Как я работаю дома: удовольствия и опасности

Я проработала в московских офисах чуть более 2000 дней, или около 8,5 лет. В сентябре 2005, вдохновленная грандиозными планами покорения лондонов и нью-йорков, я входила в сверкающий зеркальный лифт одной из компаний Big 4, расположенной в старинном особняке в центре Москвы. А в июне 2014 c гораздо более радужными надеждами и на этот раз еще окрыленная любовью (я ехала в Италию к будущему мужу), забирала коробки с книгами и офисными лодочками из другого старинного особняка, где уютно расположилось одно из самых известных российских PR-агентств.

Не стану скрывать, последние пару лет я люто ненавидела утро. Вылезти из-под одеяла в темноте, вытащить сонную собаку на прогулку по лужам или снегу, быстрый кофе с творожком и вареньем – и бегом в метро или в московскую автопробку. В офис приходил уже жуткий мизантроп, в голове у которого крутилась одна мысль: вот было бы круто хотя бы два дня в неделю работать из дома, в тепле и уюте. Ведь все равно, как минимум, три четверти рабочего времени я наедине с компьютером или с телефоном…

Бойтесь своих желаний, ибо они сбываются. То, о чем я тщетно мечтала в Москве, как-то само собой сложилось в Италии. Несколько самых любимых клиентов не смогли от меня отказаться, несмотря на тысячи разделяющих нас теперь километров, за ними подтянулись новые. Итог? Я никогда не работала в России столько, сколько работаю в Италии. Но теперь вид из окна поверх экрана ноутбука, начало рабочего дня и дресс-код я задаю себе самостоятельно. Расслабленные итальянцы (а особенно итальянки) крутят пальцем у виска: здесь не принято много работать. Но мне нравится быть не похожей на других. И я работаю. Много. Из дома.

Статей о плюсах удаленной работы в последнее время не перечесть, об экономической целесообразности и положительном влиянии на лояльность и мотивацию сотрудников не написал еще только ленивый. Я поделюсь своим личным опытом и попробую посмотреть на вопрос диалектически, не скрывая тех ложек дегтя, которые таятся в моей огромной бочке меда.

Плюс №1: расширяются границы пространства и времени

Работа из дома открывает перед тобой весь мир, границы и часовые пояса становятся не важны. Не надо задерживаться на работе для звонка с партнерами из Китая или США, ведь его можно спокойно провести в пижаме между прогулкой с собакой и вечерним стретчингом. Удивительно, но ты начинаешь больше любить клиентов и не злишься из-за необходимости поработать в полночь или в воскресенье. Ведь всегда можно отоспаться на следующее утро (в крайнем случае, в следующем месяце, ну или через год, когда закончится проект).

В чем опасность? Клиенты и партнеры не знают (или делают вид, что не знают), в каком ты часовом поясе, поэтому иногда звонки начинаются в 6 утра и продолжаются до глубокой ночи. Примерно такая же ситуация и с официальными выходными: в европейские праздники работает Россия, в российские – Европа, поэтому у меня, как правило, нет ни тех, ни других. Это компенсируется редкими периодами затишья, когда ты ждешь фидбэка на все наработанное ранее и можешь целый день заниматься собой без ущерба для дела.

Как у меня. За рождественским обедом 25 декабря в 2016 году пришлось объяснять новой итальянской семье, почему я вынуждена покинуть застолье в самый разгар и даже не поиграть в лото, чтобы «поговорить по телефону». Что поделать, католическое рождество не повод для отмены стратегической конференции с Москвой.

Плюс №2: улучшается качество жизни

Цветы, мишки, гиппопотамы, фэншуй, график работы в домашнем офисе – никому нет ровно никакого дела до того, как ты создаешь свою атмосферу и в какое время ты наиболее продуктивна. Утром и вечером появляется больше времени для друзей и семьи, ведь теперь не надо стоять в пробках и в очередях в часы пик. Места наибольшего скопления народа (банки, почта, магазины) можно посещать тогда, когда все приличные люди «на работе». Да и болеть становится гораздо приятнее, даже если работу отложить нельзя: пресс-релизы и маркетинговые стратегии под чай с медом и малиновым вареньем проскакивают на ура.

