В обиходе часто звучит тезис, что из выдающихся специалистов получаются не очень выдающиеся учителя. А выдающиеся учителя чаще всего получаются из не очень выдающихся специалистов.
Чаще всего так высказываются применительно к спорту и искусству. Из нашумевшего – Этери Тутберидзе, Даниил Глейхенгауз и Сергей Дудаков были весьма посредственными спортсменами, но оказались гениальными тренерами, воспитавшими не одну чемпионку мира. А Евгений Плющенко был выдающимся спортсменом, но как у тренера у него результаты слабые.
Здесь, в сообществе E-xe, разные люди нередко высказываются:
«Хочется, чтобы какой-то успешный предприниматель, создавший компанию с оборотом много миллионов долларов, провел консультацию или тренинг. А то куда ни посмотришь – консультационные услуги предлагают люди, работающие по найму, без опыта собственного бизнеса, или собственники компаний с маленьким оборотом».
Интересно, насколько тезис: «Выдающийся специалист не выдающийся учитель», - применим к бизнесу?
Если какой-то человек создал успешный бизнес с оборотом 10 млн евро, то насколько эффективно такой человек сможет обучить других предпринимателей маркетингу, финансам, продажам?
И может ли финансист, у которого свой бизнес не очень успешный, или работающий по найму, обучить предпринимателей эффективно вести финансы? А маркетолог, работающий по найму, может ли дать полезную консультацию по выстраиванию маркетинга на предприятии?
Почему, когда такие финансисты или маркетологи пишут статьи, им на E-Xe пишут в комментариях: «Куда вы лезете обучать других - у вас же нет своего бизнеса?»
97% россиян регулярно задерживаются на работе.
В целом по России спрос работодателей за год вырос на 36%.
Пожелания по заработной плате мужчин и женщин коррелируются в зависимости от возраста соискателей.
В целом слишком долгое закрытие вакансий волнует 45% представителей бизнеса.
Мне кажется что под "консультантом" многие понимают разные виды деятельности. Грубо можно разделить на два: специалист предметник и учитель методист.
Специалист-предметник отлично знает "мат часть" и если его использовать как эксперта, человека приносящего знания и умеющего эти знания анализировать то польза огромная. Но минус в том что наниматель (директор) должен уже сам разбираться в "предмете" и ему не хватает только тонкостей знаний.
Учитель-методист хорошо владеет методами передачи знаний другому человеку, принципами усвоения этих знаний и навыками какой либо работы. Безусловно учитель-методист должен обладать хотя бы одной предметной областью знаний.
Отсюда тренер, бывший фигурист, обладает предметными знаниями в области физической подготовки, техники выполнения фигур и к тому же ОБЯЗАТЕЛЬНО приемами обучения.
Отсюда только объединения возможностей специалиста и учителя может дать хороший результат на тренингах. Но учитывать нужно раздельно.
Если Вы строите дом и Вам нужна система отопления/вентиляции то навряд ли Вы выберете человека с личным принципом - "для ...глубоких знаний нужно не обучаться, а обучать других"( В.Токарев).
Лариса, да, так и есть - когда нужно, чтобы другой человек выполнил работу, а я получила результат в виде установленной системы отопления - то, конечно, выбирается мастер своего дела.
А вот когда нужно, чтобы другой человек обучил меня устанавливать систему отопления (чтобы после обучения я могла ее установить сама) - тут потребуется специалист, который умеет внятно объяснить, сделать поэтапно рисунки/чертежи. При этом сам как мастер он может быть не лучшим даже в масштабах микрорайона, не говоря уж о масштабах города или страны.
Например, я однажды столкнулась с тем, что далеко не все хорошие мастера по плетению кос могут обучить, как плести замысловатую косу, даже за деньги.
Да, скорее всего.
Что Вы имеете в виду, когда говорите "были посредственными спортсменами"?
В спорте есть четкие градации. Полагаю, что все эти три человека, как минимум, мастера спорта. Да, не Олимпийские чемпионы и не чемпионы мира, но мастера спорта...
Я уверен, нет не одного выдающегося тренера с 3-м юношеским спортивным разрядом.
