Как учить рабочих: УК или создание учебного центра?

Коллеги, добрый день!
В компании несколько филиалов, по разным городам, все производственные. В связи с вступлением в силу нового порядка осуществления образовательной деятельности ("Об образовании в Российской Федерации" N273-ФЗ от 29.12.2012г.; Приказ Министерства образования и науки РФ N513 от 02.07.2013г.) , крайне остро стоит вопрос обучения рабочих кадров (повышение разрядов, вторая/смежная профессия) : если обучать внутри - нужна лицензия на обучение, иначе перевести рабочего на новую должность не имеем формально права; если использовать лицензированный учебный центр - дорого, да и не всегда возможно в виду отсутствия соответствующих программ (специфика производства).

Подготовка/переподготовка рабочих (обучение вторым/смежным профессиям, повышение разряда) относится к профессиональному обучению, и подлежит лицензированию («Положение о лицензировании образовательной деятельности», «Перечень подлежащих лицензированию образовательных услуг по реализации образовательных программ» п.14. Утверждены Постановлением Правительства РФ N 966 от 28.10.2013).

Для получения лицензии, согласно закона, необходимо создавать отдельное образовательное структурное подразделение, типа учебного цента/центра подготовки кадров. Пока задач учить внешних у нас нет, нам бы своих легализовать.

Кто с такой ситуацией сталкивался, какой вариант вы предпочли и почему? Что посоветуете? Просматриваю требования к учебному центру и становится всё страшнее и страшнее... Не уверена, что сможем соответствовать, т.к. рабочие обучаются на местах на филиалах, никто печатника, например, в Москву на учёбу направлять не будет, да и требования к преподавателям таковы, что наши мастера и наставники им вряд ли будут соответствовать. Как решать данный вопрос? буду признательна всем, кто готов поделиться опытом.

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Екатеринбург

Все правильно пишите. С лицензией оно так. Даже страшнее. Хорошо, что еще не все знают, как до абсурда доведены некоторые требования, например, в плане оказания медицинской помощи слушателям. Никакой скорой помощью не отделаться. Надо арендовать помещение, которое обозначено в лицензии мед. учреждения. Потом надо подписать договор с этим мед. учреждением на оказание медицинской помощи (вплоть до плановых прививок) и посадить его сотрудника на арендованную площадь. Есть и другие "перлы", связанные с питанием учащихся. Да много там чего радостного... в этом лицензировании...
И все-таки, лучше обратитесь к тем, кто дает корочки на основании лицензии. Уговорите их отправить к Вам специалиста, если речь о рабочей специальности. Некоторые блоки учебной программы можно преподавать через вебинары. Случается, что и гора идет к Магомету.

Кстати, не только в Москве есть учебные центры с лицензией. Возможно, вам существенно дешевле будет пригласить сотрудника из "Урюпинска".

Менеджер по обучению персонала, Москва
Елена Власова пишет: И все-таки, лучше обратитесь к тем, кто дает корочки на основании лицензии.
Елена, спасибо за ваш ответ! Правильно я Вас поняла, что создание СВОЕГО УЦ и получение лицензии связано с огромной "головной болью" и вероятностью не соответствовать требованиям лицензирующего органа?
Елена Власова пишет: Уговорите их отправить к Вам специалиста, если речь о рабочей специальности. Некоторые блоки учебной программы можно преподавать через вебинары. Случается, что и гора идет к Магомету.
Считаете возможным пригласить преподавателя лицензированного учебного комбината на производство или проведение дистанционного обучения теории? Я не знаю о такой возможности. У нас проблема в отсутствии лицензированных программ в ближайших к предприятию учебных комбинатах (например: г.Пермь, нужно обучить какого-нибудь "Оператора электронного цветоделения" (полиграфия)) а в городских УК просто нет преподавателей и лицензий на такую профессию, либо нет соответствующих машин. Что делать? Отправлять рабочего 3 разряда на обучение в Москву? Вот они и вынуждены обучать внутри... Есть некоторый опыт переговоров с учебными комбинатами на предмет получения ими лицензии конкретно под наш запрос. Но это не всегда возможно по нескольким причинам: 1.) Нет преподавателей этого направления соответствующей квалификации; 2.) Нет станков/машин. 3.) Отказывают в связи с тем, что МЫ не сможем обеспечить регулярный набор групп под данный вид подготовки (может оказаться, что следует обучить 2-5 чел. в год), а кроме нас, такая позиция никем не востребована, какой им резон держать под это станки и преподов? Невыгодно УК. К тому же, при выведении всего внутреннего обучения во внешнее, затраты на внешнее ооооочень возрастут....
Генеральный директор, Екатеринбург

