Как небольшому начальнику стать большим

Есть большие начальники, которые правят большими корпорациями, распоряжаются огромными деньгами, делают политику в отрасли, а то и в стране. Их правление кажется безупречным и не нуждается в совершенствовании, иначе почему они взошли на такие высоты. А на случай проблем у таких начальников есть специальные люди (советники, эксперты, гуру), которые своевременно обнаруживают неприятности и делают что положено для их разрешения.

У небольших начальников нет помощников, которые бы выручили в трудную минуту, приходится до всего доходить самому и решать сотни вопросов различного веса и важности. Такой руководитель обязан принимать решения, не дожидаясь советов со стороны, а порой и работать за исполнителя. А жизнь постоянно подбрасывает все новые вводные. Одни дела сменяются другими, наплывает лавина задач, среди которых легко потерять фокус и перестать отличать главное от второстепенного, погрузившись в текучку повседневной деятельности. При этом должностное положение, как и бизнес небольшого начальника, уязвимы и подвержены различным угрозам.

У больших боссов видение перспективы уходит за горизонт. Советники и помощники неустанно трудятся над созиданием картин грядущего благополучия вверенной структуры, управляемой твердой рукой любимого руководителя. У маленьких начальников видение зачастую короткое, основная забота – пережить текущие неприятности, а там видно будет. Но они также строят планы, чтобы не только выжить, но из небольших руководителей вырасти в большие.

Умные начальники учатся на ошибках других, другие – на своих, многие руководители периодически проходят тренинги, есть такие, которые ничему не учатся, но продолжают оставаться на высоких постах. В общем случае, все руководители нуждаются в обучении. Но чтобы осознать это, начальники должны обладать критическим мышлением и понимать недостаток текущих знаний в меняющемся деловом мире. Что не у каждого встречается, и чем выше пост, тем реже, хотя признаки «бронзовения» встречаются и на низах менеджерской карьеры.

Какие управленческие компетенции необходимы руководителям

Какие учебные дисциплины в первую очередь нужны для подготовки начинающих руководителей? Работает ли эффект масштабирования, при котором хорошо подготовленный руководитель небольшой организации успешно проявляет себя на более высоком посту?

В высших школах, на курсах, тренингах по эффективному руководству предлагают сотни тем и предметов, изучение которых, как говорит реклама, обеспечит карьерное продвижение. Но как выбрать из этого многообразия первоочередные темы, когда даже не уверен, в каком направлении нужно усилить свою подготовку. Тем более что сила рекламы и описание курсов, громкие имена и обещания лекторов создают у потенциального слушателя ощущение «золотой жилы» новых знаний, найденных именно в данном тренинге.

Хотелось бы, чтобы карьера начальника развивалась в условиях справедливой борьбы, в которой одерживает верх наиболее подготовленный руководитель, обладающий надлежащим опытом и компетенциями, при этом другие участники гонки играют честно. В такой воображаемой обстановке не существует монополизма, идеально действует невидимая рука рынка, отсутствуют родственные связи, сговор, лоббирование, коррупция и прочие неприятные обстоятельства. При этом, в случае неудачи, руководителю, делающему карьеру, глупо сетовать, что в других, в чистых условиях, он бы непременно всех победил. Приходится продолжать карьеру, сохраняя человеческие качества и не превращаясь в функционера, рвущегося наверх любой ценой.

Учитывая, что отмеченные обстоятельства зачастую находятся вне контроля руководителя, при прочих равных условиях можно считать, что карьерный успех зависит от уровня управленческой подготовки. И этот уровень можно повысить путем профессионального образования. Наметим перечень направлений обучения небольшого начальника, который намерен развивать свои управленческие компетенции, чтобы подняться в бизнесе или в организационной структуре.

1. Видение

Это описание желаемого состояния компании в будущем, так определяется эта простая по форме, но исключительно важная исходная точка продвижения к успеху. Польза от формирования видения не всегда понятна для руководителя, но он должен составить этот небольшой документ (обычно на 1-2 страницы), потому что это требует всестороннего осмысливания возглавляемой структуры, ее положения в бизнес-среде, оценки собственных сил и намерений.

Учитывая связь видения с миссией, ценностями, стратегией организации, лучше пройти специальное обучение и получить комплексное представление по этим вопросам.

