Изучайте не «ошибки выживших», а «ошибки погибших»

Согласно мировой статистике, из 100% стартапов в течение первых 10 лет выживают только 1-2%, а их собственники и руководители становятся в сознании окружающих «успешными предпринимателями и топ-менеджерами». И многие тянутся к ним, чтобы узнать, как им это удалось. И те, конечно же, рассказывают, что и как нужно делать.

Так, вероятно, было всегда. Даже, несмотря на то, что появилась целая индустрия «обучения бизнесу и успеху во всем», успешных предпринимателей и руководителей по-прежнему 1-2%.  Что самое смешное: эти успешные персонажи зачастую не могут повторить свой успех, если начинают новое дело на новом месте в новое время. И это естественно – нельзя войти в одну реку дважды, нельзя два раза подряд оказаться в то же время в том же месте. В другой раз это будет другое время и другое место, и естественно, другой результат от уникального стечения десятка разных факторов и обстоятельств.

Но индустрия «обучения бизнесу и успеху» напрочь игнорирует этот очевидный факт. Представьте себе следующую ситуацию. Собираются люди, и анализируют такой «кейс». Рота солдат бросается в неподготовленную лобовую атаку, в результате которой случайно выживает один боец. Заинтересованные люди начинают изучать историю «успеха» этого выжившего бойца. Как ему это удалось? Какую эффективную стратегию и тактику он использовал? Как он мотивировал себя и как ставил цели? Какие фишки и лайфхаки может посоветовать? Если это двадцатилетний чукча с тремя татуировками на лбу, который всю жизнь ловил северных оленей, то будет сделан следующий вывод: «Двадцатилетние чукчи – самые лучшие воины, а три татуировки на лбу спасают от прямого выстрела из пулемета в упор. Поэтому очень важно делать такие татуировки, и именно на лбу. И учиться ловить северных оленей – полученные при этом навыки помогают выжить с гарантией 100%, в лобовой атаке на укрепрайон противника».

Я давно понял, что успех, в том числе в бизнесе, – это всегда уникальное стечение десятка обстоятельств, в числе которых ключевое место занимает удача – возможность оказаться в нужное время в нужном месте. Не понимать этого – значит совершать «ошибку выжившего». Эта ошибка создает ложное представление о том, что любой человек сможет достичь серьезного успеха, если у него есть ряд определенных деловых навыков, личных качеств и эффективные технологии. В реальности все эти вещи лишь увеличивают вероятность успеха, но не приводят к нему закономерно, и тем более, не гарантируют его. А иногда и вообще мешают.

Я категорически убежден, что все публичные истории успеха человека или компании – ложны, потому как показывают только «удобные и выгодные» результаты, факторы и обстоятельства, и игнорируют негативные, нелицеприятные или конфиденциальные. Глубоко ошибочно из 10-15 факторов, положительно повлиявших на успех человека в конкретном деле, выбирать 3-5 наиболее выгодных для его репутации и самооценки, и утверждать, что успех был достигнут благодаря им. Это так же наивно, как утверждать, что Октябрьскую революцию совершил Ленин, а вторую мировую войну организовал Гитлер.

Основные факторы, определяющие успех человека в бизнесе или профессии

  1. Генетика: психотип, талант, интеллект, энергетика и состояние здоровья.
  2. Стартовые условия: воспитание и образование, полученное в конкретной социальной среде; опыт (свой и близких людей) и происхождение (семейные связи, стартовый капитал, административный ресурс).
  3. Мотивация: основным мотивом является «лишь бы заработать денег» или «любимое дело, которое наделяет жизнь смыслом»?
  4. Вид деятельности: попадание или непопадание в восходящий или нисходящий рыночный тренд.
  5. Время: рыночная конъюнктура в целом и в конкретной сфере, расстановка сил в конкретной нише, интенсивность конкурентной борьбы и платежеспособность целевой аудитории.
  6. Место: масштаб города, уровень его экономического развития и масштаб самого бизнеса.
  7. Принадлежность к властной группе: участие в закрытой группе, позволяющее получать административный или финансовый ресурс.
  8. Используемые технологии: которые можно «позаимствовать», купить, получить от близких людей в готовом виде.
  9. Стратегия поведения: целеустремленное, агрессивное, методичное, аморальное, либо несоответствующее достижению амбициозных целей.
  10. Удача: благоприятное стечение вышеперечисленных факторов, особенно времени и места.

