7 инноваций ритейла, претендующих на прорыв

Алла Викторова, специально для Executive.ru

Розничная торговля меняется стремительно. Сам процесс купли-продажи приобретает новые формы. И все за счет внедрения новых технологий и решений. Что нового появилось за последний год? Какие тренды наметились на рынке? В каком направлении развиваются крупнейшие торговые компании мира?

Вот семь важных новостей ритейла, которые вы могли пропустить.

1. Магазины без касс проникают в реальность

Похоже, можно сказать традиционным очередям на кассе «прощай». Теперь для того, чтобы попасть в магазин, требуется активировать специальное приложение, затем с его помощью самостоятельно просканировать товары и… просто пойти домой. Все остальное за вас сделают датчики движения и система распознавания лиц. Подобный проект первым запустила американская компания Amazon. Затем магазины без касс (и соответственно кассиров) открылись в Шанхае. Сейчас формат берет на вооружение китайское подразделение Auchan. Скорее всего, в серию такие магазины пойдут именно в Китае, так как в стране уже вовсю внедряются общественные системы безопасности на базе видеокамер.

2. Продавцами-консультантами становятся роботы

Искусственный интеллект все чаще используется ритейлерами для создания персональных рекомендаций. Причем подобные решения реализуются как в мобильных приложениях продавцов, так и непосредственно в торговых залах. Роботы (программы, а не андроиды) могут поддерживать беседу о продукте, оценивать фотографии (например, определять цветотип), а также давать консультации на уровне профессиональных стилистов и дизайнеров. На данный момент активными пользователями таких технологий являются продавцы косметики и товаров для дома. Широкий ассортимент, сложность «примерки» и оценки товаров – идеальные вводные для подключения А.Т.

3. Магазины из камня и бетона уступают место временным конструкциям

По всему миру начинают появляться pop-up магазины. Они открываются на срок от нескольких недель до нескольких месяцев и позволяют брендам решать сразу несколько важных задач. В том числе, промотировать новые товары, снижать затраты на аренду, тестировать спрос на товары и т.п. Причем pop-up решения применяют не только ритейлеры и не только в сфере торговли. Так, например. Журнал Marie Claire открыл pop-up магазин в Нью-Йорке, а Amazon запустил pop-up бар в Токио. Формат приживается и на российской почве, правда пока в основном силами иностранных компаний.

4. E-commerce все еще далек от того, чтобы победить традиционную розницу

Интернет-революция, о которой так долго говорили пару лет назад, не свершилась. Традиционная розница и пой сей день очень сильна. Как показало одно из недавних исследований, число магазинов от года к году только растет даже в таких развитых странах, как США. Особого успеха добиваются дискаунтеры и продавцы товаров массового спроса. А тяжелее всего приходится сегменту fashion.

Онлайн-торговля заняла довольно ощутимые позиции в ряде категорий (как, например, электроника), однако на некоторых рынках ее доля более чем скромна (например, продовольственные товары). И последние опросы потребителей по всему миру показывают: люди не готовы отказываться от старого - доброго офлайн-шопинга. Причем молодые покупатели (представители так называемого поколения Z) любят офлайн-магазины даже больше миллениалов. Однако у отечественного e-commerce пока еще просто огромный потенциал для роста. Согласно недавнему исследованию, у российских интернет-магазинов в два раза меньше покупателей, чем у европейских. Так, в нашей стране только 23% населения покупает товары онлайн, тогда как средним показателем по Европе является 55%. Однако разброс велик: от 12% в Румынии до 70% в Великобритании и Дании.

5. Омниканальность становится нормой жизни

Представить современного ритейлера, не имеющего собственного интернет-магазина, довольно трудно. И потребитель активно требует шопинга без ограничений во времени и пространстве. Так, согласно одному исследованию, за 2016 год половина американцев хотя бы один раз воспользовались сервисом «закажи онлайн – забери онлайн». Причем 40% из тех, кто явился за заказом в магазин, в процессе визита купили что-то еще. Чем не повод задуматься? Больше цифр тут.