2. Планирование

Определяет направления и этапы достижения желаемого будущего. На обучающих курсах вам расскажут о стратегии, комплексных планах, проектном управлении, автоматизации планирования... У руководителя должны быть навыки применять в своей работе хотя бы элементарные приемы планирования. Например, умение расписать сложную работу в виде совокупности шагов, содержащих наименование задания, результат, срок выполнения и исполнителей, чтобы получить искомый результат – что свойственно не каждому руководителю. И не надо обольщаться красивыми формами и диаграммами из MS Project, до них нужно еще дорасти.

Ориентируясь на исходный уровень подготовки, целесообразно попросить тренера провести обучение руководителя и команды по наиболее актуальным для них вопросам планирования.

3. Исполнение

Запланированную работу должны выполнять специалисты, которым ставят конкретные задания. Именно их компетенции, опыт и настрой определяют успех. Вот только исполнение (execution) часто является отсутствующим звеном менеджмента, потому что учат, как правило, бюрократов в офисах, и забывают об обучении рабочих у станков или программистов за компьютером. В некоторых сферах исполнители (например, врачи) в обязательном порядке периодически проходят обучение и аттестацию. Польза есть от проводимых конкурсов, типа лучший в профессии.

Готовить исполнителей можно через систему профессионального образования, с помощью тренинговых компаний, а также путем стимулирования передачи передового опыта и лучших практик внутри компании. Этот вопрос должен находиться постоянно в поле зрения руководителя.

4. Контроль

Это обратная связь в социальных структурах, без надлежащего контроля система становится неэффективной и деградирует, хотя внешне продолжает казаться работоспособной. Контроль пронизывает все основные процессы работы руководителя. При планировании, проведении совещаний, работе с кадрами порождается множество событий, подлежащих контролю. Менеджер должен определить точки контроля в схеме управления и справляться с этим потоком событий. Решать одни вопросы, делегировать другие, эскалировать третьи, игнорировать четвертые.

На тему контроля сложно найти отдельный курс, но существуют контрольные разделы в других учебных темах. Руководителю целесообразно заказать специальный тренинг по составлению схемы управления предприятием, с наложением соответствующих бизнес-процессов и обеспечением контрольных операций по этой схеме. При этом помнить, что контроль – это прямые затраты, поэтому надо добиваться оптимального соотношения с остальными рабочими процессами.

5. Личная эффективность

Руководитель на карьерной траектории должен быть эффективным – стремиться сделать больше полезной работы и затратить меньше времени и ресурсов. При этом каждый начальник на интуитивном уровне выстраивает свои критерии эффективности. Например, чтобы к концу рабочего дня на столе не оставалось бумаг, требующих подписи. И это правильно, но недостаточно, чтобы быть эффективным, потому что сложно определить содержание именно полезной работы руководителя. Без такого понимания руководитель может уподобиться героям «Золотого теленка», которые в поисках золота на берегу моря эффективно пилили чугунные гири.

В мире тренингов этой теме уделено большое внимание, на выбор предлагаются различные методики тайм-менеджмента, бережливого офиса, приоритезации задач, делегирования... Учитывая, что руководитель, как правило, не «чистый лист», а уже имеет в своем арсенале определенные приемы управления, целесообразно с приглашением тренинговой компании составить для него (и команды) специальную программу обучения.

6. Управление персоналом

Сильной стороной руководителя является способность правильно оценивать, подбирать и расстанавливать сотрудников. Но у маленького начальника нет HR-департамента, обычно в наличии один кадровик. Поэтому начальник сам себе HR-отдел, но не стоит полагаться только на свой опыт, лучше пройти обучение основам управления персоналом, поскольку кадровые ошибки стоят дорого. И если профессиональную подготовку кандидата руководитель оценить умеет, то такие аспекты как психология и тип личности, интересы, мотивация, способность работать в команде часто остаются без внимания, что ведет к ослаблению человеческого потенциала команды. Поэтому руководителю полезно прослушать курс по основам управленческой психологии.

7. Проведение совещаний

Это незаменимый управленческий инструмент. На совещаниях хорошо видны примеры высокоорганизованной работы, так и недостатки, ведущие к потерям времени и пессимизму участников. Эффективность совещаний не обеспечивается сама собой. Без систематических усилий по подготовке, проведению и контролю совещания быстро превращаются в ритуальные мероприятия, сопровождаемые пустой тратой времени и нервов участников. Плохо организованные совещания являются примером низкой корпоративной культуры, фактором дискредитации руководителя, а иногда и дезорганизации управления компанией. Эффективность совещаний можно поднять за счет структурирования бизнес-процессов и устранения типовых ошибок, с помощью регламентов и отработанных методик. При подготовке тренинга по этой теме следует сделать сторонником руководителя, тогда машина совершенствования совещаний придет в движение. Одновременно в программе тренинга следует отразить вопросы проведения переговоров, как близкие по тематике.

