"Пришли другие времена"? Так ли это и в чем они другие для вашей компании?

Сравнивая свою работу сейчас и десять лет назад (2009-2010 гг), вижу четкую разницу во внешних условиях.
Десять лет назад доходы населения росли, рынок развивался (мы производители автокомпонентов для тюнинга), интернет-торговля занимала малую часть рынка (порядка 5%, проблемой были относительно высокая стоимость экспресс-доставки и плохо развитая сеть терминалов транспортных компаний). Реклама в СМИ работала и приносили всплески продаж. На удивление, скидки не приводили к их росту.
Находились компании, готовые подхватывать товар и развивать его продажи в своем регионе.
Пик спроса и продаж в нашей подотрасли пришелся на 2012-2014 года.
Сейчас доходы населения падают шестой год подряд, активный потребитель закредитован довольно сильно, из-за чего стеснен в расходах, прошедшие повышения налогов оптимизма рынку не добавили. Тюнинг автомобилей упал по объемам в три-пять раз по разным направлениям и очень многие компании прекратили работу на этом рынке.
Авторынок стагнирует и скукоживается, что дополнительно сокращает потребительский спрос и усиливает конкуренцию.
Реклама в традиционных СМИ перестала работать. Скидки, выпяченные в интернет-рекламе, дают небольшие приросты продаж, которые резко отрубаются после окончания акций.
Новые партнеры появляются крайне редко и до дела доходит только с каждым пятым, проявившим интерес.
Продажи через интернет стали нормой жизни (более 30% рынка, появилась развитая индустрия недорогой экспресс-доставки мелких грузов, появились требования по отношению к он-лайн-кассам), даже очень обеспеченные клиенты не стесняются купить там, где чутка дешевле, прошарив в сети всех поставщиков.
Есть еще и локальные изменения, касающиеся только нас самих - сформировался рынок устройств б/у, продающихся через агрегаторов типа авито. И один из конкурентов практически умер, не выдержав сложившейся ситуации.
Другие времена требуют других подходов.
Мы закрыли одну свою компанию (она работала с НДС), оставили юрлицо на УСН, сильно оптимизировали персонал компании (осталось 50%, сохранены все ключевые сотрудники), сократили площади, перешерстили поставщиков и нашли варианты поставок комплектующих по ценам ниже тех, которые были даже и десять лет назад. (Да, это Китай).
Была изменена схема работы с клиентами (все интернет-продажи были отданы на откуп партнерам). Мы перестали наращивать партнерскую базу, сделали неудачную попытку найти региональных представителей и в итоге остановились на опоре на активно действующих партнеров в регионах, дав им ряд преференций (оплата доставки и увеличение отсрочек по поставленным заказам). Жестко стали бороться с просроченной дебиторкой и на текущий момент её просто нет за два последних года отгрузок.
Вся наша реклама ушла в интернет (кроме печатной, само собой).
Изменения снизили расходы и позволяют оставаться более-менее устойчивой компанией, правда уже сильно зависящей от поставок из Китая и квалификации оставшихся сотрудников (которых заменить будет просто сложно ввиду особенностей их функций).
Что изменилось в вашей отрасли?
Что пришлось поменять в вашей работе?
Пришли ли "другие времена"?

Комментарии
Генеральный директор, Великобритания

Еще как пришли, уважаемый Юрий!

О многом в открытом доступе не напишешь в силу NDA, но общая тенденция на рынке инвестиций в проекты добычи полезных ископаемых очень изменилась. Раньше мы могли обсуждать поставки на 20 лет вперед, корректируя цены при помощи индексов, но тем не менее, покупатели были готовы на долгосрочное сотрудничество. Сейчас такое ощущение что горизонт планирования здорово сузился и чуть ли не возвращается к тому, чтобы жить одним днем, как в 90-ые.

Как выкручиваемся? Снижаем масштаб проектов, объединяемся с кем только можно объединиться - с перевозчиками, с обогатителями, с проектировщиками. Меняем схему работы с инвесторами, если раньше могли себе позволить тоже сидеть на заборе и работать только с одним клиентом по принципу the right of first refusal, то сейчас одновременно предлагаем участие в проектах сразу нескольким заинтересованным компаниям, соответственно предупреждая, что предложение не является эксклюзивным только для них.

Если раньше рассматривали только профильные проекты, то теперь не отказываемся практически ни от чего из того с чем обращаются.

Аналитик, Москва

Да, пришли. Не беруст говорить за всех, но в ИТ практически ушли мелкие компании, у которых была совсем простая задача - поставки небольших партий в очень короткий срок небольшому набору компаний.  У них было конкурентное преимущество - быстро  просто.

