Как закрыть дефицит кадров с помощью программы стажировок

О дефиците IT-кадров в России говорят уже давно, но в последнее время он усиливается: ранее Минцифры оценило его примерно в 500-700 тыс. человек, а к 2030 году он может достигнуть уже 1 млн специалистов.

И хотя параллельно растет число тех, кто хочет «войти в IT» и проходит для этого обучение, вузы и разнообразные курсы часто сосредоточены на теории и потому далеко не всегда обеспечивают студентов актуальными практическими навыками. В этих условиях IT-компаниям становится все сложнее пополнять штат по-настоящему квалифицированными кадрами.

Один из способов справиться с этой сложностью – самим готовить специалистов с необходимыми навыками. Расскажу о нашем опыте запуска стажировок для тестировщиков и разработчиков 1С.

Почему выбрали программу стажировок

Наша компания испытывает постоянную потребность в тестировщиках, которые не только обладают теоретическими знаниями, но и умеют решать реальные рабочие задачи. Кроме того, за годы присутствия на IT-рынке в проектах с использованием платформы «1С:Предприятие» мы наработали экспертизу и поняли, что готовы вносить свой вклад в развитие кадрового потенциала российской IT-отрасли.

В 2021 году мы запустили «Школу тестировщиков 1С» – бесплатный проект, который направлен на передачу начинающим специалистам практических знаний по тестированию решений на платформе «1С:Предприятие». А в мае 2024 года завершился уже третий поток программы.

Главная особенность проекта заключается в практическом подходе: стажировка основана на примерах и задачах из реальных кейсов, использовании актуальных технологий и кураторской поддержке опытных специалистов на каждом этапе программы. Все это позволяет участникам получать навыки, необходимые для успешного старта карьеры в области тестирования.

Как работает программа

Участие в «Школе тестировщиков 1С» длится три месяца и проводится в онлайн-формате в несколько этапов:

  1. Отборочное задание. После регистрации участники получают тестовое задание, которое включает небольшой список условий и интерактивную форму для выполнения проверок на соответствие описанным требованиям. Подсчет результатов при заполнении формы автоматический, и те, кто введет большее число адекватных проверок, перейдут на следующий этап.
  2. Освоение теории. Прошедшие отбор участники получают доступ к блоку теоретических онлайн-занятий, в рамках которых изучают основы тестирования, нюансы работы с решениями на платформе «1С:Предприятие», а также тестовую документацию и техники тест-дизайна. По завершении блока участники сдают теоретический тест, и те, кто справился с ним, проходят на следующий этап.
  3. Практические задания по ручному тестированию 1С. Перед практической частью проводится вебинар, где на примерах разбираются задания и дается дополнительная информация для успешного прохождения блока. В рамках этого блока участники выполняют задания по ручному тестированию информационной системы на платформе «1С:Предприятие», написанной с предварительно заложенными в нее дефектами. После завершения задания кураторы внимательно изучают отчеты об ошибках, резолюции проведенного тестирования и чек-листы с тест-кейсами, дают максимально понятную развернутую обратную связь участникам по каждой задаче.
  4. Блок по автоматизации тестирования. Участники, успешно выполнившие задачи предыдущего этапа, изучают фреймворк Vanessa Automation и азы программирования, которые необходимы для написания автоматизированных сценариев. Полученные знания они отрабатывают на практике – «покрывают» автотестами основные сценарии проверки информационной системы на платформе 1С:Предприятие в соответствии с поставленными задачами. Как и на прошлом этапе, выполненные задания оценивает команда кураторов.
  5. Сертификация и трудоустройство. Участники, успешно завершившие программу, получают сертификаты о прохождении стажировки, а лучшим из них мы предлагаем трудоустройство в компании.
  6. Сбор обратной связи от участников и кураторов. После завершения каждого потока мы внимательно анализируем отзывы участников и проводим обсуждение с наставниками для дальнейших улучшений.

