Конец «удаленки»: почему IBM запретила трудиться дома

Целый ряд американских работодателей, таких как International Business Machines, Aetna, Bank of America, Best Buy, Honeywell International и Reddit полностью исключили или сократили количество дистанционного персонала из-за трудностей, связанных с управлением. Среди часто возникающих проблем – необходимость прилагать большие усилия для организации сотрудничества между удаленными сотрудниками и контроля за ними в течение рабочего дня, а также ослабление контакта дистанционных менеджеров с клиентами.

Согласно отчету Общества по управлению человеческими ресурсами США, большинство работодателей лояльно относятся к тому, что сотрудники часть задач выполняют удаленно с помощью телефона или интернета. Тем не менее, доля дистанционного персонала в американских компаниях сократилась с 24% в 2015 году до 22% в 2016-м. А специалисты Департамента труда США зафиксировали также небольшое сокращение времени, которое сотрудники уделяют работе дома: в среднем чуть более трех часов в день.

Возвращение в офис будет для удаленных сотрудников поистине ужасным, – считает Эндрю Мардер, аналитик сайта, который посвящен анализу программного обеспечения и принадлежит Gartner. Сам Мардер около трех лет вел блог об инвестировании на финансовом портале Motley Fool, параллельно занимаясь уходом за своим новорожденным ребенком. Вернувшись в 2014 году к офисной работе, он должен был снова привыкать к отсутствию уединения на рабочем месте и потерям времени в дороге до офиса. Раньше он все успевал, самостоятельно определяя график и приоритеты работы. Теперь, потеряв такую возможность, он начал срывать дедлайны.

Чтобы лучше организовать работу Мардера, упорядочить его календарь и спланировать все рабочие этапы, его руководитель сделал обязательными еженедельные встречи. Эти изменения помогли, и через несколько месяцев после возвращения в офис Мардер снова начал укладываться в нужные сроки.

Исследования показали, что удаленные сотрудники, которые могут посвящать работе больше восьми часов день и не теряют времени в дороге, более эффективны, чем коллеги, привязанные к офису. Тем не менее, менеджеры хотят, чтобы подчиненные находились в зоне видимости и готовы пожертвовать ради этого эффективностью.

По словам Кена Матоса, вице-президента по исследованиям консалтинговой компании Life Meets Work, обычно компании сокращают дистанционный персонал в периоды кризиса и переосмысления стратегии. «Руководители часто говорят, что команда, работающая в офисе, нравится им больше, чем удаленная, хотя качество работы одинаковое», – добавляет он.

Вице-президент по финансам Tetra Pak International Джордж Бенаройя, покинувший компанию в 2012 году, наблюдал, как волны сотрудников возвращались в офис, когда приходили новые руководители и сокращали дистанционные рабочие места. По его наблюдению, «возвращенцы» были сильно разочарованы. Они уже привыкли к персональному оборудованию, а в офисах им снова пришлось столкнуться с ограниченным пространством, переполненной парковкой и очередью к принтеру. И если раньше топ-менеджеры специально посвящали время для общения с ними, то в офисе в этом не было необходимости, и у людей возникало ощущение, что компания в них меньше заинтересована.

Весной 2017 года начался процесс возвращения тысяч работников в офисы IBM, которая раньше была одной из сторонниц «удаленки». Тем, кто отказался, было предложено покинуть компанию. Однако были и такие, кому перспектива покинуть домашнее рабочее место понравилась.

Менеджер по маркетингу Дэйв Уилсон в течение десяти лет работал из дома в Нашуа, штат Северная Каролина. Двое маленьких детей постоянно отвлекали его, к тому же он чувствовал себя изолированным. Он вспоминает, что ему не хватало неформального общения с коллегами, коллективных обсуждений продукта. В общении по Skype такой драйв сложно получить, отмечает Уилсон, с радостью вернувшийся в офис.

Чтобы заново оборудовать рабочие места и создать систему коллективной работы, стимулирующей творческое напряжение, IBM потратила $750 млн. Более 160 тыс. сотрудников пришлось обучить заново. Однако чаще сотрудникам приходится адаптироваться к работе в офисе самостоятельно.

