Почему в вузах и бизнес–школах не учат на руководителя

Миф об управленческой карьере

Бытует мнение, что руководитель, как конструктор, собирается из набора компетенций, таких как, лидерство, умение убеждать, планирование и т. п. Поэтому если вы хотите стать руководителем, нужно осваивать одну компетенцию за другой, и тогда рано или поздно вы им станете.

При этом устоявшегося набора компетенций для руководителя пока не существует. Разные авторы предлагают разные авторские наборы в диапазоне от трех до 62 компетенций. И это только крупных – типа «умение убеждать». Если же считать и более мелкие, например, выделить из «умения убеждать» «умение делать хорошие презентации», то число необходимых компетенций явно перевалит за сотню.

Подобный подход хорош для узкоспециализированных тренеров, обучающих одному или нескольким навыкам, вроде того же умения делать презентации. Или для университетов и бизнес–школ, которые продают компетенции оптом внутри длительных образовательных программ. Но если вы стремитесь стать руководителем или добиться повышения в должности, совершенно непонятно, какие из огромного количества навыков, владение которыми предполагает новый статус, вам действительно необходимо освоить, каких из них достаточно для достижения желанной цели, а какие вообще пока не нужны.

Чтобы прояснить ситуацию, нужно сначала развенчать главный миф. Дело в том, что руководитель – это не набор компетенций, а состояние. Состояние, в котором он думает и действует определенным образом.

Например, рядовой сотрудник думает и действует, как исполнитель: все делает сам. Даже если его назначить на руководящую должность, он все равно будет продолжать думать и действовать, как исполнитель (продолжать пытаться все делать самостоятельно) и сам собой в состояние руководителя (на уровень управления группой сотрудников) не перейдет.

Должности разных уровней – это разные состояния руководителя, в которых он думает и действует по–другому. Для каждого состояния есть некая базовая компетенция или набор базовых компетенций, овладение которыми является необходимым условием для успешной работы в этом состоянии.

Для решения разных задач нужны разные компетенции

Давайте попробуем свести в одну таблицу базовые знания и навыки, необходимые для менеджеров разного уровня.

Состояния

Линейный менеджер

Менеджер среднего звена

Директор малого бизнеса

Директор среднего бизнеса

Директор крупного бизнеса

Компетенции

Управление сотрудниками*

Х

Х

Х

Х

 

Отношения с другими руководителями*

 

Х

 

Х

Х

Стратегия развития компании**

   

Х

Х

Х

Управление стартапом

   

Х

   

Управление растущим бизнесом

     

Х

 

Управление бизнесом на стабильном рынке

       

Х

Отношения с акционерами (владельцами)

     

Х

Х

*Компетенции, связанные с управлением людьми.

**Компетенции, связанные с процессами на уровне MBA.

Теперь становится очевиднo, что разным уровням менеджеров нужны совершенно разные наборы компетенций.

Линейным менеджерам (на западе их называют first line manager, т.е. менеджер первой линии) нужно в первую очередь уметь управлять подчиненными ему сотрудниками - исполнителями. На минимальном уровне этого уже достаточно: с этим умением он уже сможет организовывать выполнение приказов от вышестоящего руководства силами своих сотрудников и будет полезен.

Понятно, что если линейный руководитель начнет развивать дополнительные навыки (планирование, управление ресурсами, и т.п.), то он повысит свою квалификацию и станет более эффективным и полезным для компании, но в другое состояние не перейдет.

Чтобы подняться на уровень выше и стать менеджером среднего звена (на Западе его называют middle manager, а у нас часто путают с линейным менеджером) нужно дополнительно научиться строить отношения с другими руководителями и добиваться от них желаемых результатов. Потому что менеджер среднего звена руководит уже в основном руководителями. Умение управлять подчиненными ему все еще нужно (он по-прежнему руководит рядовыми исполнителями), но значение этой компетенции уже намного меньше.

Директору малого бизнеса управление другими руководителями еще не очень нужно: бизнес мал, и его лидера окружают одни исполнители. Зато ему крайне необходимо понимание стратегии развития компании (как компания развивается из идеи до крупной корпорации) и умение управлять стартапом (как из идеи сформировать продукт, найти своего потребителя, в общем, создать зародыш растущего бизнеса).

Директору среднего бизнеса уже не нужно знать, как управлять стартапом: раз его бизнес уже средний, значит, он уже прошел начальный этап развития и скорее всего находится на стадии роста. Зато ему нужно знать, как управлять растущим бизнесом и как строить отношения с акционерами (владельцами), поскольку на этом этапе уже может произойти передача оперативного управления бизнесом от владельцев к наемным руководителям.

