Новые правила маркировки воды: что надо знать бизнесу, и как подготовиться?

С 1 ноября 2022 года дополняются правила бутилированной воды, подлежащей обязательной маркировке средствами идентификации. Новшеств сразу несколько. В этой статье мы подробно разберем – что меняется и как к этим нововведениям подготовиться.

Зачем маркируется упакованная вода

Еще несколько лет назад питьевая вода была самым подделываемым продуктом в России. 25-30%, а в некоторых регионах – до 80% бутилированной воды были контрафактом.

Производители, не мудрствуя лукаво, разливали из обычной водопроводной городской сети воду по бутылкам и продавали, накручивая ценник. Об очистке до высокого качества и полного соответствия санитарным нормам беспокоились далеко не все.

Согласно исследованию Роскачества, только девять образцов питьевой воды из 58 проверенных полностью соответствовали показателям качества и безопасности.

Основной задачей введения маркировки бутилированной воды стало очищение рынка от фальсификата. 

Что меняется с 1 ноября 2022 года в маркировке упакованной воды

Для всех участников оборота маркированной бутилированной воды – производителей, импортеров, опта и розницы – вводится несколько новых правил.

  • Производители, импортеры, опт и розница обязаны использовать электронный документооборот для передачи сведений об обороте воды в систему маркировки «Честный ЗНАК».

С 1 ноября 2022 года при смене собственника бутилированной воды каждый обмен универсальными передаточными документами (УПД) между контрагентами происходит только через систему электронного документооборота и с обязательной передачей сведений в «Честный ЗНАК». В УПД не указываются конкретные коды маркировки каждой бутылки с водой, то есть это не поэкземплярный, а объемно-артикульный/объемно-сортовой учет. При отправке и приемке товара УПД должен заверяться электронной подписью (ЭП).

  • Все участники оборота маркированной воды обязаны передавать сведения в систему цифровой маркировки «Честный ЗНАК» о выводе из оборота по прочим причинам, не являющимся продажей в розницу.

Производитель, импортер, организации оптовой и розничной торговли с этой даты должны подавать сведения в национальную систему маркировки «Честный ЗНАК» о выводе из оборота продукции не по причине продажи в розницу. Например, при использовании для собственных нужд, безвозмездной передаче, истечении срока годности, утрате, утилизации и пр.

Это значит, что к 1 ноября 2022 года всем участникам оборота маркированной бутилированной воды необходимо выбрать для себя сервис электронного документооборота, тариф и начать обмениваться информацией с контрагентами и «Честным ЗНАКОМ». 

Важная ремарка – с марта 2023 года рознице понадобятся не только электронный документооборот, но и онлайн-касса, сканер 2D-штрихкодов и подключение к оператору фискальных данных, чтобы передавать сведения о розничной продаже маркированной воды.

Отметим, что перечисленные новшества обязательны – таковы нормы Постановления Правительства РФ от 31 мая 2021 г № 841 в редакции от 26 марта 2022 г. «Об утверждении Правил маркировки упакованной воды средствами идентификации…».

Мы уже упомянули объемно-сортовой или объемно-артикульный учет. Предлагаем подробно разобраться, что это такое.

Объемно-артикульный учет в контексте маркировки

Суть объемно-сортового учета любой маркированной продукции в том, что в универсальном передаточном документе (УПД) указывается наименование товара, его количество и GTIN – идентификатор товара. GTIN содержит сведения о товаре, может быть одинаковым для всей партии или нескольких партий, если все изделия имеют одни и те же характеристики. Для двух или более товаров с разными характеристиками не может быть одинаковых GTIN (то есть у воды газированной в стеклянной таре объемом 0,5 литра и воды негазированной в пластике объемом 1 литр будут разные идентификаторы). 

При объемно-артикульном учете не указываются коды цифровой маркировки Data Matrix каждой единицы товара. То есть условно – это не:

  • «Бутылка минеральной газированной воды, 0,5 литра №1, код такой-то»,
  • «Бутылка минеральной газированной воды 0,5  литра №2, код такой-то»,
  • «Бутылка минеральной газированной воды 0,5 литра №3, код такой-то»,

а:

  • «Бутылка минеральной газированной воды 0,5 литра с идентификатором 1234 в количестве 3 шт.».

Как работает система маркировки бутилированной воды

Условно мы можем разделить процесс маркировки на несколько этапов.

На самом первом этапе – вводе в оборот, касающемся производителя или импортера, необходимо:

  1. Зарегистрироваться в национальной системе маркировки «Честный ЗНАК». Для этого компании понадобится электронная подпись первого лица организации или ИП;
  2. Зарегистрироваться в системе GS 1 и создать карточки с описанием своего товара. GS 1 – это международная ассоциация по созданию и внедрению стандартов маркировки;
  3. Заказать коды маркировки Data Matrix;
  4. Нанести цифровые коды маркировки на тару с водой – на саму этикетку или отдельной наклейкой.