Добрый день, Марина. Я понимаю, что все подводные камни не перечислены. Но, читая Ваши комментарии, еще раз ловлю себя на том, что надо (я бы так действовала) найти в РФ учебный центр и договориться с ним о постоянном сотрудничестве с выездом к Вам. Сейчас кризис, лояльности к клиентам больше, лени меньше.
Мы вот даже персональный тренинг-консультацию проводим для одного участника, если клиент хочет. Цена прежняя. На собственной территории (без аренды) количество участников в общем-то, роли не играет. Зато не отпускаем клиентов.
Возвращаясь к Вашему вопросу, считаю, что реально разработать программу с выездом к Вам одного-двух специалистов, а с остальными общаться по скайпу. На многих предприятиях есть свои УЦ. Разряды рабочим повышают, не обращаясь к внешним компаниям. Возможно, что Ваши направления (специальности) есть на больших полиграфических предприятиях ("старых"), и там работают свои внутренние УЦ.
Не знаю... Я уже давно прибегаю к практике - адаптировать чужие форматы под нужды своей фирмы, заказчиков. Люди идут навстречу, слышат, в итоге мы договариваемся.

Менеджер по обучению персонала, Москва
Елена Власова пишет: Возможно, что Ваши направления (специальности) есть на больших полиграфических предприятиях ("старых"), и там работают свои внутренние УЦ.
То-то и оно, что мы и есть то самое, большое, полиграфическое и самое старое... Обращаться в этой области не к кому. Специалистов подобного рода больше чем нам, вряд ли кому надо. А в регионах мы не просто крупное, а стратегическое и градообразующее. Но мы - производственные прежде всего, не располагаем как таковыми учебными классами, образовательными программами и учебными пособиями, и преподаватели наши - профи и "гуру" в своей области, но не обладают зачастую ни высшим образованием ни уж тем более педагогическим... И опыта у нас в этой области никакого. Поэтому-то и непонятно пока, как из всего что имеется в наличии сделать " образовательное структурное подразделение" отвечающее требованиям...
Генеральный директор, Екатеринбург

Есть несколько мыслей.
У Вас в городе есть УЦ (учебный комбинат) лицензированный? Если есть, то разработайте совместно с ними программу по повышению квалификации, учитывая ЕТКС. В УЦ большие спецы работают и быстро сориентируются. Насчет преподов. Пусть у них будут названы их сотрудники. Возможно, введете в список своих инженеров, технологов. Это для спец. дисциплин. Потом "помогите им с лицензированием", пообещайте стать постоянным клиентом. Это ведь правда. Всем будет выгодно.
Если Вы в Перми, то там столько ВУЗов со своими программами на кафедрах по повышению квалификации. Это непрерывный процесс, все учатся, предоставляют корочки для повышения категорий. Поговорите с ВУЗом. Посмотрите, на каких факультетах и кафедрах предлагают программы повышения квалификации. Это, возможно, еще проще будет. Пусть получат лицензию и на Ваши специальности. Почему нет? Рынок подталкивает к новым форматам.

