Универсальные компетенции будущего: кто будет востребован завтра?

Мы наблюдаем необычайные успехи в развитии искусственного интеллекта. Появляются новые приложения в области обработки данных, финансовой сфере, здравоохранения, юриспруденции, образования и обеспечения обороноспособности государств.

Независимо от того, кто мы, где и кем мы работаем, пришло время заглянуть за пределы очевидного. Автоматизация, роботизация не являются чем-то новым – машины постепенно заменяют человека с момента промышленной революции. Давайте посмотрим в ближайшее будущее, с 2020 по 2035 годы.

Что нас ожидает в профессиональной сфере

Можно предположить, что вместо профессии в современном состоянии человек будет владеть набором различных компетенций и навыков, таких как:

  • Hard skills – профессиональные навыки, которым можно научить и которые можно измерить: набор текста на компьютере, вождение автомобиля, чтение, математика, знание иностранного языка, использование компьютерных программ.
  • Soft skills – это умственные и межличностные компетенции: социальные, интеллектуальные и волевые: коммуникабельность, умение работать в команде, креативность, пунктуальность, уравновешенность.

Различие между soft и hard skills изложено в доктрине «Conference on Software Engineering», организованной The NATO Science Committee в 1968 году: hard skills являются навыками работы преимущественно с машинами, soft skills – навыками работы с людьми и бумагами.

Профессии-алгоритмы (секретарь, синоптик, бухгалтер, оператор call-центра, телефонист, библиотекарь, таксист, операционист, страховой агент, врач-диагност, почтальон), однотипные задачи которых можно автоматизировать, будут исчезать или трансформироваться. За последние 100 лет более 600 профессий бесследно исчезли, еще 1000 сильно изменились.

Сегодня мало кто вспомнит, каким престижным был труд пилота дирижабля. В Париже перед началом Первой мировой войны конкурс на эту должность составлял до 50 человек на место.

  • В 1916 году в Москве насчитывалось 16 тыс. легковых извозчиков (кучеров), а в 1936 году их было зарегистрировано всего 120.
  • Летом 2014 года половина туристических компаний России стали банкротами.
  • В 2017 году Сбербанк сократил по всей стране 30 тыс. юристов, их «место» заняли компьютерные программы.
  • В начале 2018 года была признана утратившей необходимость профессия машинистки и стенографистки.

Аппарат Hadrian X укладывает 1000 кирпичей в час. Это в 8-10 раз больше, чем способен сделать человек. Как долго просуществует профессия «каменщик»? Алгоритм британского медицинского стартапа Babylon Health превзошел врачей по точности диагностики. Компания CMR Surgical представила первого британского робота-хирурга Versius. Стартап May Mobility, при поддержке Toyota и BMW, запустил в Детройте первую небольшую сеть беспилотного транспорта по фиксированному маршруту.

Согласно докладу ВЭФ и компании Strategy Partners «Будущее рабочих мест 2018», практически 75 млн человек в России потеряют свои рабочие места уже к 2020 году. Такое сокращение связано с развитием информационных технологий. Но появятся новые профессии:

  • IT-медик.
  • Специалист по выращиванию органов.
  • Нейрохирург по работе с памятью.
  • Биоэтик.
  • Биоинженер.
  • Нанотехнолог.
  • Специалист по созданию виртуальной реальности.
  • Проектировщик жизненного цикла космических сооружений.
  • Оценщик интеллектуальной собственности.
  • Специалист по кибербезопасности.
  • Архитектор нейронных сетей.
  • Инженер роботизированных систем.

По мнению издательства Wired, через некоторое время отличить человека от андроида будет непросто, и необходимо обязать роботов с момента знакомства извещать человека о своей природе, чтобы не вводить в заблуждение людей.

Пока компания Hanson – создатель знаменитого андроида Sophia – пытается убедить общество в человекоподобии своей разработки, другие создатели роботов, напротив, пытаются установить грань между людьми и машинами.

Компания Boston Dynamics в 2019 году собирается продавать роботов. Корпорация Oracle и фирма Future Workplace опросили 1320 «белых воротничков», чтобы узнать их отношение к искусственному интеллекту в рабочей среде. Хотя большинство респондентов никогда не сотрудничали с машинами, 93% из них готовы следовать командам робота.

Amazon ведет работу над сверхсекретным планом по созданию домашнего робота. На сайте Lab126 опубликованы десятки вакансий – компания ищет преимущественно инженеров-робототехников.

