Как не стать боссом-тираном: 5 советов для новых и опытных руководителей

«Власть развращает…» говорит популярная первая часть афоризма Джона Актона. И действительно, даже люди, которые долгое время считались душой коллектива, получив долгожданный статус руководителя, нередко начинают меняться в худшую сторону. Они перестают относиться к подчиненным (еще недавним друзьям) с пониманием, обзаводятся троном, скипетром и державой – становятся тиранами-повелителями, вершащими судьбы летних отпусков и сверхурочных по праздникам. В общем, превращаются в того властного босса, кого еще вчера сами активно критиковали. 

Разберемся, почему власть так негативно влияет на нас, и как с этим справиться.

Почему власть может снизить эмпатию?

Мне повезло, у меня в жизни было немного руководителей, наверное, потому, что был свой богатый опыт управленца. Тем не менее из того, что было, могу привести пример своего, увы, бывшего друга-коллеги, который тяжелым собственным трудом заслужил повышение по должности и спустя буквально несколько месяцев превратился в странного человека, списывающего все свои ошибки на подчиненных, не желающего слушать объяснения или новые идеи – ну, то есть такого босса, к которому просто не хочется подходить лишний раз. 

Отчасти, заняв руководящую должность позже, я его поняла: удивительно, но факт – на лидерах всегда больше ответственности, организации процесса, понимания общей картины, которую надо разделить на частное и грамотно делегировать. В общем, не просто так они получают большую зарплату, хотя кажется, что только на стуле сидят и ругаются. Не каждый справится с такой работой.

Исследования социального психолога и писателя Дачера Келтнера доказали, что, получая власть, многие люди теряют значительную часть эмпатии – хуже видят чужие эмоции и переживания, реже пробуют подстроиться под обстоятельства других, начинают жадничать и приписывать себе все лавры. Фактически, полученные возможности меняют структуру нейронных связей человека.

Как мы теряем себя?

Обычно постепенно. Стараясь выполнить какую-то задачу, поставленную высшим руководством, однажды новый руководитель чуть надавит на подчиненного, чтобы тот сделал дело побыстрее или остался доделать отчет после работы.

Давление будет завуалировано просьбой или шуткой вроде «ничего не хочу слышать», «ты мне должен, помнишь», «кто, если не мы». И это сработает. Придет чувство удовлетворения и маленькая искра удовольствия от власти. 

Ну а дальше все пойдет «как по маслу»: в какой-то момент не захочется слышать комментарии, что не хватило времени все сделать верно, что опоздал из-за большой пробки, что внезапно разыгрался грипп после корпоратива. «Я сам так делал», – будет сидеть в голове, и отличить правду от обмана станет сложно, да и не нужно, все действия сотрудников будут окрашены в черный цвет.

С этого момента вы стали боссом. 

А что плохого?

Действительно, что тут плохого? Проекты исполняются, все при деле, начальство довольно. Вот только сотрудники с неохотой идут на работу, а руководитель может начать заигрываться. 

Он уже не видит перед собой людей, для него это производственные единицы, которые должны делать суточную норму, а желательно, чуть больше. Такой начальник начинает требовать особого к себе отношения, не учитывает мнение коллектива, отрываясь от него, давит авторитетом. То есть вместо того, чтобы стать грамотным и чутким организатором труда, способным настроить продуктивный рабочий процесс, превращается в тирана.

Итог у этого один – текучка кадров. Востребованные специалисты долго не будут терпеть такое отношение (исключение, когда они метят на повышение, к ним отдельно прислушиваются, доверяют реализацию крупных проектов и очень хорошо платят). Среднего уровня работники будут постоянно подыскивать новое место, не выдерживая накала страстей. Останутся только те, у кого нет выхода. А такие люди редко делают работу с душой. 

Как видите, если руководитель потеряет понимание взаимозависимости, что он ничего не стоит без хороших работников, а свои привилегии надо использовать в том числе на благо коллектива, дела у компании, в конце концов, пойдут не очень.

Как понять, что я злоупотребляю положением?

Если руководитель задал себе этот вопрос, значит, он уже понимает, что ситуация выходит из-под контроля. Это первый важный шаг – признать, что проблема есть. Конечно, чувство неприятное – понять, что ты властолюбивый болван, с которым уже никто не хочет иметь дело. Но все можно изменить. 