Я еще ни разу в жизни не слушал истории успеха, где бы по пунктам и по этапам честно раскладывались все факторы, обеспечивающие победу среди конкурентов и достижение вершины в конкретном деле. В лучшем случае – вырванные из контекста отдельные факты.

Пытаться научить бизнесу или успеху в жизни – это словно пытаться научить жить счастливо. Потому что бизнес – это часть нашей жизни, траектория которой, повторяю, зависит от уникальной комбинации десятков внешних и внутренних факторов, причем эта комбинация постоянно меняется. Я регулярно анализирую выступления успешных и удачливых предпринимателей и менеджеров, и все говорят одни и те же банальные и стандартные вещи, которые понятны каждому адекватному человеку на уровне здравого смысла.

На просьбу назвать главные условия успеха в бизнесе, самые открытые из них почему-то начинают говорить о генах, таланте, удаче, упорстве... И только в самом конце о каких-то стратегиях и тактиках, которые известны всем уже три тысячи лет. И как можно научиться «успеху», построенному на генах, таланте, удаче и упорстве чужих людей?

Порой они рассказывают практически обо всем, вплоть до интимных подробностей своей личной жизни, но почему-то молчат как партизаны о своих связях, или связях своих родителей, о своем социальном старте, о том, где они взяли стартовый капитал и так далее. Короче, обо всем том, что реально дает возможность «выстрелить» в бизнесе и в жизни.

Опыт неудачников – ценнее

Я совсем не утверждаю, что не нужно изучать опыт успешных людей, он может быть полезным, если использовать метод «от противного», и изучать не столько достижения, сколько ошибки, которых удалось избежать, или преодолеть этим людям. Здравый смысл подсказывает, что крайне важно изучать опыт тех, кто потерпел неудачу, ведь большинство факторов и обстоятельств нашей жизни находятся за пределами нашего контроля. Масса людей, будто сектанты, «долдонят» в один голос полную чушь: «только ты причина того, что происходит в твоей жизни». Но мало кто из них понимает, что говорит про «ошибку выжившего».

Недавно прозвучала фееричная речь бронзовеющего Арнольда Шварценеггера, где он говорил о том, что всю жизнь ненавидел «План В», о том, что для достижения успеха должен быть только «План А», и только тогда вся наша энергия потечет в одном направлении и позволит победить. Все верно, он действовал так, и победил. Это классическая «ошибка выжившего». Вся беда в том, что вокруг него было много таких же талантливых честолюбцев, у которых тоже был только «План А», но они проиграли. Арни стал паном, а остальные пропали, он «выжил», остальные «погибли». Место на вершине пирамиды только одно – и попробуй оттуда столкни.

Подобную «ошибку выжившего» эксплуатируют разные отрасли: бизнес-образование, индустрия фитнеса и нетрадиционная медицина, потому как фокусируется на нерепрезентативной, некорректной выборке. Можно сколько угодно копировать дела и мысли другого человека, но невозможно скопировать его успех в бизнесе, карьере или жизни в целом.

Нет ничего наивнее, чем спрашивать того, кто добился успеха, как он этого добился. Важнее анализировать не то, что нужно делать, а то, что делать категорически не нужно. Как избегать катастрофических провалов, глубоких тупиков и поступков с необратимыми последствиями? Вот вопросы, на которые нужно получать ответы в первую очередь.

Я часто вижу, что потерпевшие поражение или ставшие вторыми имеют не меньше выдающихся качеств, навыков, черт характера, а иногда прилагают даже больше усилий, чем те, кто достиг успеха, победил и стал первым. Так бывает даже в спорте, где судьями прилагается масса усилий, чтобы уравнять шансы участников состязания на победу. В жизни никто нам шансы на старте не уравнивает, наоборот. Дело в том, что в каждой конкретной ситуации одним везет больше, другим – меньше.