8. Панель управления

Красивая картинка, когда руководитель в форме морского капитана уверенно ведет свой корабль (компанию) через бури и мели бизнес-океана к заветному золотому берегу. Но у небольшого начальника вместо корабля моторная лодка или катер, один штурвал и никаких экранов, а вести суденышко надо. Капитаны большого бизнеса управляют компанией с помощью совокупности отчетов и интерактивных информационно-аналитических систем – дашборд (приборная доска). На этой доске отражаются в наглядной форме существенные показатели деятельности, с помощью которых руководитель принимает управленческие решения. К сожалению, руководители небольших компаний пренебрегают возможностями дашбордов, считая это дорогим удовольствием, хотя это не так. Интеграция на приборной доске показателей, связанных с финансами, заказчиками, платежами, персоналом и умение извлекать и использовать аналитические данные, не только помогает в оперативном управлении, но и является важной управленческой компетенцией, необходимой для карьерного продвижения.

Этот тренинг должен включать обзоры по связанным темам, к числу которых относятся управление рисками, раннее предупреждение угроз, а также вопросы информационной безопасности.

9. Продвижение компании

Если у предприятия нет представительства в интернете, значит, бизнес практически отсутствует в деловом сообществе и невидим в поле зрения клиентов – этот факт пора принять.

Тематика продвижения бизнеса в Сети довольно обширна, и чтобы сделать обоснованный выбор, нужно заказать для руководства компании обзорный тренинг по маркетингу в интернете. Чтобы потом со знанием дела самостоятельно или с привлечением профессионалов заниматься созданием и продвижением сайта и соцсетей компании, подготовкой и размещением рекламных материалов, анализом обращений и отзывов клиентов и другими связанными вопросами.

 Вопросы для обсуждения

  1. Масштабируются ли компетенции руководителя: если хорошо управляешь небольшой компанией, прошел курсы руководителей, значит, справишься и на большом посту?
  2. Насколько соответствует потребностям карьерного роста руководителя приведенный выше перечень направлений обучения?
  3. Какими предметами вы бы дополнили приведенный выше перечень учебных курсов, что следует исключить или изменить?

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Руководитель, Москва

Так себе статья... Истории современных топ-управленцев показывает, что важно оказаться своим в нужной компании... Но это не исключает других навыков. 

К перечисленынм я бы добавил "Т-взгляд", проактивность. 

Из того, что стит изучать - коучинг, спиральную динамику, фрейм-ворк киневин, реквизитную организацию Жаке Элиота...

А по вопросам:

1. Нет

2. Индивидуально

3.выше я сказал.. А так возьмите профиль из ЛидеровРоссии, у экопси явно самая большая статистика у нас в стране...

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Александр Иванович как всегда на высоте. Всё логично и разумно, респект. По вопросам 2 и 3 - наверное и так можео и как то иначе - не суть, от лишних знаний вреда не будет. А вот по 1 - ответ может быть самый разный. Иногда маленький начальник на своём маленьком месте вовсе не блистает - а на большом горы сворачивает. К примеру Рузвельт был очень плохим мэром Нью-Йорка.

Ну а дополнить анализ автрра - как стать большим - хотелось бы двумя рекомендациями. 1) Удачно жениться - на дочери собственника - и 2) чтобы везло. Я совсем не шучу. Самым гениальным руководителям без протекции и везения никогда не добиться реального успеха. Как за карточным столом - ты можешь быть лучшим игроком в мире, но карты у тебя такие как сдали

Генеральный директор, Москва

Привет Марат!
И я рад видеть старого друга, который, как всегда, на высоте и в форме!

1. Я как раз хотел, чтобы оценили состав и последовательность тренингов начинающего руководителя, в т.ч., и потому, что на лишние знания у него просто времени нет. И проблема выбора, чему в первую очередь учиться, все же стоит перед ним.

2. Удачно жениться - на эту тему недавно откопал фильм по роману Д.Брейя "Путь наверх и жизнь наверху". Англия 40-50 годов. Изложены мастерски все перипетии героя, как он пробирался наверх по женским постелям. Но это немного другая сфера и на которую нужен другой автор. 

3. Везение - вроде бы ближе, но тут шансы схватить судьбу за хвост или Бога за бороду слишком редки, чтобы менеджеру сделать осмысленный вывод. Мелькнула удача - и поезд отошел, герой один остался на перроне...

