Чужие. Молодые

Уолл-стрит и американские компании больше не пользуются доверием общества. США – стране, которая продолжает задавать тон мировой экономике, нужно руководство, которое обеспечит акционерам долгосрочную прибыль, качественно обслуживая при этом клиентов и общество. Фондовый рынок, кажется, начинает оживать, но последствия глубокого спада будут ощущаться еще долго. Проблема еще и в том, что американцы не доверяют руководству страны решение насущных проблем. По данным Harvard Center for Public Leadership's, по итогам 2009 года 69% американцев считают, что в стране кризис управленческой власти. Еще 67% заявляют, что пока страна не получит лучшее руководство, она будет деградировать как нация. На самом дне рейтинга недоверия – ключевые фигуры с Уолл-стрит, за ними следуют средства массовой информации, конгрессмены и другие фигуры бизнеса. К недоработкам PR-агентств этих инстанций такое скептическое отношение публики не имеет никакого отношения. Это проблема именно некачественного лидерства.

Последнее десятилетие в целом ознаменовалось волной чудовищных промахов руководства ряда крупнейших компаний. Кен Лей и Джефф Скиллинг из Enron, Берни Эбберс из WorldCom, Джозеф Наккио из Qwest и Дэннис Козловски из Tyco откровенно проигнорировали этические и юридические обязанности, возложенные на них акционерами. Настоящий кризис не закончится, пока новое поколение глав компаний не уяснит, что основными императивами лидерства XXI века являются сохранение общественного доверия и качественное долгосрочное корпоративное управление.

К сожалению, слишком многие руководители попали в ловушку, полагая, что цель бизнеса заключается в максимизации акционерной стоимости и получении личной выгоды, а не службе клиентам и обществу. Кроме того, те, кто работает, прежде всего, на максимизацию стоимости компании, чаще всего в результате своих недальновидных действий и уничтожают ее. А вот руководители, сосредоточившие свое внимание на долгосрочных миссиях и целях, зарабатывают и сохраняют доверие клиентов, сотрудников и общества.

Ключевым моментом в создании устойчивой акционерной стоимости является обеспечение высочайшей ценности для клиентов. Такие компании как Johnson&Johnson, Target, Google, Medtronic, Wells Fargo сосредоточены в первую очередь на миссии и ценностях, которые, в свою очередь, являются сильным мотивирующим фактором для персонала. В случае, если компания делает это успешно, - прибыль и устойчивый рост стоимости предприятия не заставляют себя долго ждать.

К счастью, новые прогрессивные лидеры понимают и признают необходимость ориентации на создание устойчивой ценности бизнеса. Например, Индра Нуйи предала PepsiCo новую долгосрочную ориентацию на расширение линейки здоровых продуктов и напитков. Дэн Васелла, генеральный директор Novartis, инвестирует значительные средства в лекарства и вакцины для профилактики и лечения тяжелых заболеваний.

Дорога к восстановлению доверия общественности и бизнеса очевидна. Именно новые стили руководства уже определяют основные векторы развития мировой экономики. Тем не менее, еще не совсем понятно, какие нормы и ценности у новых хозяев жизни будут преобладать, однако уже сейчас ясно, что в этой области нас ожидает много сюрпризов. Так на что же следует обратить внимание прежде всего?

Как считают эксперты, на облик руководства будущего однозначно будут влиять популярные концепции и представления о том, какие составляющие делают бизнес успешным. Обратимся к некоторым из них.

В период с начала 1980-х и конца 2000-х большую популярность получила знаменитая модель «руководитель-герой». Ими были Джек Уэлч из GE и сэр Джон Браун из BP. Этим людям удалось встряхнуть старые организации, обремененные ненужными департаментами и процессами, придать им новую жизнь. Однако после 2001 года индивидуалистическая модель руководства потеряла свою актуальность. Обнаужились существенные недостатки и недочеты поведения некоторых заслуживающих внимания руководителей-индивидуалистов, в том числе из компаний Enron, WorldCom, Tyco и Parmalat, о которых уже упоминалось выше.