Для начала, чтобы определить, насколько запущено положение, пройдите небольшой тест. Кстати, обращаться к нему можно периодически. 

Вот 10 основных вопросов, на которые надо дать честные ответы:

  1. Есть ли в коллективе люди, которых я могу назвать друзьями, и их критику в отношении работы я готов выслушать и принять (не считая прямого начальства)?
  2. Есть ли у меня надежный человек, с которым я периодически советуюсь при принятии рабочих решений относительно организации труда? Тот, кто имеет опыт и авторитет, и чье мнение важно мне и коллегам.
  3. Я могу опоздать на работу по личной неуважительной причине, когда меня ждут сотрудники?
  4. Говорили ли мне, что мои слова расходятся с делом?
  5. Если я обещаю сотрудникам что-то небольшое, но требующее усилий, всегда ли я это делаю? Особенно если никто особенно не заметит или не отреагирует, если не сделал.
  6. Напоминают ли мне о моих обещаниях? Как я на это реагирую?
  7. Могут ли подчиненные и коллеги указать на мои ошибки? Признаю ли я их?
  8. Одинаковый ли я человек, когда общаюсь с подчиненными и равными по статусу коллегами по работе?
  9. Для людей моего статуса должны быть исключения из общих правил поведения? 
  10. Требую ли я излишне особого отношения к себе? 

И дополнительный вопрос – каким я хотел быть начальником, когда шел к этому? Похож ли сейчас на этого человека?

Еще раз напомню, в данный момент никто вас не тестирует, оценок не ставит, ругать не будет, отвечайте честно, так как вы оцениваете себя. 

По своему опыту могу сказать, что, когда прошлась по этим вопросам впервые, поняла, что за время управленческой деятельности случались промахи по всем этим пунктам: и опаздывала, и ругалась с подчиненными, и что-то обещала сделать быстро, но не выполняла, потому что не хотелось, и с критикой были вопросы. Но за 10 лет это были эпизодические случаи, связанные в основном с рабочей ситуацией, а иногда с личной (что уж греха таить). Но в целом у меня всегда оставались дружеские отношения с коллективом, я с интересом принимала конструктивную критику, идеи по модернизации, не ленилась пояснять, почему какие-то предложения не могут быть осуществлены. В общем, наш проект развивался, был одним из лидеров отрасли, и на работу люди приходили с улыбкой.

Это я к чему (ну кроме того, чтобы себя похвалить) – быть излишне строгим к себе тоже не стоит – человеческий фактор никто не отменял. А вот если для вас это нормальная ситуация и вы не видите проблем в таком отношении с подчиненными, то пора задуматься.

Что же делать? 5 рекомендаций

1. Спросить

Самое первое, что неплохо было бы сделать, это попросить обратную связь от друзей на работе и коллег (не подчиненных). Они должны рассказать вам, как вы справляетесь с работой руководителя.

Только не ставьте вопрос так, чтобы на него можно было ответить однозначно, вроде, «да все отлично». Спросите:

  • «Как сотрудники относятся ко мне?»,
  • «Считаешь ли ты мою работу эффективной?»
  • «Что можно было бы поменять?».

Просите ответить максимально честно, лучше нескольких людей. Возможно вам будет очень неприятно услышать правду, и в начале даже появится злость и обида, но помните, вы решили меняться, а это непросто.

2. Включать осознанность

Второй шаг, когда вы уже увидели свои ошибки – включить осознанность. Мы практически всегда действуем согласно привычкам, которые нам удобны. Если подумать, то и тиранами мы становимся из-за лени – не хочется долго слушать, объяснять, тратить время на людей. Потому грозный вид и поведение – это защита, чтобы не подходили лишний раз.

А теперь нарабатываем привычку быть более открытым. Постепенно, чтобы не случалось рецидивов.

3. Следить за эмоциями

Обратите внимание на себя, когда к вам обращаются на работе: в какие моменты вы начинаете испытывать раздражение, злость или желание вершить судьбы мира? Власть дает ложное представление о силе, энергии и могуществе. Увидьте – когда в вас включается босс и «начинает расти корона», что включает эти эмоции в вашем уме?

Хорошо поняв это, придумайте, как можно было бы еще отреагировать на ситуацию, чего бы хотели люди вокруг, что реально можно для них сделать и насколько это сложно. Вы удивитесь, но зачастую мы тратим больше сил и энергии на резкое отношение, чем если бы просто выполнили просьбу. Попробуйте.

