Модель стиля эффективного руководителя

Стили управления бывают авторитарный, демократический и либеральный. В западных компаниях часто используется демократический стиль управления. Какой стиль или какие стили используете Вы и почему? Какой хотели бы освоить?
Интересно услышать Ваше мнение.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Партнер, Москва

Вроде бы давно в мире определились, что демократический стиль управления более эффективный. Меньше затрат на контроль и бюрократию, больше гибкость компании в работе с клиентами, выше мотивация и инициатива персонала, ценность компании в глазах сотрудников (что опять же позволяет экономить на зарплатах и бонусах). Авторитарный стиль может быть предпочтительнее на отдельных критических этапах развития компании, когда требуется быстро принимать решения...Насчет либерального поясните, где Вы с таким сталкивались?

Генеральный директор, Украина
Максим Клемешов пишет:
Вроде бы давно в мире определились, что демократический стиль управления более эффективный...

Это кто определился и когда? Многие бизнес - тренеры (включая западных гуру) тиражируют этот миф.

Выбор более эффективного стиля управления определяется в каждом конкретном случае сочетанием разных факторов внутреннего контекста организации.

Например:

- уровнем образования и культуры объектов управления - сотрудников (попытайтесь применить демократический стиль управления "работягами" на стройке),

- корпоративной культурой организации,

- сложностью бизнес - процессов и т. д.

И даже стилем, который подходит руководителю (ломать себя сложно).

Партнер, Москва
Юрий Петров пишет:
попытайтесь применить демократический стиль управления "работягами" на стройке

У меня в подчинении были монтажные бригады электриков во время строительства завода. Очень даже все отлично работает. Демократический стиль управления не предполагает вседозволенности. Это просто нормальное человеческое отношение к людям, готовность их слушать и предоставлять по умолчанию определенный кредит доверия, который в дальнейшем может вырасти или уменьшится. Очень многие руководители считают что нужно повышать голос на подчиненных. И сотрудники к этому привыкают. Так же как привыкают не думать, а тупо исполнять приказы. Понимают, что за их косяки начальник немного покричит и успокоится. Я работал в разных компаниях - и демократических и авторитарных. Нигде не повышал голос на подчиненных. Тех, кто откровенно саботирует работу и переходит границы приходится увольнять. Но в моей практике это было крайне редко. Я вообще считаю, что руководители, которые позволяют себе некорректное отношение к подчиненным (в т.ч. "работягам") самоутверждаются за счет компании. И здесь два варианта: либо переплачивать хорошим спецам либо набирать тех, кому некуда пойти, по остаточному принципу. Поэтому на месте собственника я бы первым делом заменил такого руководителя.

НО я не отрицал, что в отдельных случаях авторитарный стиль управления имеет преимущества. Здесь тоже нужно уточнить , что такое авторитарный стиль. В моем представлении это готовность принимать на себя ответственность за решения без учета мнения подчиненных. Это бывает нужно, когда надо принимать непопулярные или рискованные решения в условиях ограниченного времени. Такое в моей практике тоже случалось.

Директор по продажам, Москва
Юрий Петров пишет:
Максим Клемешов пишет:
Вроде бы давно в мире определились, что демократический стиль управления более эффективный...
Это кто определился и когда? Многие бизнес - тренеры (включая западных гуру) тиражируют этот миф.
Выбор более эффективного стиля управления определяется в каждом конкретном случае сочетанием разных факторов внутреннего контекста организации.
Например:
- уровнем образования и культуры объектов управления - сотрудников (попытайтесь применить демократический стиль управления "работягами" на стройке),
- корпоративной культурой организации,
- сложностью бизнес - процессов и т. д.
И даже стилем, который подходит руководителю (ломать себя сложно).

Спасибо Юрий!

Основная задача руководителя обеспечить командную работу сотрудников для достижения главной цели компании! Это возможно, если руководитель способен найти подход к каждому (т.е. использовать разные стили управления) или подобрать сотрудников одного уровня, чтобы ко всем использовать один и тот же стиль!

Директор по продажам, Москва
Максим Клемешов пишет:
Вроде бы давно в мире определились, что демократический стиль управления более эффективный. Меньше затрат на контроль и бюрократию, больше гибкость компании в работе с клиентами, выше мотивация и инициатива персонала, ценность компании в глазах сотрудников (что опять же позволяет экономить на зарплатах и бонусах). Авторитарный стиль может быть предпочтительнее на отдельных критических этапах развития компании, когда требуется быстро принимать решения...Насчет либерального поясните, где Вы с таким сталкивались?

