Как вернуть доменное имя: 3 сценария

Хочу рассказать о рисках, с которыми может столкнуться любой владелец коммерческого веб-ресурса – когда в сети появляется сайт с похожим или аналогичным доменным именем. Такая ситуация создает серьезный риск потери клиентов, репутации бренда и даже собственного дела. Как вернуть домен и устранить конкурентов?

Как защитить доменное имя

Доменное имя – опознаватель компании или человека в сети. Но в рамках закона оно не рассматривается как объект интеллектуальной собственности. А в Гражданском кодексе (ГК) упоминается лишь в связи с использованием товарных знаков (ст. 1484, ст. 1519 ГК РФ).

В связи с этим на домен не распространяется принцип «старшинства». Вас могут обязать прекратить его использование (п. 5 ст. 1250 ГК РФ) и выплатить компенсацию правообладателю (п. 3 ст. 1250 ГК РФ), даже если вы приобрели его ранее, чем кто-то другой зарегистрировал товарный знак.

Регистрацию домена-близнеца часто расценивают как акт недобросовестной конкуренции. Правда, в такой ситуации истец должен доказать, что конкурент стремился извлечь выгоду или создать помехи его бизнесу. На практике суды нередко защищают владельца товарного знака, независимо от времени регистрации доменов.

Какими способами можно вернуть доменное имя

Предположим, вы обнаружили в сети сторонний интернет-ресурс, в адресе дублируется ваше брендовое название. Дальнейшие действия зависят от характера ситуации. Рассмотрим три сценария.

1. Товарный знак зарегистрирован

  • Используя сервис Whois, получаете сведения о владельце домена. Узнать имя физического лица можно только с помощью адвокатского запроса или судьи.
  • Когда данные об администраторе будут у вас, направьте ему претензию с описанием условий разрешения спора.
  • В случае согласия добейтесь удаления домена или передачи вам прав на него.
  • Если последовал отказ, отправляйте иск в суд с требованием компенсации.
  • На период рассмотрения добейтесь запрета на использование домена.
  • При положительном решении суда с помощью регистратора аннулируйте домен или оформите его на себя.

2. Товарного знака нет, но есть фирменное наименование

Фирменное наименование – это тоже разновидность интеллектуальной собственности. Обнаружив его в чужом домене, действуйте, как описано выше. Еще одним способом индивидуализации бизнеса может быть коммерческое обозначение. Но аргументом в суде оно выступает лишь в том случае, если зарегистрировано раньше спорного доменного имени.

3. Средства индивидуализации компании отсутствуют

  • Зарегистрируйте товарный знак. Процесс может занять до 1,5 лет.
  • Получив свидетельство, действуйте, как описано выше. Теперь можно направлять претензию владельцу сайта или подавать иск в суд.

Если регистрация знака еще не завершена, можно подтвердить фактическое использование брендового имени, например, через рекламу, публикации или чеки, суд иногда учитывает это как дополнительное доказательство права на обозначение.

Что делать, если домен «увели»

Случается, что администратор сайта по халатности забыл оплатить и продлить домен, и его перехватил предприимчивый конкурент. Такие действия считаются легальными, поэтому не стоит предъявлять претензии новому владельцу актива. Попробуйте договориться. Если же конкурент отказывается идти навстречу, а домен действительно ценен для вашей компании, можно попытаться отстоять свои интересы в судебном порядке, потратившись на пошлину и юридические услуги.

Если новый владелец потребовал за ваше доменное имя слишком большую сумму, можно попробовать подать иск в арбитраже WIPO (World Intellectual Property Organization) . В этом случае придется подтвердить наличие аналогичного товарного знака и продолжительное использование такого же коммерческого обозначения. Тем не менее, дело может быть проиграно, если «захватчик» домена проживает в другой стране и мог не владеть информацией о принадлежности домена.