Директору крупного бизнеса уже скорее всего не нужно уметь управлять растущим бизнесом: раз его бизнес уже стал крупным, то бурный рост уже закончился, и бизнесу нужно бороться за расширение или сохранение своей доли на стабильном рынке. Для этого нужна компетенция управления бизнесом на стабильном рынке. И уже точно ему нужно уметь строить хорошие отношения с акционерами.

Такой анализ показывает, почему все жалуются на то, что система бизнес-образования не дает руководителям необходимых знаний:

  • В вузах студенты изучают общий менеджмент, представляющий собой сборную солянку на тему «обо всем», а в качестве основы взято «Управление крупной компанией на стабильном рынке».
  • В MBA та же тема - «Управление бизнесом на стабильном рынке» - прорабатывается уже глубоко и на практических примерах.
  • Управлению людьми (сотрудниками и руководителями) не учат нигде. Разве что в пединститутах учителей немного учат, как управлять детским коллективом в классе.
  • Управлению отношениями с владельцами не учат нигде.
  • Управлению стартапами, бизнесом на растущих рынках, стратегии развития компании комплексно не учат нигде, но при желании можно собрать нужные знания, как мозаику, с помощью разрозненных семинаров и тренингов.

Отдельно хочу обратить внимание на тот факт, что никто из наемных руководителей компаний изначально не обладает компетенциями, необходимыми для директора малого бизнеса. Даже руководители среднего и крупного бизнесов, которые умеют управлять уже сложившимся бизнесом на других этапах развития!

Именно этим можно объяснить те сложности, которые испытывают наемные руководители, которые пытаются создать собственный бизнес. Они считают себя готовыми опытными управленцами, в то время как на самом деле у них еще нет компетенций, необходимых для управления малым бизнесом.

Как изменить ситуацию в бизнес-образовании

Во-первых, согласиться с тем, что «спасение утопающих - дело рук самих утопающих» (Ильф и Петров).

Существующая система бизнес-образования слишком громоздка и неповоротлива, чтобы ожидать от нее инициативы по изменению процесса обучения руководителей. Поэтому компаниям нужно начинать с того, что самим доучивать своих руководителей, помогая им получить необходимые компетенции. Отдельные руководители, желающие сделать хорошую карьеру, будут это делать сами для себя. Только после того, как существенная часть рынка начнет заказывать другое обучение, общая система образования будет подстраиваться под эти требования.

Во-вторых, необходимо ввести в практику новое понятие «фазовый переход» - переход руководителя из одного состояния в другое, когда он начинает думать и действовать по-другому.

Соответственно, все тренинги, учебные программы и другие мероприятия необходимо будет разделить на две группы:

  • Обеспечивающие фазовый переход из одного состояния в другое.
  • Развивающие полезные компетенции в рамках одного состояния.

Кто готов поддержать или оспорить такой подход?

Расскажите коллегам:
Комментарии
Управляющий партнер, Москва

на западе уже давно существует эта модель перехода
Она называется leadership pipeline На русский перевели как "кадровый эскалатор"
Автор модели Дроттер
Стартовая позиция в этой модели - специалист
Из опыта известно, что в менеджеры назначают, как правило, лучших специалистов!:))
И ключевая проблема в том, что на каждом уровне от специалиста до руководителя крупной компании формируются свои парадигмы Эффективность работы на следующем уровне требует смены части парадигм
Именно поэтому невозможно научить От обучения парадигмы не меняются Они могут изменяться только от действий Да и то не всегда!:))

Генеральный директор, Нижний Новгород

Она называется leadership pipeline На русский перевели как "кадровый эскалатор"
Автор модели Дроттер
У меня, правда, книга 3 авторов - Чарана, Дроттера и Ноэла. Интересно сравнить модели автора с "классикой".

Управляющий партнер, Москва

Владимир, согласен Авторов трое Но у меня почему то в голове осталось что основной автор Дроттер И второй момент: Боюсь ошибиться, но эта модель активно использовалась в Корпоративном университете GE
Сравнить можно, но зачем?
Первое отличие я уже описал Эта модель начинается со специалиста И это логично
А у автора первая ступень - уже менеджер
На мой взгляд в модели LP более логичные переходы от уровня к уровню и они "привязаны" к структуре крупной корпорации и показывают развитие менеджера
В этой модели (модели автора статьи) начинается с менеджера, а потом резкий переход на управление бизнесом
А где развитие менеджера?

