Автопортрет соискателя

Если проанализировать большинство вопросов соискателей, задаваемых карьерным консультантам на работных порталах, то можно выделить следующий топ проблем:

1. Мое резюме не просматривается работодателем.

2. Мое резюме просматривают, но не приглашают на собеседование.

3. Постоянно хожу на собеседование, но не получаю приглашения на работу.

4. Хочу изменить сферу деятельности, но не знаю на какую – посоветуйте.

5. Хочу изменить сферу деятельности, знаю на какую, но не знаю, как туда попасть без стажа работы в конкретной области.

Прежде чем размышлять дальше, необходимо напомнить, что есть вещи, которые мы можем контролировать, а есть события, которые находятся вне зоны нашего контроля. Мировой кризис, намерения работодателя, тенденции рынка мы контролировать не можем. Но все остальное: наше внутренне состояние, наши истинные намерения и желания в работе, составление всех сопровождающих поиск работы документов, писем – находится в зоне нашего контроля.

Легче и проще всего свалить все свои неудачи на мировой кризис и тенденции рынка или объявить, что работодатели сами не знают, чего хотят (стоит заметить, что это иногда бывает правдой).

А если вы сами себе, без свидетелей, зададите вопрос: а действительно ли я хочу работать на той должности и по той специальности, на которые ищу предложения? И для чего я работаю (кроме как для денег)? Это мое истинное намерение? Это то, что я хочу в жизни? Именно здесь меня ждет успех?

Каковы ваши ответы?

Конечно, вопросы звучат пафосно, скажете вы. Не до желаний, когда кризис и «финансы поют романсы».

А знаете ли вы, что эксперименты показали: на 50% устойчивое мнение о человеке формируется в течение первых полутора минут общения? Кроме того, изучение текстов собеседований при приеме на работу подтвердило и дополнило этот вывод. Установлено, что как бы долго ни длился разговор, положительное или отрицательное мнение о кандидате складывается в течение первых трех-четырех минут общения. Далее вопросы задаются в зависимости от сложившегося мнения: при положительном – позволяющие человеку раскрыться с лучшей стороны, при отрицательном – «на засыпку». То есть проводящие беседу рекрутеры фактически создают условия, чтобы их первоначальное мнение было подкреплено последующими фактами.

В процессе общения только 7% информации передается вербально. Около 38% информации мы получаем, анализируя интонацию, остальные 55 % отводятся на другие типы невербальной коммуникации.

Вы так долго готовились: писали резюме, размещали его, отправляли работодателю, отрабатывали самопрезентацию, а оказывается три-четыре минуты разговора, и вывод уже сделан. А вы даже ничего не успели сказать.

На практике иногда получается так, что, только войдя в переговорную и взглянув на кандидата, представитель работодателя знает: будущий это сотрудник их компании или нет. Опытный HR-ы сразу поймут, что я имею в виду.

Что же такого мы передаем в этих 55%? Да, и еще не стоит сбрасывать со счетов интонацию, которая зависит от нашего внутреннего настроя.

Посмотрите на колесо Портрета соискателя.

avt-1.jpg

Теперь представьте каждый радиус как шкалу, от одного до десяти. Где центр – это единица, а дуга окружности – это десять. Причем «10» баллов – это ваше полное соответствие заявленной цели. Например:

«10» по знаниям своих талантов и сильных сторон означает, что вы знаете себя на все 100%, знаете свои таланты, сильные стороны и умеете использовать их в работе.

«10» по цели – вы знаете, чего хотите, и ищете именно эту работу. Знаете, зачем и для чего работаете и получаете удовлетворение.

«10» по индивидуальности: вы знаете, чем вы так выгодно отличаетесь от других и как это может пригодиться работодателю, тем самым демонстрируете, чего от вас можно ожидать.

А теперь проранжируйте каждую область от одного до десяти. Что у вас получилось?

Как пример, можно представить вот такое колесо:

avt-2.jpg

Посмотрите на свои результаты! Готовы ли вы сделать себе предложение о работе?

Если нет, то подумайте, что вам необходимо улучшить? Есть ли какая-нибудь область в этом колесе, при «поднятии» которой хотя бы на единицу, все остальные области тоже подтянутся? Какие первые, самые маленькие шаги, вы можете сделать прямо сейчас, не откладывая, чтобы приблизить себя к своей цели, своей успешной работе?

Может быть, вам необходимо повнимательнее рассмотреть свои таланты или поработать с целью, чтобы она не противоречила с вашими базовыми ценностями?

В любом случае, посмотрите на это колесо и найдите то, что может уже сейчас изменить ваше положение и жизнь в целом.

Фото: pixabay.com

Комментарии
Консультант, Москва

А знаете ли вы, что эксперименты показали: на 50% устойчивое мнение о человеке формируется в течение первых полутора минут общения? - пишет автор.

Это так и есть! И мнение совершенно субъективное, основанное на подсознательной интуитивной деятельности мозга, которое происходит автоматически и не зависит от осознанной оценки кандидата, то есть это мышление выдвигается на первый уровень, хотя по логике отбора следует опираться на рассудочное мышление. Но слаб человек, и в том числе и кадровые работники, и первое впечатление основано на критерии - нравится кандидат лично этому "кадровику" или не нравится!