Как сказывается ликвидация «удаленки» на бизнес-результатах? Best Buy, американская компания, владеющая сетью бытовой электроники, прекратила эту практику в 2013 году. Для 5000 сотрудников, которые раньше работали дома, была разработана специальная программа возвращения, которая позволяла выбрать офис с удобным расположением и графиком работы. С тех пор чистая прибыль компании выросла более чем в два раза, акции подорожали на 200%. Но напрямую этот успех с запретом удаленной работы Best Buy не связывает. «Очевидно, что имели место и другие факторы», – говорит ее пресс-секретарь Джеф Шелман.

Перевод с английского. Источник: wsj.com

Фото: flickr.com

Комментарии
Вице-президент, зам. гендиректора, Азербайджан

Когда началась эта волна удаленки, многие в моем окружении начали взахлеб хвалить эту методику и приводить примеры великий компаний. Моя реакция была простой : подождите, посмотрим, что из этого выйдет. Издалека звук гармошки всегда сладкий на слух :)

Два основных момента, которые мне нравятся в западных компаниях - это то, что

1. Не боятся экспериментировать и гибки на внедрение новых техник, инструментов и методик.

2. Не боятся признать неудачу публично.

Лично я являюсь противников удаленной работы как раз-таки по тем же причинам, которые указаны в данной статье : трудность координирования действий, невозможность сконцентрироваться полностью на работе и т.д.

И от себя добавил бы, что не уверен, что человек может так же сконцентрироваться на работе дома, где он привык быть в расслабленном режие, как на работе, где вокруг все собраны как раз таки для одной цели - работа.

Директор по производству, Украина

>>> … С тех пор чистая прибыль компании выросла более чем в два раза, акции подорожали на 200%. Но напрямую этот успех с запретом удаленной работы Best Buy не связывает. «Очевидно, что имели место и другие факторы», – говорит ее пресс-секретарь Джеф Шелман.

Согласно «модели распределения суммы продаж», прибыль компании и ФОТ её персонала связаны с суммой продаж линейными соотношениями. Коль пресс-секретарь темнит насчет причины удвоения прибыли и стоимости акций, значит технология продаж и распределение суммы продаж вряд ли изменились существенно. Поэтому, «вызывает интерес вот еще такой разрез»: а зарплата персонала удвоилась? И этот интерес не праздный. Ибо, чего ханжить-то, заплата -- весьма существенный мотиватор эффективности труда персонала.

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва

Фахри Агаев пишет: Лично я являюсь противников удаленной работы как раз-таки по тем же причинам, которые указаны в данной статье : трудность координирования действий, ...

В статье не уточняется , но если удалённая работа сдельная, то всё может быть с точностью наоборот, только требуется Новая структура и другие методы работы. Существует такое понятие, как самоорганизация в коллективе - ярким примером является разработка программного обеспечения, для этого не нужен офис, а работают они больше других.

Фахри Агаев пишет: ...что не уверен, что человек может так же сконцентрироваться на работе дома, где он привык быть в расслабленном режие, как на работе, где вокруг все собраны как раз таки для одной цели - работа.

Ну, это преувеличение. Ничего так не отвлекает как постоянные совещания и очень "важные" обсуждения, которые занимают большую часть рабочего времени и всегда рядом Хронофаги – пожиратели чужого времени.

Можно сделать другие выводы, что победили консерваторы, и компании что-то важное потеряли, может быть своих лучших работников.

Менеджер, Москва

Всё зависит от должности и решаемых задач.

Аналитик, Краснодар

Мне кажется, тут всё сильно проще. Каждый дирехтур хочет в полной мере ощущать свою власть - возможность наорать на подчиненного просто так, из-за плохого настроения, зайти к нему в кабинет и смахнуть со стола рабочие документы, прилюдно унизить перед коллективом, заставить чувствовать себя неловко, выполняя чужую работу, любимый всеми руководящими работниками тотальный мелочный поминутный контроль подчиненных - сколько раз вышел из кабинета, сколько раз был за день в туалете, сколько времени и т.д. А как ты это будешь делать, если сотрудник работает удаленно? Никак.

Но официально, конечно, приводятся сосем другие причины. Про невозможность координации работы, отсутствие командного духа, и прочее фуфло, которое производят консультанты в огромных количествах. Невозможность сконцентрироваться - это да. Ведь намного проще сконцентрироваться на работе в офисе, когда кругом 20 человек одновременно разговаривает по телефонам, кто-то постоянно туда-сюда бегает с клиентами, приносит-уносит и т.д. - чем сидеть дома в тишине или в коворкинге и спокойно работать? Я же говорю - причина не там, где ее ищут.