Партнер, Украина

Уважаемые комментаторы, у меня для Вас есть два сообщения:
1. Вы совершенно правы
2. Вы не туда смотрите
1. Вы совершенно правы в том, что кроме описанного мною в таблице состояний менеджеров есть и другие варианты состояний. Одним из таких вариантов может быть leadership pipeline.
Кстати, есть и другие, не менее уважаемые варианты. Например, европейская рамка квалификаций EQF описывающая 8 уровней развития человека от 1-го (работа под наблюдением) до 8-го (создание новых подходов и концепций для решения важнейших проблем). На базе этой рамки построен Болонский процесс согласования программ европейских университетов и, кстати, российский национальный стандарт управления.
2. Суть статьи не в том, чтобы предложить оптимальный перечень состояний
Суть - в концепции фазового перехода и ключевых компетенциях, необходимых для успеха в этом состоянии и для перехода из одного состояния в другое.
Все могут описать уровни/состояния и проблематику на каждом. Все могут учить разным компетенциям, немного развивающим менеджера, но не влияющим на его карьеру.
Но мало кто умеет легко и быстро переводить из одного состояния в другое.
Мы - умеем.
С помощью этих технологий Вы можете сделать управленческую карьеру (пройти несколько должностных уровней в течение с уровня специалиста) не за несколько лет, а за 3-9 месяцев.
3. Обратите внимание на директора малого бизнеса. Это вообще за пределами pipeline но очень хорошо объясняет что нужно чтобы бизнес стал успешным.

Управляющий партнер, Москва

Уважаемый Федор!
Вы же сами начали свою статью с того, что бизнес-школы слабо справляются с задачей подготовки менеджеров, поэтому разные варианты обучения, в том числе основанные на Болонской модели вряд ли помогут
Для меня модель leadership pipeline ценна тем, что описывает не только чему нужно учить на каждом новом рубеже, но и с какими парадигмами/установками необходимо расстаться, переходя на новый уровень
Возможны Ваши программы подготовки очень эффективны и я с этим не спорю Мое сомнение связано только с одним: достаточно ли 3-4 месяцев для смены установок?
Что касается включения в Вашу модель позиций директора малого бизнеса и тд, то это переход к развитию предпринимательства Это разные модели поведения и не всегда успешный предприниматель является успешным менеджером А также и наоборот
Я не отрицаю Вашего опыта в подготовке Я только хотел подчеркнуть, что приведенная мною модель Дроттера и сотоварищи максимально адаптирована к развитию менеджера в крупной корпорации

Партнер, Украина

Комментирую Ваши утверждения, Александр:
1) Вы правы: модель leadership pipeline наиболее адекватно показывает карьерный путь. В том числе и потому, что не заканчивается на уровне директора компании, но учитывает дополнительные уровни, характерные для очень больших корпораций.
2) Если использовать традиционные технологии обучения, то переход с одного уровня на другой может занимать годы или вообще не состояться.
Наша бизнес-школа использует собственную технологию управления Fast Management и собственную технологию обучения. Статистика показывает, что с этими технологиями 3 месячной программы более, чем достаточно, чтобы перейти с одного уровня на другой.
3) Конечно, успешный менеджер не всегда является успешным предпринимателем. Хотя бы потому, что его никто не учил как это делать и не все обладают явно выраженным талантом предпринимателя.
Но в жизни очень часто менеджер попадает в ситуацию, когда он просто вынужден попробовать создать собственный бизнес. И нужно быть к этому готовым.
При этом, ситуация может быть и негативной ((карьерный тупик, увольнение и т.п.), и позитивной (купил по случаю актив, пришла идея...).
Но в жизни очень часто

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Новости образования
Эксперт Высшей школы бизнеса ВШЭ выступил на форуме РАСО

Форум Российской ассоциации по связям с общественностью (РАСО) «Репутация 2024» в этом году был посвящен вкладу коммуникаций в фундаментальную устойчивость бизнеса.

Бизнес-школа АМИ провела встречу для «Атмосферы»

Первая встреча потенциальных резидентов нового бизнес-клуба прошла с кейсами и нетворкингом.

В Высшей школе бизнеса НИУ ВШЭ прошла Весенняя Неделя карьеры

Ключевым мероприятием стала стендовая сессия компаний работодателей – в ней приняли участие 22 компании, входящие в рейтинги Эксперт 400 и Global 500.

Высшая школа бизнеса ВШЭ провела первый выездной модуль МВА в Китае

Партнером ВШБ стала бизнес-школа CEIBS (China European International Business School).

Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.