Профессиональная деформация личности менеджера

Добрый день.

Когда я училась в школе, некоторые сверстники, у которых отцы занимали высокие должности, говорили: "У моего папы синдром начальника: он дома вечно орет и командует".

Аналогичную оценку мужчинам и женщинам-начальникам нередко дают их жены и мужья. Женщины говорят, что с тех пор, как муж стал занимать более высокую должность, у него испортился характер, появились жесткость, манера отдавать директивные распоряжения членам семьи. Мужчины тоже говорят, что женщины, которые делают карьеру или занимаются бизнесом, более жёсткие и меньше подходят для семьи.

В общем, бытует мнение, что личность человека, который занимается руководящей работой, меняется не в лучшую сторону, и с таким человеком становится сложно жить мужьям, женам и детям.

С другой стороны, думаю, всем известны многочисленные примеры, когда командуют в семье не только руководители, но и рядовые специалисты, и рабочие, и домохозяйки, которые никогда не делали карьеру.

Хотелось бы обсудить: замечал ли кто-то у себя (или ваши близкие замечали ли у вас) некую профессиональную деформацию? Если да, то, на ваш взгляд, насколько эти изменения связаны с характером выполняемой работы?

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Турция

Я не знаю, можно ли быть мягким и деликатным человеком на руководящей должности, например, в армии или на складе, где работают суровые мужики , половина из которых отсидела на зоне (я утрирую, но все же). Возможно, в таких условиях надо быть жестким, хамоватым, резким и грубым....Возможно

Но я точно знаю, что в офисе быть руководителем и не быть "командиром" - не только можно, но и нужно! Я знаю много очень достойных руководителей у которых напрочь отсутствует все то, о чем Вы пишете. У них нет никакой профессиональной деформации. Это добрые и культурные люди. Вообще без какой-либо "жесткости", когда она не нужна. Но все подчиненные знают, что этих людей лучше не провоцировать и не проверять на характер :)

Как там у древних было... "Могущественный правитель правит не унижая, великий полководец выигрывает без боя..."

Лучше моего ответа Вам никто ничего не скажет, тему можно закрывать :))

Руководитель группы, Москва

Если брать мой профессиональный опыт:

Я работала рядовым сотрудником в различных сферах на протяжении 16 лет: в школьные годы (с 14 лет) - репетитором по математике, продавцом с/х продукции на рынке; в студенческие годы - менеджером по продажам рекламных площадей, журналистом; после выпуска из университета - врачом в государственных больницах, преподавателем кафедры мед.вуза, специалистом по клиническим исследованиям в фармацевтической компании).

Последние два года работаю на руководящих позициях: сначала руководителем проекта в фармацевтической корпорации, а потом руководителем, отвечающим за развитие бизнеса+часть бизнеса в собственности.

На мой взгляд, все те качества, которые требуются и развиваются на руководящей работе, также присутствуют и в работе рядового специалиста.

Например:

- Ответственность.

Руководитель несёт ответственность. Перед компаниями-партнерами, сотрудниками, клиентами, инвесторами.

Однако рядовой специалист тоже несёт ответственность, и бывает, что очень высокую (тот же врач, особенно врачи отделений неотложной помощи, хирурги, реаниматологи; воспитатель детского сада). Нести ответственность за развитие бизнеса, за объём продаж и т.п. психологически легче, чем нести ответственность за жизнь человека или за состояние 30 чужих детей.

Даже представители рабочих специальностей несут высокую ответственность: если бригадир железнодорожного пути ошибется, это может привести к крушению поезда и гибели людей.

- Организаторские способности.

Руководитель должен уметь организовать работу команды, чтобы достичь в срок качественного результата. Но организаторские способности требуются и на рядовых позициях.

Когда я работала рядовым специалистом по клиническим исследованиям, то в мои обязанности входила работа с подрядчиками (больницами): по заданию руководителя проекта я должна была добиваться от 18 врачей, чтобы они вовремя вносили данные в электронные базы, чтобы они вовремя предоставляли документы, чтобы они не отклонялись от протокола исследования и т.д. По сути, на рядовой должности я занималась такой же организацией работы команды из 18 подрядчиков.