А в консультанты лезут те, кто (если проводить аналогию) - кто дальше третьего юношеского разряда не ушли.. А то и вовсе - просто посетили две-три тренировки и "всему научились". Или еще лучше - "посещали спортивные соревнования и много смотрели".
Давайте всех троих разберем:
Эте́ри Гео́ргиевна Тутбери́дзе
Цитата из Википедии "Принимала участие в соревнованиях на Кубок СССР".
То есть Вы понимаете уровень? Не районные соревнования в доме творчества юных.
Даниил Маркович Глейхенгауз
Цитата "стал третьим на Первенстве России среди юниоров и отобрался на юниорский чемпионат мира 2007 года"
Опять же - уровень.
Сергей Викторович Дудаков
Цитата "В 1989 году стал победителем соревнований Золотой конёк Загреба, двукратный чемпион (1989–90, 1990–91) Piruetten. Занял 7-е место на Чемпионате мира среди юниоров 1987 года"
___
Если попробовать перевести эти достижения на бизнес-среду , то я бы сказал, что все трое имели весьма успешный "бизнес" в масштабах страны и имеют полное право учить "бизнесу" других :)
Потому что, когда человек сидит на гарантированном окладе, каким бы хорошим специалистом он не был, он не знает "реальной жизни". Он может ( и должен) учить другого такого же специалиста, спору нет... Это очень полезно и нужно.
А учить именно бизнесу (а не отдельному направлению -специализации), может только тот, кто "прохавал" реальность, а не теорию...Все вот эти терки с ментами, с налоговой, с братками (ну, сейчас уже это в прошлом, но для красного словца путь братки будут)...."Прохавал", когда надо платить зарплаты, а денег нет..и каково это брать в долг или продавать свои личные активы.
Кроме того, многие владельцы бизнесов пьют и ходят в баню с нужными людьми из различных ведомств или других бизнесов....И там, зачастую, решается все то, что потом наемный специалист считает своей заслугой и пишет в резюме..
Есть огромная пропасть из нюансов, между реальным ведением бизнеса и теорией о бизнесе.
Ну и фразу "если ты такой умный, то почему такой бедный" - тоже имеет место быть.
Вот как-то так звучит ответ на Ваш вопрос , который я вынес в цитату :))
Сравниваем:
Ири́на Константи́новна Роднина́ (род. 12 сентября 1949, Москва) — советская фигуристка, трёхкратная олимпийская чемпионка, десятикратная чемпионка мира
Татья́на Алекса́ндровна На́вка (род. 13 апреля 1975, Днепропетровск, Украинская ССР, СССР) — советская, белорусская и российская фигуристка, олимпийская чемпионка (2006) в танцах на льду в паре с Романом Костомаровым, двукратная чемпионка мира (2004, 2005), трёхкратная чемпионка Европы (2004—2006)
Евге́ний Ви́кторович Плю́щенко (род. 3 ноября 1982, Джамку, Хабаровский край) — российский фигурист, выступавший в одиночном катании. Заслуженный мастер спорта России. Двукратный олимпийский чемпион (2006 года в одиночном катании, 2014 года в командных соревнованиях), двукратный серебряный призёр Олимпийских игр (2002 и 2010 годов), трёхкратный чемпион мира (2001, 2003, 2004), семикратный чемпион Европы (2000, 2001, 2003, 2005, 2006, 2010, 2012)
Алексе́й Константи́нович Ягу́дин (род. 18 марта 1980, Ленинград) — российский фигурист, заслуженный мастер спорта России. Олимпийский чемпион 2002 года, четырёхкратный чемпион мира (1998, 1999, 2000 и 2002 годы), трёхкратный чемпион Европы (1998, 1999, 2002 годы), двукратный победитель финалов Гран-при по фигурному катанию.
На фоне таких достижений наивысший достигнутый уровень "принимать участие в отборочных турнирах на кубок страны" и участие в юниорских чемпионатах мира - это да, посредственный. То есть, как фигуристы Глейхенгауз и Дудаков посредственны по сравнению с Ягудиным и Плющенко.
