Профессиональная деформация личности менеджера

Добрый день.

Когда я училась в школе, некоторые сверстники, у которых отцы занимали высокие должности, говорили: "У моего папы синдром начальника: он дома вечно орет и командует".

Аналогичную оценку мужчинам и женщинам-начальникам нередко дают их жены и мужья. Женщины говорят, что с тех пор, как муж стал занимать более высокую должность, у него испортился характер, появились жесткость, манера отдавать директивные распоряжения членам семьи. Мужчины тоже говорят, что женщины, которые делают карьеру или занимаются бизнесом, более жёсткие и меньше подходят для семьи.

В общем, бытует мнение, что личность человека, который занимается руководящей работой, меняется не в лучшую сторону, и с таким человеком становится сложно жить мужьям, женам и детям.

С другой стороны, думаю, всем известны многочисленные примеры, когда командуют в семье не только руководители, но и рядовые специалисты, и рабочие, и домохозяйки, которые никогда не делали карьеру.

Хотелось бы обсудить: замечал ли кто-то у себя (или ваши близкие замечали ли у вас) некую профессиональную деформацию? Если да, то, на ваш взгляд, насколько эти изменения связаны с характером выполняемой работы?

Расскажите коллегам:
Комментарии
Генеральный директор, Турция

Я не знаю, можно ли быть мягким и деликатным человеком на руководящей должности, например, в армии или на складе, где работают суровые мужики , половина из которых отсидела на зоне (я утрирую, но все же). Возможно, в таких условиях надо быть жестким, хамоватым, резким и грубым....Возможно

Но я точно знаю, что в офисе быть руководителем и не быть "командиром" - не только можно, но и нужно! Я знаю много очень достойных руководителей у которых напрочь отсутствует все то, о чем Вы пишете. У них нет никакой профессиональной деформации. Это добрые и культурные люди. Вообще без какой-либо "жесткости", когда она не нужна. Но все подчиненные знают, что этих людей лучше не провоцировать и не проверять на характер :)

Как там у древних было... "Могущественный правитель правит не унижая, великий полководец выигрывает без боя..."

Лучше моего ответа Вам никто ничего не скажет, тему можно закрывать :))

Руководитель группы, Москва

Если брать мой профессиональный опыт:

Я работала рядовым сотрудником в различных сферах на протяжении 16 лет: в школьные годы (с 14 лет) - репетитором по математике, продавцом с/х продукции на рынке; в студенческие годы - менеджером по продажам рекламных площадей, журналистом; после выпуска из университета - врачом в государственных больницах, преподавателем кафедры мед.вуза, специалистом по клиническим исследованиям в фармацевтической компании).

Последние два года работаю на руководящих позициях: сначала руководителем проекта в фармацевтической корпорации, а потом руководителем, отвечающим за развитие бизнеса+часть бизнеса в собственности.

На мой взгляд, все те качества, которые требуются и развиваются на руководящей работе, также присутствуют и в работе рядового специалиста.

Например:

- Ответственность.

Руководитель несёт ответственность. Перед компаниями-партнерами, сотрудниками, клиентами, инвесторами.

Однако рядовой специалист тоже несёт ответственность, и бывает, что очень высокую (тот же врач, особенно врачи отделений неотложной помощи, хирурги, реаниматологи; воспитатель детского сада). Нести ответственность за развитие бизнеса, за объём продаж и т.п. психологически легче, чем нести ответственность за жизнь человека или за состояние 30 чужих детей.

Даже представители рабочих специальностей несут высокую ответственность: если бригадир железнодорожного пути ошибется, это может привести к крушению поезда и гибели людей.

- Организаторские способности.

Руководитель должен уметь организовать работу команды, чтобы достичь в срок качественного результата. Но организаторские способности требуются и на рядовых позициях.

Когда я работала рядовым специалистом по клиническим исследованиям, то в мои обязанности входила работа с подрядчиками (больницами): по заданию руководителя проекта я должна была добиваться от 18 врачей, чтобы они вовремя вносили данные в электронные базы, чтобы они вовремя предоставляли документы, чтобы они не отклонялись от протокола исследования и т.д. По сути, на рядовой должности я занималась такой же организацией работы команды из 18 подрядчиков.

