Декрет с пользой для профессии

Постановка проблемы: карьера и/или материнство

Ответить на вопрос: как найти разумный и успешный баланс между профессиональной самореализацией и воспитанием детей, и как провести отпуск по уходу за ребенком с пользой для карьеры – цель данной статьи.

Понятие «баланс» сугубо субъективно, то и возможных комбинаций «карьера» – «материнство» может быть несколько. В рамках статьи мы не измеряем успех деньгами, которые являются лишь средством. «Успех» в данном контексте – это умение достигать поставленных целей, как в семейном и личностном, так и профессиональном плане с сохранением жизненных сил.

Опустим размышления о том, что «отпуск по уходу за ребенком» отпуском не назовешь, потому что это – полноценный труд, и на данную тему написано достаточно статей. Отметим лишь, что на решение дилеммы «ребенок и/или карьера» влияют множество факторов, например:

  • финансовые (сильная половина семьи обеспечивает стабильный доход или нужно зарабатывать, чтобы кормить семью),
  • психологические и социальные (воспитание детей и домашний уют стали приоритетом №1 или вы хотите самореализоваться и добиваться новых профессиональных высот),
  • профессиональные (желание развиваться в созданном бизнесе, в выбранной профессии на «старом» месте или планируете смену сферы деятельности).Женщина во время беременности и после появления ребенка совершенно разными глазами смотрит на свою профессиональную карьеру. Потому что в план действий, намеченный в начале пути, возможно, потребуется внести ряд существенных изменений. И факторов здесь опять же несколько: расстановка жизненных и профессиональных приоритетов, здоровье мамы и ребенка, обстановка и помощь в семье и т.д. Хорошо, что государство в некоторой степени защищает маму, но юридическая сторона вопроса также подробно рассмотрена в соответствующих публикациях.


Добавим, что в вопросах ухода за младенцем сейчас очень много различных и вполне доступных средств, которые позволяют высвободить самый важный для мамы ресурс – время. Важно правильно подойти к организации порядка в доме и в голове, а также заручиться поддержкой близких.

«Вызовы» для работающей мамы в декрете

Мама, желающая совмещать профессиональную деятельность или обучение в период декрета или отпуска по уходу за ребенком, может столкнуться с рядом сложностей.

1. Сложность организации домашнего офиса

Причем сложность, порой, не технического плана. Для полноценной работы в рекламе и PR будет достаточно компьютера с доступом в интернет и телефон. Если вы выделили среди горы игрушек и книжек себе уголок рабочего пространства, куда не может забраться малыш, или обустроили мобильный офис на кухне, то это очень хорошо, можно преступать к работе. Сложность больше возникает с отношением к вашей работе дома у самых близких людей: родные могут несколько раз отвлечь по разным поводам. Поэтому нужно методично и очень мягко объяснять, что вы заняты важным делом и приносите пользу семье, а не просто сидите в социальных сетях и разговариваете по телефону с подружками.

2. Ограниченность продуктивного времени

Времени не будет хватать, когда у вас грудной младенец, так и уже более взрослый ребенок, причем, с младенцем еще можно многое сделать, когда он часто в течение дня спит в кроватке: ответить на почту, провести переговоры, подготовить и выслать документы, разместить информацию на сайте.

С каждым месяцем этого ресурса становится меньше, и все свободное продуктивное время отводится общению с ребенком, развивающим занятиям и игрой с ним. Поработать удастся, когда малыш спит в обед, когда с ним вечером гуляет папа, когда все уже вечером легли спать. Причем с работой будут конкурировать домашние дела и время на уход за собой.

3. Неравномерное распределение времени

Как было удачно замечено в рекламе, «если бы ребенок хотел кушать по расписанию, то это бы был не ребенок, а часы с кукушкой». Поэтому сегодня у вас будет возможность сосредоточенно поработать или поучиться целых полтора часа, а потом два дня вы не прикоснетесь к проекту и учебному материалу ни на минуту.

Повлиять на наличие или отсутствие времени может: график, самочувствие или настроение ребенка, наличие домашних дел, здоровье самой мамы и других членов семьи и т.д.

Решением может быть более гибкое и ситуационное планирование при выполнении проектов, постановка промежуточных и крайних сроков сдачи, выполнение небольших и посильных проектов, чтобы не терять в качестве и не портить свою репутацию.

