Рынок труда: как понять, кто и зачем нанимает руководителя

Правильное позиционирование себя на рынке труда обязательное условие карьерного роста, складывающегося из адекватных зарплатных ожиданий, реальной оценки собственных возможностей, стремления к  самосовершенствованию.

Каждый из нас периодически мониторит работные сайты, ценность которых определяется не только списком актуальных вакансий. Дело в том, что эти открытые источники предоставляют обширнейшую информацию о тенденциях рынка труда, из которой внимательный пользователь может получить весьма ценные сведения, в том числе и о потенциальных работодателях.

Таким образом, внимательное прочтение опубликованных вакансий даст возможность оценить потенциального работодателя, понять его намерения и соответственно определиться, стоит ли тратить время на общение с ним. Кроме того, станет понятно, что можно ожидать от компании, как вести себя на собеседовании, и даже как одеться для этого. Поймать, так сказать, генеральную линию общения.

Воздержусь от того, чтобы приводить выдержки из конкретных вакансий, дабы не вступать в юридическую плоскость, но попробую сгруппировать их по основным признакам.

Прежде всего, необходимо отметить, что очень часто размещенные парадные вакансии, далеко не всегда отражают суровую действительность. Более того, отмечу, что, пожалуй, ни один из тех по-настоящему высокоэффективных управленцев, которых я знаю лично и глубоко уважаю, не имеют ни одного шанса занять те позиции, которые они сейчас занимают с точки зрения требований, предъявляемых на работных сайтах. Именно поэтому большинство назначений происходит, как и раньше, по рекомендации, а собственно размещение на сайте часто просто дань корпоративной этике. Подумалось, кстати, вдруг, так может это и есть причина частичной виртуальности мира вакансий?

Мегамозг

Итак, давайте представим, что есть некий «мегамозг», который знает абсолютную истину. Так вот читаем требования к вакансии и как «мегамозг» «видим», что идеально подходят на нее, например, 10 тыс. человек. Далее, обязательно должно быть указано MBA, а то и с указанием конкретных бизнес-школ, затем, требования к сертификатам по проектному управлению, затем по пользованию достаточно специфическим  программным обеспечением, потом конкретный набор вузов, и в заключении ко всему – свободный английский. Все…  Минус, минус, минус, и из тысяч остается десяток человек. Зачем же публиковать такую вакансию? «Выживший» десяток проще найти непосредственно.

Пресловутый же «мегамозг», который уверен в первоначальных 10 тыс. реально подходящих кандидатов, наверное, даст совет отмотать обратно. Одна выпускница языкового факультета, которая на рынке стоит недорого, вернет, например, 1 тыс. человек, расширение линейки вузов еще 5 тыс., простое понимание сути проектного управления без диплома – 2 тыс. Ну и так далее. Понятно, что искомый специалист не будет 24 часа в сутки говорить на английском, заниматься проектным управлением, писать программы, ну и так далее. Все это напоминает ситуацию с поиском идеальной жены по озвученным мамой критериям.

Другой пример – вакансия генерального директора. В списке требований около 20 позиций: от знания делопроизводства до владения в совершенстве 1С и Excel. Прямо человек-оркестр. А в заключение еще грамотная речь и презентабельный  внешний вид. Интересно, а кто будет оценивать презентабельность?

Топовые вакансии крупнейших предприятий

Изредка появляются вакансии топ-менеджеров крупнейших гахо, хим, нефть и так далее комбинатов с зашкаливающими зарплатными ценниками. Вычислить эти предприятия по описанию вакансии можно, поскольку их не так много. Хочется верить в демократию, но реальный конкурс на эти вакансии проводится между лондонскими выпускниками одного, двух десятков известных семейств. При этом даже «одаренность» этих самых отпрысков не позволит им наломать управленческих дров, поскольку их действия очерчены корпоративными процедурами, решениями комитетов совета директоров, аудиторами, надзором седоголовых заместителей. С этой точки зрения они подходят. Так что особо ретивым соискателям не стоит тратить время на написание слезных сопроводительных писем с превозношением своих достоинств.

