Как ставить цели и добиваться их?

«Не зафиксированная на бумаге цель остается мечтой»

В 1953 году журнал Success вместе с Йельским университетом провел исследование, в ходе которого группе студентов были заданы три вопроса:

  1. Ставите ли вы перед собой цели?
  2. Формируете ли вы эти цели на бумаге?
  3. Есть ли у вас намеченный план по их реализации?

Только у 3% студентов были сформулированные на бумаге цели и четкий план по их достижению. У 13% цели имелись, но сформулированы в письменном виде не были. У остальных 84% кроме текущих развлечений цели отсутствовали.

Через 20 лет этот журнал опросил тех же самых людей. У тех 13%, что имели сформулированные цели, заработная плата была в среднем в 2 раза выше, нежели у не имевших далеко идущих планов.

Но самый поразительный факт заключался в том, что у 3% бывших студентов, которые формулировали свои цели на бумаге и имели четкий план по их достижению, доход был в среднем в 10 раз больше, чем у всех остальных. Почему так происходит?

Факторы, помогающие в достижении целей

  1. Наш мозг. Когда вы долго о чем-то думаете, записываете это на бумаге, мозг постепенно осознает важность этого и сам начинает искать пути достижения цели. Если мы много размышляем над чем-то, то начинаем это обсуждать с окружающими. Изначально не известно, как отдельно взятый человек может повлиять на процесс достижения цели. Но чем больше мы рассказываем об этом, тем больше вероятность, что получим от собеседника совет, поддержку. Либо моральную, либо поддержку делом.
  2. Приоритеты. Когда мы формулируем ценные для нас вещи, то подсознательно они получают высший приоритет. Это уберегает от бесполезной траты времени и сил на ненужные телодвижения. Когда-то мы не отвлечемся на бестолковое пролистывание социальных сетей, когда-то отдадим предпочтение чтению развивающей литературы перед просмотром ток-шоу на Первом. Мы продумали что хотим от жизни и знаем это точно. Сформулировали цель, расставили приоритеты. И теперь мозг направляет энергию в нужное русло. Мы больше времени уделяем важным и полезным занятиям, нежели бесполезным. Кстати, этот способ очень хорошо подойдет лентяем, так как сознательно не надо себя заставлять что-то сделать. Мозг на бессознательном уровне направит старания в нужное русло.
  3. Конкретика. При формулировании целей вы задаете себе важные вопросы. Чего вы на самом деле хотите? Если вы точно не знаете конечную точку пути, то направление движения будет не важно. Уясните для себя, что любите, что вам нравится, что хорошо получается. Проработайте вопрос, куда хотите прийти, какой результат вашей жизни вам хотелось бы видеть, зачем вы живете.

Сравните цель с договором займа. В нем нет расплывчатых формулировок.

К примеру: «Заимодавец передает заемщику денежные средства в сумме 10 000 000 или 12 000 000 рублей наличными деньгами на срок от 3 до 12 лет, а заемщик обязуется возвратить полученные деньги в указанный срок или позднее. Проценты за пользование займом не взимаются, или взимаются. Но это не точно».

Почему в договоре займа конкретные цифры? Потому что важны конкретные условия и нужен конкретный конечный результат. Лучше, если ваша цель будет визуализирована. Это может быть рисунок, фотография дома или яхты. Чем четче вы представляете то, к чему стремитесь, тем больше шансов прийти к цели.

Как сформулировать цель?

  1. Загляните в себя. Запишите то, что вам нравится, что вас увлекает, что заводит и не отпускает. Не придумывайте, а пишите то, что вам действительно важно, а не то, чего от вас ждут другие.
  2. Пообщайтесь с близкими. Спросите у друзей и близких что, по их мнению, является вашими сильными сторонами. Объясните важность момента и попросите честности.
  3. Сравните списки:
  • Каким вы хотите быть?
  • Чего вы стремитесь достичь?
  • Чем вы хотите заниматься?
  • Что требуется вашей семье для комфортной жизни?

Цель должна побуждать к действию, манить, быть желанной, но реалистичной. В противном случае просто не хватит сил ее достичь. Помните, что от поставленных целей зависит ваше будущее и будущее вашей семьи.

Очень важно не путать задачи и цели. Мотивация зависит от формулировки цели. Если вы поставите задачу купить букет цветов любимой жене на 8 марта, то супруга получит на праздник букет цветов. Но если вы поставите цель порадовать свою вторую половину на праздник, то цветами дело не ограничится. Вы подарите еще и хорошее настроение, положительные эмоции. Устроите настоящий праздник!

Дом вашей жизни

Гуру личностного роста называют глобальные цели фундаментом дома вашей жизни. Но нам еще понадобятся стены. Навыки, знания, умения – это как раз стены дома жизни. Они вполне могут быть промежуточными целями при достижении глобальных целей. Ни одно монументальное строение нельзя создать без плана, без чертежа.