Также не нужно забывать, что историю пишут победители, которые часто зачищают всю информацию о том, как они реально достигли успеха, а иногда зачищают и проигравших, чтобы не было альтернативных интерпретаций, а то и многих факторов, которые могли бы пролить свет на нелицеприятные вещи.

Часто отсутствующие детали в конкретной истории успеха умышленно искажают. Лучше вообще остерегаться на слово верить тем, кто добился успеха. Современный бизнес практически целиком монополизирован «выжившими», эти люди никогда не расскажут правды о своем успехе, даже если захотят. Технологии достижения личного успеха человека в бизнесе и в жизни не существует! Существуют технологии, позволяющие решать отдельные задачи и проблемы, но конечный результат зависит от нас в лучшем случае на 50%.

К сожалению, большинство людей, желающих добиться успеха в бизнесе, карьере или профессии, не понимают этого, или не хотят понимать. Они спрашивают «мудрые» советы, перенимают всякие «фишки» и «лайфхаки», ищут какой-то мифической мотивации... В результате нарываются на инфоцыган, которые с удовольствием и за хорошие деньги «мотивируют» их, снабжая «уникальными технологиями» собственного производства. И вот «замотивированный» бизнес-неофит кидается на «амбразуру» нового бизнеса, и гибнет (ломает себе судьбу) как неизвестный солдат неизвестной войны.

В бизнесе своя мораль

Есть еще один интересный факт, о котором не принято говорить в бизнесе и политике. Много веков назад его подробно описал и разобрал Николо Макиавелли, которого многие до сих пор считают злодеем. А он всего лишь указал на очевидную истину, что для руководителя и предпринимателя ошибочно использовать традиционную, семейную, бытовую мораль, которая является ценностной основой нормальной семьи и межличностных отношений. Эта мораль основана на таких регуляторных механизмах как любовь, честь и справедливость. Но в реальном бизнесе, в борьбе за власть и «место под корпоративным солнцем» совсем другая деловая мораль и совсем другие регуляторные механизмы: рентабельность, право силы и результат любой ценой. И эти две морали невозможно совместить нигде и никогда. Применить традиционную мораль в бизнесе, политике и карьере – значит разориться, проиграть и погибнуть. Применить деловую мораль в семье – значит разрушить ее и стать для своих родных предателем.

Что это значит в нашем случае? Рассказывая про свой «успех» в бизнесе, политике, карьере или профессии, любой человек будет позиционировать себя как человека в рамках традиционной морали, скрывая, что своего «успеха» он добился, действуя в рамках другой, деловой морали. В итоге мы даже от миллиардеров и глав компаний слышим перлы вроде: «любите своих сотрудников» или «просто надо любить свое дело и успех придет».

А если включить здравый смысл? Как я могу любить своих сотрудников? Как своего сына, за которого я готов пожертвовать своей жизнью? Как свою жену? Как мать или отца? Как брата? Или как-то по-особенному? А управленческие функции тоже выполнять «через любовь»? Тогда и вместо зарплаты тоже придется платить любовью? Что-то здесь не так с логикой, верно?

Так какие первые шаги к успеху?

Думаю, всегда важно не путать «Божий дар с яичницей». Я убежден, чтобы добиться чего-то стоящего, нужно перестать «тусоваться» и начать с уединенных размышлений в тишине и в адекватном состоянии. Ведь все стоящее в жизни рождается в тишине и уединении, а не на тусовках. Более того, все, что вам расскажут «успешные» люди публично, можно спокойно прочесть в книгах и отраслевых изданиях. Тусовки хороши только для отдыха и завязывания новых знакомств, но не для обучения.

На всяких бизнес-мероприятиях вы ничему не научитесь. На этих ярмарках тщеславия практически все просто бесконечно понтуются, подсознательно пытаясь удовлетворить свои комплексы недолюбленных в детстве детей. Там вы вдоволь нахватаетесь разрозненной информации и всяких эмоций, чаще всего, неадекватных вашей жизненной ситуации.

