Специалисты цифровой платформы гибкой занятости Ventra Go! и сервиса онлайн-бронирования отелей и апартаментов Островок в ходе совместного исследования среди представителей индустрии гостеприимства выяснили, что основные вызовы отрасли в 2025 году – текучесть кадров и рост затрат на найм. Около 91% отельеров подтвердили, что в этом году столкнулись с дефицитом персонала. Особо остро ощущается нехватка сотрудников в хозяйственной службе (24%) и среди администраторов и хостес (22%).
Среди основных трудностей при работе с персоналом отельеры называют высокую текучесть кадров – об этом заявил каждый пятый респондент (22%), а также рост затрат на найм и сложности в удержании и мотивации (по 17% голосов). На фоне этих трудностей отели ищут новые решения: например, нанимают работников в формате временной занятости.
Больше половины (61%) опрошенных отметили, что стали чаще пользоваться услугами временного персонала. Тенденция находит отражение в свежих данных: каждый второй респондент подтвердил, что в их отелях временные и проектные исполнители активно закрывают позиции. В трети случаев они привлекаются для закрытия пиковых нагрузок (31%), одинаково часто для покрытия временных кадровых пробелов при увольнениях или сокращениях и текучести кадров (по 20%), а также для замены сотрудников, находящихся в отпуске или на больничном (17%).
На данный момент наиболее активно временных работников задействуют в хаускипинге (42%) и для ресторанной службы (официанты и бармены – 19%, повара и помощники – 11%). Для поиска персонала чаще всего используются сайты-агрегаторы вакансий (76%), почти треть использует социальные сети и рекламу (29%), а также рекомендации (21%).
Чтобы частично снизить нагрузку на сотрудников и сократить рутину, отельеры все чаще используют возможности сервисов онлайн-бронирования (ОТА) для автоматизации ручных процессов. Каждый пятый опрошенный (21%) отметил, что сотрудничество с онлайн-платформами помогает сократить ручную работу по распределению бронирований и расселению гостей по номерам. В сумме около трети респондентов отметили сокращение участия отдела продаж за счет стабильного потока клиентов из ОТА (15%), а также снижение потребности в большом маркетинговом штате благодаря инструментам продвижения внутри агрегаторов (15%).
Как отметили 12% отельеров, сотрудничество с OTA помогает разгрузить работу администраторов, так как часть спорных вопросов гости решают напрямую через службу поддержки сервисов бронирования. Около 9% отмечают, что аналитика внутри OTA помогает прогнозировать спрос – это позволяет заранее усиливать команду в пиковые периоды. Примерно сколько же респондентов отметили, что ОТА сами переводят карточки отелей и отзывы на различные языки, что помогает привлекать иностранных гостей без дополнительных затрат на локализацию.
В условиях дефицита кадров отельеры стремятся усилить систему мотивации сотрудников. Например, предлагают материальное вознаграждение за перевыполнение показателей (28%), гибкие графики и возможность выбирать смены (17%), внедряют дополнительную систему бонусов и премий (16%), предоставляют спецтарифы на проживание и питание в отеле для сотрудников (10%), а также и развивают внутренние системы нематериальной мотивации (благодарности, звания – 8%).
Метод проведения исследования: онлайн-опрос, в котором приняли участие более 150 российских отельеров (июль 2025).