Спасибо за вопрос, Максим!

Либеральный стиль предполагает перенос ответственности на подчиненных, другими словами не руководитель управляет, а команда!

Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме. Коммуникации строятся в основном по горизонтали.

Генеральный директор, Тольятти

Все правы. Работяга на стройке тоже хочет, чтобы с ним общались как с человеком, а не собакой. А офисный планктон тоже иногда может заслуживать крика начальника. Начальник должен быть вежливым с подчинёнными, но часто встречаются откровенные деспоты. Я совмещаю все стили руководства. В целом веду себя доброжелательно. Но за нарушения накладываю дисциплинарные взыскания в соответствии с ТК РФ. Если тупят - могу и голос повысить.

Генеральный директор, Украина
Фёдор Гатилов пишет:
Либеральный стиль предполагает перенос ответственности на подчиненных, другими словами не руководитель управляет, а команда!
Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме. Коммуникации строятся в основном по горизонтали.

Федор, откуда Вы черпаете такие идеи? В предлагаемой вами интерпретации либеральный стиль просто очередная "сказка Шехерезады"

1. Руководитель в принципе не имеет права переносить ОТВЕТСТВЕННОСТЬ на ПОДЧИНЕННЫХ потому, что только руководитель несет ПЕРСОНАЛЬНУЮ ответственность за РЕЗУЛЬТАТЫ работы перед акционерами или вышестоящим руководителем.

2. Вторая идея о том, что "не руководитель управляет, а команда", в принципе абсурдно потому, что содержит внутренне противоречие (как выражение "горячий лед"). Руководитель (субъект управления) - это тот, кто управляет объектом управления (процессами, коллективом и т. д.). Если руководитель не управляет, то он уже не руководитель.

3. Третья идея - "Предоставление группе возможности самоуправления в желаемом для группы режиме" на практике закончится тем, что либо в группе появится человек, который возьмет на себя функции руководителя (вместо формального руководителя - идиота), либо процессы будут выполняется так, как удобно членам группы (чтобы меньше напрягаться), а не оптимальным для организации образом.

Федор, не верьте всякой ерунде, которую несут бизнес - тренеры и даже печатают в "авторских" книжечках. На практике подобные идеи не работают.

Генеральный директор, Украина

Да и само ограничение количества стилей руководства (которое искусственно ввел автор вопроса -авторитарный, демократический и либеральный) не корректно - стилей намного больше. Есть известная классификация И. Адизеса или более классическая теория Лайкерта.

Классификация Лайкерта гораздо точнее определяет стили руководства и в ней отсутствуют явно не рабочие идеи (фантазии), о которых я уже писал выше.

Согласно теории Лайкерта, различают четыре стиля руководства:

  1. Эксплуататорско-авторитарный: руководитель имеет четкие характеристики автократа, не доверяет подчиненным, редко привлекает их к принятию решений, а задачи формирует сам. Основной стимул — страх и угроза наказания, вознаграждения случайны, взаимодействие строится на взаимном недоверии. Формальная и неформальная организация находятся в противоборстве.
  2. Патерналистски-авторитарный: руководитель благосклонно позволяет подчиненным принимать ограниченное участие в принятии решений. Вознаграждение действительное, а наказание — потенциальное, и то, и другое используется для мотивации работников. Неформальная организация отчасти противостоит формальной структуре.
  3. Консультативный: руководитель принимает стратегические решения и, проявляя доверие, тактические решения делегирует подчиненным. Ограниченное включение работников в процесс принятия решений используется для мотивации. Неформальная организация не совпадает с формальной структурой лишь частично.
  4. Демократический стиль руководства характеризуется полным доверием, основан на широком привлечении персонала к управлению организацией. Процесс принятия решений рассредоточен по всем уровням, хотя и интегрирован. Поток коммуникаций идет не только в вертикальных направлениях, но и по горизонтали. Формальная и неформальная организации взаимодействуют конструктивно.
Директор по продажам, Москва

Большое спасибо, Юрий!

Встретил подобное разделение стилей управления в интернете и решил обсудить с вами! )

Полностью с Вами согласен! Либеральный вообще можно назвать не стилем управления, а методом делегирования или снятия с себя полномочий руководителя.