Единственный способ продвинуться в направлении успеха в своем деле – начать изучать «матчасть»: начать с самых основ теории и практики, без сильных перекосов в ту или иную сторону. И делать это на протяжении многих лет, каждый день, отдавая своему делу лучшую энергию и время. Нужно пойти учеником в первый класс, и сначала научиться правильно держать ручку, затем точно обводить фигурки в прописях, затем правильно писать буквы в строчку... Бессмысленно сразу подходить к профессору, и предлагать ему поделиться лучшими практиками и перспективными идеями. Даже если он расскажет вам «всю правду», вы не сможете ее реализовать, так как до нее нужно еще дорасти. А вот узнать у профессора, по какой программе лучше всего пройти все свои «10 классов» и в какой «школе опыта», что категорически не нужно делать, и каких ошибок избегать – вот это лучше спрашивать при каждом удобном случае. Это критически важная информация для нашего успеха.

Знание об ошибках погибших – это ценнейшая информация. Ведь многие до нас уже побегали по минному полю, на котором мы хотим «играть», и подорвались на каких-то минах. Изучая их ошибки, мы «разминируем» для себя это поле, и можем действовать более успешно.

Все остальное есть в книгах, описывающих «матчасть» конкретного дела. Да, они скучны и трудны для чтения, но не освоив этой информации и не пройдя свою школу опыта от первой ступени до крайней, рассчитывать на успех – опасная и расточительная иллюзия.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Инженер-конструктор, Санкт-Петербург

Очень хорошая статья.

Только автор не упомянул, что удачи в бизнесе бывают не только вследствие не очень "честной конкуренции" и не очень "хорошего отношения" к работникам или от возможности взять, что плохо лежит, а еще и от не очень "порядочного отношения" к своим партнерам и друзьям.

Собственно конкуренты всегда готовы к подвоху, да и работники обычно тоже, а вот партнеры могут "верить в дружбу" - "один за всех, все за одного"!

Руководитель, Санкт-Петербург

Отлить в граните! Ничего лучше не читал на эту тему, ну так, чтобы в одном месте. 

Директор по рекламе, Москва

"погибшие" предприниматели могут стать экспертами ^_^

статья очень живая

PS

последнее время замечаю что демонстрация постоянного личного успеха за успехом неплохо заходит в социальных сетях и тащит бизнесы вверх

Генеральный директор, Нижний Новгород

Статья понравилась.

Был как-то на заседании бизнес-клуба, где предприниматели делились секретами своего успеха. Суть всех выступлений сводилась примерно к следующему, - "Шёл я шёл по тернистой дороге жизни, такой молодой, талантливый и образованный, и вдруг нашёл слитки золота. Что с ними делать? Так я начал свой бизнес. Собрал вокруг себя профессионалов и дело пошло".

Только почему-то один бизнесмен промолчал, что он сын директора крупного завода и бизнес по продаже автомобилей развивал на территории и на деньги этого завода, где он к тому же работает и по сей день зам. директора. Другой, занимающийся ремонтом дорог, не упомянул, что он сын чиновника и дорогостоющую технику получил почти бесплатно, да и подряды почему-то сыпались на его фирму как из рога изобилия. И так далее в таком духе.

Успешный бизнес концентрируется в руках людей, обладающих серьезными административными и материальными ресурсами, и ничего поделать с этим нельзя. Я не верю в истории, когда нищий студент с тыщей рублей в кармане путем титанических интеллектуальных усилий создал компанию с миллионными оборотами. 

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Я поставил автору "лайк" исключительно за то, что он поднял важную тему и качественно с литературной точки зрения написал этот текст. С его выводами и главное безаппеляционностью с которой они поданы - не согсасен категорически хотя и сам бываю грешен вподобном плане. Взять к примеру Арнольда - этот человек полжизни пахал именно как папа карло, в самом прямом смысле не разгибая спины. И только поэтому - достиг всего.Ему никто ничего не давал - он всё зарабатывал. И в итое парень из деревни. в чьей семье мясо ели по праздникам, стал знаменитым артистом, великим спортсменом, крупным политиком, богатым человеком, членом видного клана (тут он правда дал маху в какой то момент) и если бы не фактор который он не мог уже изменить - рождение за пределами США - быть бы ему и президентом. 

