Почему российский маркетинг живет в каменном веке?

Многие маркетологи в нашей стране привыкли работать по-российски, а получать по-европейски. Однако транжирить бюджеты и не отвечать за результат больше не получится. Кризис, обнаживший истинное положение дел в экономике и болевые точки компаний, заставит «паркетных» экспертов взяться за ум и засучить рукава. Это больно. Но трудности – обязательное условие для оздоровления маркетинговой сферы, необходимость в котором назрела давно.

О том, что сегодня мешает российским маркетологам работать по-старому, а также новых трендах и инструментах в интервью Executive.ru рассказал сооснователь сервиса автоматизации маркетинга Mindbox Иван Боровиков.

Executive.ru: В кризис покупатели затягивают пояса. Денег все меньше, на еду уходит львиная доля доходов. Покупательская способность падает. Каким компаниям из-за этого сейчас особенно плохо?

Иван Боровиков: Не могу сказать, что я досконально изучаю продажи наших клиентов. Но в целом могу констатировать, что в разных компаниях дела сегодня идут по-разному. Действительно, есть сообщения, что покупатели существенно ужались в расходах, тратят и покупают меньше, поэтому у многих сетей дела идут плохо. А вот у продавцов мебели все хорошо. Я недавно общался с несколькими крупными продавцами и производителями – спрос на диваны и столы растет даже в кризис. Всплеск покупательской активности объясняется тем, что люди начинают обставлять мебелью квартиры, купленные еще в тучные годы. Квартиру с мебелью, как известно, и продать проще, и сдать в аренду шансы повышаются. По собственным прогнозам мебельщиков, кризис накроет их в следующем году, когда придется зарабатывать уже не на волне спроса на новую мебель, а на замене уже существующей.

В fashion-индустрии противоречивые тенденции. Есть сетки, которые продолжают расти. Другие сети изменения пока не почувствовали, а есть и такие, кому действительно нехорошо. Рынок сейчас фрагментирован, и говорить о том, что волна кризиса накрыла всех, нельзя. Наша компания, например, выросла в четыре раза.

Executive.ru: Как работает Mindbox? Это единая платформа по работе с клиентами, которая предоставляет компаниям-клиентам удаленный доступ к уже готовой базе данных или же они с вашей помощью составляют собственную?

И.Б.: Никакую информацию и базы данных мы не продаем. Об этом не может быть и речи. Начну немного издалека. Когда у компании много денег, ей по большому счету все равно, как работает ее маркетинг. Маркетологам выделили бюджет, они сгененировали какие-то идеи и продажи, цифры в итоге более-менее сошлись, ну и бог с ним. Так в «жирные» годы работали многие. Никто не вдавался в детали – не изучал, откуда берутся клиенты и почему они уходят, не выстраивал оптимальный канал коммуникаций с покупателями, не генерировал эффективную программу лояльности. Сейчас настроения на рынке поменялись. Компании поняли, что к деньгам нужно относиться внимательно. Поэтому они стараются правильно считать деньги и если понимают, что финансы тратятся впустую, прилагают усилия, чтобы залатать «брешь». Компании пытаются строить эффективный маркетинг – такой маркетинг базируется на эффективных каналах коммуникации с клиентом и максимально персонифицирован. Объясню на примере. У меня есть определенная сумма денег. Я могу потратить ее на огромный баннер, растянутый на всю улицу, и получить какие-то продажи, или могу значительно сэкономить, построив коммуникацию со своими покупателями через электронную почту, и заработать больше. Разница в тратах на баннер и анализ клиентуры будет стократной!

Маркетинг сегодня перестает быть промедийным. Он фокусируется именно на выявлении и построении эффективных каналов коммуникации с клиентами, на том, чтобы подогнать свое сообщение под конкретного человека и доставить его в удобной форме и в удобное время. Инструментов очень много – могут быть это акции на сайте, e-mail, sms, сообщения в Whatsup, push-сообщения, персональные скидки, предложения в стиле «2+1». Мы помогаем компаниям понять, какой из приемов будет наиболее эффективен в их конкретном случае и предоставляем им маркетинговый инструментарий «в одном окне».

