Как привлекать молодежь на промышленные предприятия

Во многих сферах существует серьезная проблема нехватки молодых кадров, и промышленность, к сожалению, не исключение. «Ведомости» отмечают: «По статистике, около 40% выпускников колледжей не работают по специальности».

Одна из причин – невозможность получить первое рабочее место и хороший производственный опыт во время учебы. Компании, напрямую связанные с промышленностью и машиностроением, особенно понимают важность подготовки и удержания кадров. В решении задачи сохранения на местах молодежи и создания для нее рабочих мест заинтересованы сразу несколько сторон: и государство, в лице образовательных учреждений, и бизнес, и сами студенты. Некоторые государственные программы, например, «Профессионалитет», нацелены на работу с этими проблемами. Но работа должна быть комплексной. Есть несколько возможных инструментов для самих компаний, которые могут помочь с привлечением молодежи в промышленный сектор.

Кроме традиционных форм работы с учебными заведениями, такими как организация кратковременной практики, требуется обеспечить полное погружение студентов в условия реального производства. Это может быть решено двумя способами: раннее трудоустройство на предприятия по специальности и создание учебно-производственных центров (кластеров) с соответствующим оснащением в самих ССУЗах и колледжах.

Раннее трудоустройство: риски и решения 

Раннее трудоустройство позволяет студентам погрузиться в корпоративную культуру предприятия, получить практические навыки на конкретных рабочих местах завода и подойти к демонстрационному экзамену, который сейчас проводится у всех студентов при выпуске из средне-специального учебного заведения, в хорошей форме и сдать его успешно. Но в вопросе раннего трудоустройства есть несколько рисков. 

Один из рисков связан с интересом самого студента — его нужно постоянно поддерживать и даже усиливать. Для этого стоит вовлекать молодого в производственный процесс, показывать возможности быстро вырасти по уровню квалификации, тем самым повысить профессионализм и уровень заработной платы. Также этот интерес можно поддерживать внерабочей деятельностью компании: спортивные мероприятия, социальные проекты, корпоративные мероприятия и конкурсы. Объединение и привлечение через транслирование ценностей и развитие командного духа хорошо сказывается на желании молодых сотрудников оставаться в компании. Молодому поколению для мотивации важна не только материальная составляющая.

Поскольку студенты могут быть не уверены в своих силах, на предприятиях следует создавать условия, при которых молодые специалисты работают совместно с более опытными работниками, например, конкурсы мастерства, где наставник и студент — единая команда. Система наставничества помогает молодому сотруднику быстрее адаптироваться, получить тот самый первый опыт под руководством профессионала, а также перенять лучшие практики для эффективной работы.

Еще один фактор, который не позволяет студентам сегодня надежно закрепиться на предприятиях, — это призыв в армию сразу после окончания колледжа. Если бы студентам давали отсрочку при условии трудоустройства по специальности на профильное предприятие, это бы позволяло с большей надежностью и эффектом привлекать молодежь к работе на заводе. Но пока этого нет, стоит активнее работать над тем, чтобы у молодых людей было желание возвращаться в компанию после службы, если они успели получить первый опыт на предприятии еще во время обучения в ССУЗе.

Компании могут столкнуться с высокими требованиями к работодателю у начинающих специалистов. Одно из самых частых требований — уровень дохода, превышающей уровень квалификации молодого работника. Молодежь, приходящая на завод, хочет получать зарплату, которая соответствует уровню сотрудника с высокой квалификации и стажем работы. Поэтому еще на этапе приема на работу стоит обсудить все пожелания и рассказать о карьерных возможностях максимально подробно, чтобы через несколько месяцев сотрудник не ушел в поисках лучшего, разочаровавшись в компании.

Как создаются и работают учебно-производственные центры 

Промышленности по всей стране нужны грамотные сервисеры, молодые инженеры, а это означает, что учебными экземплярами современной спецтехники российского производства должны быть оснащены все профильные ССУЗы и колледжи в каждом из регионов. Создание учебно-производственных центров важно и для самих колледжей, и для промышленных компаний.

Существуют определенные требования для создания и работы таких кластеров. Учебно-производственные мастерские формируются на базе учебного корпуса. Будет большим преимуществом, если он находится в шаговой доступности от завода. Каждая аудитория должна оснащаться в соответствии со специальностью, на базе которой будут проходить обучение студенты. Совместно с работодателем стоит выбирать и согласовывать эти профессии и специальности, а также производственное и технологическое оборудование.