Что же до основного посыла статьи - то конечно Ротшильдом желательно родиться, но и просто много работая, учась, и налаживая нужные связи чего-то важного всё равно достигнешь. Но это требует времени, сил, и отказа от того, от чего отказываться не хочется.

 

Консультант, Москва

 

Согласна с автором - копировать рецепты успеха бессмысленно. Не всегда получается даже у тех, чьи папы работают в районной администрации (или у дяди можно занять на стартовый капитал). Узнать "секрет Шварценеггера" и стать Великим Арни - утопия.

Но тогда надо быть последовательным - из историй неуспеха так же бессмысленно делать учебники для будущих победителей. Что изменится, если формулу "делай, как я" заменить на "не делай, как я"? (см статью, поменяв "формулу" - аргументы те же).

Учиться надо на всем - на успехах и ошибках. Чужих и своих. Но главное - много думать и много трудиться.

PS. Если помните, один американский аналитик вычислил, что успех (удача, шанс, счастливый случай и пр.) вероятнее приходит к тем, кто потратил на занятие своим делом не менее 10 000 час.

Консультант по корп. финансам
Марат Бисенгалиев пишет:

Я поставил автору "лайк" исключительно за то, что он поднял важную тему и качественно с литературной точки зрения написал этот текст. С его выводами и главное безаппеляционностью с которой они поданы - не согсасен категорически хотя и сам бываю грешен вподобном плане. Взять к примеру Арнольда - этот человек полжизни пахал именно как папа карло, в самом прямом смысле не разгибая спины. И только поэтому - достиг всего.

Марат, в статье четко сформулирована основная идея: не только поэтому. Потому что мы не знаем, сколько людей работало столько же, сколько он. Работал ли кто-то еще больше, чем Арнольд?

Вполне может быть, что да.

Вы пишете хорошие вещи, но откуда Вы берете это слово "только"?

Мне точка зрения автора кажется более правильной и аргументированной, чем точка зрения "если он добился, значит он много работал - просто повтори, и у тебя получится".

Валерий Андреев +12765 Валерий Андреев Директор по продажам, Санкт-Петербург

Самое неразумное решение для начинающего предпринимателя – спрашивать у преуспевающего человека, как тот достиг успеха. Надо задавать другие вопросы. 

Считаю необходимым всегда задавать вопросы: себе, победившим, проигравшим, когда, почему, что и кто? Очень много разной инф-ии, и из неё возьмите всё, что лично вам покажется нужным. 

А, статья отличная! Жизненно!

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Андрей Панахов пишет:
Мне точка зрения автора кажется более правильной и аргументированной, чем точка зрения "если он добился, значит он много работал - просто повтори, и у тебя получится".

Я так не говорил - если выразился недостаточно чётко поясню. Если ты НЕ будешь много работать точнее очень много - ты ничего не добешся. а если случайно чего-то и достигнешь, то ненадолго. опять же в Америке, которую Арнольж выбрал полем для своего роста есть железое правило - пытайся.Не получится - но все видят как ты старался - будешь иметь  "респект и уважуху". И там нет термина "неудачник" - а есть термин "лузер", то кто упустил свой шанс. значит этот шанс у него был. Арнольд свой шанс использовал на все 100%.

Консультант по корп. финансам
Марат Бисенгалиев пишет:
Андрей Панахов пишет:
Мне точка зрения автора кажется более правильной и аргументированной, чем точка зрения "если он добился, значит он много работал - просто повтори, и у тебя получится".

Я так не говорил

Вы нет.

если выразился недостаточно чётко поясню. Если ты НЕ будешь много работать точнее очень много - ты ничего не добешся. а если случайно чего-то и достигнешь, то ненадолго. опять же в Америке, которую Арнольж выбрал полем для своего роста есть железое правило - пытайся.Не получится - но все видят как ты старался - будешь иметь  "респект и уважуху". И там нет термина "неудачник" - а есть термин "лузер", то кто упустил свой шанс. значит этот шанс у него был. Арнольд свой шанс использовал на все 100%.

Понятно, работать тоже нужно.

Просто нельзя выдавать только один фактор за гарантию 100% успеха. Очень большая индустрия бизнес-тренинга сейчас строится практически на этом.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.