Как рождаются правильные производственные франшизы

В прошлой заметке мы разобрали тенденции российского рынка франшиз и отметили в качестве одной из них появление все большего количества предложений по производственным франшизам. В этой заметке остановимся на особенностях производственного франчайзинга и рассмотрим основные параметры производственной франшизы на реальном примере.

Для начала выделим причины, по которым предложений производственных франшиз мало как в мире, так и на российском рынке. Таких причин видится несколько.

Во-первых, это опасения владельца технологий и ноу-хау, что, продавая производственные франшизы, он создает себе конкурентов. В этом смысле, продавая сбытовые торговые франшизы, франчайзер расширяет сеть сбыта, оставляя контроль ключевых параметров бизнеса за собой.

Подобные опасения производителя вполне понятны. Особенно с учетом возможного отказа франчайзи от сотрудничества по истечению срока действия первого договора. Фирма, купившая производственную франшизу, по сути, получила не только право распоряжения товарным знаком производителя, но и все необходимое для самостоятельной работы. Возникает соблазн расторгнуть договор и продолжить производство под иной «вывеской». Это и есть вторая причина опасений франчайзера.

Третьей причиной малого распространения производственного франчайзинга является сложность контроля объемов выпуска продукции компании-франчайзи. Особенно, если от этого зависят размеры периодических выплат. И особенно на российском рынке, где, не секрет, далеко не все отражается в бухгалтерском учете.

Четвертой причиной является слабая подготовка большинства бизнесов к тиражированию. Производители, как правило, делают свое дело, особо не задумываясь о регламентации и оптимизации существующих бизнес-процессов. Опять же наиболее ярко это проявляется в российской действительности, где все ключевые технологии могут быть «завязаны» на «дядю Васю». Второго такого «дяди Васи» франчайзи может не найти, и дело у него не пойдет.

Потому возникает резонный вопрос: «Что же в этом случае продается во франшизе?». Как обычно преодолевают эти сложности компании, все-таки решившие запустить производственный франчайзинг?

Во-первых, резонно рассуждая о том, что рано или поздно конкуренты могут появиться, владельцы технологий инициируют этот процесс сами. По крайней мере, в этом случае этот процесс будет им более подконтролен.

У производителей появляется возможность отбора будущих франчайзи с учетом их потенциала, опыта и региона работы. Т.е. можно «застолбить» регионы, до которых прежде было бы просто «не дотянуться» раньше, чем там появятся конкуренты. Этакий стратегический охват территорий в основном за чужой счет – читай, за счет инвесторов, покупающих франшизу.

С опасениями расторжения договора и начала работы под собственной вывеской франчайзер может «бороться», например, следующими способами:

  1. Заложить в стоимость франшизы возможные риски подобного рода. То есть, увеличить паушальный взнос, создав этим для себя выгодную денежную «подушку».
  2. По-возможности, оставить за собой поставку ключевого компонента технологии, если такой есть. Например, это может быть что-то из труднодоступного сырья или полуфабрикатов, сделанных из него.
  3. Сделать регулярную поддержку франчайзи настолько качественной, чтобы сама мысль о прекращении отношений ему даже не приходила в голову. Например, постоянное развитие технологий, внедрение чего-то нового, сильнейшая маркетинговая поддержка, помощь в реализации готовой продукции и т.д. Понятно, что это будет недоступно «предателям», и они в результате потеряют от разрыва отношений значительно больше, чем выиграют.

Третью причину опасений – сложность контроля объемов производства – «обходят» тем, что делают размер роялти (периодических выплат) фиксированными или условно фиксируемыми (в случае сезонности спроса). Например, это 10 тыс. рублей в «низкий» сезон и 15 тыс. рублей в «высокий» сезон спроса на продукцию.

Наибольшая проблема, «боль» российского бизнеса при переходе к франчайзинговой модели – слабая готовность к тиражированию. Здесь поможет сильный консультант, способный разработать полный комплект регламентов с попутной оптимизацией бизнес-процессов.

Таким образом, при решении перечисленных проблем будут все предпосылки для успешного запуска именно производственной франшизы. С одной оговоркой: Бизнес должен доказать свою успешность прежде, чем будет тиражироваться через франчайзинг.

В прошлой заметке я упоминал о санитарном эффекте лакмусовой бумажки текущего кризиса. Бизнес, достойно существующий во время кризиса, пожалуй, один из первых кандидатов для франчайзинговой модели.

Фото: pixabay.com

Расскажите коллегам:
Эта публикация была размещена на предыдущей версии сайта и перенесена на нынешнюю версию. После переноса некоторые элементы публикации могут отражаться некорректно. Если вы заметили погрешности верстки, сообщите, пожалуйста, по адресу correct@e-xecutive.ru
Комментарии
Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.