Второй этаппередача товара от производителя или импортера оптовому продавцу. На этом этапе нужно сделать следующее:

  1. И производитель/импортер, и оптовик должны быть подключены к системе электронного документооборота и иметь электронные подписи. 
  2. При передаче товара и, следовательно, права собственности на маркированную бутилированную воду необходимо сформировать универсальный передаточный документ (УПД). В УПД при этом указываются код товара и его количество. Данные о смене владельца товара уходят в «Честный ЗНАК».

Третий этап – передача товара от оптовика к розничному продавцу – аналогичен по своим шагам предыдущему шагу. Розничный магазин при приёмке бутилированной маркированной воды в программе для электронного документооборота принимает полученный от оптовика УПД, подписывает его ЭП и отправляет в «Честный ЗНАК» – подтверждает, что у маркированной воды сменился владелец.

Также через сервис ЭДО предприятие розничной торговли может сформировать и отправить поставщику воды корректировочный документ, если при приёмке маркированного товара обнаружатся расхождения.

С 1 марта 2023 года добавится еще один этап – при розничной продаже кассир обязан будет сканировать цифровой код маркировки Data Matrix 2D-сканером штрихкодов и, используя онлайн-кассу и ОФД, отправлять сведения о выбытии товара посредством розничной продажи. 

Но так как основное нововведение ноября – это применение электронного документооборота, разберёмся подробнее – что же это такое, как выбрать подходящий вам сервис ЭДО и ответим на самые часто задаваемые вопросы. 

Что такое ЭДО, зачем он нужен и чем удобен

Начнем с факта, уже ставшего догмой: электронный документооборот – это не отправка сканов, фотографий или PDF-файлов документов по e-mail.

Основная особенность ЭДО – юридическая значимость всех документов при полной их безбумажности. В норме все документы при ЭДО – накладные, счета-фактуры, акты и т. д. – заверяются электронной подписью, отправляются контрагентам через оператора электронного документооборота, там же корректируются, дополняются, подписываются снова. Ни на одном из этапов не нужно распечатывать их, заверять ручной подписью или обычной печатью. И кстати, электронную подпись намного сложнее использовать без ведома её владельца, в то время как обычной подписью за директора могут расписаться, например, его бухгалтер или заместитель.

И повторим еще раз – все эти электронные документы будут иметь юридическую значимость, их примут как доказательство в суде или ФНС во время проверки.

Особенности электронного документооборота одновременно становятся и его преимуществами. 

Электронный документооборот: 

  • Не требует затрат на бумагу, расходники для печати, почту/курьера, хранение;
  • Моментален;
  • Прозрачен на всех этапах.

ЭДО можно использовать для автоматизации значительного числа бизнес-процессов в компании. Он будет полезен и работникам кадровой службы, и руководителю, и сотрудникам. Пригодится при обмене документами, в том числе и транспортными, с контрагентами.

Как выбрать подходящий вашему бизнесу сервис ЭДО

Среди программных решений «Такском» есть несколько вариантов сервисов для ЭДО.

Флагманский продукт – «Такском-Файлер». Универсальный сервис для электронного документооборота.

Прост, как электронная почта. Надежен, как автомат Калашникова. Можно использовать web-версию, можно установить мобильное приложение. Идеальный вариант для розницы, работающей с маркированным товаром. В сервисе есть весь необходимый функционал для работы с кодами Data Matrix: сверка при получении товара, передача документов в «Честный ЗНАК». Если что-то пошло не так и коды или количество товара в накладной не совпадают с фактом, в «Файлере» можно сформировать корректировочный документ и отправить его контрагенту. Приятный бонус: мобильное приложение «Такском-Файлер» умеет распознавать Data Matrix, следовательно, можно сэкономить на 2D-сканере штрихкодов.

Если вы уже пользуетесь 1С и не хотите ничего менять, то у «Такскома» есть три решения.

Решение первое – «1С-Такском» – встраивается в типовые конфигурации 1С. То есть это просто функционал ЭДО в интерфейсе 1С. Не требует каких-либо доработок, установок и внешних платных обработок.

В чем удобство сервиса «1С-Такском»:

  • Накладные и счета-фактуры автоматически создаются в программе 1С на основе входящих электронных документов. За счёт автоматического формирования документов снижаются риски ошибок, связанных с ручным вводом данных в 1С;
  • Архив электронных документов. Все электронные документы хранятся в программе 1С — можно быстро найти и отправить необходимые документы в ответ на запрос.