Модель «вожака-героя» сменила концепция «руководящих команд». Объединение в единую сплоченную команду позволяло сочетать различные стили управления, которые дополняли друг друга, обеспечивая таким образом лучшую результативность. Новый вид руководства – командный – гораздо больше подходил к новому поколению руководителей, которые уже не были привязаны к иерархическому стилю руководства, были не искушены в «военных» приемах управления и имели больше возможностей для широкого взаимодействия с коллективом, чем те, кто им предшествовал.

Однако и это время прошло. В настоящий момент мы опять наблюдаем переходный период. Экономический кризис, пошатнувший даже самые незыблемые компании, пользовавшиеся безоговорочным доверием, подорвали уверенность в оптимальности сложившейся системы руководства. Провал всеобщих надежд потрясает своим масштабом, прошлое руководство дискредитировало себя, но кто приходит ему на смену?

По мнению экспертов, в первую очередь изменения позиций лидерства в бизнесе будут ощущаться на уровне советов директоров компаний. Движимые страхом вследствие разоблачения рисков, директора начнут работать над своим собственным поведением. Они захотят внести больше прозрачности в корпоративную практику и риски, также будет уделяться больше внимания наблюдению и контролю за различными аспектами работы корпораций. Чувствуя себя постоянно под ударом, они начинают быть более требовательным к персоналу и вникать даже в те области работы компаний, которыми раньше не интересовались.

Советы директоров будут пересматривать структуры управления компаниями, состав управленческих команд, а также внимательнее присматриваться к личностям людей, занимающих в компании ключевые посты. При этом в поисках новой оптимальной модели управления они будут руководствоваться старейшими истинами: руководители должны быть дальновидными, подавать пример своими действиями, мотивировать и вдохновлять как за счет поощрения, так и наказания.

Под руководством таких лидеров многие институты смогут вернуться к публичной ответственности, в результате чего доверие опять станет весомым коммерческим аргументом. Предприятия в банковском бизнесе или в бизнесе в целом, которые смогут обеспечить более тесные связи со своими клиентами, построенные на основе доверия, получат более значительные возможности. Как считает специалист по корпоративному управлению, писатель Марджори Келли, будут более широко опробованы альтернативы акционероцентричной модели управления, и некоторые из них получат признание.

Многим компаниям также придется найти формальные и неформальные структуры и процессы, стимулирующие альтернативное видение и поддерживающее продуктивное инакомыслие. Форма руководства командой будет оставлена без изменений, однако у нее появится новый потенциал. В состав коллективов будут входить более разнообразные в плане образа мышления личности, задачи которых будут состоять в разработке новых направлений работы и отслеживании каждодневных процессов исполнения задач.

На собственных ошибках мы научились тому, что временные финансовые модели, призванные обеспечить быстрый рост, на самом деле заслоняют основополагающую реальность экономики. Основа будущих успехов – признание того, что, имея внутреннюю склонность к неправильным поступкам, руководители, тем не менее, не должны терять голову и связь с каждодневной реальностью.

Лидеров, для которых сомнения и неопределенность – это просто часть человеческой сущности, а не помеха действиям или проявление слабости, необходимо поощрять. Одной из новых корпоративных привычек должна стать привычка сомневаться даже в очевидных фактах, оставаться открытыми для различных вариантов событий, уделять особенное внимание непосредственному опыту и наблюдений за сферой деятельности. Например, интересно, как бы в свое время отреагировали представители совета директоров американских банков, если бы посетили районы, дома в которых их клиенты покупали в ипотеку.

