Почему нельзя оказывать услуги без договора, и что в нем прописывать

Благодаря социальным сетям цикл продаж стал короче. Можно увидеть в Instagram сумку ручной работы, тут же списаться с продавцом и заказать товар. С заказом услуг то же самое. Разбор гардероба, финансовое моделирование, консультация психолога — все это можно не только заказать, но и получить онлайн. 

Заказчик хочет получить результат, исполнитель — получить деньги. Велик соблазн сделать все немедленно, не тратить время на подписание бумаг. Особенно, когда услуги оказываются онлайн.

В отличие от работ, результат оказания услуг не имеет конкретного материального выражения. Кроме того, заказчику здесь важен не только результат, но и процесс оказания услуги – сама деятельность исполнителя.

Действительно, не каждая услуга предусматривает оформление письменного договора. Бывает, что он не нужен. 

Никто не ждет, что перед стрижкой клиент предложит парикмахеру подписать договор на нескольких листах с установлением прав, обязанностей и ответственности сторон. Договор здесь считается автоматически заключенным, когда клиент сел в кресло к парикмахеру, то есть согласился с его условиями. Информация об этом доступна клиенту еще до процесса оказания и получения услуги — это требование Закона о защите прав потребителей. 

Когда нужен договор?

Другое дело, когда речь идет о более дорогостоящих, сложносоставных и растянутых во времени услугах — когда договоренность и ее исполнение совершаются не одновременно. 

В таких ситуациях оформление договора — необходимость. Обе стороны должны понимать круг обязанностей при оказании услуги и ответственность за их неисполнение. 

Руководитель малого бизнеса решил навести порядок в финансах. Нашел специалиста по финучету, озвучил запрос: нужны рабочие формы для финансовой отчетности. В таком случае в договоре лучше прямо прописать, какие виды отчетов нужны: движение денежных средств, отчет о прибылях и убытках, баланс и т.д. Ни одна из сторон договора не должна думать за другую: заказчику лучше сразу озвучить ожидания, чтобы исполнитель не гадал, что у него в голове. 

Кому и зачем нужен договор? 

Договор нужен обеим сторонам.

  • Заказчику в договоре важно описать, что он требует от исполнителя и в какие сроки, какого качества должны быть оказаны услуги и за какую стоимость.
  • Исполнителю проще опираться на требования заказчика, когда они прописаны в договоре. 

Отсутствие договора может повлечь такие неприятные последствия, как: 

  • Утрата заказчиком внесенного аванса — не ясно, за что заплачены деньги.
  • Неполучение исполнителем оплаты за оказанные услуги — заказчик может сказать, что лишь выражал свои пожелания, а не делал конкретный заказ, и ссылаться на то, что исполнитель неправильно все понял.
  • Получение не того результата, на который рассчитывал заказчик. 

Что проверить перед заключением договора?

Убедитесь, что заключаете договор с тем, с кем планируете работать.

  • Если это ИП — проверьте паспорт и регистрацию в качестве предпринимателя (свидетельство). 
  • Если это юридическое лицо — посмотрите выписку из единого государственного реестра (можно скачать с официального сайта Федеральной налоговой службы: egrul.nalog.ru), проверьте паспорт лица, подписывающего договор от имени компании. Он должен быть указан в выписке как лицо, которое имеет право без доверенности действовать от имени юридического лица. Если нет, попросите копию доверенности. 

Что обязательно должно быть прописано в договоре? 

Обязательное условие договора об оказании услуг — предмет. Пропишите предельно понятно, что должен сделать исполнитель для заказчика.

Договор заключается не для ситуаций, когда все складывается хорошо — тогда о нем и вспоминать никто не будет. Договор нужен, когда возникают конфликты и непонимание между сторонами. Разрешение споров может дойти и до суда. И судье должно быть понятно, что имели в виду стороны при заключении договора. 

В интересах сторон согласуйте в договоре:

  • цену и порядок оплаты;
  • сроки оказания услуг;
  • особенности оказания услуг, исходя из их содержания и требований заказчика; 
  • в требованиях недостаточно написать «услуги надлежащего качества и в полном объеме», лучше указать конкретный перечень, критерии качества, количественные показатели и т.д.;
  • необходимое содействие заказчика, предоставление информации исполнителю;
  • условия, при которых услуги будут считаться оказанными;
  • права сторон на отказ от договора;
  • особые условия об ответственности за нарушение договора;
  • последствия наступления чрезвычайных обстоятельств;
  • порядок разрешения споров. 

Как заключить договор?

Стороны вправе сами решить, в каком случае договор считается заключенным. Традиционная практика — обмен бумажными оригиналами. Оригинал договора может быть и электронным, подписанным электронными подписями сторон. 

Полноценной альтернативой является подписание договора по электронной почте. Такая возможность предусмотрена Гражданским кодексом РФ. Для этого в документе лучше согласовать юридически значимые адреса электронной почты сторон и именно с этих адресов отправлять сканированные и подписанные договоры. 

Таким образом, договор может быть заключен путем обмена письмами, телеграммами, электронными документами либо иными данными. Главное – возможность воспроизвести на материальном носителе в неизменном виде содержание сделки и установить, что документ исходит именно от стороны договора.

Читайте также:

Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Самозанятые перечислили почти 2,8 млрд рублей налогов в бюджет Москвы за 2021 год

Количество самозанятых в Москве увеличивается в среднем на 30 тысяч человек в месяц.

Сбер запустил портал по финансовой грамотности

Цель нового ресурса — показать, что управлять финансами под силу каждому. 

Названы самые медийные профессии в России в 2021 году

В топ-3 самых «медийных» профессий в 2021 году вошли финансисты, владельцы малого и среднего бизнеса, а также врачи.

Каждый 10-й россиянин сталкивался с дискриминацией при поиске работы

Чаще всего с дискриминацией по возрастному признаку сталкивались соискатели в возрасте 35-55 лет – в 37% случаев.