Второе решение – если у вас уже есть 1С, но вы ее изменяли, дорабатывали, перенастраивали, и теперь он не обновляется, в этом случае подойдет «Станция Сканирования». Продукт больше подходит производителю, чем рознице, т. к. включает в себя весь спектр функций для работы с маркировкой. Сервис автоматизирует весь цикл маркировки, способен агрегировать коды от первичной упаковки до паллета, создавать номенклатуру, заказывать коды и т. д. При этом ряд функций будет полезен и рознице:

  1. Принятие документов УПД в электронном виде прямо в 1С с кодами маркировки;
  2. Проверка полученных кодов маркировки с помощью 2D-сканера штрихкодов;
  3. Автоматизация принятия к учету полученных документов в 1С.

Третье решение – на случай, если у вас есть 1С, но без ЭДО, а времени изучать новый софт просто нет. Или у вас есть товаровед МарьИванна, которая работает в 1С уже 10 лет и привыкла к ней, а освоение новой программы вгонит её в стресс, истерику и поломает все отлаженные процессы. В этом случае спасением станет «Модуль 1С». Интерфейс остаётся привычным и понятным: родная 1С – и точка. Но появляется дополнительно вкладка с «Файлером» и возможностью вместо печати отправить документ на подписание через ЭДО. Возможности «Модуля»:

  • Автоматическое создание электронных документов из уже оформленных счетов-фактур на реализацию (в том числе УПД). Модуль находит документ, автоматически формирует и отправляет его во вкладку «Черновики». Товароведу МарьИванне остаётся только выбрать нужный и отправить или своему директору, или контрагенту;
  • Но, кстати, МарьИванне даже необязательно самой отправлять документы, например, бухгалтеру, директору и кому-то еще. Есть функция «Маршруты согласования», когда документ автоматически уходит на подпись по всей цепочке адресатов внутри компании;
  • Автоматическое сопоставление номенклатуры и принятие к учету. Модуль умеет сопоставлять номенклатуры во входящих документах с теми, что хранятся в вашей учетной системе, и запоминает выбор.

Выбирайте из четырёх решений то, что кажется наиболее подходящим и привлекательным именно вам, и не беспокойтесь – внедрением и настройкой займётся «Такском». А если что-то будет непонятно, наша техподдержка готова ответить на все вопросы 24/7.

Ответы на актуальные вопросы о маркировке воды

– Какую воду маркируют? Маркируются ли газировка и соки?

Газировка и соки не маркируются. Вы могли слышать о том, что их планируют маркировать, но эксперимент пока не начался. А теперь о том, что маркируется: питьевая упакованная вода (минеральная, природная, искусственно минерализованная, обработанная), газированная и негазированная, не содержащая сахара, подсластителей, ароматизаторов и других пищевых веществ.

Коды ТН ВЭД – 2201, коды ОКПД2 – 11.07.11.110, 11.07.11.120, 11.07.11.130, 11.07.11.140, 11.07.11.150.

– Что мне будет, если я проигнорирую правила оборота маркированной упакованной (бутилированной) воды, вступающие в силу с 1 ноября 2022 года?

Зависит от типа нарушения и юридического статуса нарушителя. Штрафы выписываются за несвоевременную регистрацию в «Честном ЗНАКЕ» и за иные нарушения при работе с маркируемой водой. Размер штрафа должностным лицам: 1000 – 10 000 руб. Юрлицам – 50 000 – 300 000 руб. Грубые нарушения чреваты уголовной ответственностью. Данные требования закреплены в статье 15.12 КоАП РФ.

– Я продаю бутилированную воду в упаковке по 19 литров. Она тоже маркируется?

Да, упакованная вода в оборотной таре по 19 литров тоже маркируется. Рекомендуемый способ маркировки – стикеры, наносящиеся на крышку.

– Я продаю воду через водоматы, то есть на розлив. Как мне ее маркировать?

Продажа через водоматы пока что не регулируется «Честным ЗНАКОМ». Маркировать не нужно.

Партнерский материал

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Участники дискуссии: Алексей Дроздов
Генеральный директор, Москва

Например, надо знать, что когда самостоятельно пробиваешь товары на кассе, то молочные продукты (молоко, сметана и т.п.) нужно пробивать дважды - штрих код и марку честного знака, а с водой так же будет?

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Россияне стали меньше тревожиться из-за работы

Год назад уровень тревожности россиян по поводу различных возможных проблем на работе был выше.

Уровень счастья напрямую влияет на продуктивность большинства россиян

При этом почти каждый четвертый респондент считает, что их руководитель ничего не делает для счастья сотрудников.

70% россиян отмечают сильное влияние работы на уровень стресса

Наибольший стресс создают строгие дедлайны, внезапные и большие объемы задач, а также собственные ошибки при выполнении задач.