Кроме того, ряд задач можно выполнять параллельно, используя возможности современных мобильных устройств: проверять и отвечать на почту по мобильному, совершать звонки на прогулке, слушать аудио-лекцию во время приготовления несложных блюд или уборки, по возможности, подбирать тематику рабочих и учебных заданий в сфере ваших новых интересов (уход, воспитание и развитие, ребенка, кулинария, семейный бюджет и т.д.) и стараться переносить приобретенные за период материнства знания и навыки на профессиональную деятельность.

4. Отсутствие помощников

Безусловно, наличие помощников способствует высвобождению ценного для мамы времени. Муж, бабушки и дедушки, старшие дети и другие близкие родственники, если заручиться их поддержкой, могут стать помощью и опорой. Главное, заранее договориться о принципиальных позициях в вопросах ухода и воспитания малыша, чтобы не волноваться во время работы о том, что вашего дитятю кормят шоколадными конфетами и включили сериал вместо чтения книжки и игры. При наличии бюджета и в случаях вынужденной необходимости можно и нужно привлекать на помощь профессионалов – няню и/или домработницу.

Сложно физически и психологически, когда помощников нет, а рассчитывать приходится на уставшего после работы мужа, который хорошо, если с ребенком погуляет и поиграет в течение нескольких часов. Но и в таких ситуациях находятся женщины, которые успевают вести профессиональный блог, писать статьи для биржи контента, обучаться на онлайн-курсах, участвовать в общественной деятельности, при этом оставаться заботливой мамой и любящей женой, прекрасной хозяйкой и еще завести кучу полезных знакомств на почве материнства.

Важен сам подход к проведению времени в отпуске по уходу за ребенком с пользой для личностного и профессионального роста, при этом, не забывая о столь важном младенческом возрасте для развития и становления новой личности.

Сценарий № 1. Бизнес-леди и мама в одном флаконе

Мамами становятся руководители коммуникационных агентств или подразделений рекламы и PR в различных компаниях. На таких мамах лежит большая психологическая и реальная ответственность за работу компании или подразделения за время ее вынужденного отсутствия. Кроме того, существует прямая финансовая зависимость от ведения бизнеса или работодателя, который может поставить жесткие сроки по выходу на работу.

Поэтому бизнес-маме перед выходом в декрет нужно хорошо подготовиться как дома, так и на работе:

  • подготовить исполняющего обязанности и подготовить команду;
  • привести в порядок все дела и заранее предупредить людей, с которыми вы контактируете, (других руководителей, клиентов, партнеров и т.д.) о вашем временном отсутствии;
  • обсудить с руководителем компании возможные формы взаимодействия и варианты оплаты, например, оформить частичную занятость или удаленную работу;
  • заручиться поддержкой близких или помощников, чтобы они могли вам помогать дома.

Как с пользой провести время:

  • освоить инструменты дистанционного управления компанией и организации работы;
  • поддерживать контакт с ключевыми клиентами и партнерами;
  • завести новые знакомства среди других бизнес-мам;
  • написать книгу или кейс по истории успеха и делиться своим опытом;
  • пройти курсы повышения квалификации в области рекламы и связей с общественностью или специализированные тренинги по личностному росту;
  • подготовить проект развития вашей компании или PR-отдела.

Отметим ряд потенциальных угроз, которые могут поджидать нашу PR-маму:

- отсутствие финансовых гарантий в собственном бизнесе;

- негативное влияние на семью конфликтных ситуаций в бизнесе, например, потеря ключевого клиента или срыв заказа;

- потеря реального контроля над бизнес-процессами внутри агентства или отдела, возможная перестановка сил среди сотрудников;

- за время отсутствия и.о. может стать конкурентом в борьбе за руководящую должность;

- какое-то время будет сложно совмещать работу и дом, сохраняя высокую производительность.

Наши PR-мамы должны обладать стойким характером и бизнес-хваткой, чтобы по-прежнему оставаться успешной на профессиональном и семейном поприщах и, конечно, хорошо подготовиться к появлению малыша.

