Офис против фриланса. Как удержать сотрудников

Фриланс – тренд нынешнего десятилетия, и с каждым годом тех, кто предпочитает работать «на удаленке» дома, становится все больше. Подобная «мода» затронула и сферу красоты – в последний год тенденция ухода мастеров из салона домой, зачастую вместе с частью клиентов, которые принадлежат студии, выросла примерно в пять раз.

Это не просто неприятность для владельцев бизнеса, в некоторых случаях такое поведение выходит за пределы профессиональной этики. Ведь мастеров обучают, на них тратят время и силы и – сейчас вы, возможно, удивитесь – именно руководитель салона рассказывает постоянным клиентам о мастерстве того или иного сотрудника, делая так, чтобы нового мастера приняли и записывались к нему на прием.

Думаю, о том, что владелец студии тратит личные средства на рекламу салона, зарплату маркетолога и SMM-специалиста и на косметику, которую используют сотрудники во время работы, даже говорить не стоит.

Так почему же после этого мастера считают, что клиенты принадлежат лично им? На мой взгляд, многие руководители салонов красоты и ногтевых студий изначально совершают серьезную стратегическую и кадровую ошибку: внушают специалистам, что вот это – твои клиенты, а это – твои, тем самым устанавливая цепочку «конкретный клиент – конкретный мастер».

Запомните одно простое, но важное правило: клиент должен быть привязан к салону, а не к специалисту! В этом случае, даже если мастер по каким-то причинам уйдет, клиент останется с вами, и будет не меньше (а то и больше) доволен работой другого сотрудника студии. В идеале, нужно вообще добиться того, чтобы клиенты не боялись менять мастера. Такую ситуацию можно «отрепетировать», например, во время отпуска того или иного специалиста.

Почему фриланс?

Давайте попробуем понять, почему мастера могут уйти из студии и отправиться в свободное плавание. Не будем брать частные случаи, например, переезд в другой конец города или декретный отпуск, а выясним основные причины.

Что думает мастер, когда решает работать дома:

  • меня никто не будет контролировать, я сам себе хозяин;
  • смогу самостоятельно устанавливать себе график работы;
  • не нужно будет тратить время на дорогу (особенно актуально в мегаполисах);
  • за время работы в салоне у меня набралось достаточно постоянных клиентов, буду работать с ними;
  • смогу самостоятельно расширить клиентскую базу;
  • у меня появится возможность принимать решение по поводу брендов, с которыми буду работать.

Будни фрилансеров

Но действительно ли «на удаленке» оказывается все так, как хотелось и как планировал? На самом же деле, в большинстве случаев происходит следующее: доход нерегулярный, потому что не все старые клиенты согласны приезжать к вам домой, и новые не появляются, так как «сарафанное радио» и накрутка подписчиков в социальных сетях отнюдь не залог успеха. Тогда вам приходится повышать цены на услуги (и тех клиентов, которые у вас есть, это не обрадует) или браться за узкие компетенции, в которых вы не являетесь профи, чтобы увеличить число клиентов.

В итоге все заканчивается плачевно, причем как в финансовом, так и в эмоциональном плане. Не говоря уже о том, что в погоне за деньгами фрилансеры зачастую забывают о самом важном – здоровье клиента, и у тех нередки случаи аллергических реакций или инфекций.

Дело в том, что частным специалистам приходится сильно переплачивать за препараты, на которые салонам предоставляют скидки, и так как не у всех есть первоначальный капитал, то они вынуждены покупать дешевые материалы. Экономия начинается и на простейшем – вместо закупки одноразовой продукции (простыни и полотенца) несколько раз стирают то, что есть в наличии.

Правильная стерилизация инструментов в домашних условиях тоже представляется маловероятной. Кстати, регулярной дезинфекции подлежит все помещение – столы и стулья тоже, но кто это будет делать дома?!

Давайте не будем забывать, что не каждый клиент согласиться снова и снова мыть волосы, стоя в неудобной позе в вашей ванной комнате. Поверьте, однажды ему это надоест, и тогда он вернется в салон, а вы останетесь ни с чем.