Модель системы и управления высшего исполнительного руководства компаний также подлежат изменениям. Совершенно очевидно, что наиболее производительные и эффективные команды состоят из различных групп людей. Команды, включающие различных по типу мышления людей, в том числе скептиков и реалистов, гораздо успешнее групп, в состав которых входят только самые лучшие, умнейшие и успешнейшие. Однако динамика командного взаимодействия часто затрудняет сохранение мыслительного разнообразия, делающего команду продуктивной. Яркие личности хотят видеть рядом таких же ярких персонажей. Кроме того, именно такое разнообразие умов в команде часто делает ее существование весьма непродолжительным, - люди, желающие получить быстрый результат, часто изгоняют тех, кто предпочитает сначала задуматься о результатах таких поспешных действий. Вместе с уходом последних исчезает и возможность ведения дискуссии. Кроме того, существующая категория людей, считающих, что только гармоничные и неконфликтные команды могут быть успешными, будут также отрицать возможность открытых дискуссий, которые и способствуют принятию правильных решений.

Если люди признают то, что написано выше, это приведет к улучшению работы организаций и оптимизации деятельности их руководства. В «разношерстных» командах руководители будут склонны поддерживать разнообразие характеристик их участников и избегать усреднения. Кроме того, власть и контроль в таких компаниях будут распределены более качественно. Например, могут существовать внутренние структуры организации, не подчиняющиеся напрямую CEO. Функции этих департаментов будут заключаться в ревизии и контроле, привлечению к ответственности лиц, отвечающих за принятие ключевых решений. Вместо принятия на веру известных фактов, эти структуры должны будут выискивать доказательства обратного.

Актуальность этого типа организации компании подтверждается еще и тем, что в настоящее время только 25% новых руководителей компаний приходят в организации со стороны. Следовательно, взгляды только этой части руководителей в течение определенного времени не зависимы от мнения основного топ-менеджмента.

Для обеспечения прозрачности и актуализации задач на всех уровнях многие корпоративные лидеры будут также нуждаться в организационных инновациях. Финансовый контроль и отчетность в большинстве компаний – это хороший пример, когда надзирательная функция может быть применена и к другим корпоративным департаментам.

Конечно, существует риск, что такие модели управления воссоздадут старые бюрократические структуры. Поэтому необходимо жестко разграничить функции и процессы. Этот коллективный и относительно неформальный подход требует руководителей с цельным и беспристрастным характером. Время людей, которые убеждены, что видят будущее четко и ясно, прошло. Теперь лидеры должны осознавать общие закономерности, лучше, чем другие, не отрицая при этом риска и неопределенности. Кроме того, новые лидеры будут иметь возможность определять общие цели и миссии организации, а не только ее стратегию. В настоящее время эти люди часто оставляют формулировку последней исполнителям.

Кризис доказал, что компании, цели которых выходят за рамки зарабатывания большего количества денег, чувствуют себя в кризис намного лучше и успешнее переживают его последствия. Задача в том, чтобы количество таких компаний росло. Качественные примеры перед нами.

Материал подготовлен на основе статей After the Crisis: Restoring Trust in U.S. Leaders из издания BusinessWeek и Leadership Lessons and the Economic Crisis из издания Srategy+Business

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург

Огромное количество людей в самых разных странах мира последнее время только тем и занимается, что пытается советовать как рядовым гражданам США, так и представителями делового и политического истэблишмента этой страны, как тем следует себя вести, какие решения принимать и чем руководствоваться в настоящем и дальнейшем. Оперируя при этом в большинстве случаев тезисами, разработанными в бизнес-сообществе в самих же США в разные периоды их истории. Что само по себе вызывает вполне понятную насмешливую реакцию.

Дело это однозначно пустое и бесперспективное, поскольку руководство США и безнес-элита этой страны всё равно поступят так, как сочтут нужным. В данном случае так, как они поступают сейчас, с чем вынужден мириться весь без исключения мир. И именно на это ориентирован менджмент ведущих американских компаний, финансовых структур и банков, вполне успешно выполняющих сейчас меры по реструктуризации экономики и финансовой системы страны за счет других участников международных экономических отношений. С чем те также вынуждены мириться, чтобы не допустить гораздо худших для себя последствий. Так что не нужно учить этих людей тому, что, как и когда им следует делать и какие модели применять в своей работе. Они прекрасно знают, что делают.