Как защититься от кражи и копирования домена

У доменных зон не только коммерческое, но и стратегическое значение. Например, международная зона .com формально считается нейтральной, однако находится под юрисдикцией иностранных регистраторов и попадает под действие зарубежных ограничений. Это делает российский бизнес уязвимым, ведь в спорной ситуации компания не защищена отечественным законодательством. А вот домены в зоне .ru и .рф регулируются российскими нормами, относятся к национальному цифровому пространству и обеспечивают большую правовую безопасность. Поэтому важно регистрировать название бренда именно в российской зоне и одновременно резервировать международные варианты, чтобы предотвратить перехват.

Иногда в разных зонах, например, .com или .ru., появляются идентичные названия. Это может происходить случайно или с целью мошенничества. Но подобные ситуации влекут за собой серьезные последствия для бизнеса.

Например, условная фирма «Батарейка» занимается продажей электроники. Ее сайт зарегистрирован в зоне .ru. Другой интернет-магазин с целью переманить клиентов регистрирует ресурс с таким же адресом в зоне .com. Аудитория не обращает внимания на этот нюанс и переходит на сайт конкурента. Цены на товары там ниже, а вот сервис и качество продукции оказываются хуже. Клиенты недовольны, репутация оригинальной компании падает, у бизнеса возникают проблемы.

Но даже досадная ошибка или случайность часто приводит к сложностям. Клиенты обычно не разбираются в нюансах написания наименований. В результате обе компании рискуют обрести новые трудности и негативные отзывы.

Для защиты от подобных ситуаций зарегистрируйте товарный знак в Роспатенте. Заранее проверьте, существует ли такое же или похожее название в выбранной или смежной зоне. При наличии совпадений приобретать такое имя не стоит: правообладатель может подать к вам иск. Позаботьтесь, чтобы все документы были в порядке. В любой момент может понадобиться представить их суду. Только следование букве закона поможет предотвратить действия конкурентов и мошенников.

Также читайте:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Анатолий Курочкин, Антон Соболев
Аналитик, Москва

Как всегда, наши замечательные юристы не комментируют свои статьи. А вопросы есть.

Во-первых, надо бы пояснить,что имен близнецов в интернете не бывает. Это невозможно сделать на этапе регистрации. 

Как много девушек хороших!
Как много ласковых имен!

У меня были случаи, когда приходилось обходить наличие удобного для меня доменного имени. Можно поменять зону (ру, сом и прочее). Но вот на мой взгляд, лучше ещё раз подумать и найти шикарное имя - запоминающееся, легко воспринимаемое на слух, оригинальное. Это гораздо лучше, чем тащить несуразное имя в инет.

На мой взгляд, отличные имена - хабр, дзен. Здесь нет парных согласных, легко запоминаются и однозначно воспринимаются на слух. А спасать вот такое имя:

http://www.thelongestdomainnameintheworldandthensomeandthensomemoreandmore.com

 нет никакого смысла (имя реальное).   

Во-вторых, на мой взгляд, чаще всего споры из-за аналогов имён возникают только со стороны недобросовестных конкурентов - кому-то нужно словить хайп на известном бренде. У меня был такой случай, когда на фирму, для которой я делал сайт, попыталась наехать некие рестораторы. После того, как про них написали федеральные СМИ, они успокоились и ушли в другую зону.

Управляющий партнер, Санкт-Петербург
Анатолий Курочкин пишет:

Во-вторых, на мой взгляд, чаще всего споры из-за аналогов имён возникают только со стороны недобросовестных конкурентов - кому-то нужно словить хайп на известном бренде. 

Или же продать самому бренду. Это - серьезный бизнес.

Как-то в одном проекте, состоящем из 4 согласных букв (!) - по фамилиям основателей - оказалось, что доменное имя занято. Ради интереса я решил связаться с "продавцом" и уточнить цену - больше 300 тыс. руб. запросили. Даже с учетом 10-летнего продления по 600 руб. / год такой подход, видимо, оказывается выгодным.

У одного из крупнейших регистраторов РФ есть отдельная статья на эту тему - здесь.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Цифровой разрыв — главная проблема многопоколенческих команд

Несмотря на разговоры о ценностях и мотивации, главная проблема взаимодействия сотрудников разного поколения — в технологиях.