Кандидаты, спрячьте умище!

В начале ноября 2009 года портал Executive.ru совместно с консультантом Александром Кичаевым объявили о старте проекта «Сам себе бренд». Буквально за несколько дней мы получили более ста заявок на роль основы для будущего человека-бренда. Но среди сообщений, в которых каждый потенциальный конкурсант обосновывал причину того, зачем ему нужно становиться человеком-брендом, встречались письма совершенно иного свойства. Их авторы с плохо скрываемым пессимизмом рассказывали о своих безуспешных попытках трудоустройства: их не берут даже на позиции линейных менеджеров.

Вот участник Сообщества вспоминает, как попал под сокращение еще в феврале 2009 года, но по-прежнему не может устроиться. Вот дама с превосходным бэкграундом в своей области, обладательница трех высших образований и нескольких сертификатов в области финансов, уже полгода безрезультатно ходит по собеседованиям. Проблемы вовсе не у вчерашних выпускников вузов или бизнес-школ. С трудностями поиска работы столкнулись отправленные в отставку операционные и финансовые директора с 15-летним стажем, руководители производств, HR-менеджеры высшего порядка, главные маркетологи и прочие люди, оказавшиеся за бортом из-за кризиса или по какой-то другой причине. Они продолжают искать, но им отказывают даже тогда, когда они готовы сделать один-два шага вниз по карьерной лестнице.

Ситуация примечательна своей абсурдностью. Люди с колоссальным опытом и значительным объемом знаний готовы поступиться красивой должностью, согласны работать за гораздо более скромное вознаграждение, но все равно оказываются не у дел. Почему? E-xecutive решил узнать о феномене «избыточной квалификации» у руководителей рекрутинговых агентств. Чтобы картина получилась более объективной, мы спросили иностранного и российского HR-консультантов. «Глобальную» точку зрения представляет глава московского офиса международной компании Pedersen & Partners Грегори Камю, а российскую – партнер рекрутингового агентства MarksMan Михаил Торчинский.

Итак, почему кандидатов с «крутым» опытом не берут на более скромные позиции?

  • Работодатель не имеет эффективных способов удерживать сотрудника с «избыточной квалификацией». Как только новичок почувствует почву под ногами, он продолжит поиски подходящего места и, скорее всего, достаточно быстро уйдет.
  • Работодатель хочет видеть на средней позиции человека, который не брезгует «работать руками». Вероятность того, что бывший босс растерял исполнительский навык, довольно высока.
  • Харизматичный «топ» в отставке может сформировать вокруг себя «теневое правительство» и начать копать под действующего руководителя.

По мнению опрошенных E-xecutive консультантов, у обладателя «избыточной квалификации» выбор невелик:

  • Смягчить резюме, «подогнать» его к описанию вакансии и не «звездить» во время собеседования, даже если очень хочется показать себя с лучшей стороны. Перефразируя высказывание из советского анекдота, «спрячьте умище»!
  • Использовать для поиска работы максимум личных связей.
  • Исследовать смежные рынки и понимать, где могут понадобиться люди вашего уровня.

Впрочем, наши собеседники констатируют оживление кадрового рынка. Пока оно очень неуверенное, однако находящимся в поиске кандидатам советуют не отчаиваться и продолжать искать – тем более если хруст купюр из финансовой «подушки безопасности» еще слышен. Этим вы избавите себя от удара по самолюбию (быть отвергнутым всегда неприятно) и не испортите собственное резюме. Потому что несмотря на кризис направление развития карьеры всегда одно – вперед и вверх.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Руководитель проекта, Украина

Если позволите - пару слов к сказанному о людях с ''крутым'' опытом:
- Работодатель не имеет эффективных способов удерживать сотрудника с «избыточной квалификацией». Как только новичок почувствует почву под ногами, он продолжит поиски подходящего места и, скорее всего, достаточно быстро уйдет.
Наемника вообще ничем не удержать, если внешнее предложение лучше (лучшее - враг хорошего); это данность, которую знает любой вменяемый собственник и грамотный кадровик.
- Работодатель хочет видеть на средней позиции человека, который не брезгует «работать руками». Вероятность того, что бывший босс растерял исполнительский навык, довольно высока.
Это не просто ''учетный'' фактор, а плата за статус, которую опять-таки учитывают, принимая на работу со снижением: мало у кого из ''топов'' сохранилась прошлая способность ''работать руками'' (но первую очередь - головой).
- Харизматичный «топ» в отставке может сформировать вокруг себя «теневое правительство» и начать копать под действующего руководителя.
Что бы о себе не думал принятый работник, - меньше всего беспокоит его прошлая ''харизматичность'', - если она при деле (для антикризисной мобилизации, в основном). Нет - ''с вещами на выход!''
И под занавес: ''топовость'' обесценилась оттого, что у безработных ''тоаов'' не было ПРИЕМЛЕМЫХ антикризисных рецептов для своих депрессных компаний. Они стали ''топами'' в иное время.