Чтобы прививать студентам производственную культуру конкретного работодателя и выбирать лучших для приглашения к дальнейшему трудоустройству, к обучению нужно привлекать специалистов предприятия. Они должны быть подготовлены в специализированном учебном центре, чтобы получать и при необходимости повышать педагогическую квалификацию для работы со студентами.

Как повышать узнаваемость производителя в глазах молодежи

Безусловно, работодатели должны стремиться к росту узнаваемости среди молодежи. Это общее правило для компаний различных отраслей. Вряд ли к производителю выстроится очередь из желающих работать, если о его компании ничего неизвестно, а для молодежи известность может быть еще одним фактором в пользу трудоустройства.

Для этого можно использовать различные социальные сети, в которых стоит информировать молодое поколения о жизни завода, о производственных успехах, корпоративных праздниках и даже давать жизненные советы. Еще один инструмент — выступление на городских, региональных, всероссийских форумах для молодежи, а также инициирование мероприятий. 

Все это помогает становиться предприятию узнаваемым и интересным для трудоустройства среди молодых специалистов.

Современная молодежь, та, что еще учится или только закончила это делать, — это те, на кого возлагается серьезная задача в будущем – поддержание и развитие нашей экономики. Поэтому так важно обратить внимание именно на эту группу и работу с ней.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Аналитик, Москва

Хорошая статья! Чувствуется, что автор заинтересован в результате своей работы.

Я работал в структуре правительства Москвы. Мы два раза в неделю проводили ярмарку вакансий. Нетипичная ярмарка. Заранее рассылались приглашения руководителям предприятий города, они присылали к нам своих представителей и в удалённом формате проводили беседы с потенциальными работниками. Звонили и из других городов. К сожалению, очень редко кто-то из промышленного сектора приходил к нам. Были строителии, были из HORECA. 
Да и из своего опыта могу сказать, что представители нашей промышленности очень закрыты, отсутствуют каналы коммуникаций, очень неохотно идут на оющение. Тем более, на активное общение со студентами, с призывниками.  Даже если повезёт и ты дозвонишься до отдела кадров, то в ответ: "Идите на сайт, там всё написано". Живого общения не хватает. Тем более для молодых. У них же новый этап в жизни, они ещё не обтёрлись в наших дебрях реальности. 

И добавлю. Очень важно для молодых оказание помощи с обучением. Целевое обучение, платные курсы. Это очень важно!

Инженер, Томск

Компании могут столкнуться с высокими требованиями к работодателю у начинающих специалистов. Одно из самых частых требований — уровень дохода, превышающей уровень квалификации молодого работника. Молодежь, приходящая на завод, хочет получать зарплату, которая соответствует уровню сотрудника с высокой квалификации и стажем работы.

В принципе молодежь требует не так много - чтобы на жизнь хватало. Это проблемы предприятия, если оно не в состоянии платить квалифицированным рабочим.

Александр Ковалёв +2923 Александр Ковалёв Инженер, Омск

Компании могут столкнуться с высокими требованиями к работодателю у начинающих специалистов. Одно из самых частых требований — уровень дохода, превышающей уровень квалификации молодого работника. Молодежь, приходящая на завод, хочет получать зарплату, которая соответствует уровню сотрудника с высокой квалификации и стажем работы. Поэтому еще на этапе приема на работу стоит обсудить все пожелания и рассказать о карьерных возможностях максимально подробно, чтобы через несколько месяцев сотрудник не ушел в поисках лучшего, разочаровавшись в компании.

Я понимаю, что Владимир подразумевал и то что нужно учитывать соотношение материального вознаграждения с рыночными реалиями, но не могу никак согласится с тем, что молодёжь чего-то там требует сверхмерного. Вы понятия "потребительская инфляция", "курсовая разница" знаете?! Вот то-то.

А учитывая, что и по отчётности на ФОТ не приходилось больше 20% издержек, в некоторых статьях промышленности и вовсе там мизерные цифры, то там точно есть куда разгулятся. 

Знаете, курьерам в доставке, менеджерам в продажах, экспедиторам, менеджерам товарных складов, водителям в такси, программистам и тестировщикам в IT, крановщикам, камбойнерам, дальнобойщикам платят равнозначно "высококвалифированным рабочим" в промышленности, но никто там не жалуется.