План достижения целей

Предположим, у нас есть какая-то цель на пятилетнем промежутке жизни. Давайте визуализируем этот отрезок времени. В конце пропишем цель. Сам отрезок разобьем, к примеру, на пять частей, по году каждый. Подумаем, чего нам необходимо добиться, чтобы достичь итоговой цели? Это будут подцели на каждый подотрезок.

А что нам необходимо совершить, чтобы достичь каждую подцель? Запишите необходимые для этого действия под каждым отрезком. Мы с вами живем в социуме, и львиная доля целей сложно достижима без участия окружающих. Составьте список людей, кто сможет помочь в достижении целей. Это могут быть ваши знакомые, или знакомые знакомых. Пишите всех, кто может быть полезен.

Возьмите людей из списка и свяжите с подцелями, в достижении которых они могут помочь. Укажите, каким способом конкретный человек может посодействовать.



Создайте сами свой Family office

Будет замечательно, если вы из своего окружения найдете пару наставников, которые обладают достаточными знаниями и опытом, чтобы помогать и направлять на жизненном пути. Важно, чтобы вы доверяли наставнику, были уверены в его профессионализме.

Если цель связана с личностным ростом, обратитесь к грамотному коучу, если с финансами – к финансовому советнику, если с запуском стартапа – к опытному бизнесмену. Договоритесь, чтобы менторы периодически проверяли, как вы движетесь к целям. Тогда психологически будет сложнее свернуть с намеченного пути. А если лень попробует мешать двигаться в заданном направлении, наставник всегда поможет сделать очередной шаг вперед. Ментор может помочь скорректировать план, направить в нужное русло, дать полезный совет, познакомить с нужным человеком.

Корректировка плана

Любой план требует сопровождения и корректировки. Так как условия, сроки, ваши возможности, обстоятельства жизни, и даже цели имеют свойство меняться со временем. Периодически изучайте план, внося при необходимости корректировки. Согласовывайте изменения с наставниками и членами семьи. Кстати, совместное планирование сплачивает семью, заставляет прислушаться к близким, учесть их чаяния, а также повышает авторитет главы семьи.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Было бы правильным сначала определить сферу деятельности. Один человек на протяжении своей жизни вынужден ставить множество целей. Они могут быть связаны с образованием, с выбором профессии, с карьерой, бизнесом, научной деятельностью, спортом, культурой, здоровьем и многим другим. В том числе, связанными с членами семьи. А так статья превратилась в замес мух и котлет.

Александр Жириков +2192 Александр Жириков Генеральный директор, Хабаровск

Автор рекомендует: «Составьте список людей, кто сможет помочь в достижении целей. Это могут быть ваши знакомые, или знакомые знакомых. Пишите всех, кто может быть полезен».

Никого не коробит?

Слушатель MBA, EMBA, Москва
Александр Жириков пишет:
Никого не коробит?

Нет, не коробит... Они уже давно пишут не для того, чтобы помочь другим, а для того, чтобы заработать денег. Поэтому пишут что попало по сути, лишь бы выглядело прилично и продавалось.

Консультант, Ростов-на-Дону
Сергей Левицкий пишет:
Александр Жириков пишет:
Никого не коробит?

Нет, не коробит... Они уже давно пишут не для того, чтобы помочь другим, а для того, чтобы заработать денег. Поэтому пишут что попало по сути, лишь бы выглядело прилично и продавалось.

Коллеги, а, может, здесь есть какая-то действительно полезная идея, развивающая картину мира, обогащающая праксис? Просто автор не смог её донести, а мы не смогли распознать? Может, то, что "коробит", - на самом деле - "остраннение" по-Шкловскому? Новое ведь не всегда легко принять... Хотелось бы так думать. ))

Консультант, Москва

"Используйте связи" - не коробит? Нет, это же естественно. Но "перепишите ваши связи на бумагу" - уже коробит. Потому что это наши хорошие знакомые, и в переписывании их на бумагу есть что-то манипуляторское. Поэтому не составляйте список, а укажите этих людей по дружеским именам внутри плана. Так даже приятнее.

Про цели на бумагу - надо попробовать. Но это должна быть особенная бумага, например, ватман на стене или Особая Книга на столе. А то попадёт в мусорку при первой уборке.

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Александр Жириков пишет:
Автор рекомендует: «Составьте список людей, кто сможет помочь в достижении целей. Это могут быть ваши знакомые, или знакомые знакомых. Пишите всех, кто может быть полезен». Никого не коробит?

Вот больше коробит вот это:

Укажите, каким способом конкретный человек может посодействовать.

То есть Вы не обращаетесь к человеку с вопросом - просьбой о том, может (хочет) ли он Вам помочь в чем-то и если да, то как, а Вы ему просто задание даете.

И какая помощь имеется в виду в рамках той парадигмы, которая представлена в тексте статьи, материальная помощь, рекомендации, продвижение или другое?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.