HR-директор, Барнаул

Если перефразировать моего бывшего шефа - ''умище спрятать нельзя'' ;)

Менеджер, Москва
Екатерина Лебедева пишет: ''умище спрятать нельзя''
Анекдот, кстати, как раз об этом был. Но людям, кто столкнулся с проблемой, явно не до смеха.
Директор по развитию, Москва

Кризис позволил состояться блицкригам по устранению внутренней конкуренции в компаниях.Механизм был создан очень простой,реструктуризация,главное в этой работе было получить право от хозяина на это,а оно,как правило,было вручено тем,кто крутится рядом с хозяином или совладельцем бизнеса,торчит у него в кабинете.Думаю,Вы догадываетесь о том,что это не обязательно те люди,которые приносят бизнесу прибыль...Сейчас потери не так видны,ибо проекты заморожены,лишь продажники работают не покладая рук,а вот потом,когда все отмерзнет с оживлением бизнеса,хозяева начнут думать,хотя в России это тоже своеобразно получается,мысли хозяина вертятся только о том,что этого теперь надо выгнать и купить другого...Я уже писал здесь,как-то о том,что устойчивых структур в бизнесе стало очень мало,кадровики даже не успевают их корректировать,часто должностные лица работают без утвержденных должностных инструкций...А Кремль мечтает об инновациях,откуда же им взяться,когда народ кочует от компании в компанию,а хозяева стремяться только побольше взять и поменьше дать...Если на Западе это увидели,то завтрашний день будет такой,приход западных производителей на российских рынок,организация совместных производств и сервисов и все эти доморощенные наши бизнесмены пойдут лесом...вместе с мечтой об российских нано,техно,био...
На шару или по знакомству полученные бизнесы до добра Россию не доведут,конечно,владельцы или соучредители сдрыстнут на Сейшелы или еще куда-нибудь,если их начнут спрашивать,но а пока нефть и газ еще Россию кормят,и что интересно,уже сейчас западные компании начинают искать уволенных топов для своих бизнесов в России,учите язык,господа!)))

Финансовый директор, Калининград
Степанян Бениамин пишет: ''топовость'' обесценилась оттого, что у безработных ''тоаов'' не было ПРИЕМЛЕМЫХ антикризисных рецептов для своих депрессных компаний. Они стали ''топами'' в иное время.
Думаю,это главная причина.
Глава филиала, регион. директор, Беларусь
Со статьей согласен. И поддерживаю рассуждения Сергея Сибирёва. Будучи наемным сотрудником сам дважды ''страдал от ума''. Много на эту тему собственных рассуждений в голове было. :) Правда, не все так весело, как отражает смайл.
Аналитик, Москва

Коллеги, а у меня сложилось стойкое убеждение, что во многих, очень многих компаниях под сокращение попали именно такие ''умищи''. И причина, не в отсутствии антикризисного настроя бывших топов. Причина, на мой взгляд, наоборот - в кризисное время избавиться от сильных внутрикорпоративных конкурентов.
У меня есть, а мой взгляд, очень убедительный пример. Я знаком со многими докторами высокого управленческого уровня, но, в то же время, ведущие очень активную практику. Удивительно, но количество жалоб от них меня просто поражает: их заедают, их ''гнобят'' и ''кошмарят''. А им и не хочется, и некогда заниматься интригами.
Замечательно на это среагировала Европа - они запросто выманивают таких докторов к себе.

Генеральный директор, Самара
Анатолий Курин пишет: Коллеги, а у меня сложилось стойкое убеждение, что во многих, очень многих компаниях под сокращение попали именно такие ''умищи''. их заедают, их ''гнобят'' и ''кошмарят''. А им и не хочется, и некогда заниматься интригами.
Согласен с автором, трижды прошёл этим путём, просто руки опускаются. Посмотрите на Российские предприятия, если бы ситуация была обратная, то мы действительно вышли бы уже из кризиса.
Юрий Гринько Юрий Гринько Researcher, Украина
Екатерина Лебедева пишет: ''умище спрятать нельзя''
:D Господа, а Вы, можете ''спрятать свое умище''??? :D Очень интересно, как это выглядит? А фото есть??? :D Вам не кажется, что истинная причина того, что бывших топов не берут на позицию ''статусом ниже'' - это де мотивация. Думаю, проще не сказать. HRы очень правильно уверены, - люди не захотят работать, просто отреагировали таким способом на ситуацию, а некоторые из них даже слишком поспешили.
Генеральный директор, Санкт-Петербург
Юрий Гринько пишет: Господа, Вам не кажется, что истинная причина того, что бывших топов не берут на позицию ''статусом ниже'' - это де мотивация
Это не демотивация, а опасение появления конкурента нынешнему руководству. А насчёт ''спрятать умище'' - нормальный топ (именно нормальный, а не ставший таковым в период бурного нефтяного роста и острой нехватки кадров) уже на первом собеседовании, как правило, понимает будет он здесь работать или нет. Кроме того, топ сразу прогнозирует возможные сценарии не только рыночного развития компании, но и возможные внутренние проблемы, для решения которых необходимо гораздо больше полномочий, нежели предлагает новая должность (как правило, бухгалтерию - не трогать, продажники-''звёзды'' неприкасаемы, сами знают, как и что делать и т.д.).
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Две трети компаний переманивают чужих сотрудников

Большинство работодателей занимаются прямым хантингом из-за нехватки людей на рынке труда.

Эйджизм на рынке труда России снизился

Работодатели все чаще присматриваются к возрастным кандидатам.

60% подрабатывающих россиян не копят деньги системно

Каждый пятый россиянин сразу тратит все деньги с подработки. 

70% россиян обращают внимание на корпоративную культуру при выборе работодателя

Самыми важными аспектами корпоративной культуры опрошенные назвали открытость и прозрачность управления, возможности для обучения и развития и сильный командный дух.