Менеджер по обучению персонала, Москва

Елена,спасибо Вам огромное за мысли и рекомендации:)

Наши предприятия в Москве, СПБ и Пермском крае. В Москве и СПБ, полагаю, Ваше предложение вполне можно попытаться реализовать в жизнь, т.к. комбинатов разных много, не пойдёт навстречу один, можно попытать "счастья" в другом. А вот в Перми ситуация иная, там выбор невелик. Именно поэтому, как я полагаю, у них самые большие списки тех профессий, которым в комбинатах они обучить не могут в принципе. Причины я уже указывала выше. Или, думаете, не пытались?
Вообще, мне идея нравится, можно было бы попробовать. Хоть это и увеличит затраты на внешнее обучение, но по крайней мере избавит от такой проблемы, как внутренний учебный центр. Учитывая,что в планах нет работать на внешний рынок, будешь потом отчаянно доказывать руководству целесообразность его существования.Спасибо за предложенный вариант.
Наверное, будем выходить на руководство с двумя альтернативными вариантами - вн. учебные центры (целевая подготовка. договоры на долгосрочное сотрудничество) и внутренний учебный центр.
Спасибо за идеи!

Генеральный директор, Екатеринбург

Марина, так получилось, что я пересеклась как-то с одним из таких УЦ в Е-бурге. Если хотите, дам Вам их координаты. думаю, их можно привлечь.
Я у них и не преподавала, но они меня никак со своего сайта не убирают. Вроде как должники. Шутка. Пишите в личку. В среду буду в офисе, отвечу. Помогу, чем смогу.

Виктор Шкурин +340 Виктор Шкурин Директор по продажам, Санкт-Петербург
Марина, в Петербурге есть фирма Персонал Интеграция [COLOR=gray=gray]***ссылка удалена модератором***[/COLOR] , сотрудники, которой долгие годы занимались именно организацией учебного процесса, его методическим и научным обеспечением. Возможно, вам было бы интересно пообщаться
Менеджер по обучению персонала, Москва

Спасибо, обязательно посмотрю их сайт!

Генеральный директор, Екатеринбург

Марина, для Вас еще актуальна тема? Вы куда подевались?

Менеджер по обучению персонала, Москва

Елена, здравствуйте! Тема актуальна, работаю над этим вопросом. Вроде как удалось руководство убедить в нецелесообразности создания собственного учебного центра - рассказала с примерами о том, что требуется и какие особенности функционирования и мат.базы. Но проблему нужно решать, и рассматриваю сейчас вариант, похожий на тот, что предлагали Вы - договора сотрудничества с отраслевыми учебными заведениями или учебными комбинатами ДПО, с целью дополнительного лицензирования программ специфичных для предприятия профессий и проведение обучения рабочих кадров, на условиях прохождения очной/ либо дистанционной подготовки теории в учебном комбинате а реализации практики (под руководством наставника/мастера производственного обучения) непосредственно на предприятиях и оборудовании предприятия. При этом, программы профподготовки должны быть разработаны и включены в лицензию учебного заведения-партнёра с учетом наших требований. При этом. выдачу документа установленного образца о присвоенной профессии/квалификации по итогам обучения, осуществляет учебное заведение-партнёр.
Мне уже удалось предварительно переговорить с одним отраслевым колледжем, который заинтересован в таком сотрудничестве, и возможно, часть позиций мы через них закроем. Но проблема в программах, поскольку проблему нашу нужно решать оперативно, уч.заведение не сможет самостоятельно сделать такое кол-во (175 по предварительным меркам) программ. А наши кадровики на местах просто не справятся с этой задачей. даже за пятилетку:( Посему, актуален поиск консалтинговой компании, которая была бы готова создать программы, удовлетворяющие требованиям образовательной лицензии или конкретного уч.заведения. Т.е. последовательность мне представляется следующая: 1. Предварительное обсуждение с уч.комбинатом условий 2. Озвучивание перечня профессиональных позиций, согласование сроков обучения и стоимости. 3. Предоставление готовых программ подготовки. 4. Включение данных программ в Приложение к действующей в уч.заведении лицензии 5. Заключение договора, в Приложении которого будет перечень профессий/время/виды подготовки, формат (очный/дистанционный), стоимость.
Поправьте, если не права.