Executive.ru: Почему вас называют ритейл-шпионами? То, чем вы занимаетесь, легально?

И.Б.: То, чем мы занимаемся, конечно, нельзя назвать шпионажем. Этим грешат в первую очередь DMP-системы и платформы. Тем не менее, чтобы эффективно использовать инструменты, которые я назвал, нам нужно максимальное количество информации о покупателе. И аккумулируется она вполне легально. Самое сложное – научиться распознавать клиента в тех точках, где он взаимодействует с компанией – call-центре, сайте, магазине, сайте, мобильном приложении – и фиксировать все эти точки в истории клиента. В результате получается некий портрет каждого клиента и строится так называемая маркетинговая гипотеза – выдвигаются определенные клиентские предложения, которые потом проверяются на практике.

Например, есть сто тысяч девушек, которые в этом году купили серебристые туфли. Логично предположить, что большинство из них будет носить их только один сезон. Напрашивается предположение, что хотя бы половина дам захочет купить что-то похожее в следующий раз. Задачу можно решить двумя путями – объявить по ТВ о новой коллекции серебряных туфель и получить определенное количество покупательниц или же сформулировать предложение от компании и отправить его по разным каналам. Самое простое – рассылка с информацией о том, что туфли, которые девушка купила у нас в прошлом году, есть и сегодня, и приглашение их приобрести. Если клиентка не реагирует, добавляем сообщение о том, что серебристые туфли закончатся уже через неделю и так далее. Здесь работают принципы agile – работать быстро, пробовать различные инструменты, пока не найдешь наиболее эффективный. Цель – маленький, простой и быстрый результат здесь и сейчас. Сегодня весь маркетинг становится таким – не медийным и неповоротливым, который про «покрытие ЦА», а юрким, точечным, – про конкретного человека и работу именно с ним.

Executive.ru: Как покупатели попадают в эту базу? Они ведь не дают такого разрешения. Допустим, человек раз в неделю покупает в супермаркете один и тот же сыр. Кто и как следит за его покупками и пристрастиями?

И.Б.: Если у покупателя нет карты лояльности той или иной сети, то тогда информации о нем действительно будет ничтожно мало. И в этом случае мы видим не человека, а чек. А вот если при покупке клиент воспользовался своей картой лояльности, то тогда картина мира и история его покупок в этой конкретной сети вырисовывается более чем отчетливо. Благодаря анкете, которую покупатель заполняет при получении карты лояльности, о нем известно многое – возраст, пол, дата рождения, количество детей и так далее. Эту информацию вкупе с потребительскими пристрастиями можно обрабатывать и анализировать.

Вообще весь смысл этих карточных программ лояльности не в том, чтобы дать человеку скидку или подарить баллы. Они нужны для того, чтобы начинать «видеть» клиентов. Но практически никто из ритейлеров этого не осознает и не понимает! Все думают, что раздача карточек с пятипроцентной скидкой обеспечит истинную лояльность покупателей. Ничего подобного! Ты лишь получаешь необходимые для построения этой лояльности данные. И если ты с ними ничего не делаешь, то ни о какой лояльности не может быть и речи.

Executive.ru: С трудом верится, что даже пятипроцентная скидка не служит стимулом вернуться в магазин еще раз. Тем более в кризис…

И.Б.: Количество людей, которые меняют свое поведение благодаря таким микроскопическим скидкам, ничтожно мало. Скидку вообще можно назвать бессилием маркетинга. Это самый последний инструмент, который пускают в ход только тогда, когда все остальные приемы неэффективны. Делать скидку основным приемом просто дико.

Помню один интересный пилотный проект, где в большом магазине проанализировали поведение покупателей, которым предложили скидку. Выяснилось, что только 20% покупателей, возможно, сделали покупку благодаря предложенной скидке. И то не факт, потому что могли сыграть роль и другие стимулы. Выяснить предельно точно главный мотивирующий фактор здесь не представляется возможным. 80% посетителей магазина на предложенную выгоду не прореагировали вообще!