Сценарий № 2. Декрет – время для профессионального роста

Большинство мам с опытом работы, уйдя в декрет с хорошей позиции, планируют вернуться на прежнее место работы. В этом есть значительное преимущество, главное, чтобы руководство также было вам радо. Чтобы воссоединение произошло с пользой для обеих сторон, PR-маме можно порекомендовать:

  • уходя в декретный отпуск, привести все дела в порядок и передать их другому сотруднику, предварительно его проинструктировав; предупредить ваших клиентов о временном отсутствии;
  • продумать с руководством варианты проектной или частичной занятости и варианты оплаты. Например, в рамках дистанционной работы для мамы вполне посильно выполнять функционал контент-менеджера, осуществлять рекламные компании в интернете, администрировать сайты и социальные профили компании;
  • очень важно повышать свою квалификацию и развивать профессиональные компетенции, чтобы увеличивать свою стоимость. Например, с помощью:

1) платных очных и онлайн-курсов, посвященных одной теме (event-management, копирайтинг и т.д.);

2) различных образовательных мероприятий и тренингов, которые посвящены узкой теме и направлены на отработку конкретных навыков;

3) самостоятельного поиска информации в сети, чтения книг и периодики в профессиональной сфере;

Среди знакомых мам есть примеры умелого совмещения частичной занятости и ухода за ребенком. Здесь конечно важна не только настойчивость самой мамы, но и лояльная позиция работодателя и его нежелание потерять ценного сотрудника, а также благоприятные условия в семье.

Сценарий № 3. Смена карьерного пути

Героиней этот сюжета может стать, например, выпускница вуза, имеющая маленький практический опыт по полученной профессии или уже состоявшийся PR-специалист, который планирует сменить сферу деятельности или профессию вообще.

Рекламу и PR можно отнести к той сфере, где очень быстро устаревают знания. Поэтому очень важно понять роль обучения в течение всей жизни и ведущую роль самообразования в этом процессе.

Что можно сделать:

  • Пройти бесплатное обучение. Например, в период отпуска по уходу за ребенком (до трех лет) женщина может пройти краткосрочное обучение или получить основное образование, в том числе, и на бесплатной основе (финансируемое из средств бюджета) в различных образовательных учреждениях по государственным программам. В данном списке значатся и такие востребованные специальности как: английский язык для делового общения, дизайнер веб-страниц, кадровый менеджмент, маркетинг и реклама и другие.
  • Пройти платное обучение. Выбор не ограничен ни профессиями, ни формами обучения (полностью дистанционная или смешанная). Все зависит от ваших финансов, целей и жизненных приоритетов.
  • Продумать стратегию поиска работы. Для этого можно выполнить следующие шаги:

1) проанализировать свои сильные и слабые стороны как профессионала;

2) с учетом результатов диагностики определить сферы деятельности и возможные профессии, используя информацию и статистику из интернет-источников;

3) разработать план старта карьеры с учетом профессии и типа занятости;

4) составить или обновить резюме, зарегистрироваться на сайтах вакансий;

5) составить список потенциальных мест работы, используя поиск по сайтам вакансий и в результате посещения ярмарок вакансий и других мероприятий;

6) подготовиться к успешному прохождению собеседования и подготовить список ответов на часто задаваемые вопросы;

  • Дополнительный доход можно обеспечить за счет фриланса, тем более для сферы рекламы и связей с общественностью такой формат работы очень приемлем. Например, для журналистов, фотографов, копирайтеров, веб-дизайнеров, администраторов веб-ресурсов и других специалистов.

После усиленного обучения и разработки плана карьеры вы вообще можете прийти к открытию собственного дела, например, в сфере консалтинга и предоставления услуг, торговли, детского творчества и развития, спорта и т.д. Главное, найти свою нишу и смело реализовывать ваши знания и навыки и повышать благосостояние семьи.

Сценарий № 4. Дети важнее карьеры

По разным причинам PR-мамы сосредотачиваются на домашнем уюте и воспитании детей, отложив вопросы собственной карьеры в долгий ящик.

Приоритетом для вас стало воспитание подрастающего поколения и ведение домашнего хозяйства? Думаю, вас тоже можно поздравить, так вы можете реализовать свое женское предназначение и применить ваши профессиональные PR-компетенции в новых условиях.

Семья – сродни маленькой компании, где за вами теперь закреплены функции ее жизнеобеспечения, развития новых сотрудников, внутренних корпоративных коммуникаций, создания положительного имиджа.

Однако нашей героине ни в коем случае не следует останавливаться на достигнутом и продолжать свое личностное и профессиональное развитие, например, обеспечить:

- дополнительное самообучение по темам семейного бюджета, раннего развития детей, психологии детства и семейных отношений;

- развитие своих способностей и других членов семьи: музыка, изобразительное и декоративно-прикладное искусство, танцы, спорт и т.д.

Ведь успех детей и вашей семьи напрямую зависит от ваших действий и усилий. Возможно, накопленный вами опыт позволит помочь и другим семьям, если вы готовы им делиться.