Спасибо за комментарий!

 

 

Партнер, Москва
Максим Часовиков пишет: реквизитную организацию Жаке Элиота

Спасибо за ссылку! Недавно было обсуждение темы "В чем главное отличие работающей стратегии" - мысли Жака Эллиота звучат прямо по этой теме о горизонте стратегий.

Название его книги и методологии лучше перевести по-другому -

Необходимая организация - это как-то и понятнее звучит. Хотя посмотрел, что в русскоязычном инете пишут везде "Реквизитная организация" ...  :) 

Необходимая организация: Руководство генерального директора по креативной структуре и лидерству  (Requisite Organization: The CEO’s Guide to Creative Structure and Leadership - Elliott Jaques ) Издание 1989 г.

Такое название методологии в переводе на русский язык подходит больше и правильнее. Тем более это понятно, когда узнаешь, что Эллиот известен как создатель таких концепций, как корпоративная культура, справедливая оплата, общая система управленческой организации. И судя по смыслу в описании к книге тоже подходит:

"Любое предприятие может получить конкурентное преимущество в краткосрочной перспективе, внедряя новые продукты и услуги. В долгосрочной перспективе, однако, адаптивное и успешное предприятие требует рационально структурированной организации с креативным кадровым составом и руководством на каждом уровне. Доктор Жак излагает систему практических рабочих концепций и инструментов для создания организаций и человеческих ресурсов, способных победить конкурентов как внутри страны, так и во всем мире, в 21 веке.

 
Шаг за шагом Жак выстраивает концепции, а затем излагает рабочие процедуры, позволяющие руководителям компаний, менеджерам и специалистам по персоналу создать "требуемую организацию", то есть организацию, которая повышает предпринимательскую креативность, производственную эффективность, удовлетворенность и моральный дух людей."
Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Александр Кудряшов пишет:
Удачно жениться - на эту тему недавно откопал фильм по роману Д.Брейя "Путь наверх и жизнь наверху". Англия 40-50 годов. Изложены мастерски все перипетии героя, как он пробирался наверх по женским постелям. Но это немного другая сфера и на которую нужен другой автор. 

тут я несколько утрирую - не только жениться. Можно и что то другое - вступить в масонскую ложу/партию Единая Россия/сицилийскую мафтю - много вариантов. Женитьба это просто универсальный и проверенный веками способ)))

Александр Кудряшов пишет:
но тут шансы схватить судьбу за хвост

Как всегда 50% - либо ухватишь либо нет)))

Партнер, Москва
Марат Бисенгалиев пишет: тут я несколько утрирую - не только жениться.

это большая тема с древних времен - особа, приближенная к Императору.  - Много плюсов, но и опасностей не меньше :(

Партнер, Москва
Максим Часовиков пишет:я бы добавил "Т-взгляд",

А это что за методология?

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Андрей Радионов пишет:
это большая тема с древних времен - особа, приближенная к Императору.  - Много плюсов, но и опасностей не меньше :(

Так "премудрые пескари" в начальники и не лезут и не попадают. хочешь оставаиться в зоне комфорта - иди в лифтёры

Руководитель, Москва
Александр Кудряшов пишет:
1. Я как раз хотел, чтобы оценили состав и последовательность тренингов начинающего руководителя, в т.ч., и потому, что на лишние знания у него просто времени нет. И проблема выбора, чему в первую очередь учиться, все же стоит перед ним.

Скорее, первое, что стоит рассказать - это про управление людьми, я бы начал с Герчикова...

Руководитель, Москва
Андрей Радионов пишет:
А это что за методология?

Хорошего названия я не находил, общий смысл следующий:

1. Смотрим на проблему очень широко и в большом контексте

2. Выбираем там наиболее перспективное направление

3. Там сильно детализируемся

Тема популярна, у буржуинов это называется что-то типа Т-вью, горизонтальная черточка - в ширину, вертикальная в глубину.. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
74% сотрудников предпочитают горизонтальный рост

Несмотря на высокий интерес к горизонтальному росту среди сотрудников, работодатели пока уделяют этому недостаточно внимания.

Названы топ-10 социально ответственных компаний России

За год значительно выросло число компаний, которые при запуске проекта ставят цель решить социальную или экологическую проблему.

Исследование: как IT-специалисты приходят в профессию

90% опрошенных сотрудников IT-компаний — выпускники профильных технических вузов.

Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.