Ведь студия – это не только правильная стрижка и красивая укладка, стильный дизайн ногтей и безупречный педикюр. Студия – это, в первую очередь, комфорт и возможность час или два отдохнуть от суеты большого города, листая модный журнал с чашечкой кофе или чая в руке. Ваш личный «островок» уюта, где среди напряженных будней вы можете почувствовать себя женщиной, а не строгой бизнесвумен.

Разве фрилансеры могут вам это дать? Какие эмоции вы испытаете, сидя за столом на чужой кухне, где еще витает запах обеда или ужина? Согласитесь, это не просто некрасиво, есть в этом еще и что-то неловкое, будто подглядываешь за чьей-то жизнью в замочную скважину.

Помните: при визите к фрилансеру вы, возможно, и сэкономите условные пятьсот или тысячу рублей, но потеряете намного больше – атмосферу красоты и сопричастности к чему-то почти волшебному.

Впрочем, оставим «лирику» и вернемся в реальность. Если клиент по тем или иным причинам пострадает или просто останется недоволен, то он может устроить скандал или пожаловаться в соответствующие госорганы, как минимум, в Роспотребнадзор или в налоговую инспекцию. Конфликтную ситуацию вам придется решать самому, в то время как в салоне, где, кстати, риск подобных происшествий стремится к нулю, все уладит руководитель. Вот еще один бесспорный плюс для всех сторон.

Мотивируем сотрудников

Теперь предлагаю разобраться, как сделать так, чтобы специалисты ногтевого сервиса не выбирали фриланс, а оставались с вами в салоне на многие годы. Я, как владелец успешного бизнеса в Москве, считаю, что это реальный способ удержать сотрудников, ведь многие специалисты продолжают работать в моей студии с момента ее открытия.

Итак, основные материальные основания для того, чтобы остаться с владельцем бизнеса, у сотрудников следующие:

  • регулярные премии;
  • получение личных дипломов за участие в конкурсах;
  • обучение и повышение квалификации за счет компании;
  • оплачиваемый отпуск;
  • скидки на услуги салона членам семьи.

Что касается нематериальной мотивации, то салон дает возможность:

  • карьерного роста:
  • признания достижений (личная и публичная похвала);
  • обмена опытом с коллегами;
  • участия в принятии важных решений компании (например, внедрение новых услуг).

Весьма действенными нематериальными способами удержать сотрудников являются также выбор количества смен, времени начала и завершения рабочего дня или даты отпуска. Все эти методы работают, и их можно и нужно применять.

Поиск сотрудников

Мы определились с тем, как сделать так, чтобы специалисты оставались с вами надолго, а теперь давайте выясним, как подобрать персонал. Здесь также есть ряд важных аспектов, на которые следует обратить внимание.

Вам необходимо знать, что собеседование нужно проводить в несколько этапов:

  • переговоры по телефону или мессенджеру;
  • устное тестирование (в идеале, тест должен составить психолог);
  • практическая часть (работа специалиста в салоне с моделью).

Уже на первых этапах, если вы считаете, что мастер вам потенциально подходит, нужно собрать рекомендации с предыдущих мест работы специалиста. Если он их скрывает, то это повод задуматься.

Даже в том случае, когда сотрудник кажется во всех смыслах идеальным, брать его на работу следует с испытательным сроком. Трех месяцев обычно бывает достаточно для того, чтобы понять, правильный ли выбор вы сделали, отдав предпочтение этому кандидату.

Если сотрудник в этот период проявит непрофессионализм, либо из-за него в салоне случится конфликтная ситуация, либо если специалист обладает большим самомнением или излишней гордыней, которые мешают работе и задевают клиентов, то руководителю салона следует незамедлительно уволить такого человека. Без сомнений и надежды на то, что он исправится. Поверьте, это невозможно. Лучше потратьте время на обучение нового специалиста.