Кто приходит на стажировку

Принять участие в программе хотят не только «технари», но и люди с самым разным опытом – экономисты, психологи, журналисты, дизайнеры и другие. При этом у многих из них есть оптимистичное представление, что выучиться на эту профессию довольно просто, достаточно быть внимательным и уметь выявлять ошибки. Но это не совсем так.

Тестировщику нужно обладать базовыми знаниями аналитики и азов разработки, владеть различными инструментами для тестирования и техниками тест-дизайна. Поэтому для многих процесс освоения новых навыков оказывается более сложным, чем они предполагали, из-за чего до финиша традиционно доходят лишь те, кто оказался более настойчивым.

Этот процесс является естественным, благодаря ему мы можем утверждать, что наши стажеры обладают сильной мотивацией и крепкими навыками в области тестирования решений.

С какими сложностями столкнулись и как их решали

За три года мы сталкивались с затруднениями разного рода, что естественно при реализации проекта такого масштаба. На первых порах временами чувствовалась нехватка кураторов, а иногда мешали программные ошибки и сбои со стороны платформ.

При подготовке каждого последующего потока мы собираем и анализируем все недочеты организации, выявленные ранее. Например, на основе опыта первых двух потоков для третьего мы:

  • расширили теоретический блок;
  • разработали новые инструкции и видеоролики по самым распространенным проблемам и ошибкам;
  • добавили в теоретический тест вопросы с подвохом, постаравшись связать теорию с практикой, поскольку предыдущий тест оказался слишком простым;
  • создали для участников чат, где можно получить оперативные ответы на вопросы, возникающие в процессе обучения, и поддержку в случае технических проблем. Это решение стало ответом на отзывы участников о нехватке оперативной обратной связи;
  • расширили рабочую группу до 20 человек, чтобы уделять большее внимание каждому участнику проекта, и в то же время снизить нагрузку на наставников.

Результаты программы

За три года:

  • 1,5 тыс. человек со всей России подали заявки на участие в программе;
  • 600 из них получили доступ к программе стажировки.

Воронка подбора за 2024 год:

  • 700 заявок.
  • 200 человек прошли первичный отбор. На каждом из этапов часть из них отсеивалась.
  • 138 участников были допущены к первому блоку практических заданий.
  • 48 участников добрались до этапа автоматизации.
  • 35 выпускников получили сертификаты о прохождении стажировки
  • 16 участников стали сотрудниками компании.

Успешная реализация проекта с тестировщиками помогла нам наработать большой опыт в организации программ стажировок в области IT, и мы решили его масштабировать. В мае 2024 года открыли набор на новую программу стажировки для разработчиков 1С, направленный на развитие навыков программирования. К участию пригласили как новичков, так и специалистов с опытом в смежных сферах.

К нам поступило 95 заявок. Претенденты прошли тестирование и собеседование с нашими экспертами, по итогам которых были приняты 12 человек. Занятия проводились с июля по сентябрь очно в нашем офисе в Санкт-Петербурге. Очный формат занятий повлиял на количество участников проекта, но и усилил погруженность в процесс получения знаний и приобретения навыков. Все выпускники новой программы получили сертификаты об успешном завершении, а 8 из них присоединились к нашей команде.

В дальнейшем у нас есть планы по расширению таких практических проектов и на другие IT-специальности, поскольку мы на опыте убедились, что программы стажировки – это по-настоящему действенный способ решения задачи по найму кадров. И он особенно актуален в современных условиях, когда огромная масса кандидатов не соответствует насущным требованиям компаний из-за того, что приходит на рынок труда после курсов, оторванных от решения реальных задач.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Консультант, Новосибирск

... у многих из них есть оптимистичное представление, что выучиться на эту профессию довольно просто, достаточно быть внимательным и уметь выявлять ошибки. Но это не совсем так.

Это точно. Ходит по стране усточивый миф, что можно за месяц научиться профессии тестировщика и грести деньги лопатой )))

Консультант, Новосибирск

Спасибо, Юлия! Интересный опыт подготовки IT-шников, наверняка многим пригодится. Интересно, а из принятых на работу после стажировки какая статистика по «приживаемости», как долго работают потом у вас?