4. Услышать, что хочет сотрудник

Вот так просто. Послушайте, что он хочет. Иногда, будучи боссом, постоянно решая сложные проблемы организации, нам кажется, что и люди к нам приходят с большими ситуациями. Но нет, иногда это действительно интересные решения, необычные подходы и самые простые просьбы, которые улучшат качества труда и жизнь конкретного человека.

Если появляется мысль «у меня нет времени», выделите на эти моменты час в расписании. Прямо впишите в первую доступную строчку на неделе. Проще говоря, начните.

5. Анализировать речь

Часто в действиях мы можем быть вполне неплохим боссом, а вот речь выдает все наше «королевское начало». Посмотрите, имеете ли вы привычку перебивать, унижать, грубо шутить? Присваиваете ли успех всего коллектива только себе? Помните ли имена сотрудников? 

Есть плюсики в нескольких ответах? Увы, власть меняет вас не в лучшую сторону. 

Здесь рецепт тот же: размышляйте, как можно ответить иначе, чтобы не обижать и не принижать людей вокруг. Тренируйтесь во внутренних диалогах, пробуйте.

Старайтесь выработать эмпатию. Например, 3 способа это делать:

  1. Благодарите. Люди, труд которых признают, с большим энтузиазмом делают работу, берут более сложные задачи, не срывают сроки. Вы затратили всего пару минут, а сколько пользы. Только это должно быть не дежурное «спасибо», реально оцените работу и поблагодарите. Это можно сделать с помощью электронного письма или публично, как вам удобнее. Кроме того, можно использовать легкие корректные прикосновения, вроде «дай пять» или похлопывания по плечу. 
  2. Делитесь. Мыслями, идеями. Люди, которые видят квалификацию начальника, относятся к нему с уважением. Делитесь также признанием, полученным от более высокого начальства. Не забывайте, вы не получили бы похвалы, если бы люди вокруг вас не делали свою работу хорошо. Они причастны даже больше вас. Это и стоит рассказать, а где-то поощрить и финансово.
  3. Проявляйте внимание. В ходе общего разговора возьмите за привычку спросить человека о его конкретной работе или задайте простой личный вопрос. Слушайте внимательно, смотря в глаза, давая обратную реакцию. Перед общением во возможности вспомните, что вы знаете о человеке и его жизни, чтобы быть любезным. Знаю, что многие руководители даже самых крупных корпораций считают этот пункт самым важным в выстраивании отношений с сотрудниками. Думаю, не зря.

Конечно, это не все работающие правила о том, как быть человеком на работе. К своему пути перемен можно подключить специалиста, например, бизнес-коуча. В любом случае это хорошее начало, чтобы вспомнить, каким вы хотели быть руководителем. Как говорилось в одной старой советской детской песенке: «Папа, когда ты будешь начальником, пожалуйста, будь хорошим!».

Читайте также:

А вы становились властным и менее эмпатичным, получив повышение?
Проголосовать и увидеть результаты опроса могут только зарегистрированные пользователи
Расскажите коллегам:
Комментарии
Начальник участка, Москва

Юлия, извините, но после прочтения статей складывается впечатление об отсутствии реального опыта управления людьми. Проблемы там очень типовые, простые и маркеры их наличия проще.
Давайте я попробую их Вам подсветить. Работая руководителем линейным или средним ты находишься в системе и эта система во многом определяет твои действия. И успех или неудачи во многом определяются не только твоими правильными или не правильными действиями.  Проблемы обычно не есть проявления доброй или злой воли конкретного руководителя. Соответственно и решаются они не на личном уровне - изменении своего поведения, а в форме бесед с собственником бизнес поляны и внесением изменением в нормативные документы например положения о заработной плате организации.
Уверяю Вас что то как я здороваюсь и смотрю на подчиненных влияет намного меньше чем их зп и условия труда и отдыха. И именно там надо искать решения. 

Руководитель, Москва

Да вообщем-то понятно... Юля, а как часто и какую обратную связь Вы получали от своих подчиенных? Особенно на "послденем интервью в компании"? 
А так - да, читать и коснспектировать книжки Вы умеете :) 

Генеральный директор, Украина

Уже писал в комментарии к подобной статье, где автор давал советы руководителям: 

Сотрудник всегда оценивает руководителя по следующим критериям:

1. Справедливость (и прозрачность) системы оплаты труда - кто лучше работает, тот больше получает.

