Большинство курьеров в доставке еды оформлены как самозанятые

Российская ассоциация электронных коммуникаций (РАЭК) и НИУ ВШЭ провели совместное исследование по теме влияния доставки готовой еды и продуктов питания. 

Исследование показало, что работа в доставке готовой еды и продуктов питания является дополнительным источником заработка для 37% курьеров, принявших участие в опросе. Наиболее актуальной подработка в доставке является для граждан России, проживающих в регионах: 38% опрошенных курьеров-россиян совмещают работу с учебой, 16% – с другой работой.

При этом в крупных городах, за исключением Москвы и Санкт-Петербурга, гражданами России являются 98% опрошенных курьеров. В целом же 56% курьеров, принявших участие в опросе, имеют российское гражданство.

В ходе опроса представителей бизнеса и потребителей, 96% респондентов, представляющих компании сферы общественного питания и продуктового ритейла и 68% потребителей отметили, что они считают работу в сервисах доставки хорошей возможностью дополнительного заработка для молодежи. Кроме того, интервью с экспертами показали, что доставка способствует трудоустройству людей с ограничениями по состоянию здоровья, а также пенсионеров. 

81% опрошенных в ходе исследования курьеров-россиян оформлены на работу как самозанятые сотрудники. В целом как самозанятые оформлено 70% опрошенных курьеров. В личных интервью курьеры отмечали такие преимущества трудоустройства в качестве самозанятых, как гибкий график и возможность самостоятельно его устанавливать и возможность совмещать работу с другой работой или учебой. 

Опрошенные в ходе исследования курьеры, в целом, удовлетворены условиями своей работы. 42% курьеров планируют продолжать свою деятельность в той же компании в качестве подработки в перспективе ближайших 3-х лет. О желании сменить компанию заявило только 4% опрошенных.

Профессия курьера позитивно воспринимается обществом. На трансформацию восприятия, во многом, повлияла пандемия COVID-19, когда из-за введенных ограничений посещение магазинов было затруднено, а рестораны и кафе вообще прекратили свою работу. Для многих жителей городов именно благодаря курьерам была сохранена возможность доступа к привычным продуктам и блюдам из любимых рестораном.

Сегодня 61% опрошенных потребителей относятся к курьерам положительно, еще 30% оценили свое отношение как нейтральное. 

Рынки доставки готовой еды и продуктов питания являются одними из самых быстрорастущих рынков сегмента электронной коммерции в России. В 2020 году произошел глобальный переворот в восприятии онлайн-покупок. То, что раньше воспринималось как прихоть или экстренная мера, теперь стало обыденностью. 

РАЭК оценила объем российского рынка доставки готовой еды в 2020 году в 316,4 млрд руб. По отношению к 2019 году рынок вырос на 69%. Данные компаний за прошедший позволяют говорить о том, что в 2021 году сохранилась сходная динамика. Рынок доставки продуктов питания, по оценке Data Insight, в 2021 году достиг объема 329 млрд руб., увеличившись на 159% по отношению к 2020 году. Количество заказов выросло на 244% - до 237 млн. 

Исследование показало, что предоставляют возможность заказать продукты и еду с доставкой предоставляют 76% опрошенных предприятий общественного питания и продуктового ритейла в России. В среднем у компаний, активно развивающих доставку, на нее уже приходится 50% и более заказов. У крупных ресторанных сетей соотношение доходит до 80%.

Большинство предприятий, ориентированных на рост количества клиентов и расширение доставки, используют возможности как собственной доставки, так и сервисов доставки. 53% опрошенных компаний развивают собственную доставку, 43% подключены к сервисам доставки (Delivery Club, Яндекс.Еда, Сбермаркет и др.). При этом более половины компаний, предоставляющих возможность заказать еду и продукты питания с доставкой, подключились к сервисам доставки во время или после начала пандемии COVID-19. 