Аналитик, Москва

Согласен с коллегами, хороший опыт описан автором. Но почему это назвали стажировкой? Обучение. И обучение платное, как я понял.

Интересно, а почему решили готовить именно тестировщиков? Да ещё и тестировщиков 1С. Смутила фраза "успешный старт карьеры в области тестирования". Ну какая карьера у тестировщика? Старший тестировщик, главный тестировщик? Чаще всего в тестировщики берут женщин. Они терпеливые и усидчивые.  Или так бывает: ага, ты сметчица? А давай ты ещё и тестированием будешь заниматься, а мы доплатим чуток.

Понятно, что такие тестировщики не знают автоматизированного тестирования, да и вовсе не представляют, какое оно бывает.

И ещё скажу. Ну Минцифры выпустил миф о нехватке айтишников. Сколько работаю в этой отрасли и как-то не замечал. Министерство понять можно, они свою политику гнут. Но мы-то с вами понимаем, что может не хватать каких-то конкретных специалистов, а не "ИТ-кадров". Но такой статистикой никто не владеет. Кого не хватает? Тестировщиков? Думаю, что их всегда не хватало и не хватает, у нас как-то всегда наплевательски относились к тестированию. 

Ещё кого? Питонщиков? Джаваскриптщиков? Это же огромная разница,

Но это ни в коем случае не упрёк автору статьи. За статью спасибо!

Директор по развитию, Москва

Спасибо не только за статью, но и за саму работу! Снимаю шляпу перед коллегами за "возню" в хорошем смысле слова с начинающими специалистами - ну очень муторное дело ) Даже за деньги. И часто неблагодарное - подготовили для себя, люди окрепли и уходят. Все, как правило, стремятся получить уже готовых бойцов. Чтобы без вот этого всего ) Се ля ви.

Аналитик, Москва
Сергей Махлай пишет:
Все, как правило, стремятся получить уже готовых бойцов.

Именно так! Точнее - такую тенденцию навязывают. На мой взгляд, она навязывается крупными производителями популярного софта. Ведь от них идёт дорогая сертификация, без сертификата ты никто и звать тебя никак. Хотя встречал множество прекрасных специалистов, у которых просто не было возможности получить сертификат. Это же не сертификат врача, где речь идёт о здоровье и жизни людей. 

Да, люди уходят, человеческий фактор. Жизнь течёт. Mobilis in mobile. Но я всегда предпочитаю брать просто людей с широким кругозором и увлечённостью программированием и учить И снова учить. Да, иногда уходят. Не часто. Но всё-таки реагируют на рыночные зарплаты, например. Но и здесь нужно уметь вовремя реагировать. Генеральному может и недосуг следить за настроениями каждого, так на то есть руководители отделов - напоминайте хотя бы раз в год об индексации..

Генеральный директор, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Но почему это назвали стажировкой? Обучение. И обучение платное, как я понял.

Так и есть. 

Придуманный авторами программы набор курсов с нуля с отбором студентов и  практическими упражнениями.

Не знаю, что именно в программе считается теорией, но цифры интересные:

  • 700 заявок.
  • 200 человек прошли первичный отбор. На каждом из этапов часть из них отсеивалась.
  • 138 участников были допущены к первому блоку практических заданий.
  • 48 участников добрались до этапа автоматизации.
  • 35 выпускников получили сертификаты о прохождении стажировки

Это не стажировка по сути. Меньше трети подавших заявки прошло первичный отбор, а из них только каждый шестой добрался до финиша. Если считать от количество заявок - 5%.

Вряд ли так будет решена проблема дефицита кадров.

Директор по развитию, Москва
Евгений Равич пишет:
Вряд ли так будет решена проблема дефицита кадров.