Партнер, Москва
Фёдор Гатилов пишет:
Либеральный вообще можно назвать не стилем управления, а методом делегирования или снятия с себя полномочий руководителя.

Не знаком с понятием "либеральный стиль управления". Но делегирование полномочий руководителем не предполагает снятия с него ответственности. В любом случае он отвечает перед вышестоящим руководством или собственниками.

Снятие с себя полномочий - это как? Увольнение?

Директор по продажам, Москва
Максим Клемешов пишет:
Фёдор Гатилов пишет:
Либеральный вообще можно назвать не стилем управления, а методом делегирования или снятия с себя полномочий руководителя.
Не знаком с понятием "либеральный стиль управления". Но делегирование полномочий руководителем не предполагает снятия с него ответственности. В любом случае он отвечает перед вышестоящим руководством или собственниками.
Снятие с себя полномочий - это как? Увольнение?

Спасибо за вопрос, Максим!

Я рад, что смог открыть новое для Вас!

http://fb.ru/article/230530/chto-takoe-liberalnyiy...

Вы пишите "делегирование полномочий руководителем не предполагает снятия с него ответственности"

Я же писал "методом делегирования или снятия с себя полномочий руководителя"

Это про другое! О том, что руководитель не просто делегирует, но и перекладывает личную ответственность на других! Последнее, к сожалению, не редко встречается среди руководителей разных уровней!


Директор по R&D, Москва

Фёдор Гатилов

"Стили управления бывают авторитарный, демократический ... Какой хотели бы освоить?"

Руководителям свойственны те или иные стили управления не потому, что они эти стили выбирают из арсенала. А потому, что таков менталитет каждого конкретного человека. И от того, какие есть типы менталитета руководителей, собственно, мы теперь и типизируем используемые ими типы управления. В общем случае на одном полюсе авторитаризм (знаете таких людей, да?), на другом - демократизм (тоже, наверное, встречали?), всё остальное между ними.

Директор по R&D, Москва

Фёдор Гатилов

"Стили управления бывают авторитарный, демократический ... Какой хотели бы освоить?"

Конечно, есть талантливые люди, которые, как артисты, могут менять тип управления по своему желанию в зависимости от обстоятельств. НО это говорит всего лишь о гибкости их менталитета. И таких людей очень мало. А среднестатистический авторитарий никогда не будет демократичным, демократичный руководитель практически никогда не будет пользоваться авторитарным методом. Не потому, что не хотят, а потому что не могут - за пределы своей натуры не выпрыгнешь. Авторитариям претит демократизм (им непонятно, как это быть демократичным?!), демократам претит авторитаризм (им тоже непонятно, как это быть авторитарным?!), типа, как человек жестокий и человек добрый почти никогда не меняют своего типа поведения.

Директор по R&D, Москва

Фёдор Гатилов

"Стили управления бывают авторитарный, демократический ... Какой хотели бы освоить?"

Поэтому сколько угодно много можно рассуждать о плюсах и минусах этих типов, но всё определяет менталитет руководителя, а с ним и выбор типа управления. И только понимая недостатки своего типа, их можно пробовать нивелировать тем или иным образом. В том числе, через механизм делегирования полномочий, или подбор команды. Но, как правило, (и особенно, авторитарии (:-)) своих недостатков либо не видят, либо не признают. И не меняются. Круг с выбором замкнулся.

Владимир Сикира +993 Владимир Сикира Директор по развитию, Сочи
Борис Карабанов пишет:

Поэтому сколько угодно много можно рассуждать о плюсах и минусах этих типов, но всё определяет менталитет руководителя, а с ним и выбор типа управления. И только понимая недостатки своего типа, их можно пробовать нивелировать тем или иным образом. В том числе, через механизм делегирования полномочий, или подбор команды.

Не согласен... Или только отчасти... Менталитет и стиль руководства приходиться определять и подбирать, в зависимости от специфики предприятия, уже сложившейся эффективной команды... и профессионального рабочего класса...

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.

Россиян ждет шестидневная рабочая неделя

Шестидневной эта неделя оказалась за счет переноса выходного дня на понедельник – 29 апреля – для того, чтобы отдыхать россияне могли без перерыва.

Половина россиян будут работать в майские праздники

Женщины чаще мужчин сообщали, что не собираются работать в государственные выходные.

Cпрос на специалистов в сфере производства вырос почти в 2 раза

Средние предлагаемые зарплаты в производстве выросли на 16% в I квартале по сравнению с аналогичным периодом в прошлом году.