Выводы. Советы для всех героинь

Материнство – это очень важный период в жизни женщины. В современном мире, когда женщина активно вовлечена в трудовую деятельность, особенно в условиях урбанистической жизни, как правило, она «сидит дома» и занимается непосредственным уходом за ребенком.

Практически в любой сфере за период двух-трех лет происходят значительные изменения, особенно в сфере рекламы и PR, где сами специалисты не успевают отслеживать новые тенденции. Поэтому можно указать общие советы для всех PR-мам, планирующих выход на работу после декрета.

1. Поддерживайте себя в форме. Внешность и имидж для PR-специалиста играет важную роль. Поэтому питание, занятие спортом, уход за собой – жизненно необходимы для PR-мамы. Безусловно, многое зависит от физиологии, финансовых и временных ресурсов, но самое главное, это сила воли и желание работать над собой.

2. Обновляйте свои знания через самообразование. Например, в области рекламы и связей с общественностью в этом вам помогут: бесплатные массовые открытые онлайн-курсы; бескрайние просторы для самообразования в онлайне и офлайне, например, интернет-порталы, профессиональные журналы, книги, аудиокниги, подкасты, видео-лекции и видео-уроки, тематические рассылки по темам рекламы и PR.

3. Поддерживайте контакт с коллегами и профессиональным сообществом, заводите новые профессиональные знакомства. Благодаря современным информационно-коммуникационным технологиям поддерживать контакт значительно проще: с коллегами можно общаться в социальных сетях, через e-mail и с помощью телефона. Интернет-порталы и специализированные онлайн-СМИ по рекламе и связям с общественностью, блоги профессионалов и другие интернет-ресурсы позволят быть в курсе последних событий в вашей индустрии.

Весьма удобно подписаться на обновления и получать всю последнюю информацию на электронную почту. В преддверии возвращения к рабочему ритму можно принять участие в профессиональных семинарах, конференциях, выставках и других специальных мероприятиях, что позволит лучше понять изменение на рынке маркетинговых коммуникаций.

4. Составьте или обновите свою карьерную карту. Период отпуска по уходу за ребенком позволяет посмотреть на свою профессиональную деятельность со стороны и, по-новому расставить приоритеты. В сфере рекламы и связей с общественностью сейчас представлены разные типы занятости (полная, частичная, проектная), разные формы работы (в офисе, удаленная, фриланс), список компаний и вакансий в них тоже довольно широк.

В сети на сайтах поиска вакансий, HR-периодике сейчас представлено много полезной информации по разработке своей карьерной карты. Нужно воспользоваться перерывом, изучить «матчасть» и подготовить обновленный план карьерного роста.

Так что, милые мамы, и все те, кто планирует ими стать, проведите это чудесное и полное событиями время с пользой, в том числе, для вашего личного и профессионального роста!


В литературном конкурсе «Большая игра-2014», организованном редакцией E-xecutive.ru и издательством «Альпина Паблишер», приняло участие 40 публикаций в номинациях «Менеджмент», «Маркетинг», «Карьера» и «Финансы». Трафик проекта составил более 200 тыс. хитов. В феврале 2015 года судейские коллегии подвели итог.

Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Томск

Как мама, недавно вернувшаяся из декрета на работу, могу предостеречь ещё от одной ошибки будущих мам. Те, кто заранее продумают какой-то сценарий, а потом вынуждены будут отступить от него, должны понимать, что это нормально. И лучше, наверное, подготовиться ко всем сценариям сразу, насколько это возможно.
Вот я думала, что быстро выскочу на работу. Но ещё на курсах перед самым рождением дочери решила, что буду сидеть 3 года по полной дома. А в год дочери я в третий раз поменяла позицию, и решила вернуться к активной работе на полный день в офисе. Но и это удалось не сразу.
Честно говоря, жалею, что не удалось прогнуть работодателя (да я особо и не настаивала) делать работу на дому. А это было возможно. В итоге я искала другие подработки для самореализации и получения доп.дохода для семьи.
Но в целом я реализовала сценарий ''дети важнее'', уделила много времени развитию дочери и повышению своих навыков, много училась, читала профессиональную литературу. Но для меня оказалось трудным ЗАРАНЕЕ иметь цели на этот период. И ещё труднее было, когда возникавшие ненадолго цели менялись.
Так что эта статья очень хороша, как беглый взгляд на все варианты и упоминание важности не расслабляться, иметь хоть какой-то план. А там - главное не тратить нервы, если вдруг планы поменялись по какой угодно причине.