Пацанские вакансии

Следующая стезя, этакие «пацанские» вакансии, типа – «чувак, подваливай к нам».  Вот к примеру, выдержка:

«оформление в соответствии с действующим законодательством; офис в минуте от метро ________; возможность предоставления парковочного места; возможность влиять на свой рабочий график (вариативное начало и окончание рабочего дня); корпоративные скидки на фитнес; развивай свои возможности с _____________; управляй своим расписанием; предоставляем возможность управлять своим рабочим графиком; будь партнером для бизнеса; дадим возможность почувствовать себя не просто винтиком в механизме, а полноценно важным партнером; повышай экспертизу и формируй СВОЮ команду; поддерживаем проактивных сотрудников, желающих расти и развиваться, как вверх по карьерной лестнице, так и на своей позиции; будь ближе; мы открыты и общаемся друг с другом на «Ты» и никаких отчеств».

Потенциальному кандидату стоит понять, что придется постоянно посещать тренинги личностного роста, мероприятия командообразования и вообще быть своим парнем. Можно конечно все это делать, но насколько рьяно это зависит от уровня оплаты. Отмечу лишь, что искомое единение на самом-то деле достигается за счет тонкой душевной «химии», появление которой зависит не от денег, а от таких моторных людей, обладающих необходимой душевной организацией и талантом.

Нелепые вакансии

Есть также целая группа нелепых вакансий, нелепость которых не заметит разве, что слепой. Как правило, указываются невероятные зарплатные предложения, потом партнерство, затем переходят к навязыванию личных тьюторов и так далее. Однако, похоже, что «слепых» не так уж и мало.

Умиляют, конечно, фразы о «белой» зарплате и трудоустройству согласно ТК. Обратное – это преступление, и упоминание названия своей компании вместе с такими выражениями, наводит на вполне определенные мысли.

Вместо выводов

В целом, часто складывается впечатление, что наниматели и соискатели живут в разных странах, ну или даже мирах. Кроме того, очевидное же и при этом невероятное в том, что, наверное, добрая половина, если не больше, сегодняшних руководителей, занимающих посты во властных структурах, госкорпорациях, включая сонм лидеров всех мастей, не смогут «продать» свой труд даже за гораздо более скромные деньги на реальном конкурентном рынке.

С учетом этого, формирующемуся рынку труда можно смело зачесть все его недостатки и искажения. В определенной степени он дает представление о реальности, конечно, с учетом допусков. Таким образом, развитие его, возможность осуществить реальную, честную оценку кандидата без внутренних семейных конкурсов, является важнейшим условием развития отечественной экономики. Отмечу также, что наибольшую долю адекватности в рынок труда вносят частные, средние и малые компании, а также иностранные фирмы, поскольку именно они стремятся адекватно по критерию цена/качество оценить потенциальных кандидатов.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Исполнительный директор, Санкт-Петербург

Работа в иностранной компании это постоянные оценки, аудиты, развитие скилов. Ваше описание: "Придется постоянно посещать тренинги личностного роста, мероприятия командообразования и вообще быть своим парнем"-это про иностранные компании.

Вам придется развиваться (даже если не хотите), и от Вас потребуется высокий уровень вовлеченности, также как и высокий уровень вовлеченности Ваших подчиненных. Вы будете "своим парнем" не только для своих коллег с одинаковым статусом с Вашего уровня управления, но и для Ваших подчиненных и для Ваших руководителей. Никто не будет держать заносчивого и высокомерного тормоза (включая тормоза инноваций и политик штаб-квартиры).

И поверьте это не пацанское отношение "слышь брат, сделай по брацки, мамой клиянусь все будем в шоколаде", а уважительное, но при этом проактивное продвижение ценностей компании как среди подченных, так и следи всех стайкхолдеров которые у Вас есть или намечаются.  

Генеральный директор, Москва
Святослав Иванов пишет:

Работа в иностранной компании это постоянные оценки, аудиты, развитие скилов. Ваше описание: "Придется постоянно посещать тренинги личностного роста, мероприятия командообразования и вообще быть своим парнем"-это про иностранные компании.

 

Согласен.

Детали зависят от компании, ее размеров и занимаемой должности, но - обычно - есть планы общих, групповых и обязательных тренингов (на разные темы), индивидуальные планы - с точностью до человека и его развития (по результатам обсуждения с менеджером), регулярные обязательные аттестации (скажем, 1-2 раза в год) с выводами на следующий период и - иногда -  внеплановые опросы.

Это из того, что можно обсуждать и бюджетировать заранее и в обычных условиях. Жизнь вносит неизбежные коррективы.