Хотите сравнить, то ведущий инженер-технолог или ведущий конструктор получали бы столько же сколько их коллеги программисты ранга Senior в IT, как их коллеги в других странах. До конца 2014-го года оно так и было, когда ИТР получали по 12-24 тысячи долларов в год, а ведущие от 36 тысяч долларов в год, при пересчёте курса тех лет к тогдащним зарплатам в рублях. И на секунду, это вдвое, а то и втрое меньше, чем их средний коллега в Европе. 

Руководитель, Санкт-Петербург

Не увидел мнения молодёжи и работы с ним  HR BP (хотя бы HRD).

Адм. директор, Санкт-Петербург

У "молодёжи" сейчас нет реальных возможностей отстаивать свои интересы до тех пор, пока они не достигнут "среднего возраста" и обрастут связями/статусом. В отрицаемое сейчас "советское время" эту функцию - отстаивание специфических интересов и непосредственную связь с руководством - выполняла комсомольская организация. 

Кроме этого - нужна стабильность, а не турбулентность, для перспектив работы на производствах "реального сектора"... На днях проезжал мимо места, где раньше был завод электросварочного оборудования "Электрик" на петроградской стороне, на его месте - огромный жилой комплекс, а завода больше нет... как и российского сварочного оборудования такого класса! 

Адм. директор, Санкт-Петербург
Александр Ковалёв пишет:
А учитывая, что и по отчётности на ФОТ не приходилось больше 20% издержек, в некоторых статьях промышленности и вовсе там мизерные цифры, то там точно есть куда разгулятся. 

Для этого нужно увольнение "эффективных менеджеров", чего добиться невозможно...

Михаил Кузнецов +7139 Михаил Кузнецов Аналитик, Москва
Сергей Алейников пишет:
У "молодёжи" сейчас нет реальных возможностей отстаивать свои интересы до тех пор, пока они не достигнут "среднего возраста" и обрастут связями/статусом. В отрицаемое сейчас "советское время" эту функцию - отстаивание специфических интересов и непосредственную связь с руководством - выполняла комсомольская организация

Это очень хорошо, когда у специалиста нет связей. Это значит, что он надеется исключительно на своих верных друзей - физическое, интеллектуальное и духовное здоровье.

Вот комсомольцев кто то научл обрастать вертикально-горизонтальными связями. Ребята воспользовались этим и забыв, чему они учились в уч заведениях просто обворовали свою страну до нитки. 

Адм. директор, Санкт-Петербург
Михаил Кузнецов пишет:
Ребята воспользовались этим и забыв, чему они учились в уч заведениях просто обворовали свою страну до нитки. 

Что за бред...

Генеральный директор, Москва

"В решении задачи сохранения на местах молодежи и создания для нее рабочих мест заинтересованы сразу несколько сторон: и государство, в лице образовательных учреждений, и бизнес, и сами студенты."

Это утверждение подается как аксиома, но насколько конкретно заинтересованы указанные стороны, даже на примере своего предприятия, автор не сообщил. Заинтересованы - и точка.

Но судя по результатам промышленного развития страны, особенно в сфере  высоких технологий, сильного интереса (кроме соответствующих словесных интервенций) никто из указанных сторон не проявляет.
 

Researcher, Москва

Если бы платили хотя бы тыщ 5 в час на руки -- я бы обучился и пошел менеджером башенного крана.


Очень медитативная работа. Никакой нервотрепки.
Либо вира, либо майна (в полярных координатах) -- вот и вся диалектика.
Опять же кардио дважды в день -- экономия времени и денег на абонементе в фитнес.
Можно совмещать работу с прослушиванеим аудио-книг.
И вид с высоты красивый. Можно целый день пилить панорамные луки в бложике и залипательные таймлэпсы. А то и вообще прямо из поднебесья вести прямые эфиры "стратегических сессий". О высших смыслах бытия.

Не работа, а мёд.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Больше 70% россиян работают по выходным и во время отпуска

97% россиян регулярно задерживаются на работе.

В каких городах России наибольший прирост вакансий

В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.

Исследование: какую зарплату хотят получать россияне

Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.

80% работодателей отмечают нехватку квалифицированных работников

В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.