6. Россияне все активнее покупают товары под собственными торговыми марками сетей

Рост продаж товаров под private label превышает рост продовольственного рынка в два раза. Такие данные озвучила компания Nielsen. Причем, по мнению аналитиков компании, данная ситуация связана не только с падением реальных доходов населения, но и повышением качества и расширением ассортимента товаров, продающихся под марками сетей. К тому же это вполне в русле европейских трендов, где private label занимает значимое место уже несколько десятилетий. Сотрудники газеты «Коммерсант», опросившие представителей крупнейших торговых сетей России, выяснили, что все они планируют повышение доли СТМ в обороте как минимум до 20%.

7. Ритейлеры стараются идти в ногу со временем, но иногда просто отпугивают потребителей

Одно из недавних исследований показало, что потребители в буквальном смысле опасаются некоторых новых технологий. Причем самой устрашающей из них было признано распознавание лиц, благодаря которому ритейлер может узнать о человеке все, едва он переступил порог магазина. А вот самой приятной для потребителей оказалась технология, позволяющая совершать покупки голосом, которую наиболее активно и успешно продвигает компания Amazon.


Интересуетесь ритейлером? Хотите знать больше и всегда быть в курсе важных новостей? Тогда подписывайтесь на дайджест Trade Marketing Tools. В каждом выпуске – шесть самых важных новостей из жизни ритейла, советы практикующих маркетологов, свежие исследования от крупнейших аналитических компаний мира, описание новейших технологий и практик их внедрения ведущими компаниями. Новая рассылка совсем скоро. Не пропустите!

Подписаться на дайджест Trade Marketing Tools

Партнерский материал

Расскажите коллегам:
Комментарии
Трейдер, Санкт-Петербург

Алла Викторова пишет:

6. Россияне все активнее покупают товары под собственными торговыми марками сетей

Рост продаж товаров под private label превышает рост продовольственного рынка в два раза. Такие данныеозвучила компания Nielsen. Причем, по мнению аналитиков компании, данная ситуация связана не только с падением реальных доходов населения, но и повышением качества и расширением ассортимента товаров, продающихся под марками сетей.

Хочу уточнить а кто определил "повышение качества"? С моей точки зрения, при нынешней ситуации, в этом нет необходимости. Люди обнищали и покупают что дешевле. Сетям нужна низкая цена, производитель давая низкую цену экономит на составе. Откуда возьмётся качество и для чего? За состав отвечает производитель и если, допустим, в сливочном масле СТМ не найдут не грамма животного ЖИРА, то претензии будут к производителю. Репутационные риски в нашей стране стоят на самом последнем месте, ИМХО.

Консультант, Москва
...повышением качества и расширением ассортимента товаров, продающихся под марками сетей.
Хочу уточнить а кто определил "повышение качества"? С моей точки зрения, при нынешней ситуации, в этом нет необходимости.

Считаю, что аналитики правы. Ваши сомнения тоже понятны, но все зависит от доверия к той или иной сети. В Ашане я с большим удовольствием покупаю товары СТМ, например, семечки, сухофрукты, вареники, соки, алкоголь и т.д. При этом цена для меня не играет принципиальной роли. А стабильное качество лично для себя объясняю 1. высокой оборачиваемостью (СТМ быстрее разбирают, в т.ч. из-за приоритетной выкладки ) и 2. пристальным контролем со стороны закупщиков (на кону репутация всей сети, а не отдельного завода-производителя).

Иван Титов +2555 Иван Титов Член совета директоров, Москва

"3. Магазины из камня и бетона уступают место временным конструкциям

По всему миру начинают появляться pop-up магазины. Они открываются на срок от нескольких недель до нескольких месяцев и позволяют брендам решать сразу несколько важных задач. В том числе, промотировать новые товары, снижать затраты на аренду, тестировать спрос на товары и т.п. Причем pop-up решения применяют не только ритейлеры и не только в сфере торговли. Так, например. Журнал Marie Claire открыл pop-up магазин в Нью-Йорке, а Amazon запустил pop-up бар в Токио. Формат приживается и на российской почве, правда пока в основном силами иностранных компаний."