2. Понятные и однозначные процессы  - должно быть четко определено, что делать, с кем взаимодействовать, критерии оценки результата результата труда сотрудника.

3. Адекватный непосредственный руководитель - справедливость, уважение и непредвзятость по отношению к сотрудникам.

И только потом можно применять то, что описано в статье.... "смотреть в глаза...можно использовать легкие корректные прикосновения, вроде «дай пять» или похлопывания по плечу..."

Хотя, мне кажется, что это подходит в детском саду...

Генеральный директор, Москва
Юрий Петров пишет:
3. Адекватный непосредственный руководитель - справедливость, уважение и непредвзятость по отношению к сотрудникам.

100% необходимо.

Таких обсуждений на этом форуме было очень много. Я обычно добавляю - выполнение взятых на себя обязательств и обещаний, даваемых сотрудникам.

Такой руководитель вправе рассчитывать на соответствующую реакцию и понимание.

С п.2 полностью согласен.

Но п.1 в действии - в полном объеме - после 1991г. не видел и не считаю, что он нужен. У каждого сотрудника свой трудовой договор (контракт), его условия конфиденциальны. Критерии оценки результата (т.е. работы) упомянуты в п.2, обычно этого достаточно.

Руководитель, Москва
Юрий Петров пишет:
2. Понятные и однозначные процессы  - должно быть четко определено, что делать, с кем взаимодействовать, критерии оценки результата результата труда сотрудника.

Это возможно, когда процессы налажены.. Часто - это не так. Тогда важны ценности, - для чего делаем, чем могу пользоваться, что от меня ожидаете. А уже с кем взаимодействовать - это уж я как-нибудь сам разбирусь. Да и критерии не всегда можно сформулировать. Но хотя бы давайте договоримся об общих ценностях и ожиданиях... 

Консультант, Калининград

Юлия, хорошая статья!

В комменатриях Вам пишут не о том, о чем Вы писали в статье, на мой взгляд. 

Researcher, Москва

Нет ничего лучше контраста в работе с командой.
Это, когда вы временами суровы, сфокусированы и требовательны, а временами расслаблены и неформальны.

Мой опыт показывает, что именно такая цикличность позволяет выстраивать наилучшие отношения в команде и высвобождать максимум ее потенциала.

Когда вы все время одинаково стабильны -- неважно в роли Белого Пушистого Кролика или Карабаса Барабаса, это худшее что может быть.
В первом случае сотрудники начнут вас испытывать на прочность и потом сядут вам на голову и будут сабботировать.
Во втором -- перестанут проявлять профессиональную инициативу и начнут избегать вас.

Надо быть триггером их ресурсного состояния, а не свидетелем.
Тогда все будет просто отлично.

Аналитик, Москва
Сергей Средний пишет:

Нет ничего лучше контраста в работе с командой.
Это, когда вы временами суровы, сфокусированы и требовательны, а временами расслаблены и неформальны.

Мой опыт показывает, что именно такая цикличность позволяет выстраивать наилучшие отношения в команде и высвобождать максимум ее потенциала.

Когда вы все время одинаково стабильны -- неважно в роли Белого Пушистого Кролика или Карабаса Барабаса, это худшее что может быть.
В первом случае сотрудники начнут вас испытывать на прочность и потом сядут вам на голову и будут сабботировать.
Во втором -- перестанут проявлять профессиональную инициативу и начнут избегать вас.

Надо быть триггером их ресурсного состояния, а не свидетелем.
Тогда все будет просто отлично.

Вы очень правы (дурацкое выражение "очень правы", но оно прекрасно подходит к ситуации). Такая мягкая, регулируемая тирания. К руководству людьми нельзя относиться с полным серьёзом к себе. Иначе дело закончится каким-нибудь инсультом, инфарктом. "Улыбайтесь, господа!".


И ещё уметь молчать. Держать паузу. Хоть как ответ на критику, хоть при вынесении "приговора".

Researcher, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
И ещё уметь молчать. Держать паузу. Хоть как ответ на критику, хоть при вынесении "приговора".

100%, по Станиславскому.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.