7 инноваций ритейла, претендующих на прорыв

Алла Викторова, специально для Executive.ru

Розничная торговля меняется стремительно. Сам процесс купли-продажи приобретает новые формы. И все за счет внедрения новых технологий и решений. Что нового появилось за последний год? Какие тренды наметились на рынке? В каком направлении развиваются крупнейшие торговые компании мира?

Вот семь важных новостей ритейла, которые вы могли пропустить.

1. Магазины без касс проникают в реальность

Похоже, можно сказать традиционным очередям на кассе «прощай». Теперь для того, чтобы попасть в магазин, требуется активировать специальное приложение, затем с его помощью самостоятельно просканировать товары и… просто пойти домой. Все остальное за вас сделают датчики движения и система распознавания лиц. Подобный проект первым запустила американская компания Amazon. Затем магазины без касс (и соответственно кассиров) открылись в Шанхае. Сейчас формат берет на вооружение китайское подразделение Auchan. Скорее всего, в серию такие магазины пойдут именно в Китае, так как в стране уже вовсю внедряются общественные системы безопасности на базе видеокамер.

2. Продавцами-консультантами становятся роботы

Искусственный интеллект все чаще используется ритейлерами для создания персональных рекомендаций. Причем подобные решения реализуются как в мобильных приложениях продавцов, так и непосредственно в торговых залах. Роботы (программы, а не андроиды) могут поддерживать беседу о продукте, оценивать фотографии (например, определять цветотип), а также давать консультации на уровне профессиональных стилистов и дизайнеров. На данный момент активными пользователями таких технологий являются продавцы косметики и товаров для дома. Широкий ассортимент, сложность «примерки» и оценки товаров – идеальные вводные для подключения А.Т.

3. Магазины из камня и бетона уступают место временным конструкциям

По всему миру начинают появляться pop-up магазины. Они открываются на срок от нескольких недель до нескольких месяцев и позволяют брендам решать сразу несколько важных задач. В том числе, промотировать новые товары, снижать затраты на аренду, тестировать спрос на товары и т.п. Причем pop-up решения применяют не только ритейлеры и не только в сфере торговли. Так, например. Журнал Marie Claire открыл pop-up магазин в Нью-Йорке, а Amazon запустил pop-up бар в Токио. Формат приживается и на российской почве, правда пока в основном силами иностранных компаний.

4. E-commerce все еще далек от того, чтобы победить традиционную розницу

Интернет-революция, о которой так долго говорили пару лет назад, не свершилась. Традиционная розница и пой сей день очень сильна. Как показало одно из недавних исследований, число магазинов от года к году только растет даже в таких развитых странах, как США. Особого успеха добиваются дискаунтеры и продавцы товаров массового спроса. А тяжелее всего приходится сегменту fashion.

Онлайн-торговля заняла довольно ощутимые позиции в ряде категорий (как, например, электроника), однако на некоторых рынках ее доля более чем скромна (например, продовольственные товары). И последние опросы потребителей по всему миру показывают: люди не готовы отказываться от старого - доброго офлайн-шопинга. Причем молодые покупатели (представители так называемого поколения Z) любят офлайн-магазины даже больше миллениалов. Однако у отечественного e-commerce пока еще просто огромный потенциал для роста. Согласно недавнему исследованию, у российских интернет-магазинов в два раза меньше покупателей, чем у европейских. Так, в нашей стране только 23% населения покупает товары онлайн, тогда как средним показателем по Европе является 55%. Однако разброс велик: от 12% в Румынии до 70% в Великобритании и Дании.

5. Омниканальность становится нормой жизни

Представить современного ритейлера, не имеющего собственного интернет-магазина, довольно трудно. И потребитель активно требует шопинга без ограничений во времени и пространстве. Так, согласно одному исследованию, за 2016 год половина американцев хотя бы один раз воспользовались сервисом «закажи онлайн – забери онлайн». Причем 40% из тех, кто явился за заказом в магазин, в процессе визита купили что-то еще. Чем не повод задуматься? Больше цифр тут.

6. Россияне все активнее покупают товары под собственными торговыми марками сетей

Рост продаж товаров под private label превышает рост продовольственного рынка в два раза. Такие данные озвучила компания Nielsen. Причем, по мнению аналитиков компании, данная ситуация связана не только с падением реальных доходов населения, но и повышением качества и расширением ассортимента товаров, продающихся под марками сетей. К тому же это вполне в русле европейских трендов, где private label занимает значимое место уже несколько десятилетий. Сотрудники газеты «Коммерсант», опросившие представителей крупнейших торговых сетей России, выяснили, что все они планируют повышение доли СТМ в обороте как минимум до 20%.

7. Ритейлеры стараются идти в ногу со временем, но иногда просто отпугивают потребителей

Одно из недавних исследований показало, что потребители в буквальном смысле опасаются некоторых новых технологий. Причем самой устрашающей из них было признано распознавание лиц, благодаря которому ритейлер может узнать о человеке все, едва он переступил порог магазина. А вот самой приятной для потребителей оказалась технология, позволяющая совершать покупки голосом, которую наиболее активно и успешно продвигает компания Amazon.


Интересуетесь ритейлером? Хотите знать больше и всегда быть в курсе важных новостей? Тогда подписывайтесь на дайджест Trade Marketing Tools. В каждом выпуске – шесть самых важных новостей из жизни ритейла, советы практикующих маркетологов, свежие исследования от крупнейших аналитических компаний мира, описание новейших технологий и практик их внедрения ведущими компаниями. Новая рассылка совсем скоро. Не пропустите!

Подписаться на дайджест Trade Marketing Tools

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Трейдер, Санкт-Петербург

Алла Викторова пишет:

6. Россияне все активнее покупают товары под собственными торговыми марками сетей

Рост продаж товаров под private label превышает рост продовольственного рынка в два раза. Такие данныеозвучила компания Nielsen. Причем, по мнению аналитиков компании, данная ситуация связана не только с падением реальных доходов населения, но и повышением качества и расширением ассортимента товаров, продающихся под марками сетей.

Хочу уточнить а кто определил "повышение качества"? С моей точки зрения, при нынешней ситуации, в этом нет необходимости. Люди обнищали и покупают что дешевле. Сетям нужна низкая цена, производитель давая низкую цену экономит на составе. Откуда возьмётся качество и для чего? За состав отвечает производитель и если, допустим, в сливочном масле СТМ не найдут не грамма животного ЖИРА, то претензии будут к производителю. Репутационные риски в нашей стране стоят на самом последнем месте, ИМХО.

Консультант, Москва
...повышением качества и расширением ассортимента товаров, продающихся под марками сетей.
Хочу уточнить а кто определил "повышение качества"? С моей точки зрения, при нынешней ситуации, в этом нет необходимости.

Считаю, что аналитики правы. Ваши сомнения тоже понятны, но все зависит от доверия к той или иной сети. В Ашане я с большим удовольствием покупаю товары СТМ, например, семечки, сухофрукты, вареники, соки, алкоголь и т.д. При этом цена для меня не играет принципиальной роли. А стабильное качество лично для себя объясняю 1. высокой оборачиваемостью (СТМ быстрее разбирают, в т.ч. из-за приоритетной выкладки ) и 2. пристальным контролем со стороны закупщиков (на кону репутация всей сети, а не отдельного завода-производителя).

Иван Титов +2555 Иван Титов Член совета директоров, Москва

"3. Магазины из камня и бетона уступают место временным конструкциям

По всему миру начинают появляться pop-up магазины. Они открываются на срок от нескольких недель до нескольких месяцев и позволяют брендам решать сразу несколько важных задач. В том числе, промотировать новые товары, снижать затраты на аренду, тестировать спрос на товары и т.п. Причем pop-up решения применяют не только ритейлеры и не только в сфере торговли. Так, например. Журнал Marie Claire открыл pop-up магазин в Нью-Йорке, а Amazon запустил pop-up бар в Токио. Формат приживается и на российской почве, правда пока в основном силами иностранных компаний."


Не уверен, что этот формат только-только приживается на российской почве. Временные ларьки (на колесах), палатки, временные павильоны (в т.ч. у выходов метро, остановках общественного транспорта, подземных переходах) - это не новость для отечественного бизнеса и воплощена в реалиях давным-давно повсеместно на всей территории РФ )))

Аmazon и Marie Claire и иже с ними только до этого додумались )))))))

Трейдер, Санкт-Петербург
Алексей Попов пишет:
Считаю, что аналитики правы

Я написал свою субъективную точку зрения, Вы свою. А аналитики должны были дать информацию на основания анализа. Согласны? Поэтому мне любопытно как они это определили? Что-то я не видел и не слышал чтобы товары СТМ сдавали в лаборатории и было определено повышение качества. Автор статьи на самом деле ссылается на опубликованную статью Nelson на РБК 4 февраля 2016 года. "Об улучшении качества заявила треть опрашиваемых респондентов" . Если это и было, то респонденты могли заявлять о своих ощущениях, а не о качестве. И ещё. В этой же статье было указано, что 40% россиян не готовы покупать товары СТМ, в тех категориях, где имеет значение качество продукта.

Вы перечислили товары которые имеют одно и то же качество, что под своей маркой, что под СТМ. За исключением вареников и соков. Как Вы определили повышение качества этих продуктов? По вкусу? Увы это не критерий качества.

Алексей, Вы верите в то, что сети вкладывают деньги в репутацию? Они представляют производителю место на полках. Товары СТМ выпускаются производителем, победившем в конкурсе и давшем минимальную цену.

Консультант, Москва
Андрей Кочанов пишет:
Алексей, Вы верите в то, что сети вкладывают деньги в репутацию?

Андрей, в части СТМ верю. Верю, что выкупают у заводика согласованный объем и продают от своего имени на свой страх и риск, самостоятельно занимаясь маркетингом и мерчандайзингом. А вот в то, что, как Вы пишете, производителю СТМ "предоставляют место на полках", не верю. Но я не специалист в ритейле, поэтому я могу заблуждаться.

Трейдер, Санкт-Петербург
Алексей Попов пишет:
Андрей Кочанов пишет:
Алексей, Вы верите в то, что сети вкладывают деньги в репутацию?
Андрей, в части СТМ верю. Верю, что выкупают у заводика согласованный объем и продают от своего имени на свой страх и риск, самостоятельно занимаясь маркетингом и мерчандайзингом. А вот в то, что, как Вы пишете, производителю СТМ "предоставляют место на полках", не верю. Но я не специалист в ритейле, поэтому я могу заблуждаться.

Алексей, спасибо за ответ. Но Вы не ответили - как Вы определили улучшения качества?

А вот "на свой страх и риск" сети закупают товар под СТМ, а за качество этого товара юридически отвечает производитель. А производитель чтобы выиграть должен дать минимальную цену (я об этом писал). Выводы делайте сами.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Эрнст Мальцев
  На это просто напрашивается цитата из повести Хольма ван Зайчика "Дело жадного варвара" (комм...
Все дискуссии
HR-новости
Исследование: что доводит сотрудников до выгорания

Большинство респондентов регулярно испытывают нехватку ресурсов, сталкиваются с размытыми задачами, переработками, а также ощущают давление негласных корпоративных правил.

Большинство россиян считают работу в креативной индустрии привлекательной

76% хотели бы попробовать себя в роли креативного продюсера, при этом у половины из них нет четкого представления, чем занимается этот специалист.

Средние зарплаты в отрасли туризма и гостеприимства выросли на 52% за год

Рост внутреннего туризма стимулирует спрос на кадры, а конкуренция за них меняет подходы работодателей.