Не уверен, что этот формат только-только приживается на российской почве. Временные ларьки (на колесах), палатки, временные павильоны (в т.ч. у выходов метро, остановках общественного транспорта, подземных переходах) - это не новость для отечественного бизнеса и воплощена в реалиях давным-давно повсеместно на всей территории РФ )))

Аmazon и Marie Claire и иже с ними только до этого додумались )))))))

Трейдер, Санкт-Петербург
Алексей Попов пишет:
Считаю, что аналитики правы

Я написал свою субъективную точку зрения, Вы свою. А аналитики должны были дать информацию на основания анализа. Согласны? Поэтому мне любопытно как они это определили? Что-то я не видел и не слышал чтобы товары СТМ сдавали в лаборатории и было определено повышение качества. Автор статьи на самом деле ссылается на опубликованную статью Nelson на РБК 4 февраля 2016 года. "Об улучшении качества заявила треть опрашиваемых респондентов" . Если это и было, то респонденты могли заявлять о своих ощущениях, а не о качестве. И ещё. В этой же статье было указано, что 40% россиян не готовы покупать товары СТМ, в тех категориях, где имеет значение качество продукта.

Вы перечислили товары которые имеют одно и то же качество, что под своей маркой, что под СТМ. За исключением вареников и соков. Как Вы определили повышение качества этих продуктов? По вкусу? Увы это не критерий качества.

Алексей, Вы верите в то, что сети вкладывают деньги в репутацию? Они представляют производителю место на полках. Товары СТМ выпускаются производителем, победившем в конкурсе и давшем минимальную цену.

Консультант, Москва
Андрей Кочанов пишет:
Алексей, Вы верите в то, что сети вкладывают деньги в репутацию?

Андрей, в части СТМ верю. Верю, что выкупают у заводика согласованный объем и продают от своего имени на свой страх и риск, самостоятельно занимаясь маркетингом и мерчандайзингом. А вот в то, что, как Вы пишете, производителю СТМ "предоставляют место на полках", не верю. Но я не специалист в ритейле, поэтому я могу заблуждаться.

Трейдер, Санкт-Петербург
Алексей Попов пишет:
Андрей Кочанов пишет:
Алексей, Вы верите в то, что сети вкладывают деньги в репутацию?
Андрей, в части СТМ верю. Верю, что выкупают у заводика согласованный объем и продают от своего имени на свой страх и риск, самостоятельно занимаясь маркетингом и мерчандайзингом. А вот в то, что, как Вы пишете, производителю СТМ "предоставляют место на полках", не верю. Но я не специалист в ритейле, поэтому я могу заблуждаться.

Алексей, спасибо за ответ. Но Вы не ответили - как Вы определили улучшения качества?

А вот "на свой страх и риск" сети закупают товар под СТМ, а за качество этого товара юридически отвечает производитель. А производитель чтобы выиграть должен дать минимальную цену (я об этом писал). Выводы делайте сами.

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
3
Евгений Равич
Конечно. Иначе просто не могло быть. После появления книгопечатания очень многое изменилось. Но ...
Все дискуссии
HR-новости
Cпрос на сотрудников в гостинично-ресторанном бизнесе вырос на 60%

Зарплатные предложения для новых кадров выросли на 23% по сравнению с зимой прошлого года.

«Вкусвилл» запустил роботов для перевозки товаров в распределительных центрах

До конца 2024 года компания планирует роботизировать 30% операций, связанных с перемещением грузов из зоны приемки в зону хранения.

«Яндекс Еда» начала работать в Бишкеке

Киргизия стала шестой страной СНГ, где доступен сервис — после России, Казахстана, Беларуси, Армении и Узбекистана.

Более 40% наемных сотрудников не могут позволить себе больничный на работе

Свыше трети опрошенных отметили, что из-за проблем со здоровьем им отказывали в повышении.