В конечном счете, работать в салоне или дома – решать, конечно, мастерам, а посещать салон или выбрать частный «кабинет» – воля клиентов. Плюсы и минусы обеих ситуаций я обозначила. Но уверена, что лучше всем – и специалистам, и клиентам – найти салон, который будет соответствовать их требованиям и ожиданиям, и жить спокойно. Пусть работа остается работой, а дом – местом, где вас ждут отдых и близкие, а не чужие люди.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Турция

И все равно, все ходят к фрилансерам :)

Потому что: фрилансерам не надо платить за аренду, не надо платить налоги, зарплату уборщице и секретарю и т.д и т.п.

А хороший визажист сделает все хорошо и на дому у себя, без всякого салона. Я, как фотограф, обращаюсь только к фрилансерам-визажистам, когда планирую съемку. Мне даже в голову не придет обратиться в салон.

Статья вообще не убедила!

Дизайнер, Москва

Статья о фрилансерах или телекомьютерах? (это своеобразная подсказка)


Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар

Кому адресована эта статья? Фрилансерам? Они почитают и вернутся обратно в ненавистный офис (салон)? Вряд ли.

Менеджер, Москва
Дмитрий Карусев пишет:
Кому адресована эта статья? Фрилансерам? Они почитают и вернутся обратно в ненавистный офис (салон)? Вряд ли.

нет, видимо, всем нам, читающим. Чтобы ай-я-яй не пошли домой мыть волосы, наклонившись над ванной, и нюхать чужую кухню...
HR-директор, Москва

Согласен с Еленой в вопросе: "Кому принадлежит клиентская база сформированная наемным сотрудником в период его работы?". В наше кадровое агентство очень часто обращаются заказчики с просьбой подобрать менеджера по продажам со "СВОЕЙ" клиентской базой.

Разве за формирование клиентской базы он ежемесячно не получал деньги от своего работодателя? Разве не для этого его нанимали? При увольнении он эту базу выкупил у работодателя? Нет. Так почему эта база для него стала своей? Как называется процесс когда берешь чужое без спроса и без оплаты? :) Нанимая бывшего наемного специалиста со "своей" клиентской базой, надо оценивать риски того, что его "своя" клиентская база пополнится вашими клиентами и перейдет вместе с ним к конкуренту.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Дмитрий Жирнов пишет:
Разве за формирование клиентской базы он ежемесячно не получал деньги от своего работодателя? Разве не для этого его нанимали? При увольнении он эту базу выкупил у работодателя? Нет. Так почему эта база для него стала своей? Как называется процесс когда берешь чужое без спроса и без оплаты? :) Нанимая бывшего наемного специалиста со "своей" клиентской базой, надо оценивать риски того, что его "своя" клиентская база пополнится вашими клиентами и перейдет вместе с ним к конкуренту.

Дикий рынок живет по своим диким законам. Как назвать работодателя, который создает вакансию, для участия в конкурсе на которую соискатели должны сделать большое тестовое задание - например, маркетинговое исследование рынка / бизнес-план / детально проработанную стратегию продвижения компании, которая потом просто присваивается работодателем, а соискателю сообщается "извините, мы остановили выбор на другом кандидате"? Как называется процесс подлого обмана соискателей работодателем, когда присваивают работу и ничего за это не платят? Так что давайте не будем тут о чести и совести. Сначала нашим работодателям нужно научиться вести себя с сотрудниками честно и порядочно - не обманывать с функционалом работы и размером оплаты, выплачивать все оговоренные бонусы в срок и в полном объеме, не вешать на уши лапшу карьерного роста, которого заведомо не будет и т.д. - и только потом требовать от них того же самого. Очень нелепо выглядит работодатель, который сотрудников не считает за людей, допускает в их отношении любую подлость, но при этом лично к себе и своей компании требует какой-то безусловной лояльности, честности и порядочности.