Executive.ru: На чем в таком случае базируется маркетинг истинной лояльности, если не на очевидной сиюминутной выгоде?

И.Б.: Маркетинг лояльности строится на двух фундаментах. Первое – это инвестиции в получение контактов людей и превращение «чеков» в «живых» покупателей. Второе – работа с этими «живыми» клиентами. Первый пункт выполняют практически все, но никто не понимает, зачем действительно это нужно. Второй шаг не делает вообще никто.

Executive.ru: Каковы основные принципы работы с покупателями в кризис? Как сохранить лояльность клиента в условиях, когда он отказывается от многих привычных покупок и экономит?

И.Б.: В таких условиях неправильно видеть своей задачей сохранение покупательской способности на прежнем уровне. Есть такое понятие как отток. Допустим, раньше человек ходил в мой магазин за более дорогими продуктами, а теперь стал ходить в другой за более дешевыми. Но продукты попроще у меня тоже есть. И я получаю отток, потому что не донес это до ушедшего клиента. Лояльность в этой ситуации должна работать на сокращение оттока.

Если мы говорим о снижении спроса на фоне кризиса, то один из действенных инструментов – не пропаганда следующей покупки, а выделение по ряду критериев сегмента людей, которые потенциально могут уйти, и целенаправленная работа с этими покупателями. Традиционные способы привлечения клиентов здесь уже не помогут. Конечно, можно обклеить баннерами с рекламой вашего магазина весь район, но покупатель все равно не придет к вам, если не знает, что у вас есть более дешевые товары. Так что единственный вариант – это выделить отдельную группу потенциальных «перебежчиков» и протестировать на ней разные приемы привлечения и удержания.

В один из предыдущих кризисов у нас был очень любопытный кейс с одной из табачных компаний. Внезапно выяснилось, что клиенты, всегда курившие сигареты за 80 рублей, теперь могут позволить себе дымить папиросами вдвое дешевле. Это привело к тому, что курильщики массово стали скатываться с дорогих сигарет на более дешевые. Что сделали табачники? Они осознанно сделали так называемый down trade. Они выделили людей, которые отказались от покупки дорогих сигарет, и предложили им свои же, но менее дорогие. И это сработало – отток сократился в разы, была сэкономлена масса денег.

Executive.ru: Логично предположить, что в базах компаний хранятся данные о всех россиянах, совершающих покупки и попадающих в статистику? Есть точные цифры?

И.Б.: На ресурсах наших компаний-клиентов мы «видим» порядка 20 миллионов человек. Наша база не централизованная, и данные компаний не перемешиваются.

Executive.ru: Как обычный человек может почувствовать, что его «видят», за ним наблюдают и с ним работают?

И.Б.: Такой человек получает рассылки, e-mail, sms, приглашения поучаствовать в акции и так далее. Проблема в том, что подавляющее большинство компаний работают с этими данными по принципу медийной рекламы – о, у нас есть данные клиентов, будем всем подряд рассылать рекламу. Вопиющая некомпетентность маркетологов зашкаливает. Например, компания тратит деньги на то, чтобы получить e-mail своих подписчиков, а потом начинает бомбить их спамом с таким усердием, что клиент уже на третьем письме отказывается от подписки.

Executive.ru: Почему так мало интересных оригинальных e-mail-рассылок, которые хочется открыть и ознакомиться?

И.Б.: Дело в том, что подавляющее большинство российских маркетологов вышло из медийной среды. Именно поэтому они работают такими «бронебойными» методами – «медийными» способами работы, которые для «покрытия ЦА» используются в каналах, предназначенных больше для точечной коммуникации. Но благодаря кризису работа с клиентом медленно, но верно будет становиться более точечной и персонифицированной, что не может не радовать.

Executive.ru: Каков главный фактор роста профессиональных компетенций маркетологов – кризис или же эволюция маркетинга?

И.Б.: Здесь играют роль оба фактора.