Продукты питания и товары FMCG, а также готовая еда – самые популярные у потребителей категории товаров в доставке. 54% опрошенных потребителей заказывают доставку продуктов питания и товаров FMCG, 42% – доставку готовой еды из кафе и ресторанов. Большинство потребителей удовлетворены работой сервисов доставки. 82% опрошенных оценили свой опыт использования сервисов как положительный или скорее положительный. Наибольшей популярностью пользуется доставка на дом – ей пользуется половина опрошенных потребителей. На втором месте – получение товаров в пунктах выдачи (35%). 

Как потребители, так и представители бизнеса отмечают значимость доставки с точки зрения повышения доступности магазинов и ресторанов для маломобильных граждан. С данным утверждением согласны 93% представителей бизнеса и 89% потребителей, принявших участие в опросе. Речь идет не только о людях с ограниченными возможностями по состоянию здоровья. Доставку продуктов часто заказывают пенсионеры, а также молодые мамы, которые сидят дома с маленькими детьми. 

В исследовании также проанализировано влияние доставки готовой еды и продуктов питания на транспортную систему, городскую экологию и безопасность. 

62% представителей бизнеса и 46% потребителей, принявших участие в опросе, согласны с тем, что развитие сервисов доставки снижает нагрузку на транспортную систему их города. Вместе с тем, результаты опроса отражают озабоченность увеличением количества курьеров, использующих для перемещения средства индивидуальной мобильности (велосипеды, электровелосипеды, электросамокаты). 

Заказы на велосипеде доставляют 44% опрошенных курьеров, еще 42% перемещаются пешком. Автомобиль используют 20% опрошенных. С развитием доставки велотранспорт становится важной формой мобильности в городе. Рост количества велосипедов создает запрос на развитие соответствующей инфраструктуры - велодорожек, велопарковок. 

65% опрошенных представителей бизнеса согласны с тем, что развитие сервисов доставки способствует улучшению экологической ситуации в городе. Оценка потребителей менее однозначная. 42% полностью или частично согласны с данным тезисом, 40% не согласны либо выражают сомнение. Эксперты исследования отмечают рост спроса на экологичные решения со стороны потребителей. Это стимулирует игроков рынка предпринимать соответствующие меры, такие, как отказ от одноразовых приборов “по умолчанию” или сбор упаковки. 

Рестораны, ритейлеры и сервисы доставки предпринимают меры по защите потребителей и курьеров. Среди таких мер - внедрение систем идентификации и отслеживания курьеров; сокрытие номера клиента; ограничение прямого взаимодействия курьеров с клиентами. В период пандемии COVID-19 к мерам безопасности добавились бесконтактная доставка, ограничения на наличный расчет и обязательная вакцинация курьеров.

Исследование реализовано в период с 10 января по 28 февраля 2022 года. В рамках исследования были использованы методы количественного и качественного экспертных интервью. Также был проведен анализ вторичных данных.

География исследования: 15 городов-миллионников (Москва, Санкт-Петербург, Новосибирск, Екатеринбург, Казань, Нижний Новгород, Челябинск, Самара, Омск, Ростов-на-Дону, Уфа, Красноярск, Воронеж, Пермь, Волгоград)

Количественная часть исследования включает:

  • онлайн-опрос представителей бизнеса (предприятия общественного питания, организации ритейла, сопутствующие сервисы, использующие аутсорс-услуги доставки готовой еды и продуктов питания) в городах с населением 100000+ жителей. Количество завершенных интервью - 400. 
  • телефонный опрос населения городов-миллионников 16+. Количество завершенных интервью - 1502.
  • уличный опрос курьеров служб доставки готовой еды и продуктов питания. Количество завершенных интервью - 300.

Качественная часть исследования включает:

  • 15 индивидуальных фокусированных интервью с экспертами. Интервью проведены онлайн, средняя продолжительность интервью - 40 минут
  • 10 индивидуальных фокусированных интервью с курьерами. Интервью проведены лицом к лицу, средняя продолжительность интервью - 15 минут
Расскажите коллегам:
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии