От бездельника до авторитета: как изменилось отношение к блогерам в мире

Блогинг: с чего все начиналось?

На данный момент история блогинга насчитывает уже три десятилетия. Первый блог появился в далеком уже 1992 году – ученый-физик из Лондона стал сообщать в личном интернет-дневнике о всех значимых событиях, происходивших в мировой Сети. Спустя четыре года у него появилось несколько десятков последователей, в основном, в США. Блогеры-пионеры рассказывали в своих аккаунтах различные новости, размещали заметки на темы, в которых считались экспертами, делились личной информацией.

Понятие «блог» ввел в обиход через 6 лет житель Огайо, снискавший популярность благодаря личному аккаунту, регулярно пополнявшемуся текстами об интернет-культуре и творчестве Джойса. Меньше чем за год слово стало именем нарицательным.

В 2002 году в Штатах появилось движение мам-блогеров: они делились с аудиторией опытом воспитания детей и отвечали на вопросы читателей. Одновременно сформировалось сообщество кибержурналистов – так называли тех, кто вел блоги политической тематики. В этом же году родился термин «блогосфера». Брошенный в шутку известным публицистом, он неожиданно быстро «прижился», и стал использоваться для описания нешуточных процессов, происходящих в мировом информационном пространстве.

В период «нулевых» блогосфера стремительно развивалась. Уже в сентябре 2006 года в мире по данным Synacor Inc. насчитывалось не менее 50 млн блогов. Новым прорывом стала монетизация контента: в 2010 году на основе записей из кулинарного блога был создан фильм «Джули и Джулия: готовим счастье по рецепту». Лента оказалась коммерчески успешной, и продемонстрировала, насколько легко блогеры могут интегрироваться в поп-культуру.

С начала 2010 года благодаря развитию интернет-технологий, появлению доступных гаджетов и социальных сетей, упростивших продвижение, блогинг проник практически во все сферы и ниши. Из хобби он превратился в серьезную работу, нередко очень хорошо оплачиваемую. И что не менее важно, блогеры в большинстве стран мира стали «лидерами мнений» – одним постом или «историей» они могут повлиять на решение миллионов людей.

Виртуальный друг: в чем секрет популярности блогеров?

До появления блогосферы информационную повестку дня полностью контролировали СМИ. Аудитория получала данные от журналистов, и обменивалась ими привычным способом – во время личных разговоров или по телефону – с ограниченным кругом людей. Всеобщая интернетизация сделала общение практически безграничным, чем подстегнула его интенсивность.

Сформировалась информационная открытость – пользователи стремились высказаться по любому поводу. Блогосфера позволила удовлетворить данное желание, и одновременно сделала процесс двусторонним: люди могут не только прочитать записи автора, но и поделиться своим мнением, напрямую поговорить с ним. Это автоматически повышает ценность диалога в их глазах.

Помимо возможности пообщаться аудиторию привлекает вероятная польза. Наиболее частая причина подписки на блогера – «быстро узнать что-то новое». По данным исследования, проведенным компанией GWI, ей руководствуются более 50% людей.

Играет роль и феномен «социального сравнения». Чтобы повысить свой статус в собственных глазах, люди стремятся смотреть на успешных персон и копировать их. Блоги сделали этот процесс донельзя простым, потому притягивают как магнит.

Но главная причина доверия к блогерам – ощущение «сопричастности». Благодаря тому, что лидер мнений буквально впускает подписчиков в свою жизнь изо дня в день, они начинают ему доверять, воспринимают как виртуального друга. По словам психолога из Принстонского университета, люди испытывают предрасположенность к тем, кого идентифицируют, как членов «своей» группы.

Доверие к блогерам базируется на том, что каждый подписчик уверен: они «такие же, как я», разделяют «мои» цели и ценности, всегда «на связи со мной». Поэтому поддерживают, как сторонников собственных интересов. Лидеры мнений подпитывают эти ощущения постоянной трансляцией подробностей жизни, инсайтами. Повышают лояльность подписчиков и свою экспертизу полезным контентом – рекомендациями, прямыми эфирами. Поэтому сейчас являются одним из центров общественной жизни в большинстве государств.

Здесь важно отметить, что восприятие одного и того же занятия в разных странах может отличаться. Если в России рыбалка ассоциируется с «диким» отдыхом у костра, то в ЕС считается весьма дорогостоящим и уважаемым хобби.

Как относятся к блогерам в разных странах

Азиатские страны

Пальму первенства по популярности блогеров и их влиянию на общественное мнение стабильно удерживает Китай. Здесь блогинг сразу стал восприниматься как работа, к выполнению которой подходят со всей серьезностью: инфлюенсер всегда должен хорошо выглядеть, демонстрировать позитив и обладать экспертизой. Отсюда и отношение аудитории: авторитет блогера непоколебим.

К примеру, 80% подписчиков в КНР после рекомендации инфлюенсера обязательно совершат покупку. Аналогичная ситуация наблюдается и в Южной Корее. Подписчики часто приобретают товары и услуги именно после рекламы у лидеров мнений, о чем говорят данные Statista Global Consumer Survey за 2020 год. «Производство» блогеров в азиатских странах было быстро поставлено на поток, и контролируется крупными компаниями.

США

Стремительный успех ждал блогинг и в США. За короткий срок авторы «кибердневников» стали восприниматься как медийные лица, наравне с телеведущими и актерами. В 2019 году исследование The Harris Poll показало, что треть американских детей в возрасте от 8 до 12 лет мечтают стать именно блогерами.

Европа

С таким же пиететом блогеры воспринимаются в европейских странах. За счет того, что здесь первыми лидерами мнений были серьезные специалисты, инфлюенсеры изначально стали считаться уважаемыми персонами. А «потесненные» блогерами СМИ начали следить за каждым их шагом. Иногда это приводит к курьезам. К примеру, когда один из самых известных блогеров – Pewdiepie – опубликовал пост о том, что хочет удалить аккаунт, об этом написали весьма серьезные издания. Позже выяснилось, что запись была шуткой.

Арабские страны

В арабских странах блогосфера начала развиваться позже, чем в остальном мире – сыграли роль и менталитет, и особенности уклада жизни. Первые лидеры мнений вещали в узком круге ниш. Позже их стало больше, добавились fashion и лайфстайл. Но по популярности блоги по-прежнему значительно уступают ТВ: местное население воспринимает творчество инфлюенсеров, как источник развлечения в выходной день, не более.

Россия

В России отношение к блогерам пока неоднозначное. Их влияние уже признано на государственном уровне: 1 августа 2014 года вступил в силу ФЗ «Об информации, информационных технологиях и о защите информации». Согласно закону, владельцы всех популярных сайтов и страниц с посещаемостью три тысячи пользователей в день обязаны зарегистрировать ресурс и соблюдать такие же ограничения, как СМИ.

А вот население пока не определилось. Авторитет инфлюенсеров в РФ начал расти в 2016 году, их стали воспринимать, как звезд кино, эстрады и ТВ. За несколько лет десятки людей смогли сделать стремительную карьеру благодаря блогам.

Однако по данным ВЦИОМ с началом пандемии отношение к лидерам мнений в России приобрело негативный оттенок – более 60% граждан РФ в 2020 году заявили, что инфлюенсеры ведут блог только ради денег, «накручивают» подписчиков. 6% назвали их «бездельниками». Упало и доверие к блогерам: в 2019 году купить что-либо по рекомендации крупного инфлюенсера были готовы 60% его подписчиков. В 2021 – лишь 42%. Отчасти это вина самих российских лидеров мнений – многие использовали недобросовестные и агрессивные методы продвижения, выжигающие аудиторию.

Однако после блокировки ряда соцсетей в РФ ситуация в сфере начала меняться: из нее уходят люди без экспертизы, не несущие подписчикам пользу, пришедшие за «длинным рублем». Высока вероятность, что вскоре это должно позитивно сказаться на отношении российской аудитории к блогингу, и подстегнуть его качественное и количественное развитие.

Читайте также:

Расскажите коллегам:
Комментарии
Researcher, Москва

Прелесть "работы" блоггера в том, что трафик и паства подписчиков легко конвертируются в деньги.

Во-вторых, это удаленная работа, которую можно делать откуда угодно и когда угодно. Главное наличие интересного контента и Музы.

Главной предпосылкой для того, чтобы стать блоггером является конечно не просто желание, а способность генерировать (или адаптировать чужой) контент. Контент должен быть свежим, так как высокоцитируемым является именно он. А цитирование -- это ниточки Ариадны по которым к вам сбегаются подписчики. И он должен быть интересным, вирусным (чтобы им охотно делились) и играть на струнах души подписчиков, чтобы под каждым вашим постом выстраивались многотысячные треды комментариев и триллионы лайков.

Люди без экспертизы никуда не уходят и не уйдут никогда, так как их в блоггинге 95%. Даже если вы просто будете постить котегов каждый день -- вы соберете подписку и сможете зарабатывать. Хотя бы рекламой салонов красоты для животных.
Даже если будет просто писать каждый день что черное это белое или постить фотки своей еды -- вы сможете набрать аудиторию, которая будет апплодировать вам стоя.

Главный вопрос -- чего вы сами хотите? Что вам самим интересно? Насколько вас штырит то, чем вы делитесь?

И да, мир делится на тех кто пишет "блоггер" с удвоенной г, и на тех, кто пишет с одной.

Аналитик, Москва

Явление безусловно интересное. 
Но вот на что хотел бы обратить внимание. Так и не прижились, на мой взгляд, корпоративные блоги. Я пытался вести блог в одном из банков, чтоб держать людей в курсе внедрения одной важной системы. Потом была попытка создать серьёзный блог в одной из чисто айтишных компаний. Интереса - ноль. Допускаю, что это моя личная вина, но я не видел нигде развитый  корпоративный блог. Руководству это неинтересно. А ведь для удалёнки это было бы просто прекрасно. И вешают всё общение или на почту, или в лучшем случае в мессенджеры.

Researcher, Москва
Анатолий Курочкин пишет:

Явление безусловно интересное. 
Но вот на что хотел бы обратить внимание. Так и не прижились, на мой взгляд, корпоративные блоги. Я пытался вести блог в одном из банков, чтоб держать людей в курсе внедрения одной важной системы. Потом была попытка создать серьёзный блог в одной из чисто айтишных компаний. Интереса - ноль. Допускаю, что это моя личная вина, но я не видел нигде развитый  корпоративный блог. Руководству это неинтересно. А ведь для удалёнки это было бы просто прекрасно. И вешают всё общение или на почту, или в лучшем случае в мессенджеры.

На LinkedIn интересные корпоративные блоги.
Но лонгриды там никто не пишет -- концепция подачи контента сильно поменялась за минувшие 10 лет. Буквально 2-3-4 абзаца по сути и картинка, или видео, или ссылка на лонгрид.

И есть еще один нюанс. Подписчики или потребители контента хуже воспринимают безликий блог, если он не ассоциирован с личностью, имеющей отношение к проекту, компании, или корпоративному блогу.
Если даже вы просто показываете или упоминаете в публикациях людей компании -- это уже работает лучше. Но еще лучше -- когда пишете от своего имени о корпоративных проектах.

Менеджер по закупкам, Москва

Всего 6% назвали бездельниками? надо же, какой деликатный народ у нас))

IT-менеджер, Украина

Мой коммент будет очень "contra".

Инфлюенсеры..? Ну не уверен. Если отделить профессиональных журналистов и ученых из этой среды, то в сухом остатке будет недоразумение. Для меня блогер это человек поверхностно разбирающийся в тех вопросах, о которых он пытается вещать, непрофессионал, зачастую занимающийся самолюбованием, и, да, бесполезный бездельник, желающий срубить бабла без особого напряжения. Для таких в старину было специальное слово - графоман. Отсюда весь этот попсовый "говноконтент" которым просто усеяны соцсети и видеохостинги. Действительно и слово-то какое подходящее, такое с ноткой брезгливости - "контент", оно очень хорошо отличается от журналистского репортажа или научной передачи.  На кого он может влиять этот инфлюенсер - да только на себе подобных почитателей, потребителей этого "продукта". К счастью для них система ЕГЭ их наплодила весьма избыточно.

Что касается их успеха, о котором тут пишут, то не надо нам лапшу накидывать. За каждым блогером стоит своя корпорация будь то Гугл или Фейсбук. И продвижение идеи массовости вещания, доступности каждому стать "интернет"-звездой" это часть стратегии продвижения самой сети - идите к нам, у нас вот что есть, у нас вот какие "титаны" пописывают и ты  так сможешь, покупайте наших слонов!

Я абсолютно убежден, что это явление также исчезнет как и появилось, как только или отменят его монетизацию или сами корпорации решат, что все жители планеты уже в их сетях и дальнейшее продвижение бессмысленно/затратно и опять же отменят одним нажатием  кнопкой этот "шлак". Потому-что блоги не на единой платформе соцсетей/ мессенджеров/видеохостингов не массовые. А вот наука и журналистика всегда будут.

Аналитик, Москва
Роман Петренко пишет:

Мой коммент будет очень "contra".

Инфлюенсеры..? Ну не уверен. Если отделить профессиональных журналистов и ученых из этой среды, то в сухом остатке будет недоразумение.

...

А вот наука и журналистика всегда будут.

Вы во многом, на мой взгляд, правы. Это одна из причин и того, что нет корпоративных блогеров. 

Глава филиала, регион. директор, Новосибирск
Роман Петренко пишет:
Я абсолютно убежден, что это явление также исчезнет как и появилось, как только или отменят его монетизацию или сами корпорации решат, что все жители планеты уже в их сетях и дальнейшее продвижение бессмысленно/затратно и опять же отменят одним нажатием  кнопкой этот "шлак".

Роман, позвольте не разделить вашу точку зрения.

Во-первых, очевидна страсть одних людей подглядывать за тем, как живут другие и встречная страсть иных людей выставлять свою жизнь напоказ. Они нашли друг друга и могут существовать без денежных подпиток.

Во-вторых, интернет позволили людям найти сообщества по любым интересам, и блоги один из таких инструментов, вокруг которых объединяются. Такие сообщества весьма живучи.

В-третьих, как уж говорилось автором, людям приятно видеть "своих" таких как они, видеть что они не одиноки и могут испытывать сходные проблемы (разводы, любовные переживания, болезни, праздники и т.д.). Это имеет большой психологический поддерживающий в жизни эффект.

Так что, при наличии технической возможности данное явление может длиться сколь угодно долго.

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург

Но главная причина доверия к блогерам – ощущение «сопричастности».

Не, просто "мировой разум" на земле - это величина постоянная. Но население постоянно растет!

Нач. отдела, зам. руководителя, Санкт-Петербург
Анатолий Курочкин пишет:
..но я не видел нигде развитый  корпоративный блог. Руководству это неинтересно. А ведь для удалёнки это было бы просто прекрасно.

И при всем этом, каждый коуч, психолог, кто рассказывает о том, как компании пережить кризис (трудные времена и пр), всегда на первое место ставят информирование людей о том, что происходит в компании. 

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что влияет на продуктивность сотрудников

Качество офиса заняло четвертое место по степени влияния, при этом именно им недовольно больше всего опрошенных.

Названы лауреаты «Премии Рунета 2024»

Награды вручались в нескольких номинациях, охватывающих госпроекты, СМИ, экономику и бизнес, науку и технологии, а также культурные и социальные инициативы.

В Индии компания уволила всех сотрудников, испытывавших стресс

Так компания решила избавиться от стресса в команде. Под сокращение подпали более 100 человек.

Большинство россиян предпочтут 13-ю зарплату новогодним корпоративам

Четверть россиян относятся к корпоративным развлечениям негативно.