В области разработки - уход небольших разработчиков в тень. 

Экономист, Москва

"Мне нечем платить за воду и свет.

В этой стране перспективы нет.

Мне надоело так плохо жить.

Здесь нечего делать - пора "валить"!

Я уезжаю в Россию!Прощай, Пакистан!

Я уезжаю в Россию! Здравствуй, Теплый Стан!"

(с)Группа "КИС", песня "Пора "валить" из альбома "Колокол Правды"

Генеральный директор, Нижний Новгород

Что изменилось в вашей отрасли?
Что пришлось поменять в вашей работе?
Пришли ли "другие времена"?

Я готов привести несколько примеров клиентов и партнеров, если это интересно? С названиями отрасли (сферы деятельности) без названия компаний. (успешные  и не очень)

Но со своими рекомендациями, чтобы я рекомендовал не очень успешным. 

 

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Константин Комшуков пишет:
Здесь нечего делать - пора "валить"! Я уезжаю в Россию!Прощай, Пакистан!

Мудро.

Директор по продажам, Санкт-Петербург
Владимир Токарев пишет:
Я готов привести несколько примеров клиентов и партнеров, если это интересно

Очень!

Директор по продажам, Санкт-Петербург

Да, времена другие. Они были, есть и будут. Но, к этому изменению причастны, прежде всего, сами люди. Они это стимулируют, провоцируют и развивают. Да, одна из особенностей человеческой сущности -- совершенствование , выражается в изменениях всего , что окружает. Так же  сам человек, вызывая новое время, одновременно формирует его и под себя. Такой вот процесс сообщающихся сосудов))))

Думаю, что, как вариант, стоит обратить внимание на рынок дронов. В связи с эпидемией в Китае, там резко возрасл эксплуатация этих помощников.  Они летают в аптеки, они ездят по улицам в магазины, а люди сидят дома. Возможно, что развивая этот рынок, ему --- рынку, потребуется и тюнинг. Чем не новые возможности и не начало нового времени на производстве? И, сравнение России и Китая не совсем уместно. Мол  у они-то--да, а у нас -- не, не зайдёт. Кто знает?)) Сначала и автомобиль и паровоз были только у англичан. И, все у них покупали. А, потом? Всё меняется...и времена тоже. 

 

Директор по продажам, Тольятти
Владимир Токарев пишет:
Я готов привести несколько примеров клиентов и партнеров, если это интересно?

Уважаемый Владимир,

да, интересно. Для таких примеров и создана дискуссия.

Генеральный директор, Нижний Новгород
Юрий Полозов пишет:

ОК. Тогда сначала 2 противоположных примера:

1. Успешный. Оказание услуг  в производстве и реализации книг. Несмотря на кризис - число покупателей услуг  с момента зарождения быстро выросло до 20 000, это начало 2016 года. Начало 2017 - уже 200 000, сейчас 350 000, кому оказываются услуги, некоторым бесплатно, у кого книги покупаются  - берется комиссия, некоторые создают книги для друзей - им не нужна продажа, нужна хорошо оформленная книга.  И масса дополнительных платных услуг (как у любого издательства). Я - партнер компании - как один из тех, кто каждый месяц платит комиссию за проданные книги. 

2. Не успешный. Сеть магазинов  в нашем городе (трубы для горячей и холодной воды, нагреватели, радиаторы и пр.) По одному  из направлений была лидером региона.  Сам был их клиентом (при ремонте квартиры отопление и водоснабжение заменяли они) В последние годы (до закрытия фирмы) я встречался раз в год с директором и предлагал услуги. Директор отвечал: Я знаю что нужно делать, и пока мы этот список не переделали, когда переделаем, поговорим. Не поговорили - фирма закрыта. 

(одно из мих предложений звучало так - Я не оказывал услуги по ТОС, но мне нравится одно решение Голдратта  - в бизнес-промане Я так и знал, роман пришлю, почитайте, если сами не разберетесь - давайте попробуем использовать решение для вашей фирмы). 

Список неприятностей - примерно как в Вашем перечне, но не устояла. 

 

 

Генеральный директор, Нижний Новгород
Юрий Полозов пишет:
Для таких примеров и создана дискуссия.

Еще пара примеров, разрыв уже между ними меньше (обе фирмы на плаву, причем первая почти буквально :). 

Первый пример  – успешный бизнес (начинался с небольшого офиса в аренде). Сейчас это большая российская компания (главное направление - речные круизы), а с прошлого года вышла на международные рынки всерьез и надолго, думаю.

У нее, как и у любого бизнеса, были проблемы, иногда очень большие (например, после раскрутки круизного бизнеса владелец четырехпалубных кораблей сообразил (так делали многие монополисты в стране)   и перестали давать в аренду свои 4-х палубники, создав свою фирму на раскрученном рынке.