Executive.ru: Как компания может понять, что пора менять свою маркетинговую стратегию?

И.Б.: Как я уже сказал, не существует волшебных способов, помогающих понять, что нужно покупателям. Здесь работают только тесты на маленьких группах. Как понять, хорошо ли все с маркетингом компании или же так себе? Спросите у маркетолога – сколько таких крошечных тестов он сделал за последний месяц? Как правило, нисколько. Это значит, что маркетинг в компании не работает. Кроме того, можно попросить показать отчет по ежемесячной выручке от e-mail-рассылок и ее динамику. Скорее всего, с этим тоже будут проблемы. Также важен сам формат, в котором маркетинг отчитывается о своих достижениях. Если перед вами отчет, данные которого нельзя никак проверить, – это тоже признак того, что все плохо. Проведите три таких теста и смело ставьте диагноз.

Executive.ru: Как в кризис работать маркетингу в случае, если компания сокращает маркетинговые расходы?

И.Б.: Хороший маркетинг поднимает продажи. Вы когда-нибудь встречали собственника компании, который бы возмущался, что у него слишком много продаж и их количество нужно срочно уменьшить? Это нонсенс и самоубийство. А вот если компания сокращает расходы на маркетинг, это признак того, что он работает плохо, и топ-менеджмент не видит его результаты. Задача маркетинга – понимать бизнес и генерировать идеи, которые будут приносить деньги. Но таких специалистов можно пересчитать по пальцам. Вся остальная масса занимается непонятно чем. На этом рынке до сих пор царит каменный век.

Executive.ru: Вам не кажется странным, что при наличии большого количества университетов, бизнес-школ, книг и кейсов, маркетологи в России ничего не умеют?

И.Б.: Специфика рынка на данный момент такова, что на конференциях бегает много людей с микрофонами, которые дают бестолковые абстрактные советы. Таких персонажей особенно любят крупные компании – они с радостью берут к себе на работу этих «попугаев» с пачкой курсов в анамнезе, а толку от них никакого.

Хороший маркетолог постоянно строит гипотезы и проверяет, на чем стоит фокусироваться и копать глубже, а какие предположения внимания не заслуживают, ну, и, конечно, получает обратную связь в виде результата. Многие оффлайновые компании, выросшие еще из лихих 1990-х годов, понимают истинное положение дел и роль своих маркетологов только сегодня. И для них это настоящая революция. Изменения в таких организациях происходят медленно и больно, однако они необходимы.

Был один интересный кейс. В одной компании, делавшей sms-рассылку клиентам, решили подсчитать реальную прибыль от этого канала. Выяснилось, что от их поистине искрометных посланий, которые они настойчиво упаковывали в 70 символов, дохода было меньше, чем стоили сами сообщения! Мы решили провести эксперимент. Разделили получателей рассылки на три группы и разослали им sms с разными вариантами персонализации. В одной из этих групп конверсия оказалась очень хорошей. При этом стоимость рассылки была даже меньше изначальной. Топы были в шоке. Казалось бы, бери готовый работающий инструмент и вперед! Однако в компании ничего не поменялось! Как слали 70-значный спам в стиле «вырви глаз», так и продолжают это делать.

При этом организаций, которые кардинально меняют свои маркетинговые стратегии, предостаточно. Однако тенденция только набирает обороты. Я думаю, что и «спамеры», о которых я только что рассказал, тоже через какое-то время придут к необходимости сбросить «старую кожу». Видимо, они потеряли еще недостаточно денег.

Executive.ru: Что в маркетинге, на ваш взгляд, сложнее всего?

И.Б.: Одна из самых больших проблем в маркетинге – ты никогда не знаешь, что сработает, а что – нет. Поэтому проводишь массу экспериментов, надеясь, что какой-то из них будет успешен. Другого пути больше не будет, и это нужно принять.

Executive.ru: Чем нынешний кризис отличается от предыдущих?