В мире примерно 70 миллионов инженеров, работа которых на 80% состоит из поиска уже готовых решений в интернете и «подгонки» их под существующие потребности. И только 20% приходится на новые решения. Способность творить является самым важным качеством. Так как мы будем жить в еще более информационно-насыщенном мире, важными качествами личности станут умение управлять вниманием и осознанность происходящего. Осознанный выбор станет критически важен. Границу между человеческим и машинным интеллектом проводить не стоит – она все время сдвигается. Но у роботов и ИИ есть ограничения:

  • Отсутствие взаимодействия с людьми – коммуникация, доверительные взаимоотношения требуют участия человека.
  • Распознавание различных моделей или шаблонов. Роботы не понимают, в чем суть предмета или явления.
  • Отсутствие здравого смысла.

Работодатель будет выбирать, кого «принимать» на работу: робота (алгоритм) или человека. В сфере профессий-алгоритмов предпочтение скорее будет отдано роботам – их содержание с учетом ремонта обойдется дешевле.

Компетенции будущего

Лидирующая позиция среди компетенций будущего сохраняется за Complex Problem Solving – комплексное многоуровневое решение проблем, то есть, умение решать сложные задачи, опознавать проблему, самому определять ее скрытый источник. Для понимания уровня будущей компетенции можно напомнить о существовании специалистов trouble shooter или кризис-менеджер. Первого приглашают со стороны решить срочную сложную локальную задачу, а кризис-менеджер занимается длительными проектами.

В 2010 году компания Google обнаружила очень высокую текучесть кадров и установила, что продвижение менеджеров по службе было неправильным. Программисту в качестве менеджера нужен тот, кто поставит задачу, поможет урегулировать возможный конфликт с коллегами или соседним подразделением, объединит людей для решения общей задачи. А не тот, кто лучше его программирует. То есть человек, который обладает мягкими навыками межличностной коммуникации, такими как:

  • Critical thinking – критическое мышление. Способ мышления, при котором анализируется поступающая информация и собственные убеждения и установки.
  • Creativity – креативность, творчество. Способность к инновациям и моделированию, «видеть» то, чего еще нет в нашей реальности. «Я увидел ангела в куске мрамора, и мне захотелось освободить его», – Микеланджело о создании статуи Давида.
  • People management – управление людьми.
  • Coordinating with others – навыки координации, взаимодействия.
  • Emotional intelligence – эмоциональный интеллект, эмпатия. Способность понимать эмоции, намерения и мотивацию, а также умение управлять своими эмоциями и эмоциями других людей.

Оказалось, что техническая компетентность занимает лишь восьмое место из десяти факторов, влияющих на результативность начальника. Главное – межличностные навыки:

  • Judgment and decision-making – суждение и принятие решений.
  • Service orientation – клиенториентированность. В этой компетенции без развитого эмоционального интеллекта обойтись невозможно.
  • Negotiation – умение вести переговоры.
  • Cognitive flexibility (когнитивная гибкость): способность быстро переключаться с одной мысли на другую, обдумывать несколько объектов одновременно, держать в сознании разнородные и даже противоречивые идеи и при этом быть способным оперировать ими и действовать.

«Признак первосортных мозгов есть умение держать в голове две взаимоисключающие мысли одновременно, не теряя при этом способности мыслить» – Френсис Фицджеральд. То есть, пять из десяти навыков находятся в сфере взаимоотношений. Четыре из десяти зависят от способности быстро соображать, видеть суть, находить решение проблем, генерировать новые идеи. Нужно изучать людей и их потребности, тренировать свой мозг для решения сложных когнитивных задач.

В самых прогрессивных отраслях через полтора-два года половина знаний перестают давать конкурентное преимущество. Чтобы создать его, нужно генерировать новые знания. Если не обновлять знания, то их хватит на 3-5 лет. После этого можно оказаться за пределами конкурентной зоны рынка труда, независимо от того, какой вы окончили ВУЗ.

Критически важным будет умение работать с людьми в сложной среде сращивания человеческого и искусственного интеллекта, особенно с учетом того, что многие из них будут еще более высокоразвиты, чем сегодня.

Навык управлять конфликтами тоже важен. К сожалению, современная школа – не лучший помощник в освоении новых компетенций, так как зачастую превалирует технология единственного верного ответа (формат тестов). Поэтому вопрос развития будущих работников ложится на плечи родителей, а потом и работодателей.