То же и в отношении граждан США и их доверия власти и бизнесу. Это крайне консервативное общество, начиная от представителей белого меньшинства и заканчивая латиноамериканцами, только что пересекшими границу Мексики и получившими свой первый талон на рассмотрение их дела о принятии гражданства.

Риск и кризисы у этих людей в крови, несмотря на сравнительно сытные и спокойные последние 25-30 лет в истории страны, в течение которого сформировалось ныне действующее бизнес-поколение.

Так что во внешней оценке ситуации в этой стране не следует слишком опираться на статьи и материалы сомнительных журналистов и бульварных аналитиков, - в каких бы изданиях они ни писали, - ориентированных в своих выступлениях на не менее сомнительную по составу публику. Они тоже отрабатывают свои деньги и свой рыночный сегмент. Просто делая своё дело и свою работу. Формируя на подобных материалах себе имя. Только и всего.

Руководитель конструкторского бюро, Сыктывкар

А мне понравилась статья. Ведь то, что руководители компаний пытавшиеся раздуть и! раздувавшие свой карман и стоимость непосредственно самой компании за счет отсутствия грамотного анализа, отсутствия стратегии направленой на служение(качественное обслуживание я имею в виду) клиентам, никакущей политики в ключе работы с персоналом - увековечили себя как лузеры - и тем самым потряли доверие. ;)

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
Андрей Тюренков пишет: увековечили себя как лузеры - и тем самым потряли доверие
Но приобрели столько денег, что никакое доверие им теперь нафик не нужно 8)
Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Ведь то, ... Да, но это всё давно описано в учебной литературе для младших курсов. И то, что цели менеджерского состава отличаются от целей акционеров, и о принятии компромиссных решений и т.д. Здесь дело в другом. Люди зарабатывают на том, на чём имеют возможность зарабатывать в текущий момент с минимальными рисками. Чем больше таких возможностей, тем выше диверсификация их деятельности. При их отсутствии, вложения делаются в более рисковую деятельность. В США наименее (как то ни парадоксально) рисковой деятельностью в последние десятилетия были финансовые рынки с учётом развитой системы страхования финансовых вложений, вкладов, рисков потерь, программируемости рынка и рыночных ожиданий и т.д. И люди на этом работали. потому что это было им элементарно выгодно. И действовавшая система обеспечивала для того все возможности. Кризис американской финансовой системы был спровоцирован не ей самой, а тем элементом поддержки, на который она опиралась, а именно, паразитической формой капитализма США в системе международных экономических отношений. Так что менеджеров винить особенно не в чем, - они работали так, как им давала возможность и позволяла надлежащим образом это делать система. И прекрасно себя чувствовали. Как и сама система. С началом фундаментального кризиса паразитической системы капитализма в США произошел и кризис финансовой системы этой страны, а также ее валюты, служащей в качестве резервной по всему миру. Опять-таки, - ничего страшного не произошло. Как и следовало ожидать, сегодня весь мир финансирует и поддерживает США. Поскольку иного варианта и быть не могло. Слишком многое в самых разных странах завязано на доллар и на интересы США. Окончательная стабилизация системы будет возможной лишь в случае полного восстановления фундаментальной основы американской экономики, - того же паразитического капитализма, но уже в какой-то обновлённой форме. Так что, при чём здесь менеджеры, их бонусы, элементы и принципы систем управления и т.д. ? Дом рушится не из-за того, что с ним что-то не так, а из-за того, что из-за землетрясения дрожит земля, на которой он стоит.
Генеральный директор, Вологда

А если еще добавить, что с тех пор, как корпорации стали большими (тем паче транс-национальными), акционерам стало не хватать квалификации и мотивации, чтобы контролировать менеджмент...