В чем опасность? Иногда не так просто объяснить домашним, что ты не просто «сидишь за компьютером», а работаешь: с первого раза может не получиться. Как никогда раньше важно научиться говорить «нет» и вспомнить народную мудрость «Делу время, потехе час». Вроде бы несложно спуститься в бар рядом с домом на чашку кофе, это же недолго? А потом пообедать с друзьями… А потом подвезти подругу… А потом вместе сходить в магазин… В итоге вместо восьми-девяти полноценных рабочих часов останутся два-три урывками и придется наверстывать по ночам. Кстати, тут важно не удариться и в другую крайность и не кидаться к компьютеру каждые десять минут после 11 вечера.

Как у меня. Мои друзья знают, что с понедельника по пятницу с 9 утра до 6 вечера я работаю. И это всегда в приоритете, если не случится форс-мажор. Исключение – обед с подругами по средам раз в неделю.

Плюс №3: фильтруешь общение

Работая из дома, можно самостоятельно определять свой круг общения. Больше не нужно терпеть толпы людей в метро или сплетни коллег в офисе. Ты становишься просто физически недосягаем для пустых разговоров ни о чем, энергетических вампиров и офисных сплетен. Все интриги проходят мимо, и можно сосредоточиться только на работе.

В чем опасность? Через какое-то время коллег начинает не хватать – для мозгового штурма, для тестирования и отработки идеи, чтобы похвастаться или поплакаться в жилетку. А потом реально начинаешь скучать по новогодним корпоративам и букетам мимозы «от мальчиков» на 8 Марта. К тому же о всей офисной инфраструктуре (принтере, сканере, мощном компьютере со всем ПО) теперь нужно заботиться самостоятельно.

Как было у меня. Похоже, из типичного офисного интроверта я превратилась в рьяного экстраверта. Раньше, приходя домой, я мечтала только об одном – помолчать. Теперь, когда домой приходят родные, я набрасываюсь на них с разговорами и расспросами о том, как прошел день. Двухчасовые звонки в скайпе и слэке не помогают, не хватает именно человеческого общения со всем вытекающим: жестами, мимикой, эмоциями, обменом энергией.

Еще пример: однажды моими усилиями российская компания выиграла очень крутую международную бизнес-награду. Конечно, я сразу позвонила всем коллегам, и мы вместе попрыгали от счастья в трех тысячах километров друг от друга. Но радость так валила с ног, что слов оказалось мало: пришлось обниматься с собакой (все выжили).

Плюс №4: экономишь время и деньги

Из дома можно работать в пижаме и не тратить полчаса каждое утро на макияж. Легко пробовать всевозможные диеты и готовить на обед любые изыски, о которых на бизнес-ланче с традиционным выбором «курица/рыба» мечтать не приходится. Самостоятельно приготовленная еда намного вкуснее и обходится дешевле, а тушь и парфюм теперь приходится покупать гораздо реже.

В чем опасность? Когда холодильник в трех метрах от рабочего стола, легко набрать лишние килограммы, в моменты острой мозговой активности удовлетворяя потребности в глюкозе тем, что окажется под рукой. А дома под рукой гораздо больше всего, чем в офисе. Чтобы бизнес-гардероб оставался актуальным, нужно уделять время отслеживанию fashion-трендов, ведь стильных и элегантных коллег видишь теперь гораздо реже.

Как у меня. Рубашки и пиджаки я ношу в химчистку намного чаще, чем брюки и юбки. Пижамные штаны под рабочим столом не видно. Если видеозвонок настигает неожиданно, когда на голове яичная маска, а на лице – творожная, можно ограничиться и голосом. В конце концов, удаленка удаленкой, а планирование и предварительное согласование встреч никто не отменял.

Плюс №5: становишься лучше

Ну и главный плюс в финале: серьезно повышается личная продуктивность, эффективность и ответственность. Надо быть нереально дисциплинированной и организованной, чтобы взять себя за волосы и посадить за компьютер, когда на улице солнце и плюс 25, все гуляют и птички поют, и никто, вроде бы, с палкой за спиной не стоит. Удаленная работа отлично мотивирует каждый день ставить себе новые вызовы и идти вперед, чтобы оставаться на коне и в тренде. Ведь сваливать неудачи и заваленные дедлайны больше не на кого, ты самостоятельно отвечаешь за все результаты.