Директор по производству, Украина
Дмитрий Карусев пишет:
Каждый дирехтур хочет в полной мере ощущать свою власть - возможность наорать на подчиненного ...

Дмитрий, поработайте сначала директором. ...

Генеральный директор, Москва

Интересный подняли вопрос. Решил посмотреть тему на просторах интернета.

Но судя по этой статье https://qz.com/924167/ibm-remote-work-pioneer-is-c...

не все так однозначно.

Пока что виден очевидный пример принципа "новая метла, по новому метет". Пришел новый руководитель и решил поэкспериментировать с компанией.

Экономических результатов пока нет. Окупятся затраты на аренду офисов и их оснащение, большой вопрос.

Возможно через некоторое время, увидим новый исход из офисов.

Директор по продажам, Москва

Вопрос сам по себе действительно интересный. Однако название статьи увлекло, а содержание мягко говоря не соответствует и точно не понятно почему IBM решило отказаться от удаленки.

У меня был разный опыт по удаленке как в качестве подчиненного так и в качестве руководителя. Действительно когда работаешь на удаленке со временем появляется чувство что ты в полной изоляции, в то же время когда ты в офисе (особенно с трендом на open space), каждый проходящий считает долгом поинтересоваться как идут дела или излить наболевшее (что само по себе действительно бывает полезно, поскольку увеличивает скорость реакции в системе, но нужно дозировать). Практически схожие моменты с удалённой когда ты руководитель: со временем уходишь в астрал и лишаешься живого контакта с командой, что очень важно для лидера - чувствовать энергетику в команде, в то же время удаленка помогает в ряде аспектов той же команде быть более эффективной и мотивированной, поскольку не приходиться тратить впустую время на дорогу, что в условиях мегаполисов особенно важно, и на порой пустые офисные отвлекающие разговоры.

В итоге есть свои плюсы и минусы. почему и отметил, хотелось бы чуть больше сравнительных фактов и чуть более глубокого анализа при таком названии статьи.

Программист, Владивосток
Дмитрий Карусев пишет:
Мне кажется, тут всё сильно проще. Каждый дирехтур хочет в полной мере ощущать свою власть

ОМГ, далеко не каждый (вообще не сталкивался за все почти 30 лет трудовой деятельности и рядовым рабочим в цехе и начальником отдела), и каждый такой сильно рискует потерять работников совсем.

Руководитель, Москва

Более 5 лет работаю частично удаленно либо на полном фрилансе или удаленке. Ни одного сорванного дедлайна, самоорганизую процесс работы и нагрузки. Нужно, встаю в 5 утра, нужно ложусь в 4 утра. Могу удаленно организовать рабочие группы, собрать крупный проект.

Я уверена, если менеджерские качества отсутствуют, эффективность будет примерно равной независимо от места присутствия. Если менеджер имеет опыт и способности, организовать свой деловой процесс он сможет где угодно дома, в офисе, в лесной палатке, за столиком в кафешке....

Некомпетентность линейного персонала я вижу каждый день. Все что дает им присутствие на раб месте - это возможность точить лясы по полдня, разводить сплетни и 10 раз варить кофе))).

Работая из дома в сезон высоких нагрузок, я порой поесть то не успеваю, а уж о недобросовестности и речи быть не может.

Все зависит лишь от уровня личной ответственности и способностей. Для меня определяющий фактор в выборе партнера, напарника, коллеги - его способность работать удаленно. Так я определяю уровень компетентности.

Но, безусловно, здесь есть специфика проф направления.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Mini andrey brovko
Мысли вслух
Андрей Бровко
Олег, у каждого человека есть свой момент для начинания чего-то. Не стоит так. Давайте не переход...
Все дискуссии
Цифры и факты
Связь в России может подорожать

Цифры дня: расходы на «закон Яровой» могут привести к росту тарифов на 10-50%.

Иран грозит закрыть пролив

Тренд дня: Иран собирается блокировать экспорт нефти конкурентов через Ормузский пролив.

Теракт в Германии

Мигрант из Ирана ранил 14 человек в автобусе.

Selfie pay: не подмигивать, а моргать

Факт дня: Mastercard уточнил информацию о технологии selfie pay.