Великий кадровый путь: как найти работу в Китае

Рост спроса на специалистов, умеющих работать на азиатских рынках – следствие интересного двустороннего процесса. Российские компании выходят на азиатский рынок, а китайские – стремятся занять место европейского и американского бизнеса в России, который теряет позиции из-за санкционного режима.

Китайским игрокам интересны люди с опытом работы в международных компаниях. При этом китайцы понимают особенности ведения бизнеса за рубежом и отличия КНР от других стран, и готовы давать значительную свободу, не настаивая на введении своих стандартов.

Сотрудники, работающие на позициях уровня «генеральный директор -1», то есть директор филиала, генеральный директор и директор производства, в Китае получают фиксированную часть от 5 до 10 тыс. долларов в месяц плюс премию, которая редко превышает 100%. Кроме зарплаты все кандидаты могут рассчитывать на релокационный пакет. Он включает оплату квартиры, несколько перелетов к месту работы и обратно в течение года, обучение детей в школах. Также обычно оплачивается достаточно дорогая медицинская страховка.

При трудоустройстве в китайскую компанию рекомендуется обращать внимание на размер и известность организации-работодателя. Мелкий и средний бизнес ищет сотрудников самостоятельно, но в этом случае никто не гарантирует вам соблюдения местного законодательства и выполнения всех обязательств в рамках трудового договора. В крупных компаниях есть профессиональные кадровые и юридические службы, поэтому сам факт поиска сотрудника через кадровое агентство говорит об уровне компании и о том, что она может себе позволить тратить деньги на подбор кандидатов.

Китайские рекрутинговые агентства, безусловно, занимаются поиском кадров, однако при работе с российскими клиентами сталкиваются с языковыми и культурными барьерами. В первую очередь, мало китайцев владеют русским языком, поэтому им сложно подобрать качественного русскоязычного специалиста.

Проект по поиску российского представителя в Китае может длиться минимум месяц, если срочно нужен сотрудник, но может растянуться до полугода и больше. При этом, в поисках идеального сотрудника китайцы очень четко соблюдают все требования законодательства и формальности.

Российские компании при отборе кандидатов исходят из производственной необходимости, то есть, главная задача в том, чтобы процесс не останавливался. Если у китайцев есть перечень требований (список дипломов, сертификатов и лицензий) то они будут следовать этому. С другой стороны, если они находят человека, который подходит им по всем пунктам, то они сразу принимают решение. При этом завоевать доверие китайцев достаточно сложно, а лояльность ценится очень высоко, поэтому сотрудники работают в одной и той же компании десятилетиями. «Гуанси», то есть связи, имеют определяющее влияние в бизнесе.

Китай – огромный и растущий рынок, поэтому многие российские предприятия заинтересованы в специалистах для продвижения на нем товаров, услуг и организации производства. Население Китая в 9,5 раз больше населения России и в 4,3 раза больше населения США. Китайский рынок обладает потенциалом, сравнимым с США. ВВП Китая в 10 раз больше ВВП России и составляет 64% от американского.

Сейчас наиболее востребованные вакансии – коммерческий директор и директор представительств. Также востребованы специалисты по логистике. За счет географического положения Россия выступает удобным транспортным коридором между Европой и Китаем.

Также спрос на логистические услуги формирует интернет-торговля: китайцы закупают европейскую продукцию – качественную одежду и продукты, европейцы – недорогую электронику. В 2017 году общий товарооборот России и Китая увеличился на 20,8% в годовом выражении, достигнув $84,07 млрд. Доля интернет-торговли уже превысила 3 млрд долларов, и он будет расти. На российском рынке 80% составляют покупки через китайские интернет-платформы.

Ключевое требование для работы – многолетний опыт жизни и работы в Китае или других странах Азиатско-Тихоокеанского региона, понимание местного рынка. И естественно свободное владение китайским языком – китайцы не очень хорошо говорят по-английски.

В России есть несколько ведущих вузов, которые готовят профильных специалистов – Институт Стран Азии и Африки, СПБГу и Дальневосточный Федеральный Университет. Между тем, в Китае за многие годы сформировалось большое русскоязычное комьюнити. Оно представляет собой целый рынок труда для российских компаний, ведущих бизнес в Китае.

Раньше топ-менеджеру рекомендовалось обязательно пройти обучение в западной бизнес-школе. Однако сейчас есть мнение, что, к сожалению, российская экономика будет больше связана с Азией и Востоком, либо станет локальной. Рынок будет переориентироваться с поиска топ-менеджеров, обладающих международным опытом, на тех, кто сможет на локальном уровне наладить управление, либо работать с прицелом уже не на Запад, а на Восток, страны Южной Америки и Азии.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Владивосток

Наверно действительно, в Москве трудно найти спецов по Китаю. А у нас во Владивостоке с этим проблем нет.

Консультант, Красноярск

Это обоюдный процесс.И китайцев интересует российский рынок.Буквально пару недель назад обсуждался вопрос о формах продвижения китайской продукции, связанной в сельским хозяйством, на рынки СНГ. И меня через фейсбук нашли сами китайцы.

Директор по рекламе, Москва

по непроверенным слухам китайцы когда развивали базовые отрасли НХ скупали в них оптом специалистов, понимая, что спецы отраслевики нужны полным комплектом, а не ждали когда волшебная рука рынка вырастит супермобильных сверхпролизводительных специалистов на основе рыночной конкуренции

Генеральный директор, Москва
Дмитрий Федоров пишет:

по непроверенным слухам китайцы когда развивали базовые отрасли НХ скупали в них оптом специалистов, понимая, что спецы отраслевики нужны полным комплектом, а не ждали когда волшебная рука рынка вырастит супермобильных сверхпролизводительных специалистов на основе рыночной конкуренции

Но обратите внимание на разное отношение Европы и США к России и Китаю.

Китайцам разрешили купить VOLVO, SAAB и даже HAMMER, а России не дали купить даже OPEL...

Дизайнер, Москва
Олег Шурин пишет:
Дмитрий Федоров пишет:

по непроверенным слухам китайцы когда развивали базовые отрасли НХ скупали в них оптом специалистов, понимая, что спецы отраслевики нужны полным комплектом, а не ждали когда волшебная рука рынка вырастит супермобильных сверхпролизводительных специалистов на основе рыночной конкуренции

Но обратите внимание на разное отношение Европы и США к России и Китаю.

Китайцам разрешили купить VOLVO, SAAB и даже HAMMER, а России не дали купить даже OPEL...

потому как в России этот Опель превратился бы в очередную нефтегазодобывающую компанию.

Директор по работе с клиентами, Москва

Спасибо. Работаю по Китаю и Корее (Южной) уже более 20 лет. Китайцы конечно хотят в России что-то делать - но платить за услуг и не хотят. Точнее неохотно. Но - работаем. Что-то получается. Что-то нет. Во Владивостоке - я знаю некоторых спецов по Китаю. В основном это брокеры. Или кто знаю китайский язык помогает в переговорах. Но к сожалению как правило это просто перевод. Есть еще направление когда наши ребята в Китае следят за тем чтобы китайы всё в срок и с нормальным качеством производили. Работали с такими.


Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Треть профессионалов не доверяют своему руководству

Специалисты меньше, чем руководители и директора, склонны к доверию.

Зарплатные ожидания IT-специалистов превышают возможности работодателей в 1,5-2 раза

Общий рост зарплат в IT-сфере за первые 9 месяцев 2023 года составил 15-20%.

Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.