Генеральный директор, Москва

Как на основе открытых данных рынка труда получить информацию, которая поможет не только усовершенстовать навыки самопрезентации, но и охарактеризовать потенциального работодателя?

Могу ошибиться, но почему бы не изучить данные о работодателе без привязки к описанию конкретной вакансии? На мой взгляд, это проще, быстрее и дает гораздо больше пищи для ума.

Профессионалы обычно неплохо представляют себе, кого они считают приемлемым работодателем и всегда могут собрать дополнительные данные в случае интереса.

Преподаватель, Украина
Святослав Иванов пишет:

Работа в иностранной компании это постоянные оценки, аудиты, развитие скилов. Ваше описание: "Придется постоянно посещать тренинги личностного роста, мероприятия командообразования и вообще быть своим парнем"-это про иностранные компании.

Вам придется развиваться (даже если не хотите), и от Вас потребуется высокий уровень вовлеченности, также как и высокий уровень вовлеченности Ваших подчиненных. Вы будете "своим парнем" не только для своих коллег с одинаковым статусом с Вашего уровня управления, но и для Ваших подчиненных и для Ваших руководителей. Никто не будет держать заносчивого и высокомерного тормоза (включая тормоза инноваций и политик штаб-квартиры).

И поверьте это не пацанское отношение "слышь брат, сделай по брацки, мамой клиянусь все будем в шоколаде", а уважительное, но при этом проактивное продвижение ценностей компании как среди подченных, так и следи всех стайкхолдеров которые у Вас есть или намечаются.  

Если чуть-чуть переиначить принципы работы в такой компании, то кто бы согласился сегодня на требование работодателя: "ora et labora" (молись и трудись) - незыблемое правило трудовой этики бенедиктианской системы (кто о ней сегодня помнит) в HRM?

Исполнительный директор, Уфа
Святослав Иванов пишет:
поверьте это не пацанское отношение "слышь брат, сделай по брацки, мамой клиянусь все будем в шоколаде", а уважительное, но при этом проактивное продвижение ценностей компании как среди подченных, так и следи всех стайкхолдеров которые у Вас есть или намечаются.  
стайкхолдеров которые у Вас есть или намечаются.  
Святослав Иванов пишет:
поверьте это не пацанское отношение "слышь брат, сделай по брацки, мамой клиянусь все будем в шоколаде", а уважительное, но при этом проактивное продвижение ценностей компании как среди подченных, так и следи всех стайкхолдеров которые у Вас есть или намечаются.  
Святослав Иванов пишет:
поверьте это не пацанское отношение "слышь брат, сделай по брацки, мамой клиянусь все будем в шоколаде", а уважительное, но при этом проактивное продвижение ценностей компании как среди подченных, так и следи всех стайкхолдеров которые у Вас есть или намечаются.  

В статье не про это. Боюсь Вы не поняли

Исполнительный директор, Уфа

Уважаемые Коллеги. Поясняю. Никто не против если обучение идет по делу по профилю компании и так далее. Неприятно если учат жизни, отношению к ней, восприятию, дружбе. То есть повышению качества не профессиональных компетенций,  а личности, твоему я.

Исполнительный директор, Санкт-Петербург
Юрий Тюленев пишет:
Святослав Иванов пишет:
поверьте это не пацанское отношение "слышь брат, сделай по брацки, мамой клиянусь все будем в шоколаде", а уважительное, но при этом проактивное продвижение ценностей компании как среди подченных, так и следи всех стайкхолдеров которые у Вас есть или намечаются.  
стайкхолдеров которые у Вас есть или намечаются.  
Святослав Иванов пишет:
поверьте это не пацанское отношение "слышь брат, сделай по брацки, мамой клиянусь все будем в шоколаде", а уважительное, но при этом проактивное продвижение ценностей компании как среди подченных, так и следи всех стайкхолдеров которые у Вас есть или намечаются.  
Святослав Иванов пишет:
поверьте это не пацанское отношение "слышь брат, сделай по брацки, мамой клиянусь все будем в шоколаде", а уважительное, но при этом проактивное продвижение ценностей компании как среди подченных, так и следи всех стайкхолдеров которые у Вас есть или намечаются.  

В статье не про это. Боюсь Вы не поняли

Как написали, так и понял. 

Исполнительный директор, Уфа

Да, это я просто не понял как удалять лишние  цитаты.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.