И.Б.: Рынок сложный и инертный, рано или поздно подожмет всех. Этот кризис отличается от других тем, что теперь все понимают – лучше уже не будет и в этих реалиях придется жить долго. В этот раз звезды сошлись в одной точке – и кризис, и подогрев рынка, и осознание того, что отката назад в светлое будущее не случится. Отсюда понимание, что придется работать по-настоящему. Мы больше не будем трудиться по-российски, а получать по-европейски. Кто-то погибнет, а выжившие спасутся за счет эффективных точечных изменений.

Однажды мне удалось пообщаться с бренд-менеджером одной крупной FMCG-компании. Дело было как раз в период «легких» денег. Компания планировала провести традиционное для марки новогоднее промо. Месяца четыре я предлагал различные варианты проведения этой компании, а мой собеседник вежливо, но настойчиво «сливал» все предложения. Наконец, я не вытерпел и спросил, что вообще происходит?! Ответ был потрясающим: зачем ему пахать полтора месяца, чтобы поднять продажи на каких-то полтора процента, если можно просто слить бюджет в телевизор? Да, это даст всего лишь временный всплеск в полпроцента, ну и что? Зато можно спокойно сидеть и ничего не делать. Компания все равно ничего не заметит. Так что спасибо, не надо. А вот сегодня все начинают шевелиться. Так что главная новость – хорошая. Наступило время эффективных перемен.

Иллюстрация предоставлена проектом Mindbox

Расскажите коллегам:
Комментарии
Татьяна Соколова Татьяна Соколова Директор по развитию, Москва

Отлично!!!

А то как почитаешь как ведёт дискуссии, напр., г-н Репьев - волосы дыбом встают от его резкости. Написать сто лет назад книгу и говорить, что влияешь на практику разве правильно? И ещё удивляют другие гуру маркетинга, черпающие "Методики" из переводных книг.

Которые также были написаны во "Времена очаковские и покоренья Крыма".

Прошу прощения за прямоту, но маркетинг - это же не только "Общение с клиентом" или уже надоевший SWOT, GAP - теоретический анализ...

Накопилась уже некая УСТАЛОСТЬ от только устных консультантов в маркетинге... Подсадят вот так на принудительную рассылку. Думаешь: "Вау! Хотя бы кто-то практикой занимается!" А тебе как придёт допотопный файлик неструктурированного Exel из 3х школьных столбиков...

Всем Профессионализма и постоянных Личных инноваций!

PS А давно ли вы, господа маркетологи, регитрировали Новый метод или Технику?! Ведь кризис! И компаниям остро-необходима не теория, а внедренчеcкая помощь!

ЗАБУДЬТЕ про 4P наконец-то! маркетинг - это Аналайзер-аппарат:-)




Директор по рекламе, Москва
Татьяна Соколова пишет:
некая УСТАЛОСТЬ

вот ещё )

усталость)

рынок так устроен, пока спрос растет управленческий персонал брендов растет, во время роста им нужно чтобы все было престижно и ударно, чем отчитаться

когда спрос начинает падать им уже не до ясной логики моделей, им нужно срочно что то впихивать в коммуникации а в истерике их представление о реальности сильно страдает

еще огромное количество собственников - люди с собственной фантазией и им не до моделей, они тщательно проверяют уважают ли окружающие их собственное видение ситуации (на предоставлении такого уважения живет половина рынка агентств)

чтобы позволили сделать логичную ясную и эффективную модель нужно работать в потоке от 100 крупных клиентов в год и из них раз в два года кто нибудь действительно согласится строить нормальную модель если у него кризис и есть общие знакомые чуть ли не родня

а Вы говорите усталость)

Руководитель проекта, Екатеринбург

В интервью говорится: "Скидку вообще можно назвать бессилием маркетинга. Это самый последний инструмент, который пускают в ход только тогда, когда все остальные приемы неэффективны. Делать скидку основным приемом просто дико." - расскажите об этом торговым сетям, особенно иностранным. :)

"Помню один интересный пилотный проект, где в большом магазине проанализировали поведение покупателей, которым предложили скидку. Выяснилось, что только 20% покупателей, возможно, сделали покупку благодаря предложенной скидке. И то не факт, потому что могли сыграть роль и другие стимулы. Выяснить предельно точно главный мотивирующий фактор здесь не представляется возможным." - для владельца магазина 20% покупательский прирост (или отсутствие 20% падения) это "мелочь" конечно. Особенно в условиях кризиса.