Более того, я наблюдала ситуацию, как на кафедре вуза лаборант (!) занимался организацией работы команды 10 преподавателей и доцентов. В обязанности лаборанта входило переносить к определенному числу каждого месяца оценки из бумажных журналов успеваемости в электронную базу. Преподаватели и доценты вовремя не сдавали лаборанту журналы. Тогда лаборант проводил индивидуальную работу: с кем-то мягко, с кем-то жестче, когда надо - подключал заведующего кафедрой, выносил вопрос на кафедральные совещания. В итоге процесс был налажен, все стали сдавать журналы вовремя.

- Умение вести переговоры

Руководитель ведёт переговоры с руководителями других компаний, стараясь достичь хорошего результата для своей компании, чтобы при этом и компания, с которой ведутся переговоры, осталась довольна.

В работе рядовых специалистов такой навык тоже требуется. Например, в работе продажника на холодных звонках. Или в работе школьного учителя.

- Высокая квалификация

Понятно, что хороший руководитель должен профессионально совершенствоваться: изучать современные публикации в журналах по менеджменту, отслеживать новые методы управления, внедрять те из них, которые лучше подходят для предприятия, знакомиться с опытом управления в других странах...

Но рядовой специалист должен делать то же самое. Даже если брать рабочие специальности: повар должен знать наизусть состав компонентов большого количества блюд в граммах, а хороший повар - постоянно изучать новинки кухонь разных стран, ездить в эти страны на стажировки. Хороший врач должен постоянно изучать публикации на английском, участвовать в международных конгрессах...

Если подытожить: руководитель должен быть квалифицированным, постоянно совершенствоваться в профессиональном плане, уметь нести ответственность, обладать организаторскими способностями, уметь вести переговоры.

Но мне не совсем понятны три вещи:

1) Как эти качества могут негативно влиять на личность руководителя? Мне кажется, они влияют позитивно - если человек умеет вести переговоры и договариваться о взаимоустраивающем результате, то это полезное качество и в семейных, дружеских, соседских и прочих отношениях.

Если человек умеет нести ответственность, это опять же хорошо для повседневной жизни - будет меньше ситуаций в стиле: "Мне надо было сына вести к логопеду, но я заснул (-а) и пропустил(-а)".

2) Поскольку эти качества и навыки не специфичны для должности руководителя, а присутствуют в работе рядовых специалистов и даже рабочих, то насколько можно говорить о том, что именно руководящая работа влияет на личность?

3) Как с этим всем связаны такие качества, как жесткость, манера использовать командирский тон, авторитарность, - на которые часто жалуются члены семей руководителей?




Руководитель группы, Москва
Сергей Капустянский пишет:
Я не знаю, можно ли быть мягким и деликатным человеком на руководящей должности, например, в армии или на складе, где работают суровые мужики , половина из которых отсидела на зоне (я утрирую, но все же). Возможно, в таких условиях надо быть жестким, хамоватым, резким и грубым....Возможно

Сергей, да, конечно, армия - это отдельный разговор.

Про мужиков с зоны: мой отец работал бригадиром железнодорожного пути, у него в бригаде были рабочие из бывших зеков. Отец говорит, с ними было тяжелее, чем с несидевшими рабочими. Сидевшие были более обидчивы, более чувствительны, принимали за оскорбление такие слова, какие в несидевшем обществе не считаются оскорблением. И с ними приходилось, наоборот, быть более осторожным, учтивым и обходительным, чем с обычными рабочими.

Причём на личность отца работа с таким контингентом не влияла негативно: он всегда был и есть спокойный, неконфликтный человек.

Генеральный директор, Москва
Елена Аронова пишет:

Последние два года работаю на руководящих позициях: сначала руководителем проекта в фармацевтической корпорации, а потом руководителем, отвечающим за развитие бизнеса+часть бизнеса в собственности.

Так сами и ответьте себе на свой вопрос.

Вы лично, после того, как стали руководителем, по другому стали относиться к мужу и детям? Продолжаете ли также готовить борщи и мыть полы?

Или что-то изменилось?

Руководитель группы, Москва
Олег Шурин пишет:
Вы лично, после того, как стали руководителем, по другому стали относиться к мужу и детям? Продолжаете ли также готовить борщи и мыть полы?Или что-то изменилось?