«Зачем бессмысленные вещи учить? Мне важно знать, в каком году Наполеон женился на Жозефине?.. Мне нужен тот, кому придет в голову необычная вещь. Знаете, открытия – это «ошибки». Если мы предложим сдать ЕГЭ Моцарту, Бетховену, Пушкину, Менделееву, Эйнштейну, Дираку и Шредингеру, они все его завалят. Мы скажем: «Двойка тебе, Нильс Бор». Он скажет: «Двойка-то двойка, но Нобелевская премия меня ждет». И именно за этот «неправильный» ответ! Так мы чего хотим? Открытий или армию дурачков, которые выучили бином Ньютона?..» – Татьяна Черниговская, известный ученый в области нейролингвистики.

В будущем всевозможная информация будет доступна, образование будет сосредоточено вокруг концепций, принципов и образов, запоминать простые факты и цифры будет не нужно. У нас будет бесконечный доступ к информации в любое время и в любом месте. Американский стартап Catalog уже разрабатывает технологию, которая позволит записывать до одного терабайта данных на ДНК-носитель.

Достаточно востребованной останется профессия психотерапевта, так как основная профессиональная деятельность людей будущего будет происходить в сфере разума, общения и другого рода взаимодействий, что будет вызывать психическое напряжение и истощение. Мы также будем «жить» в виртуальной и дополненной реальностях. Многие будут «сходить с ума» от быстрых изменений.

Управление коллективным и частным сознанием останется очень востребованной компетенцией среди спецслужб и в сфере рекламы: создание новой реальности при установлении приемлемых государственных институтов других государств и завоевании рынков сбыта товаров.

Необходимо владеть разными типами мышления. Мышление – это способность оперировать в сознании объектами и порождать новые. Мы используем разные алгоритмы и приемы: логическое, критическое, организационное, художественное, поэтическое виды мышления. Каждый тип мышления оперирует своими объектами. Впереди будут те, кто будет владеть несколькими сразу и будут способны мыслить как организатор, продавец, создатель гениальных решений, мотиватор команды, стратег – и все это в одном лице.

Говорилось об исчезновении профессии переводчик. Считаю, что переводчики как профессия «отойдут в тень» не потому, что их место займут программы перевода (это маловероятно), а потому, что человек будущего будет свободно владеть несколькими иностранными языками. Но необходимо помнить, что высокопрофессиональный сотрудник должен владеть родным и иностранными языками на высоком уровне.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Красноярск

Хороший анализ, сбор данных. Все логически верно.Но я делаю проекцию на свою отрасль- сельское хозяйства и сразу возникает вопрос- а насколько сама среда готова к таким новшествам? Я живу за городом, в 15 км.В субботу-воскресенье серьезные проблемы со скоростью в интернете.Как , в таком случае получать вовремя нужную информацию? Или еще пример- есть прекрасные системы по управлению сельхозтехникой на основе спутниковой навигации.Но для них нужна точность оцифровки земной поверхности. Кто ее будет делать в Сибири. с ее низкой плотностью населения? Роботы для доения-вроде бы реальный шанс убрать в дальнейшем такую профессию как дояр.Но это будет не очень скоро, так как для окупаемости этих проектов нужны определенные рыночные условия. И пока. во многих случаях,эфективнее оставить человека.

. Мои замечания- это не критика.Я понимаю и поддерживаю идеи автора статьи.Но их необходимо проецировать на конкретную территорию, учитывать местные особенности. которые часто вносят серьезные коррективы в развитие тех или иных отраслей и направлений.

Директор по продажам, Владивосток
Николай Перов пишет:
Как , в таком случае получать вовремя нужную информацию?

Время и технологии придут, когда то я и думать не мог что у меня на даче будет интернет, да что там, телефон на даче году в 75 вызывал только смех. А сейчас - водос на ютубе подтормаживает... так бесит что он подтормаживает, не могут что ли вышку поставить. С позиционированием все на месте не стоит. Вот хотя бы общеизвестный факт в США самый дорогой и некачественный интернет (в разы хуже чем у нас), что не мешает им выращивать картошку и позиционировать комбайны.

Николай Перов пишет:
так как для окупаемости этих проектов нужны определенные рыночные условия

Согласен с Вами на все 100%

Управляющий партнер, Москва

Интересная статья с точки зрения описания тенденций и границы между ИИ и человеком. В каких областях ИИ еще долго не сможет или вообще не сможет заменить человека?