Мне кажется в интервью за множеством умных слов и постоянных посылов на тему "все бездельники - один я молодец", скрывается то же самое желание освоить маркетинговый бюджет, особо ни за что не отвечая. ))))

Директор по рекламе, Москва
Алексей Коськин пишет:
на тему "все бездельники - один я молодец", скрывается то же самое желание освоить маркетинговый бюджет

скорее нет

это неизбывная тоска об идеале - рационализме клиентов, которым вроде бы должна быть нужна результативность, но они иррациональны и уверены в своей иррациональности, на эту клиентскую тему кстати давали шнобеля по психологии за эффект Даннига - Крюгера (шнобель шнобелем а эффект имеет место быть)

Нач. отдела, зам. руководителя, Москва
""В один из предыдущих кризисов у нас был очень любопытный кейс с одной из табачных компаний. Внезапно выяснилось, что клиенты, всегда курившие сигареты за 80 рублей, теперь могут позволить себе дымить папиросами вдвое дешевле""


Надо бы усилить любопытство и узнать разницу между сигаретами и папиросами

Владимир Зонзов +10253 Владимир Зонзов Директор по производству, Украина

.>>> Почему российский маркетинг живет в каменном веке?

Потому что, околомаркетинговые писуны (и особенно основатели сервиса автоматизации маркетинга) – камнеголовые.

Партнер, Москва

Иван, спасибо за статью. Поставил Вам плюсик. Вашу статью положу в копилочку про инструменты выстраивания отношений. Особенное спасибо за цитату:

"... с радостью берут к себе на работу этих «попугаев» с пачкой курсов в АНАМНЕЗЕ, а толку от них никакого".

Это точно, многие курсы - это массовый гипноз Кашпировского/Чумака по телевизору, погружющий в полуобморчное состояния, "учат" и "учатся" не приходя в сознание.

Партнер, Москва
Владимир Зонзов пишет:
Потому что, околомаркетинговые писуны (и особенно основатели сервиса автоматизации маркетинга) – камнеголовые.
Владимир, как-то, Вы признали, что не всегда, сохраняете этику дискуссии, и опять "гав" [1] . Вы умный , мудрый человек... давайте быть добрее, а если, что не понравилось конкретное, то раскройте... разверните смыслы. А если, Вы развернете свои смыслы под лозунгом "Не критикую, а улучшай" (Рассел Акофф)[2], то вообще прекрасно.

[1] - "Гав" - Если в пылу дискуссии, беседы в кают-компании, морской офицер допускал некорректное, не тактичное и т.п. высказывание, то ему мягко на это указывали: "Вы допустили Гав" (Леонид Соболев, "Капитальный ремонт").

[2] - Принцип работы в проектных командах Акоффа, занимающихся Идеализированным проектированием будущего открытых социальных систем разного масштаба, на пример, при проекте "Париж - умный город".

Оставлять комментарии могут только зарегистрированные пользователи
Статью прочитали
Обсуждение статей
Все комментарии
Дискуссии
Олег Катасонов
Похоже на манипуляции сознанием вассалов. Вообще похоже, что от настоящего буддизьма ничего не о...
Все дискуссии
HR-новости
Каждый второй HR-специалист использует ИИ в подборе персонала

Искусственный интеллект берет на себя рутинные задачи и освобождает время на творческие.

Microsoft уволит тысячи сотрудников и инвестирует в ИИ

Это уже второе масштабное сокращение в 2025 году: в мае компания сократила 6 тыс. позиций.

Кадровый резерв в России сократился на 13% за год

Наибольшее количество незанятых трудовых ресурсов сосредоточено в Дагестане, наименьшее – в Санкт-Петербурге.