Конечно, и здесь есть таится опасность: нужно прикладывать больше усилий, чтобы продолжать развиваться профессионально, ходить на бизнес-мероприятия, искать новых людей. Иначе рискуешь увязнуть в болоте своих знаний и стереотипов n-летней давности и в самом ближайшем времени отправиться на свалку истории.

И напоследок три проверенных на себе лайфхака:

  • Чтобы победить прокрастинацию, можно использовать песочные часы или таймер на 45 минут: три четверти часа погружаешься в проект и не встаешь из-за стола, потом 10-15 минут можно побегать/попрыгать/подышать свежим воздухом, и погружаемся в очередную 45-минутку. Как только это войдет в привычку, будет легче входить в тот самый поток и не отвлекаться.
  • Уходя из дома, гасите свет и берите компьютер с собой. По личному опыту, звонок от клиента с просьбой срочно отправить презентацию, в которой нужно поменять два слова, часто настигает при походе за продуктами или на почте. Раньше я сломя голову мчалась домой, а теперь смартфон, хотспот и безлимитный интернет – три главных слагаемых моего всемогущества даже в супермаркете.
  • 24 часа легко превратить в 36, если во время скайп-конференции перегладить все накопившееся белье или разобрать шкаф. Физическая активность отлично стимулирует мозговую деятельность.

Скучаю ли я по коллегам и по офису? Да! Поменяла ли бы удаленную работу на режим 5 х 8? Нет!

Сколько ни думайте, есть всего один способ узнать, что подходит именно вам, – попробовать. А если не понравится – всегда можно вернуться в офис, верно?

Расскажите коллегам:
Комментарии
Менеджер, Санкт-Петербург

Все так и есть. За удаленной работой будущее. Колоссальная экономия ресурсов для обеих сторон.

"Скучаю ли я по коллегам и по офису? Да! Поменяла ли бы удаленную работу на режим 5 х 8? Нет!"

Истинная правда)

Консультант, Москва

"Скучаю ли я по коллегам и по офису? Да! Поменяла ли бы удаленную работу на режим 5 х 8? Нет!" Подписываюсь под каждым словом)

Генеральный директор, Москва

Считаю оптимальным и использую сам сочетание удалённой и офисной работы. Переходить на 100% удалённую работу можно в том случае, когда нет задачи лично мотивировать людей, управлять командой.

Нач. отдела, зам. руководителя, Томск

Про скучаю по коллегам - самая правда, правда! надо делать со-корпоративинг центры, встречаться раз в квартал :) и традиционные НГ 23.02, 8.03 праздновать вместе

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва

Я работаю в сочетании офисной и домашней работы. По-моему, это оптимальный режим. Иногда, когда давно не выезжаю в офис и командировки, то начинаются проблемы такие, что лень утром вставать и начинать работать или невозможно собраться с мыслями. Решение нашел для себя - еду в Ленинскую библиотеку и там работаю с литературой. Набираюсь там информации и возвращаюсь к обычной работе. Ну то есть выбираться из дома обязательно нужно, даже если нет встреч. Но возвращаться к 5/8 в офисе не хочется. Для координации работы с другими сотрудниками развиваю CRM и cкрытый интернет-форум.

Виктор Москалев +9252 Виктор Москалев Директор по маркетингу, Москва
Александр Поляков пишет:
Считаю оптимальным и использую сам сочетание удалённой и офисной работы. Переходить на 100% удалённую работу можно в том случае, когда нет задачи лично мотивировать людей, управлять командой.

Это тоже возможно на удаленке. Вопрос культуры коммуникаций. Чем больше люди приучены писать и читать, тем легче это сделать. А дело идет к тому, что люди приучаются писать и читать, то есть больше инфо получать через тексты и картинки, а не через слова. Все застарелые проблемы, например, внедрение CRM были и сейчас связаны с недостаточным развитием навыка письма. Людям трудно написать три строчки, они лучше расскажут это раз двадцать.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
4
Михаил Лурье
К теме про Калугина, о чем говорили ранее в этой ветке. Сегодня ночью на ОРТ была программа Евген...
Все дискуссии
HR-новости
Названы самые привлекательные работодатели России: исследование «Талантист»

В рамках исследования был сформирован рейтинг самых привлекательных брендов работодателей, который складывался из оценок узнаваемости и привлекательности.

Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.