Как понравиться? Очень сложный вопрос - у каждого кадровика есть опыт общения с другими людьми, и этот опыт записывается в виде программы распознавания и главное сличения новой информации с уже имеющейся в памяти мозга. А память эта основывается на "якорях",запускающих определенное "узнавание" . К примеру - у кадровика есть негативный опыт общения к кудрявым человеком, а у соискателя на голове просто шапка кудрявых волос! Все - негатив запущен и никакие дипломы, никакой опыт работы в данной области, никакая супер - деловая одежда не сможет пересилить этот негатив, который у "кадровика" поддерживается отрицательной доминантой в мозгу по отношению к кудрявой шевелюре. А дальше - если человек сразу же сказал "Нет", он будет, оправдывая себя ( психологическая защита - рационализация), отстаивать и утверждать свое мнение, выискивая подходящие к случаю негативные сведения, даже если и сам не совсем понимает почему этот кандидат ему не понравился.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

В огороде бузина, а в Киеве - колесо Портрета соискателя. Две половинки статьи на редкость нелепо склеены друг с другом. "А если вы сами себе, без свидетелей, зададите вопрос: а действительно ли я хочу работать на той должности и по той специальности, на которые ищу предложения? И для чего я работаю (кроме как для денег)? Это мое истинное намерение? Это то, что я хочу в жизни? Именно здесь меня ждет успех?" - спрашивает автор. И отвечает на свой вопрос - колесом. Ну, что тут скажешь? В добрый путь!

Директор по развитию, Москва
Татьяна Лапшина пишет:
Две половинки статьи на редкость нелепо склеены друг с другом.

Соглашусь. Начало про одно

Если проанализировать большинство вопросов соискателей, задаваемых карьерным консультантам на работных порталах, то можно выделить следующий топ проблем:

1. Мое резюме не просматривается работодателем.

2. Мое резюме просматривают, но не приглашают на собеседование.

3. Постоянно хожу на собеседование, но не получаю приглашения на работу.

4. Хочу изменить сферу деятельности, но не знаю на какую – посоветуйте.

5. Хочу изменить сферу деятельности, знаю на какую, но не знаю, как туда попасть без стажа работы в конкретной области.

А ответ - колесо... Уж лучше колесо Фортуны сюда.

Генеральный директор, Москва
Валентина Путилина пишет:
Но слаб человек, и в том числе и кадровые работники, и первое впечатление основано на критерии - нравится кандидат лично этому "кадровику" или не нравится!

А еще многое зависит в каком настроении прибывает кадровый работник в момент собеседования: душа поет или "мздра не мздрится"...

Консультант, Москва

В первую минуту собеседники понимают, есть ли у них тема для совместной игры на работе. Ответ взаимен и оба его знают. Остальное время обе стороны формируют рациональное обоснование для принятого решения. Если с обеих сторон специалисты, то они сойдутся на профессиональной почве. Если с обеих сторон коммуникаторы и имитаторы, то сойдутся на соответствии корпоративной культуре и умении "не подставить".

Великая тайна современного корпоративного труда в том, что подавляющее большинство обязанностей может выполнить человек среднего ума без каких-либо специальных знаний. Поэтому коммуникаторов и имитаторов выбирают по принципу "нравится - не нравится": помоложе, по одёже, по диплому, по апломбу.

Специалистов меньше, их берут туда, где без них не обойтись. Зато их видно по резюме. Поэтому автопортрет нужно составлять из ответов на вопросы: "В чём я специалист?", "Как я показал это в резюме?".

Руководитель группы, Москва

очередной околопсихологический трактат ни о чем.

лишнее доказательство абсолютной бесполезности, а точнее вопиющей деструктивности ХеР-отдела в вопросе подбора кадров.

в "статье" ни слова о профотборе, зато вовсю об очередных недопсихологических методах, как найти комфортного тусовщика, пусть даже он законченый рукожоп и олигофрен. зато весьма хорошо вписывается в "корпоративную культуру", а что еще надо? работа? не, не слыхали, да и кому она нужна, когда вполне достаточно ИБД

HR-директор, Москва

вообще-то профессионально обученные рекрутеры знают об "эффекте первого впечатления", как и о других эффектах искажения восприятия. К тому же соискатель именно в эти первые минуты наиболее напряжен. Поэтому, если профессия кандидата не связана напрямую с умением создавать первое впечатление, оно обычно в расчет не принимается. Однако, соискателю гораздо приятнее думать, что ему отказали в приеме "потому что он кудрявый" или потому что рекрутер "самоутверждается за его счет" (хотя, не спорю, такое тоже случается, но не настолько часто, насколько здесь об этом пишут).

К сожалению, рынок труда сейчас таков, что если кандидат хотя бы минимально соответствует требованиям, рекрутер старается показать его руководителю. А вот там, как раз отбраковка по "цвету глаз" и "кудрявости" происходит наиболее часто.

Поэтому, конечно, соискателю к собеседованиям нужно готовиться. Это не значит - штудировать "популярные" книжки, о том, как правильно проходить собеседования и стараться предъявить себя тем, кем на самом деле не являетесь. Эту ложь видно, как бы Вы ее не скрывали. И именно эта неестественность поведения наиболее отталкивает рекрутеров. Нужно четко для себя сформулировать цели, требования (реальные) к работе, которую Вы ищете, и свой профессиональный бэкграунд - вспомнить все реализованные проекты, освежить знания в профессиональной сфере. Тогда Вы сможете произвести благоприятное впечатление и получить работу мечты.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Вакансии (994)
Все вакансии
Дискуссии
Все дискуссии
Цифры и факты
«Спасибо» за убытки

Банк дня: Герман Греф признался в том, что программа «Спасибо» приносит банку большой убыток.

Проект Неом под угрозой

Проект дня: Строительство футуристического города в Саудовской Аравии оказалось под угрозой.

inDriver стал междугородным такси

Факт дня: Российский такси-сервис запустил междугородние поездки.

​Revolut пришел в Европу

Стартап дня: Финтех-стартап выходцев из России получил европейскую банковскую лицензию.