Генеральный директор, Екатеринбург

Мне все нравится, что Вы написали. Радует (пока).
У нас в городе есть несколько УЦ для рабочих профессий, лицензированных. Насколько я понимаю (в минобр просвещали), лицензировать следующую очередную программу не сложно, если получена "первая" лицензия.
Вот еще мысль пришла. Может быть, Вам подключить сразу несколько УЦ, которые разработают и пролицензируют конкретный список (часть списка) программ. Таким образом, можно в более короткий промежуток времени пролицензировать весь пул программ. Возможно, еще и в затратах выиграете.
А вы контактируете с нашим "Уральским рабочим"? Это очень "древняя" издательство-типография. Как они решают свои проблемы?
И еще. Думаю, на Урале (север, юг, запад, восток) много УЦ. Есть, где разгуляться.

Генеральный директор, Екатеринбург

Хочу дописать (перечитала Ваш пост). Возможно, в каждом отдельном УЦ Вам разработают программы (в соответствии с ЕТКС) по Вашему списку. И консалтинг (он всегда дороговат) будет не нужен.

Менеджер по обучению персонала, Москва
Елена, спасибо. Не знаю пока, возможно и возьмутся УЦ за разработку программ, но не всех. Но если вы посмотрите моё предприятие, то поймёте особенности: три принципиально разных направления - печать (все виды печати, наладка, контроль, и проч.), бумажное производство (всё - от обработки целлюлозы до выхода готовых изделий), и монетно-орденское (всё - от жёсткой травилки и металлообработки до ювелирных профессий). В одном центре это ВСЁ по-любому невозможно будет охватить, нужно действовать по отраслевому признаку. Пока пытаюсь обсуждать предварительно, по телефону с руководителями, конкретно уже - надо ехать на места и говорить о конкретном сотрудничестве по очевидной схеме. Мне она пока вырисовывается очень "примерно", я не могу поручиться, что все "фантазии" они смогут удовлетворить... Пока договор заключенный не увижу, однозначно не скажу. Насколько я понимаю (в минобр просвещали), лицензировать следующую очередную программу не сложно, если получена "первая" лицензия. (с) Да, мне руководитель УЦ центра как раз и сказала о том, что им лицензия позволяет добавлять столько программ, сколько они сочтут необходимым. Но тут завязка на специфике подготовки в УЦ. С "Уральским рабочим" не сотрудничали никогда. Было бы интересно обменяться опытом, конечно, в части подготовки рабочих... Вполне допускаю, что либо нарушают и обучают на предприятии (как подавляющее большинство), либо учат в комбинатах, т.к. у них наверняка ни орловской ни металлографской печати нет в принципе, поэтому затруднений быть не должно при поиске.
Генеральный директор, Екатеринбург

Марина, мне так приятно читать Ваши посты. Я не сомневаюсь, что у Вас-то точно получится все довести до конца. насчет "расплывчатости схем" - так они конкретизируются, когда начнете. МОЛОДЕЦ Вы!!!
Мне всегда очень нравятся наши деловые женщины!

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Святослав Иванов
После слов " мне 43 года, я здоров, ссыт...." (орфография сохранена) вспомнился анекдот про девуш...
Все дискуссии
HR-новости
Число стажировок в России увеличилось на 67% за год

Работодатели активно используют формат стажировок, чтобы привлекать молодые кадры, предлагая им гибкий график.

Каждый пятый россиянин будет работать во время летнего отпуска

А каждый седьмой посвятит свободное время обучению.

Работодатели стали чаще внедрять коучинг и тренинги в соцпакет

Особенно активно предложения коучинга и тренингов встречаются в вакансиях кассиров и банковских работников.

Спрос на специалистов с навыками ИИ вырос более чем в 4 раза

ИИ-компетенции теперь востребованы не только в IT, но и в маркетинге, управлении и производстве контента.