Я ничуть не умаляю труда спортсменов, которые выступают уровнями ниже, чем награды чемпионатов мира и Олимпиад. Даже чтобы выиграть первенство своей спортивной школы или первенство региона - для этого тоже нужны и труд, и талант. И все молодцы - и те, кто выигрывает медаль соревнования Свердловкой области, и те, кто выигрывает медаль чемпионата мира. И даже те, кто занимается любительским спортом, без соревнований и призовых мест - тоже молодцы, для любительского спорта тоже нужны и воля, и характер.
Я сейчас о том, насколько личный успех человека как специалиста коррелирует с его же способностью эффективно обучать других.
Плющенко - двукратный олимпийский чемпион, двукратный серебряный олимпийский призер, трехкратный чемпион мира.
Дудаков, Тутберидзе и Глейхенгауз - "принимали участие в отборах на кубок страны", "принимали участие в юниорских чемпионатах мира".
При этом как достижения Дудакова, Тутберидзе и Глейхенгауза как тренеров:
Юлия Липницкая - олимпийская чемпионка, серебряный призер чемипионата мира, чемпионка Европы.
Евгения Медведева - двукратная чемпионка мира,
Алина Загитова - чемпионка Европы, чемпионка мира, олимпийская чемпионка, чемпионка Европы, победитель Гран-При,
Элизабет Турсынбаева - серебряный призер чемпионата мира.
Алена Косторная - чемпионка Европы. победительница финала Гран-при.
Анна Щербакова - серебряный призёр чемпионата Европы, серебряный призёр финала Гран-при.
Александра Трусова - бронзовый призёр чемпионата Европы, бронзовый призёр финала Гран-при.
Сергей Воронов - бронзовый призёр чемпионата Европы, бронзовый призёр финала Гран-при, серебряный призёр командного чемпионата мира
Морис Квателашвили - бронзовый призер чемпионата Европы.
Достижения Плющенко как тренера весьма скромные на этом фоне.
Хотя, если следовать логике "какой специалист - такой и учитель", Плющенко со всеми его достижениями должен был бы быть более крутым тренером.
Сергей, а что, в Вашем понимании, "учить бизнесу"?
Если вот это:
- то как этому можно научить?
Если бизнес рентабельный, то можно законно платить налоги, и никаких терок с налоговой нет. Понятно, что есть законные способы снижения налоговой нагрузки, или являющиеся административными правонарушениями, но терок с налоговой при этом не бывает. А если для того, чтобы бизнес не терял рентабельности, нужны незаконные налоговые махинации, попадающие под УК РФ, то вопрос - почему собственники и топ-менеджмент не могут ничего придумать иного, кроме уголовных нарушений? Иного - это изменить стратегию компании, изменить ассортимент, открыть новое направление бизнеса, закрыть отдельные старые направления, привлечь соинвестора и так далее.
Если бизнес рентабельный, то деньги людям на зарплату есть. Если бизнес изначально был нестабильным, с высокими рисками убытков, то вопрос - зачем было такой бизнес начинать на собственные средства, без крупного соинвестора, которому потрясения не помеха? Отдельный вопрос - зачем было, при нестабильном бизнесе, нанимать людей по трудовому договору? Можно же было сотрудничать по гражданско-правовому договору или попросить сотрудников зарегистрировать ИП и заключать с ними договоры как с индивидуальными предпринимателями.
Если бизнес был стабильным и рентабельным, но потом аж стало зарплату платить нечем, то вопрос - почему топ-менеджмент ничего не предпринимали столь длительное время, наблюдая, как бизнес идет ко дну?
Но - ок, давайте возьмем ситуацию, когда некое предприятие находится в таком состоянии, что есть какие-то из описанных Вами проблем: маленькая выручка, большие затраты на персонал, большие налоги.
Кто в этом случае поможет?
По снижению налоговой нагрузки - опытный бухгалтер, особенно с опытом работы в налоговой инспекции.
По снижению затрат на персонал - HR-бизнес-партнер.
По повышению выручки - человек с опытом работа в топ-менеджменте аналогичных компаний (генеральный директор, директор по маркетингу, директор по развитию). Например, если компания продает образовательные услуги, значит, подойдет бывший топ-менеджер бизнеса школы образовательных услуг, если канцтовары - значит, с опытом в канцтоварах.
По финансовой оценке компании и грамотному ведению финансов - финансист.