Более того, я наблюдала ситуацию, как на кафедре вуза лаборант (!) занимался организацией работы команды 10 преподавателей и доцентов. В обязанности лаборанта входило переносить к определенному числу каждого месяца оценки из бумажных журналов успеваемости в электронную базу. Преподаватели и доценты вовремя не сдавали лаборанту журналы. Тогда лаборант проводил индивидуальную работу: с кем-то мягко, с кем-то жестче, когда надо - подключал заведующего кафедрой, выносил вопрос на кафедральные совещания. В итоге процесс был налажен, все стали сдавать журналы вовремя.

- Умение вести переговоры

Руководитель ведёт переговоры с руководителями других компаний, стараясь достичь хорошего результата для своей компании, чтобы при этом и компания, с которой ведутся переговоры, осталась довольна.

В работе рядовых специалистов такой навык тоже требуется. Например, в работе продажника на холодных звонках. Или в работе школьного учителя.

- Высокая квалификация

Понятно, что хороший руководитель должен профессионально совершенствоваться: изучать современные публикации в журналах по менеджменту, отслеживать новые методы управления, внедрять те из них, которые лучше подходят для предприятия, знакомиться с опытом управления в других странах...

Но рядовой специалист должен делать то же самое. Даже если брать рабочие специальности: повар должен знать наизусть состав компонентов большого количества блюд в граммах, а хороший повар - постоянно изучать новинки кухонь разных стран, ездить в эти страны на стажировки. Хороший врач должен постоянно изучать публикации на английском, участвовать в международных конгрессах...

Если подытожить: руководитель должен быть квалифицированным, постоянно совершенствоваться в профессиональном плане, уметь нести ответственность, обладать организаторскими способностями, уметь вести переговоры.

Но мне не совсем понятны три вещи:

1) Как эти качества могут негативно влиять на личность руководителя? Мне кажется, они влияют позитивно - если человек умеет вести переговоры и договариваться о взаимоустраивающем результате, то это полезное качество и в семейных, дружеских, соседских и прочих отношениях.

Если человек умеет нести ответственность, это опять же хорошо для повседневной жизни - будет меньше ситуаций в стиле: "Мне надо было сына вести к логопеду, но я заснул (-а) и пропустил(-а)".

2) Поскольку эти качества и навыки не специфичны для должности руководителя, а присутствуют в работе рядовых специалистов и даже рабочих, то насколько можно говорить о том, что именно руководящая работа влияет на личность?

3) Как с этим всем связаны такие качества, как жесткость, манера использовать командирский тон, авторитарность, - на которые часто жалуются члены семей руководителей?




Руководитель группы, Москва
Сергей Капустянский пишет:
Я не знаю, можно ли быть мягким и деликатным человеком на руководящей должности, например, в армии или на складе, где работают суровые мужики , половина из которых отсидела на зоне (я утрирую, но все же). Возможно, в таких условиях надо быть жестким, хамоватым, резким и грубым....Возможно

Сергей, да, конечно, армия - это отдельный разговор.

Про мужиков с зоны: мой отец работал бригадиром железнодорожного пути, у него в бригаде были рабочие из бывших зеков. Отец говорит, с ними было тяжелее, чем с несидевшими рабочими. Сидевшие были более обидчивы, более чувствительны, принимали за оскорбление такие слова, какие в несидевшем обществе не считаются оскорблением. И с ними приходилось, наоборот, быть более осторожным, учтивым и обходительным, чем с обычными рабочими.

Причём на личность отца работа с таким контингентом не влияла негативно: он всегда был и есть спокойный, неконфликтный человек.

Генеральный директор, Москва
Елена Аронова пишет:

Последние два года работаю на руководящих позициях: сначала руководителем проекта в фармацевтической корпорации, а потом руководителем, отвечающим за развитие бизнеса+часть бизнеса в собственности.

Так сами и ответьте себе на свой вопрос.

Вы лично, после того, как стали руководителем, по другому стали относиться к мужу и детям? Продолжаете ли также готовить борщи и мыть полы?

Или что-то изменилось?

Руководитель группы, Москва
Олег Шурин пишет:
Вы лично, после того, как стали руководителем, по другому стали относиться к мужу и детям? Продолжаете ли также готовить борщи и мыть полы?Или что-то изменилось?


В отношении к семье отмечаю позитивные изменения.

Повысился уровень ответственности (например, я перестала забывать, что "у ребенка сегодня кружок по английскому"), улучшились коммуникативные навыки - с дочерью мы по каждому вопросу договариваемся и не ругаемся.

С мужем мы развелись, ещё когда я была рядовым-прерядовым работником, потому как (одна из причин) тогда уровень нагрузки у меня был намного выше, чем сейчас, и на семью не хватало времени.