Ну и мы все знаем, что даже не очень плохие люди, попадая в определенные условия, полные искушающих возможностей ))))))

Так что эпоха руководителей-злодеев началась задолго до краха Энрона и конца-краю не видно...

Вице-президент, зам. гендиректора, Ставрополь

Думаю, что в России воплощение красивых идей приведённых в статье ''О дружбе и любви бизнеса с обществом'', ''О приоритетности долгосрочности над сиюминутностью'' и т.д. наступит не в этой жизни ;)

Руководитель управления, Москва

Статья хороша!! и полезна!!
В нет лжи и искажённой информации. В ней есть причинно-следственные связи и выводы.
Главное - это выводы!
Пусть здесь не представлены все причины кризиса, все связки и все выводы.
Но мы собираем в своей головушке информацию по крупицам из разных источников не для того, чтобы критиковать причины и заглядывать в чужой карман, а работать самим лучше и рассматривать своё благо в контексте блага своей компании.
Анализ ошибок просто необходим для того, чтобы делать сейчас и завтра гораздо лучше, чем мы это делали вчера.

Руководитель конструкторского бюро, Сыктывкар
Николай Романов пишет: >Ведь то, ...
Это правильно, все зарабатывают именно так как они умеют, а умеют так как научились - а научились так как учили и у того - кто учил. И правильно то, что ''паразитирующая'' система капитализма - модель экономики построенная американским ''долларом'' - не давала иного шанса вести бизнес. Хотя как сказать. Посмотрим как поведёт себя супер валюта, а вместе с тем и господствующая система - после отказа от нее сильных и перспективных. Возможно и правильно то, что менеджеры здесь ни при чем - хотя... а кто тогда? Система? :) И вместе с этим, действительно, дом рушится из-за землетресения, особенно, если он построен на территории повышеной сейсмологической активности.
Нач. отдела, зам. руководителя, Люксембург
>Статья хороша!! и полезна!! Она не более хороша и полезна, чем ежедневная болтовня балалаечника и дрессированного медвежонка в интервью российским СМИ и прочих выступлениях на публику, время от времени цитируемых в новостных блоках. Совершенно идентично по содержанию и наполнению. Чистой воды утопические идеи. Жаль, что ни сам балалаечник, ни медвежонок, ни лица, которые пишут им материалы, даже не догадываются о том, какую чудовищную ересь они несут временами во всеуслышание. Что до самой статьи, то подчеркну еще раз, - да, она интересна. Но на уровень университетской программы обучения, в крамках которой сегодня всё это проходят. Во всем же остальном, делаемые предложения, несмотря на всю их вопиющую правильность, - как указано выше, - это не более чем утопия и совершенно бесплодные попытки решить проблемы за счет нее же самой. Ситуация решится и решается. Но только другим образом.
Системный аналитик, Москва

Статья любопытна, но к российским условиям круговой поруки вряд ли применима. А жаль.
Кстати, вместо ''различных групп людей'' нужно было перевести ''групп различных людей''.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне рассказали, что хотели бы получить в качестве корпоративного подарка

Какие подарки получают россияне от своих работодателей на Новый год и что они хотели бы на самом деле?

Большинство россиян готовы доверить найм и увольнение искусственному интеллекту

Россия попала в топ-5 стран, которые россияне считают продвинутыми в разработке искусственного интеллекта.

Подведены итоги премии IT HR AWARDS 2021

Сообщество IT HR AWARDS объединяет профессионалов, для которых важна созидательная среда, креатив, обмен идеями и желание развивать индустрию.

Каждый пятый россиянин надеется получить 13-ю зарплату в 2021 году

Более 40% опрошенных получают стимулирующую выплату ежегодно независимо от успехов по работе.