То есть, требуются конкретные компетенции специалистов (финансы, налоги, управление персоналом, маркетинг, развитие бизнеса), имеющих определенный профессиональный опыт. При этом являлись ли эти специалисты собственниками бизнеса или не являлись - значения вообще не имеет.
Человек, являвшийся собственником бизнеса, тоже как консультант может быть в описанном случае полезен, - если у него есть какие-то компетенции. То есть, если у него была доля в компании, и он в этой же компании работал генеральным директором, - то да, он сможет дать грамотную консультацию. Но такую же грамотную консультацию сможет дать человек, работавший по найму генеральным директором и не имевший доли в компании.
А сам факт обладания долей в юридическом лице не делает из человека грамотного консультанта. На мой взгляд, во всяком случае.
Последний комментарий Елены мне понравился. В нем описан в принципе функционал собственника бизнеса. Его базовая задача выбрать рентабельное направление бизнеса, общую схему работы и аккамулировать финсредства для прохождения кризисов. Мне кажется что уровень ее комментариев за последние два года вырос до экспертного, хотя возможно просто я дорос до понимания того что она пишет.
Несколько лет назад было правило что лица имеющие звания КМС и выше имеют право тренировать людей. Сейчас вроде надо быть выпускником спортивного вуза. То есть для того что бы воспитывать надо иметь хотя бы посредственный, но результат.
С другой стороны теория адаптации говорит нам что сверх адаптация в одном качестве разрушает наш потенциал в остальных. То есть профессиональный музыкант в целом хуже будет учить музыке чем попадающая по нужным клавишам учительница музыки.
1.Почему возник вопрос, Елена?
2. Корреляция есть, но не 100%. Я знаю одного консультанта, он откровенно пишет в своей книге - Я пытался открыть свой бизнес не в консультировании - у меня ничего не вышло. Это не мое. А устно, как-то ехали на работу случайно вместе (в поезде в одном купе СВ, в Москву). заметил (не знаю правда ли сказанное) - "Я никогда сам не ищу клиентов, есть какая-то работа (он писал статьи в несколько компьютерных изданий, постоянно вел рубрику в нижегородской "Бирже" и пр., в последнее время научный руководитель одной БШ). Клиенты находят меня сами". Издательства выпустили несколько его бумажных книг много раньше, чем у других консультантов. Думаю, что почти не преувеличивал. ФИО могу написать в личку - посмотрите его сайт, стихи, название книг.
3. Ну а моя точка зрения такова - есть разные профессии. Руководитель - это одна профессия. Консультант по управлению - совсем другая. Любой профессии нужно учиться. И к любой могут быть способности и даже талант.
4. А вот если руководитель назовет себя консультантом по управлению, если у него был успешный опыт практического руководства (с любым оборотом, прибыльностью) и даже если он почитал пару каких-то книжек, вероятность, что он будет отличным консультантом по управлению равна ровно 50% - или будет, или не будет.
У любого действующего успешного бизнесмена, есть свои секреты. Наработанные успешные стратегии лидерства, как руководителя, глубокие знания определённых рынков, наработанные комуникативные привычки. И если такой действующий бизнесмен становится консультантом, проводит тренинг, то он скрывает часть своих знаний и успешных практик. Конкуренцию ведь никто не отменял. И получается, что объект консультирования получает усечённую информацию, что не может привести к выдающимся, а зачастую просто хорошим бизнес-результатам. Это получается и при консультациях в других сферах бизнеса и даже в политике. Секреты стараются хранить и через определённое время, после выхода из бизнеса. У малоуспешных в собственном бизнесе консультантов, другой подход к работе...
Секреты есть. Но в большинстве случаев, управленческие секреты оказываются на поверку наивным менеджментом, правильно, что их хранят и не рассказывают клиентам - здоровее будут.
Если же хрянятся секреты отраслевые - то это понятно только в одном случае - если новоиспеченный консультант собрался вернуться в свою прежнюю профессию. Продукт консультанта для клиентов - его ноу-хау.
Менеджмент - это особая профессия, консалтинг - отрасль ( очень давно читал, не знаю как сейчас, что только отрасль консалтинга в США превышает весь россикий экспорт, включая нефть и газ).