Но, несмотря на кризис в стране, снижение доходов населения (многие опять отдыхают в своем огороде), выкупив у монополиста более скромный флот (двух и трехпалубные корабли), компания (это уже серьезная диверсифицированная группа компаний) строит сегодня свои не только небольшие, но уже серьезные корабли для речных круизов (первый спустили на воду в прошлом году, ожидается первый речной круиз в этом году на новом большом круизом корабле.

Да, забыл отметить, что круизных фирм было много даже в нашем городе, осталась мало.

 

Аналитик, Новосибирск

Я бы сказал, что "не пришли другие времена", а "пришло то, к чему последовательно вели все предыдущие времена/события". Сейчас у нас закономерный итог, и мало того, тенденции, которые с 2010 года до наших дней сформировались и будут дальше развиваться.

Будут падать доходы, будут уходить с рынка многие предприятия. Это нужно принять и приспасабливаться. Если Вы работаете на конкурентном рынке, а не пользуетесь кормушкой госзаказов, то будет все сложнее. При этом, что бы удержаться, нужно будет постоянно искать новые методы ведения бизнеса, продаж, повышения качества товара и приближения его цены к конкурентам из Китая. По нашему опыту это столь же возможно, сколько и бывает не тривиально.

Мы работает в профобучении, и чтобы выдерживать конкуренцию со стороны ВУЗов и СУЗов, пришлось внедрить целый ряд новшеств. Они позволили внедрить индивидуальное обучение по цене группового (так как группы сейчас не набираются из-за низких доходов). Так же новые способы позволили сохранить качество обучения и объединить цепочку действий клиента до его окончательной цели обучения - до трудоустройства.

В части производства товара, что бы обеспечить цену как в Китае, нужно или рабски труд как в Китае (за миску риса), или включать русскую смекалку и изобретательство, или инновационный уникальный товар. Вторые и третьи случаи тоже нередки, в нашем регионе есть предприятия с такой продукцией. 

А если торговать - здесь уже инновации нужны в способах быстрого анализа рынка и быстрой реакции на его запросы, в изобретении новых каналов продвижения

Директор по продажам, Тольятти
Антон Звягин пишет:
В части производства товара, что бы обеспечить цену как в Китае, нужно или рабски труд как в Китае (за миску риса),

Уважаемый Антон,

по последним данным разведки в Китае средняя зарплата в промсекторе выше, чем у нас. ИЧСХ, сие не приводит к перетоку заказов в нашу страну.

Антон Звягин пишет:
включать русскую смекалку и изобретательство, или инновационный уникальный товар.

Да, это реальный (хотя и непростой) вариант.

Управляющий директор, Санкт-Петербург
Антон Звягин пишет:
В части производства товара, что бы обеспечить цену как в Китае, нужно или рабски труд как в Китае (за миску риса)

Какая махровая зашоренность...Просто финиш...

Сколько раз и как давно Вы были в Китае? Там давно уже никто не работает за миску риса. Я предполагаю, там сейчас зарплаты выше, чем в России. Не сравнивал цифры, конечно, но есть все основания думать, что это так.

Консультант, Нижний Новгород
Константин Комшуков пишет:
Здесь нечего делать - пора "валить"! Я уезжаю в Россию!Прощай, Пакистан!

Пакистан стоило бы заменить, скажем, на Такжикистан. Мигрантов из Пакистана в мире насчитывается в районе 8 млн. человек, но в Россию они не едут. Как бы это кому-то ни казалось странным. Так что - Такжикистан! Так будет точнее.

Аналитик, Новосибирск
Сергей Капустянский пишет:
Антон Звягин пишет:
В части производства товара, что бы обеспечить цену как в Китае, нужно или рабски труд как в Китае (за миску риса)

Какая махровая зашоренность...Просто финиш...

Сколько раз и как давно Вы были в Китае? Там давно уже никто не работает за миску риса. Я предполагаю, там сейчас зарплаты выше, чем в России. Не сравнивал цифры, конечно, но есть все основания думать, что это так.

Сергей, опять Вы:) и снова готов полемизировать. Я экономист, и понимаю, что Китай использует нечто для установления столь низких цен. Мои выводы - это за счет зарплаты, чрезвычайно низкой. О какой-то особой технологичности, автоматизации и роботизации никто нигде не говорит в СМИ. Если у Вас есть идея, за счет чего цены такие низкие у них и конкурентные, пожалуйста, расскажите всем

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Сколько офисные работники в России тратят на дорогу, еду и одежду

В опросе приняли участие 3824 офисных работника из 8 городов-миллионников.