По поводу клиентской базы могу сказать следующее. Это обычное дело в сфере продаж. Большинство компаний торгуют примерно одним и тем же товаром примерно по одним и тем же ценам. Поэтому любой толковый менеджер по продажам легко переманит клиентов за собой в другую компанию, куда уйдет работать. Причем в вакансиях очень часто можно встретить "требуется менеджер по продажам со своей клиентской базой" (то есть работодатели фактически поощряют такое "воровство"). Нужно или удерживать менеджера от такого шага созданием хороших условий труда и достойной зарплатой, или продавать товар / услугу /сервис , которого просто нет у конкурентов (тогда клиент все равно будет покупать у вас, даже если менеджер, который с ним работал, перейдет в другую фирму). В случае с салонами красоты клиента нужно "подсаживать" на продукт, а не на мастера. Предприниматель Дмитрий Потапенко в каких-то своих видео об этом подробно рассказывает (на Ютубе есть).

HR-директор, Москва
Дмитрий Карусев пишет:
Дмитрий Жирнов пишет:
Разве за формирование клиентской базы он ежемесячно не получал деньги от своего работодателя? Разве не для этого его нанимали? При увольнении он эту базу выкупил у работодателя? Нет. Так почему эта база для него стала своей? Как называется процесс когда берешь чужое без спроса и без оплаты? :) Нанимая бывшего наемного специалиста со "своей" клиентской базой, надо оценивать риски того, что его "своя" клиентская база пополнится вашими клиентами и перейдет вместе с ним к конкуренту.
Дикий рынок живет по своим диким законам. Как назвать работодателя, который создает вакансию, для участия в конкурсе на которую соискатели должны сделать большое тестовое задание - например, маркетинговое исследование рынка / бизнес-план / детально проработанную стратегию продвижения компании, которая потом просто присваивается работодателем, а соискателю сообщается "извините, мы остановили выбор на другом кандидате"? Как называется процесс подлого обмана соискателей работодателем, когда присваивают работу и ничего за это не платят? Так что давайте не будем тут о чести и совести. Сначала нашим работодателям нужно научиться вести себя с сотрудниками честно и порядочно, и только потом требовать от сотрудников того же самого.

Дмитрий, в своем комментарии я имел в виду именно работодателей, которые ведут себя с сотрудниками честно и порядочно :)

С философией "грабь награбленное", "меня унижали когда я был духом, теперь я дембель и моя очередь унижать" и т.п. можно долго поддерживать "дикий" по Вашим словам рынок в этом состоянии.

Дмитрий Карусев +4200 Дмитрий Карусев Экономист, Краснодар
Дмитрий Жирнов пишет:
Дмитрий, в своем комментарии я имел в виду именно работодателей, которые ведут себя с сотрудниками честно и порядочно :)С философией "грабь награбленное", "меня унижали когда я был духом, теперь я дембель и моя очередь унижать" и т.п. можно долго поддерживать "дикий" по Вашим словам рынок в этом состоянии.

Лично я за цивилизованный рынок, честные отношения. Но то, что я вижу вокруг, мало похоже на это. И лично для меня неприемлема философия "грабь награбленное", иначе бы я уже давно был каким-нибудь большим директором. Воспитание не позволяет, знаете ли.

Руководитель управления, Казань
Сергей Капустянский пишет:
Потому что: фрилансерам не надо платить за аренду, не надо платить налоги, зарплату уборщице и секретарю и т.д и т.п.

Так и живем - полуподпольно! А потом удивляемся, что новые рабочие места не создают предприниматели.

Инженер-конструктор, Санкт-Петербург
Дмитрий Жирнов пишет:
Разве за формирование клиентской базы он ежемесячно не получал деньги от своего работодателя? Разве не для этого его нанимали? При увольнении он эту базу выкупил у работодателя? Нет. Так почему эта база для него стала своей? Как называется процесс когда берешь чужое без спроса и без оплаты? :)

Ухожу немного в сторону от темы статьи. На каждом рабочем месте человек получает какую-то информацию и опыт, который может быть использован за дверями компании (если он на самом деле работает).

Например, инженер-проектировщик. Он получает информацию о каких-то технических решениях, основном оборудовании, комплектующих, которые можно использовать, где их можно купить, где можно заказать какие-то подрядные работы, где и как можно получить необходимую информацию, ну и многое другое.

Причем узнать это можно от коллег, а также самому в процессе работы.

Ну нельзя же ему при увольнении сказать - забудь все это! Это не закрытая информация.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.