время, силы и средства на оценку обстановки, своих возможностей и рисков в ней. А это базовое условие для принятия ЛЮБЫХ управленческих решений. Если оценки обстановки нет или она неполная (неправильная и т.п.) - качественного управления заведомо быть не может.

Руководитель, Беларусь

В статье описано управление на примере обучения по передаче ЗНАНИЙ. Но управление - это не только знания, но и практические навыки, мастерство. И тут одной передачей информации дело  не решить. Нужно методики по освоению практических навыков.

Возможно, именно поэтому бизнес возмущается консультантами и поделил их на теоретиков (якобы совершенно бесполезных) и практиков. И некоторые бизнес-тренеры позиционируют свои тренинги и семинары так: "Никакой теории - одна практика".

Генеральный директор, Нижний Новгород
Александр Жириков пишет:
другого мнения относительно управления. Науки управления и практики управления.

Здорово, а как бы это мнение узнать?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Эксперты: 4-дневная рабочая неделя приведет к снижению зарплат

Закон не препятствует пропорциональному снижению ФОТ при переходе на четырехдневную рабочую неделю.

75% россиян не верят в пенсии

Три четверти россиян не верят в пенсии, показал опрос Райффайзенбанка. А те кто верят, полагают, что она составит всего 10-20 тыс. руб.

Японцы доказали, что при четырехдневной рабочей неделе производительность растет. В Microsoft сообщили о росте на 40%

Японское подразделение Microsoft подвело положительные итоги месячного эксперимента по переходу на четырехдневную рабочую неделю.

 
Кто счастлив в России?

Самыми счастливыми оказались - медики, госслужащие и HR-ы. Об этом сообщается в исследовании Headhunter.