Один из возможных ответов в продолжение статьи.

Везде где главное - это Человек рациональный, замена будет происходить с высокой скоростью.

В областях, в которых кроме рациональных аргументов важны и эмоции. Нужна способность почувствовать замена вряд ли возможна. Во всяком случае в обозримом будущем.

Один из примеров - это когда при обсуждении мы понимаем, что есть текст (это то, что сказано) и есть подтекст (то, что еще вложено в эту фразу). Люди умеют это чувствовать (правда тоже не всегда и не все:)) ) А как этому научить ИИ?


Консультант, Красноярск
Роман Крячко пишет:
С позиционированием все на месте не стоит. Вот хотя бы общеизвестный факт в США самый дорогой и некачественный интернет (в разы хуже чем у нас), что не мешает им выращивать картошку и позиционировать комбайны.

Роман, а вы знаете, к какой точностью оцифрована территория США и какая ситуация в России? Возьмите карты Гугл. В Сша от 1 до 10 метров. у нас от 20 метров до 50 метров. Мне на практике приходиться работать с таким мтериалом, когда разрабатываю предварительные концепции новых проектов и эта разница сильно заметна.

Директор по логистике, Уфа

" армию дурачков" -достаточно удобная форма для государства , где есть ручное управление. Мир идет другим путем !Назовите хотя бы одну российскую компанию , которая создала прорывной продукт ?Где российские Apple? Поэтому "утечка" мыслящих людей будет только усиливаться, что очень печально. Где выход из этой ситуации ?

А автору "респект" аргументировано и познавательно.

Директор по продажам, Владивосток

Я не спорю с Вами, Николай, я думаю что это вопрос времени

некоторое время назад я встречался с нашими (ДВОРАН) ребятами которые работают в направлении управления техникой под водой (ну как встречался, три дня загорали на одном пляже со всеми вытекающими), знаете Вы или нет, но спутниковая навигация под водой бесполезна, я не знал. Это я к чему, возможно что решение проблемы навигации на поле лежит не в плоскости спутникового позиционирования а в ориентации на местности, условно для фрезера ЧПУ координаты задаются .stl файлом, рассматривал ли кто нибудь комбайн как фрезер, а поле как стол? Будет запрос, будет и решение. Запроса пока нет, наверное потому что, как Вы верно заметили рыночная ситуация такая какая есть.

Игорь Мыльников +4612 Игорь Мыльников Директор по развитию, Санкт-Петербург

Complex Problem Solving, сейчас читаю и приятно удивляюсь осознавая что еще 2008 году вводил в структуру организации двух специалистов по решению проблем, работа первого была направлена во вне а второй работал исключительно над внутренними проблемами.

Экономические показатели работы спустя квартал выросли почти вдвое и вместе с ними и уровень оплаты труда.

Каждый в итоге получил то, что хотел, работники повышение оплаты, руководство приличные бонусы а собственник рост прибыли.

Консультант, Москва

Александр Тимошин пишет:
Везде где главное - это Человек рациональный, замена будет происходить с высокой скоростью.В областях, в которых кроме рациональных аргументов важны и эмоции. Нужна способность почувствовать замена вряд ли возможна. Во всяком случае в обозримом будущем.

Конечно – люди не роботы, которых никакие человеческие факторы не отвлекают от рабочих задач. Роботы не испытывают стрессов, они не руководствуются в своем поведении чувствами и эмоциями, они не требуют к себе индивидуального подхода, они не имеют высоких запросов и амбиций, они не мечтают о повышении заработной платы, о покупке иномарки, об отдыхе на Лазурном берегу. Роботы не подвержены синдрому «откладывания», они не испытывают хронической усталости и не подвластны синдрому профессионального выгорания. Они работают по заданной программе и используют свое рабочее время очень и очень эффективно: без перекуров и кофейных перерывов, без желания взглянуть в социальные сети на минуточку и «одним глазком». Они не посещают развлекательные порталы и не спешат ответить на письменное сообщение друга, Все запрограммированное для работы время роботы полностью посвящают выполнению поставленных перед ними задач.

Экономическая эффективность единицы их рабочего времени очень велика! Это идеальные исполнители!

Но люди, в отличие от роботов, не только существа живые, эмоциональные и испытывающие естественную усталость, которая требует перерыва в работе и отдыха, но ещё и существа творческие, существа мыслящие!