В соседней статье читаю вот такое:
"Наблюдается резкий диспаритет между предложением и спросом на специалистов разных профессий. Так, в 2024 году на популярных сайтах по трудоустройству число вакансий сварщиков (88 тыс.) значительно превышало количество активных резюме (27 тыс.), свидетельствуя о нехватке специалистов. В то же время, на рынке разработчиков наблюдается противоположная ситуация: 20,5 тыс. вакансий при почти 140 тыс. активных резюме говорят о высокой конкуренции за рабочие места."
Относительно разработчиков Минцифры говорит одно, а вот другое мнение ))

Аналитик, Москва
Евгений Равич пишет:

Не знаю, что именно в программе считается теорией, но цифры интересные:

  • 700 заявок.
  • 200 человек прошли первичный отбор. На каждом из этапов часть из них отсеивалась.
  • 138 участников были допущены к первому блоку практических заданий.
  • 48 участников добрались до этапа автоматизации.
  • 35 выпускников получили сертификаты о прохождении стажировки

Это не стажировка по сути. Меньше трети подавших заявки прошло первичный отбор, а из них только каждый шестой добрался до финиша. Если считать от количество заявок - 5%.

Вряд ли так будет решена проблема дефицита кадров.

Да, интересно, по каким причинам 70 процентов кандидатов отсеивалось на первичном отборе тестировщиков? Цифры смущают. Почему только 138 допущено? 

Сергей Махлай пишет:
"Наблюдается резкий диспаритет между предложением и спросом на специалистов разных профессий. Так, в 2024 году на популярных сайтах по трудоустройству число вакансий сварщиков (88 тыс.) значительно превышало количество активных резюме (27 тыс.), свидетельствуя о нехватке специалистов. В то же время, на рынке разработчиков наблюдается противоположная ситуация: 20,5 тыс. вакансий при почти 140 тыс. активных резюме говорят о высокой конкуренции за рабочие места."

Нет никакого дефицита ИТ кадров. Есть текущая потребность в каки=то отдельных специализациях. Есть дефицит в отдельных отраслях, особенно близких к государственным. Но это дефицит вызван низкими зарплатам там.

Вице-президент, зам. гендиректора, Кемерово
Сергей Махлай пишет:

Спасибо не только за статью, но и за саму работу! Снимаю шляпу перед коллегами за "возню" в хорошем смысле слова с начинающими специалистами - ну очень муторное дело ) Даже за деньги. И часто неблагодарное - подготовили для себя, люди окрепли и уходят. Все, как правило, стремятся получить уже готовых бойцов. Чтобы без вот этого всего ) Се ля ви.

Согласен, муторное. Но без обучения ТАМ - в ВУЗе / ССУЗе вообще никто выходить не будет. Разбредаются по "доставкам еды". К сожалению, нет профориентации ни в школе, ни в институте - колледже. Человек учится по инерции. И очень далёл от понимания специальности. 

Это наблюдение ещё пары лет назад. С тех пор не был в аудиториях, но не думаю, что ситуация поменялась

Директор по развитию, Москва
Анатолий Курочкин пишет:
Да, интересно, по каким причинам 70 процентов кандидатов отсеивалось на первичном отборе тестировщиков? Цифры смущают. Почему только 138 допущено? 

Возможно, более высокие зарплаты в сфере ИТ манят, как летняя лампочка на юге мотыльков, желающих побыстрому заработать. Не прикладывая особых усилий и не имея для этого способностей. Вот согласен с первым мнением обсуждения:

Сергей Корчанов пишет:

... у многих из них есть оптимистичное представление, что выучиться на эту профессию довольно просто, достаточно быть внимательным и уметь выявлять ошибки. Но это не совсем так.

Это точно. Ходит по стране усточивый миф, что можно за месяц научиться профессии тестировщика и грести деньги лопатой )))

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: как разные поколения выбирают работу

Зумеры сильнее акцентируют внимание на work-life balance, миллениалы – на зарплате, а для поколения X важнее стабильность и надежность компании.

Сколько компании тратят на обучение топ-менеджеров

Треть компаний выделяют на обучение одного топ-менеджера от 500 тыс. руб. в год.

56% россиян поддерживают наем сотрудников с ограниченными возможностями

При этом только 40% опрошенных считают, что их офис приспособлен для людей с ограниченными возможностями здоровья.

Россияне назвали главные причины для увольнения

Топ причин для увольнения у опрошенных в возрасте 18-34 лет отличается от респондентов, которым 35-49 лет.