В отношении к семье отмечаю позитивные изменения.

Повысился уровень ответственности (например, я перестала забывать, что "у ребенка сегодня кружок по английскому"), улучшились коммуникативные навыки - с дочерью мы по каждому вопросу договариваемся и не ругаемся.

С мужем мы развелись, ещё когда я была рядовым-прерядовым работником, потому как (одна из причин) тогда уровень нагрузки у меня был намного выше, чем сейчас, и на семью не хватало времени.

С момента, как я стала руководителем+собственником, изменилось то, что уровень нагрузки стал меньше, так как я сама себе его устанавливаю. Поэтому стало появляться время на семью.

Генеральный директор, Москва
Елена Аронова пишет:

В отношении к семье отмечаю позитивные изменения.

Повысился уровень ответственности (например, я перестала забывать, что "у ребенка сегодня кружок по английскому"), улучшились коммуникативные навыки - с дочерью мы по каждому вопросу договариваемся и не ругаемся.

С мужем мы развелись, ещё когда я была рядовым-прерядовым работником, потому как (одна из причин) тогда уровень нагрузки у меня был намного выше, чем сейчас, и на семью не хватало времени.

С момента, как я стала руководителем+собственником, изменилось то, что уровень нагрузки стал меньше, так как я сама себе его устанавливаю. Поэтому стало появляться время на семью.

Ну вот и отлично. Хотя удивило, то что меньше времени на семью было, когда Вы были рядовым сотрудником. Обычно бывает наоборот. И понравилось то, что Вы признаете, что одной из причин развода было недостаточное внимание к семье с Вашей стороны. Обычно женщины стараются об этом умалчивать и всю вину возлагают на мужчин.

Руководитель, Санкт-Петербург

1. Тот кто часто орёт - слабый руководитель и вообще"не боец", бойтесь спокойных, вежливых и внимательных)

2. Профессиональная деформация чаще такая - один из супругов забывает, что второй - это не его подчинённый, которому делегировали задачи по дому и хозяйству, а такой же равный "партнёр по бизнесу", который просто "курирует это направление", как это бывает в бизнесе.

Соответственно, чтобы не было проблем дома - и отношение к домашним делам, и уровень участия в них надо постоянно и осознанно корректировать.

Менеджер, Москва

Хамство и крики , это далеко не показатель сильного руководителя , спокойные и умные люди, намного могут быть опаснее

Аналитик, Москва

Профессиональная деформация - это слишком умно. Я вот знаю термин от силовиков: "профессиональная паранойя". Вот над этим можно порассуждать и даже посмеяться, а проф. деформация личности - простите пожалуйста, но это как-то по женски.

Член совета директоров, Санкт-Петербург

По теме.. Ответ простой. Человек может быть либо чудаком, либо нет.
Если он чудак - он будет орать. И дома и на работе.
Если он не чудак - он будет мотивировать, побуждать, объяснять цели. Отличается от "отдавать приказы".

Директивная форма общения вне работы, как правило некий щит. Который легко пробивается, если это нужно. Вопрос - а это нужно? И такое общение и пробивание этого щита? Это ж дом, место, где все должны ощущать себя в безопасности и комфорте.
Атос, Портос и Компромисс :)

Руководитель группы, Москва
Олег Шурин пишет:
Хотя удивило, то что меньше времени на семью было, когда Вы были рядовым сотрудником. Обычно бывает наоборот

Это от отрасли зависит, и от конкретной организации.

Например, во многих государственных больницах дефицит кадров. Поэтому на рядового врача и рядовую медсестру может приходиться объём работы, как на 1,75-2,0 ставки, включая как дневную нагрузку, так и суточные дежурства.

Одна моя коллега, мать двух детей, постоянно ругалась с руководством больницы. Если ей ставили суточное дежурство, она шла к главному врачу и угрожала увольнением. И ей их перестали ставить: вместо неё эти дежурства распределяли другим врачам.

Плюс к тому, рядовым специалистам обычно платят мало, поэтому рядовые специалисты нередко берут дополнительные ставки, занимаются совмещением, подработками.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Большинство российских компаний внедряют программы well-being

В условиях дефицита кадров компании стали чаще внедрять или расширять программы благополучия сотрудинков.

Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.