И если для роботов, настроенных на выполнение одной специализированной задачи одинаковую для всех программу, разрабатывают специалисты и извне вносят её в « мозговой центр» машины, то мыслящий человек вполне способен сам создать себе свою личную программу, которая значительно отличается от общей обезличенной программы для роботов, учитывая при этом:

  • свой рабочий ритм – быстро или медленно он работает,
  • в какое время он больше всего продуктивен – в начале рабочего дня или во второй половине дня,
  • какое время он способен работать с максимальной нагрузкой, не испытывая усталости,
  • свои активные перерывы в работе на восстановление энергетических затрат мозга, сколько времени ему нужно на отдых,
  • через какое время его мозг может самопроизвольно отключится, включая механизм инстинктивной защиты от утомления,
  • свой способ восстановления работоспособности,
  • свои способы снятия напряжения и стресса.

Человек способен настроить себя на четкое выполнение этой программы, постоянно удерживая её с помощью самоконтроля в активном состоянии. Конечно, для этого необходимо сильное желание, то есть мотив, и сила воли.

Но сама суть человеческой натуры зачастую препятствует этому. Люди, в отличие от роботов, любят играть в разные игры! И в том числе и с самим собой. Одна из таких игр состоит в том, что человек заявляет окружающим и самому себе, что в любой момент готов начать - заниматься спортом, учить иностранный язык, вести здоровый образ жизни и в том числе и начать следить за своей личной эффективностью на рабочем месте. Но человек не всегда осознает всю глубину мотивов, которые побуждают его «начать», и часто ускользает всеми правдами и неправдами от активных действий, чтобы действительно «начать», не говоря уже о том, чтобы продолжить начинание и довести его до победного конца!

Антитезис состоит в том, что необходимо стимулировать человека к тому, чтобы он сумел начать, продолжить и закрепить навык!

Для этого необходимо создать «доминанту» в головном мозгу у каждого сотрудника, настроенную на самоконтроль, потому что, к сожалению, удерживать себя самостоятельно в состоянии постоянного контроля человек не всегда способен. Все мы в разной степени страдаем синдромом «откладывания» - начну с понедельника! С этого, со следующего, и опять со следующего, и так, иногда, до бесконечности!

И в подобной ситуации часто требуется внешний ТОЛЧОК. Таким внешним толчком или стимулом может стать методика исследования эффективности рабочего времени, которая включает в себя тест на личную организованность и подсчет потерь рабочего времени от причин, которые полностью зависят от личной организованности сотрудника + заполнение листка потерь рабочего времени от причин внешних. Предлагаю эту методику на сайте "Как повысить эффективность рабочего времени".

Игорь Мыльников +4612 Игорь Мыльников Директор по развитию, Санкт-Петербург
Владимир Бугаев пишет:
Где выход из этой ситуации ?

Владимир, я не могу сказать за всех, но скажу за себя.

Смотрите, я работал в Союзе потом в России далее в Канаде и сейчас пока в России по приглашению.

Выход для меня один, не ждать от других но действовать самостоятельно. Так сложилось, не воспринимаю себя требующим от адм. города или области или страны того, что мне нужно. И проявляется это начиная с мелочей, для примера в бытность жизни в Ирк. области я с женой обустроил газон вокруг дома, хрущевка в которой мы жили. Кусты сирени, трава и поливали. К концу лета в нашем уголке прогуливались мамы с колясками и больше не было пыли и грязи. Одновременно с этим привели в порядок подъезд, починили стены, покрасили. На дверь поставили доводчик и... И в итоге соседи написали жалобу в ЖЭК что я "захватил" землю вокруг дома и самоуправствую. Заплатил штраф.

Нужно ли говорить что в описанной ситуации и в подобных ей всегда присутствует пара из чиновников и гражданского большинства.

Ответ на вопрос почему люди уезжают, почему не создается инновация в России очень неприятен: большинство не желает перемен, инертно и живет до сих пор в укладе 70х годов а те единицы процентов что мыслят иначе решают свою судьбу самостоятельно не пеняя на общество, чиновников и яйца.


Аналитик, Ростов-на-Дону
Владимир Бугаев пишет:
!Назовите хотя бы одну российскую компанию , которая создала прорывной продукт ?Где российские Apple?

"Роснано". Суперпланшет от Чубайса с паровым нанодвигателем.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.