P.S. Не поняла только, почему это относится только к PR-мамам. Я видела, как с таким же успехом решали эти вопросы финансисты, руководители, программисты и дизайнеры, авторы учебников... В общем, очень много работ, которые частично могут быть выполнены из дома. И много работодателей, которые согласятся, что мама малыша будет выполнять какой-то функционал в офисе 2-3 часа в день, остальное - на дому.

Генеральный директор, Украина
Стоит всегда задавать себе вопрос: Что мне нужно, чтобы чувствовать себя счастливой? Чего я хочу от жизни? И вот когда знаешь, чего хочешь именно ты сама, для себя, а не для общества, тогда все становится значительно проще. Мы рождены не для того, чтобы всех радовать, соответствовать всем требованиям, быть леди-совершенством. Мы рождены для того, чтобы делать больше того, что нас радует, заставляет гордиться собой. Поэтому соглашусь абсолютно с тем, что обязательно нужно составить список целей на ближайшие годы и стараться не отступать от него. И по личному опыту знаю, что декрет - это время, в которое можно и самообучаться, и работать, и расти. Я вернулась к работе через полгода после рождения обоих детей. Работаю в удаленном режиме и беру на себя ровно столько, сколько могу взять. Будущим мамам очень рекомендую узнать об основах тайм-менеджмента, о том, как быть максимально эффективной и делать больше за более короткое время. Оптимизация и самоорганизация - наше все! P.S. Не нашла для себя одного сценария, потому как у меня всего понемногу: я начала свое дело, уйдя в декрет из IT-компании 7 лет назад... и не вернулась из него :) Зато очень выросла за эти годы, написала несколько книг и много статей, приобрела новые навыки, потом родила еще одного ребенка. И в то же время дети все равно остаются для меня на первом месте, их воспитание я не делегирую никому.
Бренд-менеджер, Санкт-Петербург
Спасибо участницам за комментарии.
Не поняла только, почему это относится только к PR-мамам.
Согласна с Анной, что описанные советы подходят для многих профессий, где возможна дистанционная работа или они связаны с умственным трудом. Я указала примеры из сферы рекламы и PR, так как работаю в ней, но опыт можно с успехом применить и в других областях.
Не нашла для себя одного сценария, потому как у меня всего понемногу.
Юлия, в материале представлен анализ различных сценариев, а в реальности, как правило, происходит синтез составных частей. И описанный выше опыт участниц это подтверждает.
Менеджер интернет-проекта, Москва

Наталия, спасибо за позитивную статью!

Многообразный опыт молодых мам, с которыми я работала, показывает:
- ничего не планируйте (''я сразу из родильной палаты в офис!'' или ''я точно буду брать отпуск по уходу до 3 лет!'') - это событие все может кардинально изменить, и приоритеты, и обстоятельства, и не один раз
- воспринимайте такую неопределенность нормально, дайте себе время понять свои приоритеты и цели, а то и несколько раз поменять их, попробовать так и этак
- помните, что работ может быть много, а семья - одна, и ее надо беречь сразу и всю жизнь
- будьте готовы к прессингу, от ''а мы тут и без тебя прекрасно справляемся'' и до ''да у вас же квалификация упала! упала-упала, нечего мне тут про три диплома заливать! можем вам из милости предложить функционал и объем работы гендиректора, но только с зарплатой уборщицы'', а также ''вас? брать? на работу? да у вас же ребенок, вы явно будете плохо работать, все вы такие''.
В общем, ''мужчины, женитесь, женщины - мужайтесь''. :)

Бренд-менеджер, Санкт-Петербург
помните, что работ может быть много, а семья - одна, и ее надо беречь сразу и всю жизнь
Спасибо Светлане за обширный и ценный опыт. Полностью согласна. Когда я ещё была беременной, то старалась многое успеть, даже конференцию провела на поздних сроках. После рождения дочки, когда она много спала работала дистанционно (копирайтинг, интернет-маркетинг и т.д.)... и ставила много амбициозных целей. Сейчас ребёнку 1,5 года и для меня лучшей мотивацией является радостный смех малыша. И удовольствия от игры и занятий с дочерью даже больше, чем от достигнутых профессиональных целей.
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько офисные работники в России тратят на дорогу, еду и одежду

В опросе приняли участие 3824 офисных работника из 8 городов-миллионников.