Если же гендир, став консультантом, скрывает ноу-хау в менеджменте от своих клиентов (в очень редких случаях они могут быть, пример - Оно в Тойоте и пр.) - то он не профессиональный консультант, а обычный халтурщик.
Мои наблюдения в нескольких отраслях показывают - часто секретятся те, у кого, на самом деле, ничего нет ценного.
Елена Аронова спрашивает: "Интересно, насколько тезис: «Выдающийся специалист не выдающийся учитель», - применим к бизнесу?"
Есть матрица из 4 вариантов:
1) - умеет зарабатывать и умеет обучать
2) - умеет зарабатывать, не умеет обучать (или не хочет)
3) - не умеет зарабатывать, но умеет обучать
4) - не умеет ни зарабатывать, ни обучать.
Последний вариент нет смысла рассматривать.
Идеальный - первый. Но мало реалистичный.
2 вариант очень распространенный. Так как для преподавания нужны одни навыки, а для бизнеса другие. Вот краткое описание необходимых навыков предпринимателя:
Вначале нам нужен человек (люди), пробивающий тропинку в джунглях (стартап). Затем нам нужны те, кто проложит грунтовую дорогу. И если это получилось, то потом нужны люди, которые построят автостраду.
Либо такая аналогия. Сперва горная река пробивает свое русло. Затем понадобятся люди, которые оденут это русло в гранитные берега.
А что преподаватель? Это же не ученый, не изобретатель, не стартапер. В джунгли с одним мачете он не лезет. Это умелый интерпретатор, как правило, чужого опыта. Он изучает чужой успех (редко свой) и умело его структурирует. Затем доходчиво излагает, так как хорошо продумал методологию преподавания.
А умелый бизнесмен, не умеющий ясно излагать свой опыт, скорее запутает, чем поможет. Ему нужно задавать отдельные вопросы, когда структура в голове уже сложилась.
У меня есть некоторый опыт работы с российскими компаниями. И вот такое мнение у меня сложилось (поправьте, если не так):
Успех часто определяется не только объективными факторами. Не всегда решают знания, правильные стратегии и даже "научный менеджмент". Чаще роль играет фактор "близости" (или личного знакомство) к кругам или лицам, принимающим решения. Блат, кумовство и даже прямая коррупция. Вы можете быть сколько угодно умным, опытным и знающим менеджером, а тендер выиграет другой, только в силу указанного фактора.
Я сильно заблуждаюсь?
У меня был клиент - фирма по продаже лицензионного ПО, в тот период, когда почти все, кроме банков, работали на пиратском ПО. Я спросил на первой встрече - как собираетесь жить? Они ответили - есть кривая роста спроса на лицензионное ПО (за счет роста проверок со стороны самой компании Майкрософт и пр.).
Тоже могу, по аналогии, сказать и про "заблуждение" - коррупция пронизывает страну снизу доверху, но, думаю, появится кривая роста тех, кто будет побеждать за счет лучшей практики менеджмента, а не связей.
Частично.
Тендеры бывают разные.
Бывает - да, аффилированность с определенным поставщиком, когда даже тендерная документация, требования к продукту формируются под определенного поставщика. И сроки тендера устанавливаются короткие, чтобы потенциальные клиенты не успели подготовить тендерную документацию.
А бывают вполне обычные тендеры, что называется, "для всех". В этих тендерах честно выигрывает самый дешевый поставщик. На общий результат это во многих случаях влияет плохо, потому что у самого дешевого поставщика чаще всего и качество продукта/услуги самое низкое. Зато все честно.
Наверное, личное знакомство тоже можно отнести к объективным факторам - человек понял, что в конкретном случае наиболее выигрышная стратегия - завести личное знакомство с лицами, принимающими решения. Человек смог создать и реализовать план по заведению этого личного знакомства - пришел к этим лицам, заявил о себе тем или иным образом (например, устроился работать туда, где работают эти лица; или оказал предприятиям этих лиц какие-то услуги и хорошо себя зарекомендовал; или познакомился на профессиональной конференции и произвел впечатление, предложил перспективный совместный проект и т.д.). В итоге человек сформировал себе такой круг знакомств, который позволяет ему решать вопросы бизнеса. Тоже компетенция.