С момента, как я стала руководителем+собственником, изменилось то, что уровень нагрузки стал меньше, так как я сама себе его устанавливаю. Поэтому стало появляться время на семью.

Генеральный директор, Москва
Елена Аронова пишет:

В отношении к семье отмечаю позитивные изменения.

Повысился уровень ответственности (например, я перестала забывать, что "у ребенка сегодня кружок по английскому"), улучшились коммуникативные навыки - с дочерью мы по каждому вопросу договариваемся и не ругаемся.

С мужем мы развелись, ещё когда я была рядовым-прерядовым работником, потому как (одна из причин) тогда уровень нагрузки у меня был намного выше, чем сейчас, и на семью не хватало времени.

С момента, как я стала руководителем+собственником, изменилось то, что уровень нагрузки стал меньше, так как я сама себе его устанавливаю. Поэтому стало появляться время на семью.

Ну вот и отлично. Хотя удивило, то что меньше времени на семью было, когда Вы были рядовым сотрудником. Обычно бывает наоборот. И понравилось то, что Вы признаете, что одной из причин развода было недостаточное внимание к семье с Вашей стороны. Обычно женщины стараются об этом умалчивать и всю вину возлагают на мужчин.

Руководитель, Санкт-Петербург

1. Тот кто часто орёт - слабый руководитель и вообще"не боец", бойтесь спокойных, вежливых и внимательных)

2. Профессиональная деформация чаще такая - один из супругов забывает, что второй - это не его подчинённый, которому делегировали задачи по дому и хозяйству, а такой же равный "партнёр по бизнесу", который просто "курирует это направление", как это бывает в бизнесе.

Соответственно, чтобы не было проблем дома - и отношение к домашним делам, и уровень участия в них надо постоянно и осознанно корректировать.

Менеджер, Москва

Хамство и крики , это далеко не показатель сильного руководителя , спокойные и умные люди, намного могут быть опаснее

Аналитик, Москва

Профессиональная деформация - это слишком умно. Я вот знаю термин от силовиков: "профессиональная паранойя". Вот над этим можно порассуждать и даже посмеяться, а проф. деформация личности - простите пожалуйста, но это как-то по женски.

Директор по развитию, Санкт-Петербург

По теме.. Ответ простой. Человек может быть либо чудаком, либо нет.
Если он чудак - он будет орать. И дома и на работе.
Если он не чудак - он будет мотивировать, побуждать, объяснять цели. Отличается от "отдавать приказы".

Директивная форма общения вне работы, как правило некий щит. Который легко пробивается, если это нужно. Вопрос - а это нужно? И такое общение и пробивание этого щита? Это ж дом, место, где все должны ощущать себя в безопасности и комфорте.
Атос, Портос и Компромисс :)

Руководитель группы, Москва
Олег Шурин пишет:
Хотя удивило, то что меньше времени на семью было, когда Вы были рядовым сотрудником. Обычно бывает наоборот

Это от отрасли зависит, и от конкретной организации.

Например, во многих государственных больницах дефицит кадров. Поэтому на рядового врача и рядовую медсестру может приходиться объём работы, как на 1,75-2,0 ставки, включая как дневную нагрузку, так и суточные дежурства.

Одна моя коллега, мать двух детей, постоянно ругалась с руководством больницы. Если ей ставили суточное дежурство, она шла к главному врачу и угрожала увольнением. И ей их перестали ставить: вместо неё эти дежурства распределяли другим врачам.

Плюс к тому, рядовым специалистам обычно платят мало, поэтому рядовые специалисты нередко берут дополнительные ставки, занимаются совмещением, подработками.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Хороший пример конспирологии. Есть реальные примеры? Просьба заодно уточнить, что такое "не понр...
Все дискуссии
HR-новости
Объявлены победители бизнес-премии WOW!HR Россия 2024

Победителей в каждой из девяти номинаций определило HR-сообщество путем открытого голосования по итогам защиты 58 реализованных кейсов.

Сотрудники не готовы отказаться от гибрида даже за повышение зарплаты

При этом 47% работодателей все еще считают такой формат работы привилегией, а не данностью.

Спрос на операторов call-центра в продажах вырос в 3,5 раза

В целом за первый квартал 2024 года по России количество вакансий в продажах выросло на 26% за год.

53% компаний возьмут студентов и подростков на летнюю подработку

За год интерес к такой практике вырос на 8%.